Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

​ГЛАВНЫЙ ЛОЗУНГ: ДЕЕЛЬЦИНИЗАЦИИ И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ!

​ГЛАВНЫЙ ЛОЗУНГ: ДЕЕЛЬЦИНИЗАЦИИ И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ! Я не имею права, да и не хочу никого утешать или успокаивать: сложившаяся система в том виде, в каком она сложилась – обречена на катастрофу беспрецедентного масштаба. Причём вначале эта система обрушит Россию, как свою жертву (она и создавалась во многом для уничтожения России, как орудие геополитического противостояния) – а затем она обрушит и собственных хозяев/создателей по обе стороны Атлантики. Сложился и в нашей стране, и в западном мире капкан, который я называю «спиралью «перестройки». Вначале стимулирование низших, звериных инстинктов в человеке ухудшает ситуацию…

Выход из беды начинают искать (многие совершенно искренне) в нехватке «свободы». Доливая «свободы» (прав на скотский произвол зоологических мотивов) – ещё сильнее ухудшают ситуацию. Далее круг повторяется: беда ещё горше, «свободы» надо ещё больше влить – в итоге происходит то же самое, что при тушении пожара керосином. Даже маленький пожар, если его постоянно поливать керосином из пожарных рукавов – в итоге вырастет до неба.

Микроскопические проблемы советского быта, связанные со временными трудностями временно-недостаточного производства третьестепенных потребительских благ – выросли до стены огня массовой нищеты и массовой безработицы. Эту стену огня снова полили майданным керосином – и она поднялась уже до облаков, одарив нас геноцидами, кровавыми войнами и прямой угрозой термоядерного апокалипсиса…

Нищета и безысходность растут в прогрессии, их поливают «свободой» - и они ещё больше растут. Надо принимать меры? А какие? Ещё больше «свобод»? – Так, стало быть, ещё больше нищеты и междоусобной резни, войны «всех против всех».

Всё классически по Гоббсу: «Левиафана» отодвигают – и война всех против всех, диффузный зоологический террор, связанный с отбором материальных благ друг у друга – вступает в своё полноправие. Это и есть порочная «спираль перестройки»: хуже дело, больше свобод, больше свобод – ещё хуже дело, следовательно, требуют ещё больше свобод и т.п.

Само понятие либеральной «свободы» - скотское, зоологическое, то есть оторванное от цивилизованных прав человека.

Цивилизованный человек говорит о свободе как о наборе прав на то, на это, на пятое и на десятое. О свободе, как о своём праве на некий набор благ, за гарантированность которого приходится, конечно, платить сдерживанием своих звериных похотей и произвола поведения. Цивилизация говорит о свободе, как о праве человека вести человеческую жизнь, то есть не быть изгоем общества, лишённым необходимых цивилизованному человеку благ (а это не только хлеб, но, например, образование, медицина, комфортное жильё и т.п.).

А либерализм говорит о свободе как о праве человека вести жизнь звериную. Вырвать в звериной схватке себе всё, что тебе нужно, если хватит клыков и когтей. А если не хватит – то сдохнуть или оказаться в рабстве…

Чтобы выйти из «спирали «перестройки» и «всех мерзостей ея» - необходимо понять, что с нами случилось. Напрягите уши – я расскажу:

+++

Как сложилась ЭТА система, внутри которой мы доселе живём, лишь слегка подкрашивая устои 90-х годов косметическими ремонтами? Она сложилась, как ответ на очень тёмный, инфернальный запрос косматых глубин и мрачных бездн подсознания человеческого. В человеческой природе, в самом нутре, есть нечто очень страшное. Цивилизация запирает это страшное на замок, учит держать его в клетке. Цивилизация учит не быть зверем, то лаской и мольбой, проповедью, то розгами, батогами, пыточными застенками и расстрельными стенками.

Но мечта внутреннего зверя все 5 тыс лет – вырваться из клетки, рвать и метать.
Цивилизация все века создаёт законы – но параллельно все века существует преступность. Цивилизация стремится привить благородство – но параллельно во все века существует коррупция, кумовство и клановость.
Цивилизация тысячелетиями говорит об идеальном обществе – зверь в человеке тысячелетиями корректирует идеал до состояния реального общества с его внутренними пороками, которое общество не желало бы, но вынуждено признавать.

Задумаемся на минуту: а что было бы, если бы ДЕКЛАРАЦИИ на 100% соответствовали РЕАЛЬНОМУ БЫТУ? Если бы то, что пропагандируется, порой весьма навязчиво – было бы беспрекословно принято всеми, на 100%? Мы этого не знаем. Потому что такой ситуации (совмещения идеала, живущего в общественном сознании и общественного быта) – НИКОГДА не было.

+++

Тут нет обратной симметрии. Да, цивилизация всегда противостояла зверю. А вот зверь – не всегда противостоял цивилизации. Дело в том, что зверь значительно старше цивилизации. И были времена (и может быть, миллионы лет) – когда зверь жил сам по себе, ничем не стесняемый, никакой цивилизацией не обременённый…

А не думаете ли вы, читатель, что с точки зрения зверя – это был «золотой век»? Некая мечта звериного начала о зверстве, которому никто и ничто не противодействуют?

+++

Ельцин, как яркий представитель мирового либерализма 80-90-х годов ХХ века опирался на низшие зоологические инстинкты в природе человека.

Ни на что другое опереться он и не мог: государство и его территориальную целостность он растоптал, экономику растоптал, многовековую научно-культурную традицию и нравственные основы человеческой жизни растоптал, и даже демократию (которую ему по непонятным причинам ставят в заслугу) – тоже растоптал[1].

Не то, чтобы я любил демократию (я считаю её большой ложью) – но чувство справедливости требует признать в Ельцине ликвидатора демократических прав и свобод, сложившихся при Горбачёве.

Олицетворяя в одном лице страшное геополитическое поражение, всенародное обнищание, вопиющее бескультурье и криминальный террор, Ельцин имел лишь одну заслугу перед теми, кто его ценил и ценит: он распустил и максимально поощрял ранее сдерживавшиеся цивилизованными формами власти низшие, зоологические инстинкты человека. Иных «заслуг», кроме постоянного возбуждения звериного низа в человеке массы, Ельцин не имеет ни в какой области.

Он научил людей содомии, разнузданному свальному разврату, но отучил читать.

Он дал людям, потерявшим при нём человеческие формы самореализации – зверские формы самореализации и самоутверждения.

Он научил людей ненавидеть труд и почитать разбой, сделал маргинальную воровскую мораль из криминального подполья – господствующей и даже идеологической ценностью.

Он объявил всё цивилизационное наследие человечества «предрассудком», а зоологическое скотство – естественным и оттого не безобразным.

Нет такой сферы или отрасли, в которой он не сменил бы социальное содержание на зоологическое, в чём, собственно и крылась его страшная сила опоры на Зверя.

Ельцин – самое худшее, что могло случиться с Россией из всего спектра возможностей конца 80-х. История не терпит сослагательного наклонения, но теоретически говоря – к концу 80-х:

-Могли бы реставрироваться коммунисты в прежнем виде – и это было бы лучше.
-Могли прийти к власти обновлённые коммунисты, сторонники конвергенции лучших свойств социализма и капитализма, и это было бы гораздо лучше.
- Могли бы прорваться белогвардейские элементы – пусть и целиком антисоциальные, но имеющие представление о патриотизме и величии державы, о чести – хотя бы сословной.

Мы обречены гадать: а что было бы, если бы к власти прорвался предатель, но не вор. Или вор – но не быдло. Увы, знать нам не дано: власть оказалась в руках предателя, вора и быдла в одном лице…

+++

Ельцин наложил свои жутко-карикатурные черты на процесс, но в общем и целом процесс находился в общем русле мировой истории того периода.

Человек в мировом масштабе очень устал.

Он устал от требовательности цивилизации и вдвойне – от чудовищной скорости прогресса.

Цивилизация – не только кормилица и благодетельница. Она ещё и весьма требовательная штука. Она требовательна ко всем, но в особенности к начальникам. Она постоянно настаивает, чтобы человек (особенно руководитель) – ознакомился с новым, прочитал новое, принял к сведению новое и т.п.

Она выбраковывает тех, кто с этим не справляется, не успевает за ростом её достижений. Цивилизация сама по себе утомляет зверя в человеке – как булгаковского Шарикова утомляла обязанность закладывать салфетку за воротник, кушать ножом и вилкой, пальцами вместо зубов ловить блох и т.п. Но если цивилизация устойчива – люди успевают привыкнуть к её медленно нарастающей требовательности.

Иное дело, когда прогресс несётся бешеными темпами, как в ХХ веке. Вообразите хаос в уме человека, который начинал жизнь в лаптях и на телеге, и ещё не старым оказался в автомобиле с кассетной магнитолой! Ускоренная урбанизация, резкая смена новинок, к которым даже и привыкнуть ещё не успели – сводит человека с ума.

Цивилизация раздражает, а прогресс просто вызывает аллергию. Знания начинают казаться бессмысленными: не успел ещё что-то узнать, освоить, а оно уже устарело. Человеку хочется остановиться, ему хочется снизить темп скачки. Его начинает тянуть к простенькой дряни взамен сложной, требующей думать, утончённости.

Животное, пойманное в клетку культуры – воет и грызёт человека изнутри. Ему и больно, и страшно. Его инстинкты – сокровище, накопленное в генах миллионолетьями – грубо попирают, объявляют пережитками! Зоологический инстинкт собственности (хватательно-поглотительный) – объявляют противозаконным, инстинкт зоологического доминирования в стае – постыдным и предосудительным, половой инстинкт – сковывают «приличиями», у пожилых коммунистов к началу 80-х доведёнными до оскопляющего изуверства…

Чтобы остановить мировую зоопатию – глобальную либерализацию – нужно было уже к концу 70-х понять природу аллергии на прогресс и цивилизацию, притормозить, дать отдышаться, закрепить достигнутое. Не жить в слепоте "чем быстрее - тем лучше".

Не делать манифестом "ускорения" популярный в 80-е годы стих:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Вы вдумайтесь в эту каторгу пафоса! "Обязана", "день и ночь", не имея "потехи час", минутки просто, маразматично, посмотреть на огонь или воду, ни о чём не думая, не напрягая извилин...

Это нужно было понять - а не ломится с постоянно нарастающим ускорением – всё вперёд и вперёд, до Луны и до звёзд на ракетопланах…

Ельцин, как Тэтчер и Рейган до него – расплата прогрессорам за их гуманитарную нечуткость, бестактность к человеческой природе, за их механицизм, забывший об органическом строении человека и биологической стороне его природы.

+++

Сложение множества роковых факторов обрушило цивилизацию: мы получили предателя, вора и быдло как кумира поколения. Ельцин сполна отыграл запрос общества на опрощенчество, на быдловизацию, на свинское корыто взамен чопорной сервировки. Люди хотели снова побыть животными в простоте нравов – и им дали такую возможность. С Ельциным наступила оргия и вакханалия зоологического естества, вырвавшегося отовсюду раскалёнными протуберанцами.

Человеку вложили в руки разбойничий кистень на большой дороге между Содомом и Гоморрой. Настало пиршество доминирования и разнузданного всеядного поглощения, каннибализма и садо-мазохизма, воспалённой безудержной сексуальности.

Человек, избавляясь от зуда цивилизационной аллергии, растоптал, и не без тёмного наслаждения растоптал всё то, что делало его человеком, выделяло из мира животных.

Он наслаждался ролью дикого зверя – без страны (ибо у зверей нет Отечества) и без культуры, без этики и этикета, без книжной премудрости и учёных разговоров, без «достоевщины» и «аристотелевщины».

Человек грыз клыками и рвал когтями всё, до чего мог дотянутся, гадил под себя, терял навыки членораздельной речи, сношался со всем, что движется, не различая ни породы, ни пола ни возраста партнёра.

+++

Ельцин был и продуктом и вдохновителем процесса озверения. Сам зоопат, сам обладая развитым звериным чутьём – он чуял, что его сила именно в этом: в пьянстве, в блядстве, в азарте прогульщиков и шулеров, отказников и уклонистов, в фарте мошенников и адреналине бандитизма.

Ельцин поэтому раскрыл как можно шире врата асоциальности и постыдных пороков, став самым «либеральным» привратником зоопарка страстей и грехов человеческих.

За это озверевшие и оскотинившие многое прощали Ельцину: и кровь рекой, и нищету до края, и диктаторские замашки подавления инакомыслящих, и пропитую страну, целостность которой подонок разменял на личную власть.

Торжество звериных инстинктов стало исторически торжеством Ельцина. И наоборот, торжество Ельцина стало по сути торжеством звериных инстинктов в широких массах.

+++

Вокруг ельцинизма сложилась субкультура, основные устои и крепежи которой сохраняются в неприкосновенности доселе.

В этой субкультуре звери видят свою защиту от цивилизации, своё право и дальше жить как животные. Эта субкультура поставила низшее очень высоко, а всё высокое в человеческой истории (дум высокое стремленье) – наоборот, предельно унизила и принизила. Субкультура ельцинизма ненавидит «пафос», видя в нём глупость и пытку, наоборот, очень высоко ценит «естественность», под которой понимает голый зоологизм отношений.

«Нормальная человеческая жизнь» в этой субкультуре – если присмотреться, в точности копирует отношения животных в дикой природе: звериные беспорядочные случки, звериное же представление о самоутверждении, как доминировании. Всё животное в человеке принимается, как норма – даже если оно связано с убийством и беззаконием: ведь зверь не знает законов, кроме своих похотей и не ведает греха в хищности. Наоборот, ко всему, что над животным в человеке – относятся одновременно и насмешливо и подозрительно.

В этой, т.н. «рыночной» среде Человек, достойный зваться человеком - обречён выглядеть и считаться фриком, самое мягкое ему определение – чудак.

Здесь ни в грош не ставят ни книжность, ни красноречие. А место рациональной логики с её расчётами и строгими доказательствами заняла звериная интуиция и т.н. «чуйка».

+++

Люди ельцинского призыва, перестав быть цивилизованными людьми, неизбежно лишились всего, чего лишены животные:

- Искусство счёта, обоснованность и подтверждаемость.

Это тоже часть субкультуры планетарной либерал-зоопатии: мыслить смутно и беспочвенно, делать прогнозы расплывчатыми, необязательными, на основании непонятно чего и в расчёте на короткую память. В субкультуре планетарной либерал-зоопатии желаемое выдают за действительное, патологически путают смысл слов (называя что попало чем попало) и при этом разучились элементарно считать.

Представления о социуме здесь смутные и нелепые, планы реформирования – безосновательны и бредовы. Утверждение доказуемо здесь не аргументом, а эмоциональным истерическим выкрикиванием, напором и наглой самоуверенностью. Чему будет равно 2х2 – здесь решает не таблица умножения, а нахрапистая бойкость в помоях плюрализма мнений.

Они постоянно сводятся к связи несвязуемого и утрате забываемой по дороге цели пути.

Человечество к XXI веку заплатило очень огромную цену за свой «большой праздник непослушания» строгим научности, нравственности и этикету. Желание делать не «как надо», а «как хочется» - отбросило человечество едва ли не к самому началу истории, аннулировав 5 тыс лет цивилизации.

+++

Если представители точных наук говорят[2] о катастрофической деградации точных наук[3] и образования в среде либерал-зоопатии и рыночного произвола, мы сузим обзор, и поговорим о гуманитарном спектре наук.

Наше время – это существенная деградация исторических, социально-экономических и футурологических знаний, представлений и исследований как в мире в целом, так и в России, в частности.

Люди парадоксально не знают и не хотят знать о собственной жизни, решать насущные бытовые проблемы – оказавшись к ним такими же безмозгло-равнодушными, как и, например, к изучению планеты Плутон.

Поражает низкопробность и примитивность современной гуманитарной дискуссии. Сказываются подрыв и ликвидация научно-справочного аппарата, всех механизмов верификации, игнорирование требований непротиворечивости, голословность и пустословие. И вообще – подрыв требовательности к достоверности утверждений.

Большая часть исторических псевдо-исследований, социально-экономического псевдо-анализа и прогностики носит ярко выраженный характер бредовости, разорванности мышления, свойственного ранее только психически-больным людям. Стёрты все грани между желаемым и действительным, возможным – и твёрдо доказанным, условным и реальным, главным и второстепенным, между характерным, преобладающим – и редким, исключительным.

+++

Умный человек, вообще-то говоря, сразу бы сказал, чем кончится требование «свободы» (слова и прочего) в этой сфере. Оно кончится (и кончилось) тем, что академически образованных специалистов уравняли в правах с дураками и неучами по демократическому принципу «один человек – один голос».

А поскольку дураков всегда больше, то и их хор в условиях «равноправия» гораздо громче, многолюднее и больше о себе заявляет.

В их вопиюще-нелепых самовыражалках и перфомансах голос академически образованных специалистов жалким образом утонул, как топор в омуте. Тем более, что никакой ответственности за насаждение лжеисторических, лжеэкономических, асоциальных «трудов» и за публикацию лжепрогнозов не предусмотрено.

За экстремизм – да, есть, тут власть себя защищает. А мозги граждан – нет. Любые помои текут и текут невозбранно, не проходя никакой экспертизы, или, хуже того, пройдя её и наплевав на её вердикт.

Самое яркое свидетельство – деятельность правительственных лже-экономистов. Чёрт его знает, где эти люди учились, кто и почему, за какие заслуги (видимо, засекреченные?) их продвигал в «генералы народного хозяйства»… Но они находятся давно и плотно в конфликте с учёными-экономистами из Академии Наук, иных научных кафедр. И в менее известном конфликте с мировым сообществом экономистов-лауреатов Нобелевских премий[4].

Лжеэкономистам на академическую науку плевать, так же как плевать им на опыт, здравый смысл и логику. Они с важным видом несут ахинею который год – полностью отделив свой неприкасаемый «авторитет» экспертов от результатов своей деятельности.

+++

Практически все науки уравняли с демагогией, с пустословием, с принципом «бумага всё стерпит» - оторвав утверждения от опыта и результатов. Мол, если практика противоречит нашему бреду – то тем хуже для практики! Культура планирования утрачена, прогнозы представляют из себя гадание на кофейной гуще. Прогнозисты безответственны и безосновательны, их прогноз не содержит ни анализа причин предполагаемого будущего, ни ответственности за несоответствие реального будущего прогнозам.

Историческое знание выродилось в набор мифов, баек и произвольных выдумок. История стала сказкой, фентези в стиле Толкиена – и потому потеряла смысл, как источник аналитической информации для аналогового мышления. Подлинная история, как подлинная карта – помогает нам построить маршрут по уже пройденной до нас местности. А лживая история – наоборот, сбивает с пути, рисуя реки, пустыни и горы там, где их нет, и не обозначая их там, где они имеются.

Декоммунизация показала новый, невиданный метод работы с материалом: вместо осуждения и изучения тех периодов, которые считаются «негативными» - запущен процесс их «стирания». То есть речь идёт не о той или иной оценке прошлого периода истории, а о прямой, открытой и официальной подмене истории! Периоды, которые «не нравятся» - стремятся вычеркнуть из памяти народов, подменить, переделать на свой вкус…

+++

Чего нам не хватает сегодня? Острее всего – рациональности.

Чего у нас дикий (во всех смыслах) переизбыток? Остро пахнущего фашизмом триумфа воли, волюнтаризма, рискованных непредсказуемых игрищ, азарта картёжных игроков, которые делают сомнительные ставки, блефуют, пытаются вслепую угадать карты противника, выиграть в лотерее. Эту манеру поведения сформировал бизнес в условиях «свободного рынка» - с адреналином игры, с эмоциями неопределённого исхода и мастерством шулера, передёргивающего тузы в рукаве…

Меньше жаркой страстной воли доминировать, больше холодного расчётливого рационализма! – вот что нам нужно. Меньше случайного, больше гарантированного вычислительной точностью!

Мне надоели игрища с невидимой и таинственной «рукой рынка» - я мечтаю о нормальной человеческой руке, прикреплённой к рациональному человеческому мозгу! Руке, которая совершала бы продуманные рациональные действия с заранее известным результатом!

Я не хочу, чтобы производство штанов или куриных яиц, строительство жилья каждый раз превращалось в увлекательную пиратскую историю с непредсказуемой развязкой!

Оно должно быть скучным в своей продуманной предсказуемости:

- Начинаясь с продуманного запроса и предоплаты,
- Осуществляясь в рациональном режиме отработанных средств
- И завершаясь заранее определённым гарантированным результатом.

И ведь это не фантастика, это не так уж и трудно, и это – если не во всём, то во многом, уже было в прошлом веке, где планировали без компьютеров и мгновенной интернет-связи, на счётах, арифмометрах и перфокартах!

+++

Больше рационализации! Больше деельцинизации! Одно без другого невозможно. Нельзя совместить рациональное начало и звериную интуицию. Нельзя совместить холодный расчёт с пьяной страстью оргазма.

Если мы хотим жить в хотя бы отчасти разумном мире, а не в дурдоме и зоопарке «по ту сторону решётки» - мы должны загнать выпущенного зверя обратно под замок. Отныне и навеки в истории человечества свобода зверя будет связана с именем Б.Ельцина, и с этим уже ничего не поделаешь.

Стирать память – как «люстраторы»-выродки –мы не намерены. О кошмаре и позоре нужно помнить, и чем лучше будем помнить, тем лучше для нас…



[1] Если рассматривать демократию не как ярлык, выдаваемый американцами на им одним известных основаниях, а как термин, имеющий развёрнутое определение, то именно Ельцин последовательно и свирепо свернул все развёрнутые при Горбачёве демократические права и свободы. На проведённые народные референдумы он плевал, а новые проводить запретил, выборные процедуры открыто подделывал и фальсифицировал, свободу слова закрыл, свободу собраний попросту расстрелял и забил дубинками, решения Конституционного Суда игнорировал с показным цинизмом, парламентские решения отвергал весь срок своего бесславного правления. Ельцин развернул широкий криминальный террор против инакомыслящих, убивал, избивал их, пытался запрещать целые партии и движения, неугодные лично ему. В своём правлении опирался на грубую вооружённую силу. Был нелегитимным в свой первый президентский срок, и просто неизбранным во второй. Осуществил методами хунты государственный переворот в 1991, затем в 1993 годах, по количеству заключённых сравнялся с самыми многолюдными годами пресловутого ГУЛАГа. Он не сохранил ни одного демократического института, присвоил себе лично полномочий больше, чем было у Государя-императора. Лишён он был и внешних черт политика-демократа: напрямую не общался со СМИ, не ходил на дебаты кандидатов в президенты, и даже улыбаться на камеру так и не научился.

[2] Последовавшие вслед за развалом Советского Союза так называемые «рыночные реформы» уничтожили научно-техническую державу, а «реформы» РАН, проводившиеся в последние годы, нанесли мощный удар по ее самому передовому отряду российской науки, утверждает Нобелевский лауреат, академик РАН и член фракции КПРФ в Государственной думе Жорес Алферов. Свое видение он изложил в интервью «Парламентской газете».

[3] После смены власти и развала СССР финансирование науки было резко свёрнуто, цены резко выросли и зарплата учёных опустилась ниже уровня выживания. Ассигнования на гражданскую науку за 1990—1995 годы снизились в 4,4 раза, а затраты на собственно продуктивную исследовательскую работу сократились примерно в 10 раз. Заниматься наукой в новой России стало практически невозможно не только рядовым, но и крупным учёным, началось бегство за рубеж. Например, из трёх лауреатов премии Филдса эмигрировало двое. Академик В. И. Арнольд последние годы жизни преподавал во Франции, хотя весьма язвительно высказывался о качестве образования и в этой стране, и в целом на Западе. Почему наши академики с некоторых пор сосредоточились на спасении деградирующего западного образования нетрудно догадаться.

Те, кто не мог найти работу за границей, меняли сферу деятельности. Многие были уволены принудительно. О закрытии крупных НИИ в 1992 году персоналу объявляли за два месяца. Но поведение сотрудников было иррационально — они не могли в это поверить и не искали нового места работы. Приходили, как обычно, в лаборатории и продолжали ставшие бессмысленными эксперименты. В результате появилось большое число безработных. Этот процесс, который шёл катастрофически быстрыми темпами, привёл к уничтожению научных школ, снижению качества высшего образования, к деградации и падению рейтинга российских академических журналов. Российские НИИ опустели и площади стали сдаваться частным фирмам, что обогатило часть научной администрации.

Отношение власти к науке и образованию иллюстрирует эпизод предвыборной компании Ельцина. 27 марта 1996 года, желая получить голоса учёных и студентов, Ельцин подписал указ № 424 «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации». В июле 1996 года завершился второй тур выборов, а в феврале решение о стимулировании науки было отменено другим постановлением того же Ельцина: «О дополнительных мерах по обеспечению режима экономии при исполнении федерального бюджета». В его тексте написано: «Приостановить действие Указов Президента, приводящих к увеличению расходов федерального бюджета по перечню согласно приложению». В этот перечень вошел и указ № 424.

[4] Весьма показательный документ — заявление Нобелевских лауреатов, в числе которых были Лоуренс Клейн (университет Пенсильвании), Джеймс Тобин (Йельский университет), Дуглас Норт(университет Вашингтона), Кэннет Эрроу (Стэнфордский университет), а также живущий с 30-х годов в США наш соотечественник, экономист Василий Леонтьев, получивший Нобелевскую премию 1973 года за теорию межотраслевого анализа и его применения к важным экономическим проблемам» 1994 года. Заявление появилось, когда стал очевиден провал ельцинского «реформирования». «Без эффективной госпрограммы идущие в России преобразования приведут к следующим результатам: сокращению валового национального продукта; высокой инфляции; увеличению импорта конечного продукта до уровня, уничтожающего спрос на внутренние товары; криминализации экономики и установлению атмосферы всеобщего страха и запуганности; ухудшению положения в социальной сфере, включая государственное здравоохранение, образование, безопасность населения; сокращению инвестиций в экономическую инфраструктуру; падению уровня жизни и росту разрыва в доходах». «Только не трогайте Госплан» - так заклинал ельцинско-гайдаровских реформаторов известный американский экономист, иностранный член АН СССР Джон Гелбрейт. Намного раньше, в 1948 году Нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн утверждал, что «наступит день, когда все нации будут благодарны России за то, что она продемонстрировала практическую осуществимость планового хозяйства».

Александр Леонидов; 24 октября 2018

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • Наш сайт (ЭиМ) глушат!

    Наш сайт (ЭиМ) глушат! Одно дело - слышать про такое со стороны. Другое - лично столкнуться.В РФ начиная с 30 сентября сего года неизвестными лицами произведено техническое веерное отключение сайта ЭиМ, который для большинства пользователей вдруг стал "недоступным". У нас он работает, как ни в чём не бывало, но мы - в локальном пузыре, а с мест сообщают, что сайт нигде не открывается.

    Читать дальше
  • ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ...

    ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ... Можно спорить о художественных достоинствах или философских идеях романа «Апологет» А. Леонидова, на днях опубликованного замечательным издательством «День Литературы»[1]. Об одном спорить не приходится: с такой стороны революцию и советский строй ещё никто не осмыслял! Ни сторонники, ни противники таким образом её не рассматривали, факт. Остальное – спорно. Как, в общем-то и должно быть с художественным произведением, главное требование к которому во все времена – свежесть и оригинальность. И это есть…

    Читать дальше
  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.