Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
    01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

НЕОФАШИЗМ И ДЕГРАДАЦИЯ ОБЩЕСТВА

НЕОФАШИЗМ И ДЕГРАДАЦИЯ ОБЩЕСТВА Говоря о человеческой цивилизации, как об институте развития проектного разума и его вторичных продуктов (технических устройств, инфраструктуры), мы обязаны и обречены сказать: качество проекта неразрывно связано с качеством разума. Нелепо предполагать, будто слабый и тёмный разум, близкий к животному, произведёт из себя сложный и блестящий проект. Такого никогда не было, да и не может быть. Слабея и угасая, человеческий разум обречён терять как техническую, так и социально-правовую разумность.

На смену им, что тоже очевидно не только логически, но и в ощущениях – приходит то, что было до них (возвращаясь). А именно: силовое безумие. Технически-развитое мышление, сталкиваясь с трагедией недоступности необходимого – проектирует производство этого необходимого продукта.

Социально-развитое мышление – проектирует системы справедливого распределения всего необходимого, основываясь на обобщённых, универсальных правах человека[1]. (Кстати говоря, вступающих в непримиримое противоречие с либеральными свободами[2]).

Так формируется «тело» прогресса - расширенное воспроизводство и справедливое распределение недостающих благ. При этом важно отметить первичность духовного развития, и вторичность материального: качество продукта зависит от качества проектирования, а качество проектирования – от умственного развития людей.

Иначе говоря, вначале развивается разум, развиваясь – он успешно проектирует производство (как средства, так и отношения), а хорошо продуманное производство даёт в итоге изобилие материальных благ (в марксизме это было перевёрнуто с ног на голову).

Но что произойдёт с обществом, если его умственное развитие, в широкой массе носителей разума, пойдёт вспять? Нетрудно догадаться, что такому (духовно деградирующему) обществу станет не под силу обслуживать, и уж тем более совершенствовать сложные, требующие большого ума и компетентности, технологические цепочки материального снабжения.

Тогда вместо материально-технического прогресса, вторично за умственной деградацией, наступит материально-технический регресс. При ослаблении социальной составляющей человека – усиливается роль и значение его биологической составляющей. На практике это вытеснение технической и социальной разумности силовым безумием.

+++

Силовое безумие (иррациональный произвол, хохочущее насилие), с точки зрения исторической, значительно старше технической и социальной разумности. С точки зрения грубого иррационального насилия всё разумное – молодо до неприличия.

Зверские практики бытовали миллионы лет. Они не могут создать или поддерживать цивилизацию, не могут обеспечить прогресса, но они в своей тавтологии (кто выживет, тот и выживет, что будет, то и будет) – можно сказать, дьявольски устойчивы. Зверские практики не только самое примитивное, что можно придумать, но и самое простое (что, в общем-то, одно и то же – примитивное и простое).

В отличие от технической и социальной разумности зоологический произвол не требует от человека специальной подготовки, он понятен без учебников и учебных курсов. Для осуществления зоологического насилия не нужно знать ничего сверх того, что знают звери. Регуляция инстинктами – в отличии от регуляции разумом – врождённая, от природы изначально дана живому организму.

Поскольку техническая и социальная разумность в человеческой истории – нечто сверхновое, то при любом повреждении воспитательной ткани социума моментально возрождаются практики силового безумия. Можно сказать – они ждут своего часа, ждут в засаде – когда Разум ошибётся. Тут же и выпрыгивают…

+++

Деградация нашего общества, а особенно молодёжи – приводит к очень печальному, но закономерному в условиях деградации явлению: росту популярности неофашизма и неонацизма. Почему?

Причина на поверхности.

По своей корневой сути, фашизм есть философия силового отбора, для животного единственно-понятная из всех философий. Если человек (а особенно молодой человек) сталкивается с очевидностью нехватки каких-то необходимых благ (что особенно остро переживается в молодости) – то такое положение обделённого изгоя – одинаково возмущает и Разум и зоологические инстинкты.

В капиталистической реальности человек (а особенно молодой) видит, что ему не дают жить, и кто-то живёт вместо него, всё забирает себе, а ему, изгою, ничего не оставляет. Капиталистическая реальность предлагает подавляющему большинству людей «смиренно» отречься от жизни и всех её радостей, красот, удобств. И не просто так – а в пользу какого-то чужого негодяя, предоставив ему взамен себя наслаждаться всеми дарами жизни!

Понятно, что против такого положения вещей восстают и разумная и подсознательная природа человека. Нужно преодолеть изгойство, обделённость, но как?

Разум даёт на это один ответ, зоологические инстинкты – другой. И чем менее человек умственно развит, тем более он прислушивается к врождённым инстинктам «зверя в себе».

Как преодолеть нищету, обделённость, изгойство? Умственно-неразвитому человеку представляется единственный путь: взять палку и вышибить необходимые ему блага у кого-то. Фашизм и нацизм в этом смысле отличаются только тем, что фашизм больше специализируется на внутреннем терроре, а нацизм – на международном.

Но суть одна: примкнуть к какой-то банде, которая тебе кажется успешной, принять участие в её охоте (с точки зрения зоологической банда есть стая), и по итогам охоты урвать лично себе что-то от поверженной жертвы. Либеральный фашизм направляет боевиков-штурмовиков бить бастующих рабочих или «левых» журналистов, а гитлеризм – посылал их грабить другие народы, в точности скопировав этим стратегию О.Кромвеля[3] и британского колониализма, тесно связанного с британским тред-юнионизмом.

+++

Разумеется, волчий путь фашизма несовместим с цивилизацией, и не может обеспечить прогресса – ни научного, ни культурного. У цивилизации более сложный путь, который даёт великолепные плоды, награды за цивилизованность – но при одном условии! Чтобы идти путём цивилизации – нужно быть достаточно культурным, достаточно умственно развитым.

Чтобы заниматься чем-то кроме разбоя и зоологического силового произвола - нужно держать в голове сложные схемы, понимать, откуда блага берутся, как соотносится их распределение с обобщёнными правами человека, как системно, для всех, а не за счёт грабежа другого человека, решить проблемы собственной обделённости, обездоленности, изгойства.

То есть разумность, как техническая, так и социальная – требует определённого уровня развития интеллекта, вне которого становится невозможной. Социальный дегенерат отталкивает сложные идеи не потому, что он их отрицает, опровергает, а просто потому, что он не в состоянии их понять, осмыслить.

Человек создан, в первую очередь развитием абстрактного мышления (способностями к обобщениям и систематизации) – но это не значит, что развитое абстрактное мышление гарантировано любому, кто родился человеком биологически.

+++

Всякая разумность (рациональность) как в производстве, так и в распределении благ не могут существовать в отрыве от общего развития мышления и правосознания. Это обобщение технической практики в адекватные теории и обобщение идеи человека, уравнивающее в правах «я» и «не-я».

Если мы успешно обобщаем идеи – то мы знаем, как производить всё нам необходимое в нужных количествах, и знаем, что такое справедливость, суть которой в уважительном отношении к другим и критическом – к себе.

Но мы же не рождаемся с развитым мышлением, это долгий и сложный процесс – передача наследия цивилизации от поколения к поколению. Если этот процесс по каким-то причинам сорван – возникает «естественный» недоумок и социальный дегенерат.

Он, перефразируя афоризм об искусстве – «любит не цивилизацию в себе, а себя в цивилизации». Отчего наследие Коллективного Разума (величайшее достояние цивилизации) он не только не хранит, но и наоборот – активно утилизирует, распыляет, выменивает на разовые подачки и мелочные текущие удобства, капризы, на право реализовывать какие-то патологии собственной личности.

Наша цивилизация – искусственна. Это мир искусственных вещей, которые сами по себе, в зоологическом хаосе естества, никогда бы не возникли. Поддерживать нашу цивилизацию могут только люди, достаточно для такого умственно развитые.

+++

А если они умственно развиты недостаточно? Не дотягивают до уровня воспроизводства наследия предков (не говоря уж о пополнении наследия собственными достижениями)?

Тогда и случаются «перестройка» или «майданы».

Недоразвитость активиста таких деструктивных процессов – надёжная броня от любого конструктивного аргумента. Недоразвитый, умственно-отсталый человек не то, что не хочет, а попросту не может, не в состоянии сложно мыслить, и многое удерживать в «оперативной памяти». Как только предел его понимания пройден – его голова выталкивает «искусственные конструкты», непостижимые ему сложности, составляющие основу сохранения человеческой цивилизации.

Современная же буржуазность в тлетворности своего гниения, порождает не просто невежд, но, к тому же, невежд, гордящихся своим невежеством, полагающих его своим достоинством и признаком своей особой «свободы».

-Чего мы не хотим, того мы, «свободные люди», и не делаем! Не хотим учиться – не учимся, не хотим работать – не работаем, не хотим служить в армии – не служим! А вы, рабы – учитесь за нас, работайте для нас, защищайте нас и в «награду» получайте от нас упрёк за ваше «рабское сознание».

+++

Всякий понимает, что уметь включать телевизор, и стать телемастером разные вещи. И это касается любого из благ цивилизации: пользоваться любым из благ на порядок проще, чем его ремонтировать при поломке или вообще создать «с ноля».

Одно дело рассматривать человека, как творца и производителя, и совсем другое - только как пользователя и потребителя. Потребительская деволюция в современном мире в том и заключается, что потребитель требует готового блага, не желая вникать в проблемы производства: «это не мои проблемы»! Мне – вынь да положь, а откуда взял – мне не интересно.

Под влиянием потребительской деволюции множатся в современном населении хищники, чьи потребительские требования никак не согласуются с их вкладом в производство. Эти хищники, которые не синтезируют, а расчленяют цивилизацию – активно используют социальных дегенератов, то есть толпы потребителей, не только потерявших связь с производственной реальностью, но даже и способность восстановить эту связь.

+++

Было бы упрощённым толковать силовое безумие только как голое право силы. Главную роль тут играет не столько сила, сколько слепая случайность (кто к кому и как подкрался, кому что выпало, под руку подвернулось и т.п.). Ведь речь идёт не о боксе на ринге по правилам, а о схватке без правил и судейства, слепой сваре, не соблюдающей никаких обобщённых принципов.

Если нет развитого абстрактного мышления – то откуда же взяться обобщающим принципам, нормам, законам, единым стандартам проектирования, и т.п.?!

Если человек одновременно обделённый и тупой – то жить обделённым он не хочет, а найти разумный выход из своей недоли – не может. Он достаточно человек, чтобы тяготиться своей второсортностью и презренной ролью в капиталистическом обществе, но он недостаточно человек, чтобы сделать широкие обобщения и понять сложные теории.

Не желая быть рабом, и не умея обобщённо осудить рабства, такой человек приходит к единственному выходу: силой, в драке, прорываться в рабовладельцы. То есть, как мы сказали выше – брать палку и идти выколачивать то, что тебе нужно, из всех, кто подвернётся.

Если вам нужна формула нацистского штурмовика – то вот она, в предельно очищенном от случайных накипей виде. Человек понимает собственное, личное унижение, но он не в состоянии понять обобщённых принципов справедливости. Сознание не развито, абстрактного мышления ему не хватает. А личное унижение преодолевается личной же вендеттой: «было ваше – стало наше».

+++

В пост-советской молодёжной среде нацистские и фашистские идеи стали стремительно набирать популярность. Почему? Да потому что искусственное оглупление человека (его «бузовизация») сошлись с естественным его унижением и неизбежно образующейся при ненасытном обогащении верхушки нищетой большинства людей.

Хочет ли буржуазия вырастить фашистов? Думаю, не вся и не везде. Часть буржуазии, по крайней мере, мечтала бы остановить свои антиобразовательные усилия на фигуре безыдейного дебила, «лакейского мяса» (оно же «пушечное») – который настолько тупой, что нисколько не тяготится своей второсортностью и ролью расходного материала.

Нетрудно увидеть, что именно в эту сторону направлены все потуги буржуазных «реформ образования», из оглупляемой и оглушаемой девиантными моделями поведения молодёжи хотят сделать полк Бузовых, а не полк «Азов».

Идеал «реформ образования» - предельно невежественный, и при этом добродушный потребитель. Который ничего не понимает, замкнут на личных удовольствиях, живёт собой «от смузи до смузи». Но подспудно, по объективным законам, дебилизация населения приводит к его нацификации.

Тупой потребитель добродушен – только пока потребляет. А как только он понял, что потреблять ему нечего, всё растащено из-под носа, он предсказуемо свирепеет. «Где моё смузи?!»

Генерация колоссальной по масштабам обиды, разочарования, агрессии отстаивания себя и собственной самости – у разумных, достаточно развитых людей порождает социалистические движения. Но если мы имеем дело с толпой умственных и нравственных калек – то системное решение проблемы им недоступно по объективной причине: ума не хватает.

Предлагать им прогрессивные модели – всё равно, что предлагать почитать книгу неграмотному. Умственному и нравственному калеке попросту негде разместить в себе техническую и социальную разумность, здраво-научную и нравственно-правовую адекватность.

Зато модель палки в руке, которой социальный дегенерат выколачивает из мира свои потребительские фантазии – более чем понятна, и легко «заходит» в тех, кто «никогда ничему не учился и всё перепутал».

- Вот есть блага. Они нужны мне. Но они у других людей. Пойду, других людей убью – все блага мои будут. А когда такие же, как я, и по той же причине придут меня убивать? Буду отбиваться! Дарвинизм, ёпт, естественный отбор, борьба за существование, не слыхали?

+++

Можно построить два графика: образовательного и духовного оскудения общества и роста популярности фашистских идей. И сразу будет видно: чем разума меньше осталось, тем популярность фашистских подходов выше.

Если человек думает только о себе, лишён способности к широким обобщениям – то ему недоступны ни широкие горизонты пространства, ни широкие горизонты времени, ни прочие дары Коллективного Разума (такие, как понимание причин и следствий, например).

Человек живёт «здесь и сейчас». Он хочет материальных благ – и полон решимости их лично для себя вышибить. Откуда они берутся – он не знает и знать не хочет. Куда пропадают для общества – тоже. Он обошёлся бы без насилия – если бы ему их дали без насилия. Но, разумеется, без насилия ему их никто не даст. А потому он очень агрессивен, намерен полностью выложиться в схватке у кормушки социал-дарвинизма.

Ему не сама война нужна, ему нужно стащить всю Вселенную, и время, и пространство, и человечество – как одеяло, на себя. Оказаться в центре, а там, хоть трава не расти – или погибнуть: тоже решение проблемы обездоленности. Мертвецу ведь ничего не нужно будет!

+++

Эгоцентризм рассматривает других людей через призму их полезности и бесполезности. При этом:

1) признанные им бесполезными вообще ему не нужны (что чревато геноцидом),

2) а признанные им полезными протаскиваются через «оптимизацию» расходов на них (что чревато «железным законом обнищания»).

Вообразите, что у вас в каменном зиндане сидят два программиста-виртуоза. А вам, самодержавному хану, двух не нужно, вполне одного достаточно. Поэтому одного морят. С другим же работают на понижение. Если не давать ему воды – сколько часов он продержится, отказываясь выполнять производственное задание?

Понятна не только трагедия «ненужных» людей при локализме захватившего власть клана, но и трагедия «нужных». «Нужных» начнут ужимать по принципу, давно озвученному в рекламе: «а если нет разницы – то зачем платить больше?».

Если вы не признаёте обобщённых, универсальных прав человека, а признаёте только потребность в работниках, то есть огромное количество «патентованных» средств заставить работника работать год от года всё дешевле и дешевле.

Но для признания универсальных прав человека (моих, равных не моим) – требуется значительное развития абстрактного мышления, выхода из био-субъектной конкретики. Без абстрактного мышления невозможно понять разницы между «мне хорошо» и «всем хорошо», между «сейчас, в данную минуту хорошо» - и «вообще хорошо».

Человек попадает в капкан кратковременных эгоистичных удовольствий, замыкается в этой локации, неспособен вывести причинно-следственную связь между ними и грядущими, даже величайшими, бедствиями. Нет абстрактного мышления – не купишь, да и пересаживать его хирургически ещё не научились!

Потому эгоцентризм именно через принцип личного текущего самоублажения неизбежно приходит к геноциду «лишних» для него людей и чудовищному разорению, обнищанию нужных ему, но служебных, подчинённых ему, людей.

+++

Так возникает мир «трёх зол» - разнузданного и безобразного произвола верхов, бесправия и нищеты «середняков» и переходящей в мор нищеты низов, к которым все, кто повыше, относятся с убийственным равнодушием.

Наивно искать причин такого положения в «классовой структуре общества». Главная причина (в том числе и формирования классов-антагонистов):

1) Недоразвитие абстрактного мышления у критически-значимой массы представителей общества

2) Зоологизм (естественная, врождённая матрица) сознания (как верхов, так и низов)

3) Локализм[4], как базовая платформа психической деятельности.

Все три перечисленных деструктивных фактора – вменённо-врождённые, они не воспитываются, а напротив, сами собой возникают при недостатке воспитания, отражают его недостаточность. Никто не учит (специально) недоразвитого быть недоразвитым, зверя зверем, а локалиста замыкаться на узости локальных вопросов его биологической природы.

Отсутствие необходимых цивилизованному человеку качеств возникает само собой, «включается» автоматически – если необходимые качества не обретены.

+++

В определённом смысле фашизм – что особенно подчёркивается эклектикой его вычурных «идей», волочившихся за ним в истории хвостом кометы за ядром социал-дарвинизма – замена науки. Он оказывается тем мыслительным суррогатом, который заменяет науку у людей, по тем или иным причинам потерявшим способность к рациональному мышлению, эмпирическому анализу и духовному синтезу.

Решая вопрос обиды человека зоологическим путём – фашизм опирается на зоологические инстинкты, на миллионолетия силового безумия в нашем «андеграунде» - и в этом корни его силы, его живучести, особенно в молодёжной среде нисходящих, деградирующих обществ.

Если ты хочешь решить проблему и можешь её реально решить - то это путь науки. А вот если желание решить проблему осталось, а возможности утрачены, мозга на адекватное решение не хватает – тогда начинаются все эти «украинские дела», прыжки в вышиванках и массовые сожжения людей в Хатынях.

Обустроить жизнь обществу такой человек не в состоянии, потому что умственно не дорос до понимания общества в целом. Он видит только свои проблемы, пристраивается к тем, кто обещает их решить в обмен на грязную работу, занимается разбоем в надежде на долю в добыче разбойников.

И самое печальное, что такой спуск из либералов в фашисты для социального дегенерата – не столько его вина, сколько его беда. Им, как хомяком в период размножения, управляют определённые объективные законы, которых он не понимает, и они его туда сволакивают методом качения, методом скольжения, разными прочими эволюционными методами.

Начинается это сползание «перестройкой», а заканчивается «дивизией «Галичина». Сползающее под воздействием непостижимых ему векторов полуживотное и само не понимает – когда и как из борцов за демократию оно оказалось под свастикой в рядах карателей…

Поведение животных изучают и понимают зоологи – но ведь не сами же животные!

----------------------------------------------------------------

[1] Суть которых в том, что если есть человек – то есть и необходимый минимум предоставления ему благ. Тот минимум прав и благ, который получает каждый человек, за исключением, может быть, осуждённых преступников, чья вина считается доказанной.

[2] Право есть фиксация положения, однозначно предопределённое поведение, тогда как свобода – наоборот, отсутствие фиксации, множественность альтернатив в выборе поведения.

[3] «...английская республика при Кромвеле в сущности разбилась об Ирландию»,— писал Маркс. Армия переродилась, она превратилась в грабительски-колонизаторскую: солдатские массы, приобщившись к грабежу, были развращены захватнической политикой. Все это подрывало устои республиканского строя. Вместо борьбы с лордами за справедливость – бывшие демократы стали бороться со слабыми народами, чтобы их ограбить. Мол, так и мы будем сыты, и лорды целы!

[4] Локализм – термин в теории цивилизации, означающий замкнутость всех мыслей и вожделений человека в пределах его биологической особи, в локальных пределах времени и пространства её пребывания. Противопоставляется в теории цивилизации инфинитике, то есть мышлению, в котором приоритетны вечность и бесконечность, соблюдается приоритет большего над меньшим. Противопоставляя себя зоологической локации особи, инфинитика чаще всего связана с идеей Бога.

Александр Леонидов; 17 июня 2021

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Подписка

Поиск по сайту

  • Литературные новинки: "Числа" А. Леонидова

    Литературные новинки: "Числа" А. Леонидова Тому, кто уже знаком с творчеством нашего автора, будет небезынтересно прочитать его новое произведение - драматичное по сюжету, и философское по сути. Жанр его автор определил как "сентиментальный вестерн". Недавно книга выпущена в издательстве "День Литературы" в Москве. В книге мы встречаем прежнего Леонидова - человека, обеспокоенного судьбой цивилизации и человеческого Разума, но, вместе с тем, представляется, что автор "растёт", он говорит всё более ёмко и весомо, сочетает прошлые творческие успехи с совершенно новыми направлениями. "Вестернов" Леонидов доселе не писал, а суть эксперимента - посмотреть на русскую трагедию XXI века с неожиданной стороны, издалека, сопоставляя с заокеанскими реалиями. Книга получилась сложной, "просветительской", но, на наш взгляд - интересной для широкого круга читателей. Думающий человек не может не задаваться теми вопросами, которые, в меру своих сил, наш постоянный автор решает в своих "Числах"...

    Читать дальше
  • Дети, Крым, счастье, позитив...

    Дети, Крым, счастье, позитив... В нашей жизни очень много грустных новостей. И потому мы часто забываем, что кроме мрачной геополитики есть ещё и просто жизнь. Наши дети выходят в жизнь и занимаются творчеством, создают нехитрые истории о своём взрослении, создавая позитивные эмоции всякого, кто видит: жизнь продолжается! Канал без всякой политики, о замечательных и дружных детишках, об отдыхе в русском Крыму и не только - рекомендуется всем, кто устал от негатива и мечтает отдохнуть душой!

    Читать дальше
  • Геноцид армян: новая глава

    Геноцид армян: новая глава Карабахский конфликт - это одна из глав чёрной книги геноцида армян, которым с XIX века занимаются турки. В их понимании армяне "недобиты", и хотя армяне потеряли большинство своих земель, всё-таки небольшой анклав армян остаётся в турецком море Закавказья. Геноцид армян обрёл второе дыхание в годы "перестройки", в конце 1980-х, когда турки вырезали армян в ряде населённых пунктов, но снова не везде. Военное сопротивление побудило турок прекратить резню.

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения — Томас МАНН