Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Логика, память, устойчивость - как необходимость

Логика, память, устойчивость - как необходимость ​Не только отдельно взятым алкоголикам для протрезвления, но и всему обществу, витающему в непроходящих галлюцинациях, сегодня нужно ЛПУ. Как вы понимаете, автор иронизирует над старомодной аббревиатурой – когда-то в ЛПУ[1] учили определённую публику «трезвому образу жизни». Но ирония иронией, а смысл нашего исследования – не в звуковых совпадениях. Главная проблема сегодня – в том, что широкими слоями общества утрачен другой ЛПУ: комплекс, лежащий в основе психического здоровья человека (если мы говорим о психиатрии) и общества (если мы говорим о социопатологии). Не стану держать интригу: ЛПУ в социопатологии – это «Логика, Память, Устойчивость». Если в мышлении человека отсутствует хотя бы один из этих элементов (а тем более, все три!) – то перед нами психически больной человек. А если элементы отсутствуют в коллективном мышлении значительных масс – тогда это что?! Загадка? Давайте разгадаем…

Что такое в истории человечества ЛПУ (Логика, Память, Устойчивость)? Это простое и очевидное признание необходимости неразрывно соединённых между собой последовательности, связности и непротиворечивости. Проще говоря, для того, чтобы остаться в цивилизации и в истории, вести цивилизованный образ жизни и обеспечивать прогресс социальных форм, у человека должны быть:

1) Мозги, чтобы составить программу действий, сформировать образ желаемого будущего;

2) Составить её так, чтобы программа отвечала требованиям исполнимости, была реалистичной.

3) Далее, у человека должна быть Память – чтобы он помнил, чего хотел, чего «заказывал власти» пять лет назад. А не память аквариумной рыбки, которая помнит не дальше 20 секунд…
4) Для поступательного и преемственного развития человеку нужна ещё и Устойчивость желаний, приоритетов, чтобы он желал того же самого, что и 5, 10 лет назад, а не прямо противоположного. Зачем осуществлять программы – если к плановым срокам их завершения они уже больше никому не нужны?

Любопытно отметить, что вся рать либеральных «коучеров» на тренингах за большие деньги, и в интернете – бесплатно, словно сговорившись, учит отдельно взятого человека (желающего разбогатеть) именно этим четырём пунктам. Берите любого, не ошибётесь: любой вам посоветует твёрдо помнить, а лучше записывать свои желания, обеспечивать их реалистичность, последовательность стремления к ним, изначальную уверенность в их ценности…

Но почему тогда они не говорят того же самого про общество? Ведь общество – это всего лишь совокупностью людей. И то, что хорошо для успеха отдельно взятого человека (ЛПУ) – то же самое должно быть хорошо и для сообщества людей!

Но обществу либералы предлагают жить не по законам ЛПУ, а как придуркам: «плохо, но недолго». То есть: ничего не планировать, соответственно, не помнить (а как помнить, если не планировал?), жить одним днём, не заглядывая в будущее, и не вспоминая прошлого…

Для человека традиционного общества мир вокруг был Храмом. Для человека нового общества мир рассматривался как Мастерская, Лаборатория. Современному человеку предлагают образ мира – как цирка и балагана. Человек в такой мир приходит не служить и не работать – а развлекаться и скакать. Всё должно обеспечивать лёгкую и ненавязчивую атмосферу праздника: и власть, и революции.

Но ведь всякий человек, который ещё не совсем свихнулся, понимает, что КРОМЕ праздников есть и будни созидания, и без них никуда нельзя. И будней даже больше… Праздник дарит радость, веселье, и эту радость пытаются законсервировать, продлевая Карнавал на неопределённое время, уравнивая жизнь с Карнавалом.

Главная черта праздника, секрет его привлекательность – мыслительная и поведенческая необязательность. В самом деле, для людей, которые развлекаются (изначально предполагалось, что после большого и продуктивного труда) – всякое занятие необязательно. Не хочешь танцевать – не танцуй. Не хочешь участвовать в конкурсах – не участвуй. На празднике всё – шутка, забава, и невыполнение игровых правил – в рамках шутки не ведёт к катастрофе. Игра не имеет обязательного характера, не требует ни логики, ни памяти, ни устойчивости.

Не будет беды, если человек что-то забыл, выронил из памяти: он же не на работе! Не будет беды и в алогичном поведении: оратор вместо лекции по астрономии напился коньяку и стал нести ахинею – только смешно. Если бы он в рабочее время стал бы нести такую ахинею перед студентами в Университете – тогда беда. Вплоть до увольнения, и т.п. А во время Карнавальной Ночи он может как угодно кривляться – это только веселее.

Требовать от людей, занятых игрой, психологической устойчивости приоритетов – безумие. Ну, вот расхотелось мне в санатории играть в шахматы, захотелось купаться – и что? Если гроссмейстер в напряжённый момент чемпионата мира по шахматам выйдет вдруг купаться – будет всемирный скандал. Но если он же в санатории – никакого скандала. На отдыхе не нужно устойчивости – как не нужно там ни логики, ни памяти.

Вот эту атмосферу праздника, в сущности которой заложена всеобщая необязательность – переносят на жизнь вообще. Мол, раз рабочие будни вас тяготят – то и не нужно будней! Празднуйте каждый день, жизнь коротка, веселитесь, не отвлекаясь…

Но если карнавал утратил временные и пространственные рамки, ограничители, установленные здравым смыслом – он превращается в пляску смерти, в хоровод мертвецов, в жуткую реальность дурдома и погрома. Точно так же огонь, вывалившись из печи, сжигает дом и жильцов дома. Огонь хорош, он греет, он полезен – пока он в рамках. Раскинувшись на всю реальность огонь – уже не очаг, а пожар…

Утрата обществом (коллективным сознанием) комплекса ЛПУ – это сперва «перестройка», затем Украина. А «далее – везде». Всякий нормальный человек понимает, что есть в жизни вещи, которыми не шутят, и к которым невозможно игривое, несерьёзное отношение. Но заигравшийся человек теряет это понимание: он незаметно для себя из весельчака превращается в хихикающего сумасшедшего, из юмориста-приколиста – в патологического кровавого шута.

Образ зла у Достоевского (Великий Инквизитор») – предельно серьёзен, респектабелен и претендует на высшую философию. Образ зла нашего мира – Пеннивайз Стивена Кинга – зубастый клоун. Ни на какую философию Пеннивайз не претендует. Он заманивает своих будущих жертв цветными воздушными шариками и прочими карнавальными атрибутами…

Конечно, так, как выдумали жить наши либералы – жить нельзя. Это не вопрос морального выбора, скорее – технический вопрос. Вопрос технологической несовместимости сложных уровней цивилизации с несерьёзностью и безответственностью человека-оператора. Не сможет хирург провести сложной операции с современным хирургическим оборудованием, если его всё время щекотать, заставляя смеяться до слёз и истерики! Как можно совместить железную обязательность современной инфраструктуры, выстроенной по принципу железнодорожного расписания, совместить с безалаберным халтурщиком, раздолбаем (раздолбайской с гордостью назвал атмосферу в своё «штабе» А. Навальный)?

Да, человек по природе своей предрасположен к празднику, ему свойственно уставать, ему нужен «потехи час». Но разве это отменяет «делу время»? У либералов – отменяет. На помощь психологическому раздолбайству либерализм тащит по всему миру химические средства эйфоризации мозга, формирует НАРКОКРАТИЮ, власть, построенную не на разуме, а на обдолбанности подданных-наркоманов.

Но поймите, что химия – только часть НАРКОКРАТИИ. Человек серьёзный и устойчивый не станет нюхать или колоть себе наркотики. Он не сядет на химический крючок – если сперва не подсел на эмоциональный крючок карнавализации. Прежде чем стать наркоманом – человек должен утратить понимание жизни и серьёзное отношение к жизни. То есть он должен сперва психологически и эмоционально созреть для наркотика – и только после этого станет принимать наркотик.

Но как будет человек, который психический и химический наркоман управлять поездами, самолётами, атомными станциями, смертоносным оружием массового поражения? Какой из алкоголика и наркомана получится главнокомандующий, или руководитель экономики? Чего предложит такой вожак – ещё раз всем вместе похихикать и приколоться? А когда состав жизни сойдёт с рельс под откос – сказать «фигня» в рамках «позитивного мышления» и раздать ещё по дозе?!

Либералы могут сколько угодно восхвалять толерантность, альтернативы и свободу выбора. Но учёные люди понимают, что у жизни нет ни толерантности, ни альтернатив, ни свободы выбора. Толерантность (терпимое отношение) к смертоносным предметам означает просто смерть, то есть прекращение жизни. У разумного решения лишь одна альтернатива: безумное решение. А какова «свобода выбора» у школьников или у рабочих? Или у солдат? Свободно выбирать – будут они учиться или не хочется? Идти на завод – или забухать? Оставаться в армии – или уйти, дезертировав? Какая может быть свобода выбора в серьёзных делах?

Понятие свободы выбора напрямую и безусловно вытекает из праздника, карнавала. Там она всегда была, там ей и место: хочешь, иди плясать, хочешь сиди за столом. Хочешь – участвуй в самодеятельности, не хочешь – не участвуй. Только в атмосфере праздника человек вообще узнал, что есть какая-то свобода выбора! В другом месте ему про неё и узнать-то было невозможно.

Идёт первобытный человек по лесу – и медведь навстречу; ну какая тут свобода выбора? Или, к примеру, хотел бы он не желать кушать в период голода, свободно выбрал бы избавление от зависимости в пище. Да ведь не получается, жизнь не даёт! Хочешь, не хочешь, а продукты питания нужны, и не спрашивают тебя – желаешь ли ты за ними бегать…

Когда человек придумал праздник (а сперва – по итогам трудов, удачной охоты и т.п.) – там, внутри веселухи, и появилось представление о свободе выбора, об альтернативах. Оно принципиально касается только вещей второстепенных и малозначимых. Его нельзя (по принципу «не влезай – убьёт!») распространять на вещи значимые и первостепенные. Если речь идёт о жизни и смерти, то система координат праздника (на котором всё понарошку) невозможна.

Игнорируя это правило – мы получили безумное общество иррациональных, беспамятливых и психически-неустойчивых сограждан. И не так важно, какой стороной такое общество к нам повернётся: буйными параноиками или тихими шизофрениками. И то и другое – уже больные люди, неспособные продлить выживание рода и своего вида.

Один лишь комплекс ЛПУ – основа рационального общества. Других оснований у рациональной организации, у человека разумного, быть не может.

В рамках ЛПУ наши желания реалистичны, устойчивы и памятливы. Мы знаем чего мы хотим, знаем, как этого достигнуть, знаем, в какие сроки, и знаем, что достижение поставленных целей действительно обрадует нас.

Бешенство «перестройки» - нечто прямо противоположное.

Люди помешались, они хотят то одного, то другого, проконтролировать исполнение «заказа» не могут – потому что нет ни памяти, ни устойчивости психики. Это не восхождение вверх по лестнице прогресса, и даже не путь по прямой линии. Это хаотичные и бессмысленные метания из стороны в сторону, когда через два шага, снова и снова, забываешь куда и зачем шёл.

В рациональном сознании власть нужна не сама по себе, а для достижения каких-то целей и ориентиров всем обществом. Точно так же колёса нужны автомобилю, чтобы везти кабину с пассажирами, а не для того, чтобы колёса сами по себе катились в разные стороны.

Когда ЛПУ в обществе утрачена – начинают править бал иррациональность и мракобесие, паранойя и шизофрения, истерическая бессвязность и голая чувственность, всё густо замешано на эмоциях в обстановке полной безмозглости. Иначе и быть не может, если логика человека отключена, память - как у рыбки, а его сфера желаний – нестабильна, неустойчива, внезапно и резко меняет ориентиры.

Если строишь что-то – можно строить правильно или неправильно. Но если ничего не строишь – то вопрос о правильности или неправильности отдельных методов, подходов, технологий вообще не стоит. Как же можно ошибиться в пути – если никуда не шёл?

+++

Каково общество – такова и власть. В условиях массовой утраты ЛПУ, как главного стабилизатора сознания человека, возникают, процветают а потом внезапно гибнут «власти-животные», то есть доминирующие хищники, забирающиеся на самую вершину хаоса. Они возникают случайно, действуют по воле случая и обстоятельств, и так же случайно однажды проваливаются. Чтобы уступить вершину себе подобным недоумкам…

Рациократия противопоставляет этому детерминизм действий.

Это:

1)Хорошо мотивированная причина.
2) Сроки ожидания результата.
3) Который потом проверяется на соответствие ожиданиям.

У нормальной власти должен быть результат; ненормальная власть в карнавале сюрреализма – сама себе результат. Она существует сама для себя, и все её действия сводятся к самоподдержанию. От неё не остаётся ничего, как и после неё не остаётся ничего.

Пришла, пожрала, нагадила и сгинула: точка её конца тождественна начальной, с поправкой на рост энтропии по времени. Ибо эта власть не только собственных достижений не имеет, но и достижения предыдущей власти сохранить не может.

Идеальной иллюстрацией этой карнавальной власти сюрреализма в стиле Кафки являются украинские президенты от Кравчука до Зеленского: их обещания никогда не выполняются, и понятно почему: они изначально беспочвенны, безосновательны, не имеют никакого отношения к реальности.

-Вы для чего были у власти?
-Для того, что я хотел там быть…

Пока человек, разъедаемый похотью славы и доминирования, красуется наверху – жизнь нагнаивается чёрным гноем самотёка, брошенности, оставленности, покинутости людей. Ведь свистопляска амбиций и конкурсов симпатий ничего не добавляет и не сохраняет в реальной жизни: люди, которые не знают, чего хотят, выбирают себе таких же «незнаек» на самый верх, и постепенно дичают, опускаются, переходят к самым примитивным формам жизни.

Человек более не мыслит связно. Появляются оглушённые от «собственной крутизны».

Причём эта крутизна становится сперва самоцелью, а потом и наркотиком. В рамках крутости отодвигаются и предпосылки и последствия дела: лишь бы само оно стало громким и ярким! Здесь проявляется разница между жизнью с её законами естества, независимыми от наших желаний, и игрой, в которой законы игровые, и целиком зависят от наших желаний.

Игровое мышление не хочет подлаживаться под реальность, не хочет её знать и ей подчинятся. Оно хочет реальность создавать. А ведь никакой конструктор или инженер не создают нового – они рекомбинируют, меняют местами уже имеющиеся элементы из числа наличных и известных.

Наркократия отвязывает желания и ожидания от реальности и существующих в реальности возможностей. Пропадает связь между средствами и целями.

Построение «европейского уровня жизни» перестаёт быть вменяемым набором технических средств, превращается в невменяемую и исступлённую галлюцинацию, неразрывно связанную с ожиданием чуда, ожиданием «блистательного итога» бессистемности, итога, выдернутого из причинно-следственной связи явлений.

Про хлеб перестают понимать, что он – нечто и определённым образом выращенное, возделанное. Его наличие увязывают с желанием им обладать, как дети: если я хочу, то поплачу, покричу, и родители мне обеспечат!

В таком психологическом состоянии обезумевших масс избежать страшного протрезвления можно только одним путём: если массы вымрут до того, как прозрение их настигнет…



[1] Лечебно-профилактическое учреждение.

Александр БЕРБЕРОВ, научный обозреватель; 27 мая 2019

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • Наш сайт (ЭиМ) глушат!

    Наш сайт (ЭиМ) глушат! Одно дело - слышать про такое со стороны. Другое - лично столкнуться.В РФ начиная с 30 сентября сего года неизвестными лицами произведено техническое веерное отключение сайта ЭиМ, который для большинства пользователей вдруг стал "недоступным". У нас он работает, как ни в чём не бывало, но мы - в локальном пузыре, а с мест сообщают, что сайт нигде не открывается.

    Читать дальше
  • ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ...

    ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ... Можно спорить о художественных достоинствах или философских идеях романа «Апологет» А. Леонидова, на днях опубликованного замечательным издательством «День Литературы»[1]. Об одном спорить не приходится: с такой стороны революцию и советский строй ещё никто не осмыслял! Ни сторонники, ни противники таким образом её не рассматривали, факт. Остальное – спорно. Как, в общем-то и должно быть с художественным произведением, главное требование к которому во все времена – свежесть и оригинальность. И это есть…

    Читать дальше
  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..