Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Тоскуя по хвосту: бешенство зверя

Тоскуя по хвосту: бешенство зверя ​Я эту диалектику проходил не по Гегелю. Умный человек – вычислит всё заранее, а я, как человек средних способностей, вынужден лишь задним числом анализировать уже пережитую трагедию своего поколения. Начну с того, что я не вычислил, а именно собственными глазами увидел после 1991 года: ложное ощущение гармонии зоологического мира. Смотришь извне, снаружи – никаких претензий: все довольны. Каждый при своём. Все всех жрут – но никаких жалоб на жестокость или зверство. Никаких многотомных «архипелагов ГУЛАГов» от жертв колониализма или английских огораживаний! Почему так получается?

Естественная, звериная среда отношений – саморегулируема. В ней жаловаться некому и не на кого. Тот, кто сожрал – что ему, на самого себя жаловаться? А тот, кого сожрали – его уже просто нет, чтобы стенать и апелляции строчить. Да и кому? Кто тот субъект, которому овца может пожаловаться на волка? Другой овце? Глупо. Волку? Ещё глупее!

Для того, чтобы овцы могли пожаловаться на волков – должна появиться ключевая фигура цивилизации: Пастыри. Это уникальное явление, выходящее за рамки зоологии. Пастырь, с одной стороны, сильнее волка. С другой – менее хищный, чем волк. Дикая природа породить Пастыря не может: тот, кто сильнее волков, станет просто предводителем волков, и только.

Склонность и способность к защите слабых, к пастырству – рождается вместе с Разумом и развитием абстрактного мышления. Разум формулирует обобщённые нормы (впоследствии законы), и сковывает сильного цепями долга, ответственности. Фокус в том, что ключ от оков – в кармане того, кто скован. Если ему не нравятся оковы – он может снять их с себя. И чтобы оставаться Пастырем, а не крупнейшим из Волков, ему должны нравиться эти оковы. Ведь он, Сильный, заковал, лишил себя зоологической свободы себя добровольно. Измени он свой взгляд на жизнь – и оковы нравственного долга падут к его ногам. Ибо нет у них на Земле иного гаранта, кроме Сильного! Он сам себя сковал добродетелью, сам же себя и расковать волен…

Пастырь, не овца и не волк – сильнее волков в бою, но смиреннее овцы в быту (сразу вспоминается титаническая фигура Сталина!). Он может разорвать самого крупного монстра в клочья – но при этом сердце его полно сентиментальности, романтических наклонностей к добротолюбию. Потому он совершенно чуждый зоологии типаж.

Конечно, вне религии и храмов Пастырь сложиться бы не мог, да и сегодня не существует: неверующий победитель дракона сам становится новым драконом. Всё это вписывается в храмовую теорию возникновения государства и цивилизованного общества[1] и, по сути, обозначает конфликт Разума с Инстинктами.

+++

Торжествуя над животностью и скотством, Разум начинает всё нормировать, упорядочивать, сводить к единым правилам (законам). И устранять перекосы стихийных сред: добавлять тем, у кого мало, отнимая у тех, у кого чрезмерно (власти, благ, влияния, внимания и т.п.). Ведь не поедет, опрокинется телега с разными колёсами!

Разум через свои способности к обобщению, формирует понятие о справедливости: отделяет в естественном поведении «правильные» поступки от «неправильных» (восходит к слову «правило» - выравнивание всех по одному «правилу́», эталонной мерке). У животных этого нет – и понятно, почему: у них свобода. Или смерть – когда над ними торжествует чужая свобода…

Храм сформировал оборонительную систему самого себя – государство. Государство сформировало систему единых мерок, стандартов – законы. Законы определили справедливость. Справедливость – жизнь по уму и совести, так, как велит вероучение Храма – то есть круг замкнулся, перед нами общий очерк анатомии цивилизации: от общих представлений о святыне к «святому поведению» - идеальному для признающих данную святыню людей.

И всё? Нет. Цивилизации гибнут пачками. Звериный инстинкт никуда не девается. Он в определённые периоды берёт реванш, возвращая человека к зверству и скотству. Как? Через соблазн Пастырей. Если Хранитель, обладая волчьей силой, соблазнится волчьими желаниями – то не овцам его остановить! Ему, Пастырю, хранителю Земли, аристократу духа – достаточно только захотеть стать волчарой – а сила-то уже при нём.

И тогда центробежные силы перевешивают центростремительную, рвут общество в клочья. Чтобы понять феномен таких ведьм, как М.Тэтчер – чуть-чуть перефразирую гениального М. Булгакова:

- И в самом деле (тут неизвестный повернулся к Берлиозу) - вообразите, что Разум начал управлять жизнью, распоряжаться и другими, и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас… кхе… кхе… (как говорил тот же Булгаков) – атавизм…
- И вот управление Разума закончилось! Ничья судьба, кроме своей собственной, людей в стране - более не интересует. Народ распадается на зоологические особи: сограждане начинают друг другу лгать. Мыслители, чуя неладное, бросаются к учёным, затем к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам… И всё это кончается трагически: Разум, который ещё недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи…

Всё дело в том, что «святое поведение» в быту – свято только в рамках собственного культа, в общеидеологической сакральности. Взятое само по себе, вне того Храма, в котором родилось – оно кажется нелепым, да и действительно оказывается нелепым. Храмовая свеча хороша в Храме, а на бензоколонке она всё сожжёт к ядрени фени!

Бытовая справедливость – это итог теоремы. Наука – собственно теорема, а вероисповедание – аксиома, от которого откладываются умозаключения теорем. Убираем аксиомы – теоремы теряют смысл. Значит, теряют смысл и их конечные выводы – в виде норм поведения человека.

Когда они отключаются – включается зоологическое естество «первородного греха». Пытаясь его приукрасить, кровожадные и похотливые твари, утилизирующие цивилизацию, дали ему красивое имя «Свободы». Этим красивым словом, как тараном, они взламывают храмовые и городские врата (ведь городская стена – лишь внешняя для храмовой стены!). Было нельзя – стало можно! Было жестоко – стало обыденно! Было немыслимо – стало запросто!

Зверь ограничен другим зверем. Но он не ограничен внутренним нравственным цензором, у зверя нет самоцензуры, сдерживающей бешенство и похоти зверя.

Что у зверя получается – то зверю и можно.

За что зверь пулю в лоб незамедлительно не получает – то и дозволено.

+++

Чем жёстче и глубже Разум с его обобщениями и святынями покусился на звериные инстинкты – тем жёстче и свирепее их ответ: действие равно противодействию. ХХ век с его сказочной скоростью прогресса, оторвал человека от низших звериных инстинктов, как палец от руки: боль невыносимая!

Пока перемены шли очень медленно, в сто лет по чайной ложке – и Зверь в человеке ворочался лениво: сытым он чаще всего спит. Но ХХ советский век – простите за каламбур – зверя вызверил.

Все животные начала в человеке, перемещаемом из биосферы в ноосферу с космической скоростью – восстали разом. Оттого мы и получили в лице либеральной реакции такое бешенство блуда, бешенство садизма, бешенство безумия. Я делаю запоздалый вывод: нельзя было так играть с человеком! Нельзя было видеть в нём лишь логический аппарат и просмотреть всё низшее, формировавшееся миллионами лет!

Нельзя вводить нормы Рационального Разума, попирающие животные «свободы» с такой торопливостью! Никогда ещё травля зверя в человеке не была такой эффективной, как в Советском Союзе: всем зоо-инстинктам, от хватательного (собственнического) до полового объявили разом войну, и не могли в итоге не проиграть…

Чудовище пост-советского либерализма, быстро преобразующееся в законченные регрессивные формы фашизма – ударило по Разуму с той же неистовой силой, с какой Разум (наука) бил по инстинктам. К чёрту науку в экономике! Какой Госплан?! Рвать и метать, с кровью выдирая друг у друга сладкие куски! Институт брака? Моногамия?! К чёрту! Оргия, вакханалия, быстро перерастающие в содомию, в самые крайние половые извращения, которых не стыдятся – смакуют…
Чудовище расправилось с системным образованием выродив его в ЕГЭ и провозгласив «необязательность учиться». Оно растоптало фундаментальную и прикладную науку. Истерический вопль «Свободы! Свободы! Больше Свободы!» почти моментально превратился в звериное рычание и свиное хрюканье.

За жаждой свободы обнаружилась ненависть Зверя ко всему сложному и над-зоологическому.

Каждое цивилизованное занятие требует усердия, долгого послушного ученичества, тонкой компетенции – тем хуже для цивилизованных форм жизни!

Во всём – простота, доходящая до скотства. Ведь ломать не строить, животному ломать – куда понятнее строительства.

+++

Цунами звериного реванша накрывает собой все те многообразные постройки, которые «человек разумный» тщательно и сосредоточенно возводил веками в рамках культуры и познания. Ничего этого озверевшему человеку «свободы» не нужно – ему бы что попроще, что не требует ни ума, ни фантазии.

В неистовой ярости Зверь с наслаждением «освобождения» звериных начал топчет и крушит преемственность поколений и связность мышления. В рамках уничтожения самых разных наук – уничтожается и этот их общий корень. Цепочки связных умозаключений – сменяются первобытными гортанными выкриками. Главное – бессвязными.

Приведу только один пример, но он показательный. Григорий Явлинский, политик, основатель партии «Яблоко», осыпает нас традиционными либеральными банальностями:

- Что такое настоящая свобода? А это в первую очередь жизнь без страха:
— когда люди не боятся полиции, Росгвардии и ФСБ;
— когда люди не боятся, что у них «отожмут» бизнес;
— когда люди не боятся строить как дольщики себе жилье, не боятся попасть под какую-нибудь «реновацию», не боятся, что их семью выкинут из квартиры по чьему-то абсурдному решению;
— когда люди не боятся, что у них не хватит денег дать образование детям;
— когда люди не боятся, что их пожилые родители останутся без пенсий и лекарств.

Это не связное мышление, а бессвязные вопли. Человек со связным мышлением понимает, что жизнь без страха одного – очень страшна для другого. И что жильё у дольщиков, деньги на образование детям, деньги на пенсии и лекарства – отнимают именно те, кто «не боятся полиции, Росгвардии и ФСБ, ни того, что у них «отожмут» бизнес». Они же неприкасаемые! Неужели это нельзя связать в голове, якобы имеющей высшее экономическое образование?

Если есть неприкасаемые бизнесмены, которым плевать и на полицию, и на ФСБ, у которых никто бизнес отжать не может – откуда же у людей возьмутся деньги на учёбу, лекарства, квартиры?!

Явлинскому кажется, будто он написал что-то умное:

- …когда люди знают и уверены, что у них в их собственной стране есть неотъемлемые права, есть независимый от властей суд, который защитит их от произвола…

Но это пишет именно неадекватный человек, который с логикой не дружит от слова «совсем». Допустим «независимый от властей суд» защитит людей от произвола властей; а кто защитит людей от произвола самого этого суда? Если он «независим от властей»?!

Власти хотя бы выбираются всенародно (при всей условности этой процедуры, но всё же). А судьи кто? Откуда? И они независимы от всенародно (якобы) избранных властей? То есть в счастливом либеральном зверинце Явлинского выбирают тех, кто ничего не решает, а тот, кто всё решает – никем не избирается…

Ну почему такие как он – решили, будто произвола не может идти из суда?! Почему у них для исполнительной власти презумпция виновности, а для судебной – невиновности? Что, судья не человек? Он не может воспользоваться своей властью в личных целях, как, например, министр?! Откуда они это взяли?!

+++

А я вам скажу, откуда. Из представления о свободе, как собственной вседозволенности. Именно звериной, неограниченной вседозволенности, но не для всех (а то их на фонаре повесят) – а только для себя и своего кружка «рукопожатых».

Свобода в том, что «им можно всё». Когда им можно не всё – то это недостаток свободы. Потому их идеал свободы – Пиночет, стадионами расстреливающий несогласных. Это звериная жажда всем навязать свою субъективность, свой взгляд – «единственно верный», возводя в мечтах на роль гориллы-Пиночета себя, любимых.

Вся программа либералов-зоопатов сводится к двум пунктам:

-Все законы для них отменить.
- Все пулемёты им в руки дать.

Тут-то и жизнь хорошая начнётся! Делают они, значит, что вздумается, а кому не нравится – того к стенке! Ни Бога, ни царя, ни идеологии, ни партийной дисциплины, ни устойчивой морали: только горилла с пулемётом и полная свобода её действий, всего, что в её обезьяний ум взбредёт…

+++

Я сказал вам об этом слишком поздно: мea culpa (лат. моя вина). Будь я умнее, я бы всё это рассчитал заранее. Но я – человек средних способностей, и пишу лишь по итогам, о том, что вижу.

Да, во многом цунами звериного реванша уже накрыло нас: но может быть, ещё не поздно хоть что-то исправить? Оставляю вопрос открытым…



[1] Суть которой – обобщённая идейность служения формирует центростремительную силу, объединяющую людей. Эта сила сакрального долга перед общими святынями противостоит центробежной силе личных выгод и интересов: ведь при дележе материальные блага всегда уменьшаются, а потому эгоисты всегда стремятся захапать себе всё, не оставив другим ничего. Если центробежная сила личных интересов оказывается сильнее центростремительной силы священных идеалов, связывающих людей в единство, то государство и общество рассыпаются, распадаются, разбегаются. Это мы часто видим в древности, да и в современности примеров более, чем достаточно: охладело служение Культу – исчезло и гражданское единство, все начали борьбу против всех.

Николай ВЫХИН, специально для «ЭМ»; 26 марта 2019

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • Наш сайт (ЭиМ) глушат!

    Наш сайт (ЭиМ) глушат! Одно дело - слышать про такое со стороны. Другое - лично столкнуться.В РФ начиная с 30 сентября сего года неизвестными лицами произведено техническое веерное отключение сайта ЭиМ, который для большинства пользователей вдруг стал "недоступным". У нас он работает, как ни в чём не бывало, но мы - в локальном пузыре, а с мест сообщают, что сайт нигде не открывается.

    Читать дальше
  • ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ...

    ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ... Можно спорить о художественных достоинствах или философских идеях романа «Апологет» А. Леонидова, на днях опубликованного замечательным издательством «День Литературы»[1]. Об одном спорить не приходится: с такой стороны революцию и советский строй ещё никто не осмыслял! Ни сторонники, ни противники таким образом её не рассматривали, факт. Остальное – спорно. Как, в общем-то и должно быть с художественным произведением, главное требование к которому во все времена – свежесть и оригинальность. И это есть…

    Читать дальше
  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.