Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

СУП, КОТОРЫЙ... НЕ СВАРИЛИ!

СУП, КОТОРЫЙ... НЕ СВАРИЛИ! Нужно понимать два вида лишенчества в мире людей. Первый вид, который на поверхности – лишенцам отказано в тех благах, которые есть в наличии. Мол, есть, да не про вашу честь! Отсюда вырастает у лишенцев во многом справедливая жажда раскулачивания – отобрать у богатых излишки и отдать их тем, кому они острее всего необходимы. Но есть второй, гораздо более важный вид лишенчества: блага не дают, потому что их просто… нет! Не то, чтобы их нельзя сделать – сделать-то можно, но никто этим не озаботился, и в итоге их не произвели…

Ведь блага – не только дети ресурсов. Они же ещё и продукт социальных отношений. Блага – производное не от потребностей, а от принятых властью решений. Потребности-то у нас безграничны. А блага – продукт отношения власти к нам.

Это всё проще пареной репы: если, например, не принять решения засеять поле в этом году, то в следующем году урожая не будет. Распределять урожай – справедливо или несправедливо – можно только когда он есть. А если его нет – то его никак и распределить нельзя. Ноль не делится.

Вот представьте себя остров, на котором 100 человек жителей и 1 правитель. Правитель говорит производителю – сделай-ка мне, голубчик 10 обедов! Больше одного я, конечно, не съем, но вдруг у меня фантазия возникнет нищих покормить или друзей собрать… 10 в самый раз будет…
Повар отвечает: Государь! У вас 100 жителей! Вы покушаете, ещё 9 человек с вами покушают… А остальные-то как?
-Да пошли они… ! – говорит правитель. – Я тебе оплачиваю (т.е. санкционирую от лица власти) 10 обедов. А больше не оплачиваю!
Если не сварить суп на 100 персон, то и не будет супа на 100 персон. Супа не будет даже в том случае, если имеются и мясо, и капуста, и морковка, и соль, и перец, и всё прочее – на 1000 человек.

Ведь наличие сырых овощей и сырого мяса не означает автоматическое появление борща. Продукты могут лежать замороженными в холодильнике. А могут сгнить за отсутствием употребления.

Но суп – не только наличие ингредиентов из рецепта. Суп – это ещё процесс приготовления.

+++

Никто не будет варить суп себе в убыток. Всякий, кто варит суп на 100 человек – ждёт от власти гербовых бумажек с подтверждением её санкции на такое дело. Если власть не закажет супа – то его и не сварят, несмотря на обилие овощей и мяса в кладовой.

Поэтому мы и говорим, что количество благ – отнюдь не константа, не постоянная величина. Оно связано с отношением власти к гражданам. Готова ли власть раздавать те блага, которые есть? Или она будет лежать на них собакой на сене?

Готова ли власть заказать те блага, которых нет, чтобы граждане их произвели (из выданных им ресурсов территории) сами для себя, и друг для друга?

Царь не шьёт сапог. Но он может дать людям денег, чтобы они пошли и купили себе сапоги у сапожника. Если люди идут к сапожнику за сапогами – у сапожника растёт производительность труда. Если не идут – сапожник сворачивает производство, ПЕРЕСТАЁТ ТАЧАТЬ САПОГИ. А пирожник, соответственно – печь пироги. А чего их печь-то, если кроме «спасибо» от их поедателей ничего не добьёшься?

Любому же производителю хочется не благодарности от голодранцев, а санкции от власти на доступ к благам и ресурсам территории.

Неинтересно строителю строить дома тем, кому они позарез нужны. Строителю интересно другое: чтобы ему за строительство заплатили.

А сколько может ему заплатить тот, кто сам ни от кого не получил оплаты труда?

Если ты ничего не продал – то ты ничего не можешь и купить. Если два человека без денег сойдутся с готовым товаром – они могут их обменять по бартеру, хоть это и неудобно. Но затевать производство НОВЫХ вещей в отсутствие платежеспособного спроса на них – верх безумия и бесхозяйственности!

Власть повелела – производитель начал делать – в итоге получилась определённое количество потребительских благ.

Можно заказать 10 обедов – а можно 100. Производитель сделает, сколько заказано. Не сразу (в обоих случаях) – имеется инерция преодоления. В ресторане – и то приходится ждать, пока блюдо приготовят. Но важно понять: не заказанное просто не будут производить. Не потому, что это технически невозможно, а потому, что это экономически разорительно.

+++

Штука в том, что производитель сам по себе производить блага не может. Ему или не из чего – или разорительно делать их самому по себе.

Чтобы понять этот важнейший аспект экономической науки – рассмотрим простейший пример, выращивание картофеля.

Производство картофеля зависит не только от погоды. Оно зависит от площади посевов, от техники и удобрений и т.п. Грубо говоря, можно засеять всё поле – а можно половину, четверть поля. Если нет сбыта - зачем больше?

Как связан картофелевод с властью? Ну, во-первых, его связь с властью заключается в том, что власть не отняла у него поле. А могла бы. Она же власть над территорией! А она не отняла. Бросила ему это поле, как кость собаке – мне, мол, без надобности, распоряжайся сам…

Допустим, картофелевод произвёл очень много картофеля. Никто у него картофель не купил, и большая часть урожая, чего сам не съел – сгнила. Означает ли это, что картофелевод просто не получил прибыли? Нет! Он получил колоссальные убытки от своего труда! Он всё лето работал, сжёг массу горючего, затратил массу удобрений, потерял массу времени, тратился на хранение… А урожай сгнил. Стал нолём, ничем.

Это означает, что картофелеводу НЕВЫГОДНО много производить. Ему невыгодна высокая производительность труда. Ему катастрофически вредна высокая отдача от деятельности. Ему – чтобы минимизировать убытки – нужно сеять и собирать в 10 раз меньше: ровно столько, сколько он сам съедает, потому что остальное – сгнивает…

Давайте искать корень проблемы! Не купили… Значит – не заплатили. А деньги – что такое? Это формализованная в условных знаках власть над территорией. То есть когда ваш труд не оплачен – власть не повелела вам производить то, что вы произвели. Власть не признала вас полезным (признание экономической полезности какой-либо деятельности – её оплата).

Поля власть у вас не отняла – а деятельность на поле полезной не признала. Выращивая много картофеля – вы самовольничали. И были за это наказаны убытком…

+++

То есть для активизации хозяйственной деятельности власть должна поощрять эту деятельность, а не ждать, пока она сама расцветёт под влиянием «экономических свобод». Если у вас полно продуктов в холодильнике – то это не значит, что под влиянием «экономических свобод» обед сварится сам собой. И уж тем более – что экономика сама собой встанет на ноги…

Вазген АВАГЯН, специально для ЭиМ.; 12 октября 2017

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • Дети, Крым, счастье, позитив...

    Дети, Крым, счастье, позитив... В нашей жизни очень много грустных новостей. И потому мы часто забываем, что кроме мрачной геополитики есть ещё и просто жизнь. Наши дети выходят в жизнь и занимаются творчеством, создают нехитрые истории о своём взрослении, создавая позитивные эмоции всякого, кто видит: жизнь продолжается! Канал без всякой политики, о замечательных и дружных детишках, об отдыхе в русском Крыму и не только - рекомендуется всем, кто устал от негатива и мечтает отдохнуть душой!

    Читать дальше
  • Геноцид армян: новая глава

    Геноцид армян: новая глава Карабахский конфликт - это одна из глав чёрной книги геноцида армян, которым с XIX века занимаются турки. В их понимании армяне "недобиты", и хотя армяне потеряли большинство своих земель, всё-таки небольшой анклав армян остаётся в турецком море Закавказья. Геноцид армян обрёл второе дыхание в годы "перестройки", в конце 1980-х, когда турки вырезали армян в ряде населённых пунктов, но снова не везде. Военное сопротивление побудило турок прекратить резню.

    Читать дальше
  • ​Самозамкнутость и Традиция

    ​Самозамкнутость и Традиция В детских книжках, которые я очень любил в детстве, поучительные картинки всегда изображали очень кучно и динозавров и электроны атома. В реальной жизни динозавры не смогли бы жить так близко друг от друга, а электрон далёк от ядра атома так же, как булавочная головка на последнем ряду гигантского стадиона была бы далека от теннисного мячика в центре стадиона. Но нарисовать так в книжке нельзя – потому рисуют кучно, сбивая масштабы. Та же беда случается всегда и с историей цивилизации. Оглядывая её ретроспективно, из неё сливают огромные пустоты разреженного протяжения, оставляя близко-близко друг от друга значимые факты духовного развития.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..