Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Август
пн вт ср чт пт сб вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

ЗЕЛЕНОГЛАЗАЯ ТАКСА

ЗЕЛЕНОГЛАЗАЯ ТАКСА В Рио-Де-Жанейро собрались более 100 глав государств и правительств. Там проходит конференция ООН по экологии «Рио +20». Цифра в названии имеет символическое значение. Два десятка лет назад в этом же бразильском городе проходил саммит, посвященный проблемам окружающей среды. Именно он впервые поставил задачу ПЕРЕСМОТРЕТЬ ВСЕ ТАКСЫ И ТАРИФЫ в мировой экономике под углом природоохранных мероприятий. Нынешний саммит – ещё один шаг на этом пути. Участники конференции должны ответить на вопрос: что изменилось за прошедшие годы? Конференция ООН по экологии «Рио +20» нарушила привычный ритм жизни мегаполиса. Он начал работу на фоне многотысячных демонстраций. На центральные улицы Рио вышли активисты природоохранных организаций, профсоюзов и партий левого толка. Они призывают мировых лидеров принять обязательства по снижению уровня выбросов парниковых газов и искать альтернативные источники энергии. Собравшиеся на саммит обсудят вопросы экологии и поищут способы, позволяющие поставить мировую экономику на «зеленые рельсы».

Предварительно политики согласовали итоговый документ. В нем подчеркивается необходимость перевести мировую экономику и производство на «зеленые» рельсы. Российскую делегацию в Рио-де-Жанейро возглавляет Дмитрий Медведев. Он выступит со специальным обращением. Также у премьера запланированы встречи с генеральным секретарем ООН и главами нескольких государств.

Научно-технический прогресс (НТП), на который всегда возлагали столь большие надежды, что сделали из науки и техники идола, на деле оказался неуправляемым процессом и привел человечество на грань всеобщего кризиса цивилизации. Разрушение природы, загрязнение окружающей среды, обострение социально-политических и экономических проблем и как следствие — порождение насилия в невиданных масштабах, нивелирование и отчуждение простого человека от подлинных ценностей и благ, низведение культуры до грубых инстинктов и пошлости, искажение духовных ценностей и идеалов — вот далеко не полный перечень побочных результатов индустриализации общества в XIX—XX вв., победного шествия НТР и бурного расцвета новейших технологий во второй половине XX века.

Проблемы экологии, экологической безопасности заключаются не только в антропогенном и техногенном воздействии на среду обитания, в результате которого нарушаются все устоявшиеся связи в живой и неживой природе, то есть в биосфере и геосфере. Это еще и нравственная проблема, вопрос морали и этики.

Не случайно виднейшие ученые современности, общественно-политические деятели, творцы и лучшие умы человечества подчеркивают, что одними лишь научно-техническими, производственными и политическими средствами кризисную ситуацию не переломить. Необходимо изменение качеств самого человека (Аурелио Печчеи), его духовное и нравственное преобразование, поворот мозгов в определенную сторону (Александр Зиновьев).

Настойчивые призывы в этом отношении, как и поиск путей преодоления кризиса цивилизации, слышатся со стороны Римского клуба — международной общественной организации, объединяющей ученых и политиков всего мира. Деятельность этой футурологической организации заключается в разработке проектов тенденций мирового развития, имеющих целью изучение глобальных проблем современности.

Бессменный (вплоть до своей смерти в 1984 г.) президент Римского клуба Аурелио Печчеи в своей книге «Человеческие качества» обосновывает вывод о необходимости совершенствования человечеством своих качеств на основе гуманистических тенденций. Он осуждает основные ценности западной цивилизации, капиталистическую действительность, превращающую человека в обезличенное атомизированное существо. Человек в современном индустриальном, а сегодня на Западе — уже в постиндустриальном обществе растерял большинство своих традиционных ценностей и духовных ориентиров. Растворившись, с одной стороны, в безликой толпе, в массовом обществе и массовой культуре, а с другой — обособившись от всех и вся в качестве отчужденного индивида, современный человек превратился в деперсонифицированный винтик механизма общественных отношений.

Следует выделить три важнейших принципа новой стратегии мирового развития. Это переориентация общества с удовлетворения потребностей на совершенствование внутренних качеств человека. Принцип разумности, подразумевающий соотнесенность человеческого разума с гуманистическими ценностями, нравственными идеалами, но не идолами, когда тенденции созидания возобладают над слепой стихией разрушения; обуздание инстинктов и безудержного потребления. И наконец, осознание человеком ответственности за все живое на планете, выдвижение принципа гармонии взаимоотношений в системе «человек-общество-природа» как главного условия выживания и человека, и природы.

Сегодня на первый план выходит проблема коэволюции — совместного и непротиворечивого развития общества и природы (антропосферы и биогеосферы), от решения которой зависит наиболее насущный и злободневный вопрос — выживание человечества, а значит, сохранение жизни на Земле.

Основной императив ныне должен звучать так: не завоевание Природы, а сотрудничество (кооперация) с ней, а где-то и подстраивание под нее. До сих пор, с момента возникновения и развития цивилизации, человек реализует однажды избранный определенный способ своего отношения к окружающему миру — экологию он заменил на технологию.

Чтобы выжить самому и не погубить жизнь на планете, человеку необходимо научиться жить в ладу с самим собой и со всем окружающим миром. Социальная эволюция должна гармонировать с биологической эволюцией. Таков принцип коэволюции — совместного непротиворечивого развития человека и природы. Принцип коэволюции становится в настоящее время основополагающей потребностью современности. Устранить сложившееся противоречие между обществом и окружающей средой, встать на позиции действительно мыслящего существа и обеспечить единое развитие — в этом заключена насущная задача, неотложно стоящая перед всем человечеством.

Человечеству достало сил и мощи создать искусственную природу, подчинить себе естественную природу, стать определяющим фактором эволюции на планете и подчинить своему контролю многие процессы, происходящие на Земле. Но человек не в состоянии контролировать антропогенное воздействие, обуздать вырвавшиеся на волю стихийные силы технического монстра, демона НТП. Человек из сожителя и соседа превратился в диктатора природы и одновременно в раба и заложника собственной неуемной деятельности.

Перед людьми всего мира встала одна-единственная главенствующая проблема: или изменить себя и свое отношение к миру, к окружающей действительности, или… исчезнуть с лица земли, прихватив с собой в ад остальные живые организмы, населяющие планету. Необходим диалог, взаимопонимание и гармоничные отношения как между личностью и обществом, так и между человеком и природой.

Гуманистическое отношение к миру и к самим себе должно основываться на таких человеческих качествах, как сострадание, уважение, ответственность и долг, стыд и совесть. Жизнь — величайшее достижение, непреложная ценность бытия и самый драгоценный подарок Вселенной миру. Сохранить ее и приумножить — долг, потребность и цель человечества!

Эдуард БАЙКОВ; 21 июня 2012

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше
  • о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье

    о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье Василий Литвинов, священник Русской Православной Церкви, написал Открытое письмо к олигархам и всем деловым людям, всех людей считая братьями. Он просит все СМИ распространять это пастырское назидание, надеясь, что оно дойдёт до адресата. Будет принято или нет – другой вопрос. Но всегда лучше попытаться решить дело миром, пробудить в человеке человека – прежде чем суровая необходимость заставить уничтожить свирепых зверей. Вот что пишет о. Василий:

    Читать дальше
  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.