Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Август
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

​Цинизм и пафос: выучка ВШЭ, рассадника упырей

​Цинизм и пафос: выучка ВШЭ, рассадника упырей Для начала расскажу сказочку. Для взрослых. Жили-были подонки, которые всех обворовывали, всех цинично «использовали», на всех наживались. И однажды поняли подонки, что люди их не любят. И к ним не тянутся. Хуже того: люди стали тянутся к проповедникам мира, любви и добродетели. Люди спрашивают их: «а что, так можно было? Жить по-людски, чужих домов, вдов и сирот не заедая?» И подонкам жить стало дискомфортно. Никто их не принимает, никто за них не голосует, и т.п. Тогда подонки пошли к своему мудрецу, выяснить, как же дальше быть, что же им делать, чтобы вернуть людскую доверчивость?

-Люди любят романтников... А нас, подонков, не любят... Тянутся к романтикам и гуманистам всей душой, и они побеждают...

-А вы - посоветовал мудрец - говорите те же слова, что и романтики. Тут без проигрыша: если вы будете говорить одно и то же, о любви к людям, правде и народу – то:

- либо вас примут за них...
- Либо их - за вас...

Так и сравняетесь в шансах взять власть...

С той поры прожжёные циники стали соревноваться с романтиками и проповедниками пафосом своих речей. Всё, что один человек говорит искренне, от души – другой копирует и симулирует с точностью фальшивомонетчика.

Мы живём в мире, в котором слова потеряли смысл. Если не совсем (пока ещё) – то в очень значительной степени. И когда человек, особенно политик или политикан с улицы, рассказывает нам о любви к народу, о сочувствии к бедным, о законности и справедливости – эти слова вообще ничего не значат. В голову ведь к нему не заглянешь?

То ли это подонок, которого наивные принимают за романтика?

То ли романтик, которого осторожные, не раз обжегшись, принимают за подонка?

+++

Вот выступает «политолог» С.Белковский, который призывал США устроить ядерную (!) атаку на Россию. Помним ещё? Память не отшибло – как истерически он визжал о ядерном ударе по Севастополю? Теперь это существо, которое трудно даже назвать человеком – пафосно вещает нечто иное. «В пользу бедных».

- Самое яркое впечатление недели для меня (а может быть, и месяца, а может быть, и года) — это последнее слово Егора Жукова на суде. Егор Жуков, как мы знаем — это 21-летний студент Высшей школы экономики, преследуемый за участие в московских протестах лета этого года. Последнее слово выдающееся. Я давно не видел текста такой глубины, такой экспрессии и лаконичности одновременно — пожалуй, с 2005 года, когда в суде прозвучало последнее слово Михаила Ходорковского.

Текст Егора Жукова всем известен, я не стану его обильно цитировать. Я лишь скажу, что там сформулированы основные христианские ценности — ответственность и любовь. Егор Жуков вспомнил там ценности русской интеллигенции. Вспомнил Александра Радищева как неформального основоположника русской интеллигенции и его известную фразу: «Я взглянул окрест, и душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека».

«Где сегодня подобные люди?» — сказал Егор Жуков. «Люди, чья душа так же остро болит за происходящее в родном отечестве? Почему их почти не осталось? А все дело в том, что на поверку оказывается, что единственный традиционный институт, который чтит и укрепляет российское государство — это самодержавие. Самодержавие, которое норовит сломать жизнь любому, кто искренне хочет добра своей родине, кто не стесняется любить и брать на себя ответственность.

В результате гражданам нашей многострадальной пришлось выучить, что инициатива наказуема, что начальство всегда право просто потому, что оно начальство, что счастье здесь, может быть, и возможно, но только не для них. Выучив это, они начали постепенно исчезать. По статистике Росстата, Россия постепенно исчезает со средней скоростью 400 тысяч человек в год. За статистикой не видно людей — так увидьте же их. Это спивающиеся от бессилия, это замерзающие в непрогретых больницах, это убитые кем-то, это убитые самими собой люди — такие же, как мы с вами».

Егор Жуков, которому всего 21 год, для меня — символ нового оппозиционера. Вообще московские протесты дали сразу несколько новых оппозиционных лидеров. Это и Егор Жуков. Это и один из лидеров Либертарианской партии России Михаил Светов, которого сейчас судят за педофилию, хотя, на мой взгляд со стороны как психоаналитика-самоучки, никакой педофилии там нет…

Любовь Соболь — еще один оппозиционный лидер, которая летом вышла из тени Алексея Анатольевича Навального, ее покровителя и патрона, и стала отдельной самостоятельной звездой. Появление таких фигур меня очень радует… Егор Жуков — это типичный Давид, восставший против тоталитарного Голиафа... Праща, запущенная Давидом, уже в воздухе. Может быть, она не долетит или долетит не с первого раза…

Последнее слово Егора Жукова завершаются пассажем, который я не могу не процитировать, как человек, который всю жизнь потратил на изучение русской литературы. Я прошу прощения за эмоции, которые сейчас меня захлестывают. «Если суд все же примет решение, что эти слова сейчас произносит действительно опасный преступник, ближайшие годы моей жизни будут наполнены лишениями и невзгодами. Я постараюсь радоваться тому, что мне выпал этот шанс — пройти испытания ради близких мне ценностей. В конце концов, ваша честь, чем страшнее мое будущее, тем шире улыбка, с которой я смотрю в его сторону».

+++

Бесконечная патока пафосных речей, которые в народолюбии и правосознании просто зашкаливают у либералов – красиво звучат и трогают определённые струны в душе порядочного человека. Либералы своими грязными руками заляпали все священные понятия, они постоянно проституируют любое светлое слово, ради которого люди шли раньше на смерть и муки.

Для либералов любое такое святое слово или понятие – лишь отмычка в руках взломщика душ.

Бесконечная патока пафосных речей хорошо нам знакома. Она лилась сиропом из уст Ельцина и «перестроечных» либералов. Она хлестала рвотой из майдаунов на обоих киевских майданах. Эти пластинки с хоралами обо «всём святом, что есть в душе у человека» - запускают снова и снова, надеясь, что наивные примут подонков за праведников. А осторожные – праведников за подонков.

+++

А, если задуматься, у циника, у того упыря, которых старательно готовит ВШЭ много лет – и нет другого выхода, кроме как говорить красивые и звучные «слова-амёбы». А что ещё упырь должен изрекать?

Когда охотник думает подстрелить утку – он же голосит манком, привлекательным для слуха утки. Он крякает, как селезень, подманивая уток. Он же не показывает, что он охотник, убийца уток! Если он станет орать голосом охотника, а не утки – все утки разлетятся, и он останется без добычи…

Именно поэтому освоение медовой пафосности речей – одна из важнейших наук, которую проходят в школах цинизма, вроде ВШЭ. Чем презрительнее относится «дельфин» элиты к «анчоусам» «быдла» - тем активнее он пытается говорить приятные «анчоусам» вещи, которые хорошо бы ложились им на слух.

Любовь к народу просто зашкаливает: на словах. В сериале «Слуга Народа» из Зеленского сделали президента именно пафосом. Но когда Зе стал президентом – весь пафос «куда-то» развеялся, не заметили?

И так будет снова и снова.

Пока за красивыми словами всяких Жуковых и Соболей мы не научимся видеть под маской хищный оскал вурдалака.

И если мы этого не научимся, принимая их цветастый пафос за чистую монету – то горе нам!

Александр БЕРБЕРОВ, научный обозреватель; 9 декабря 2019

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ​Самозамкнутость и Традиция

    ​Самозамкнутость и Традиция В детских книжках, которые я очень любил в детстве, поучительные картинки всегда изображали очень кучно и динозавров и электроны атома. В реальной жизни динозавры не смогли бы жить так близко друг от друга, а электрон далёк от ядра атома так же, как булавочная головка на последнем ряду гигантского стадиона была бы далека от теннисного мячика в центре стадиона. Но нарисовать так в книжке нельзя – потому рисуют кучно, сбивая масштабы. Та же беда случается всегда и с историей цивилизации. Оглядывая её ретроспективно, из неё сливают огромные пустоты разреженного протяжения, оставляя близко-близко друг от друга значимые факты духовного развития.

    Читать дальше
  • "...СМЫЧКАМИ СТРАДАНИЙ НА СКРИПКАХ ВРЕМЁН..."

    "...СМЫЧКАМИ СТРАДАНИЙ НА СКРИПКАХ ВРЕМЁН..." Московское издание полной версии романа А.Леонидова "Иго Человеческое" - не оставит равнодушным никого, кто думает о судьбе Отечества, да и просто об устройстве человеческой жизни. В остросюжетной форме исторического повествования автор ставит самые глубинные и "проклятые" вопросы, на которые бесстрашно, порой, может быть, опрометчиво - даёт ответы. Спорить с автором в данном случае ничуть не менее полезно, чем соглашаться: произведение ВЗРОСЛИТ, независимо от отношения читателя к заявленным идеологемам.

    Читать дальше
  • ​«Легенда о Китеже» и западная советология

    ​«Легенда о Китеже» и западная советология Чтобы понять, о чём речь, предлагаю сперва рассмотреть условную, умозрительную модель, которую пока не привязываю ни ко времени, ни к географическому месту. Модель начинается словом «Допустим». Просто допустим, что есть система, в которой житейские доходы человека неопределённые. В силу неопределённости (обозначаемой алгебраическим «х») они могут быть любыми. Есть вероятность любого значения «х». «Х» может быть равен 0, 1, 2, 5, 100 и т.п. Личные доходы человека не ограничены ни сверху, ни снизу. Они строго индивидуальны: могут быть сколь угодно большими, а могут и вообще отсутствовать (=0).

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.