Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

​ФЕНОМЕН РАЗУМА И ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ «РЕФОРМЫ»

​ФЕНОМЕН РАЗУМА И ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ «РЕФОРМЫ» Поскольку в самом общем определении экономика – есть воздействие разума на окружающую среду для достижения поставленных разумом целей – невозможно, да и не нужно отделить экономические проблемы от проблем общей вменяемости и адекватности человека. Всякая экономическая катастрофа (в чём её отличие от вулкана и землетрясения) – рукотворна. В её основе – чья-то (может быть, общая) ошибка в расчётах и ложные представления о движущих жизнь механизмах. Человек научился одолевать засуху поливами, заморозки – тепличными хозяйствами, но чем меньше влияют на нас природные катастрофы – тем выше доля катастроф гуманитарных, связанных с человеческим фактором. Это когда идиот убедил других идиотов сделать то, чего категорически нельзя делать разумным людям…

Насвистев им о результатах, которых в принципе, если слушать логику и опыт – быть от таких действий не может. Может показаться парадоксом, но атеизм гораздо более пронизан верой в чудеса, чем религиозность. Суть чудесного – это нечто из ниоткуда, и пропадающее в никуда. Нечто из ничего. То есть не имеющее причины.

На самом деле причина есть – только человек её не видит, не умеет понять. Понятно, что любое «экономическое чудо» - никакое не чудо, а просто явление с неисследованными причинами. И «деньги из воздуха» - на самом деле не из воздуха, а у кого-то украденные. Отвергая мистицизм в духовной сфере, атеизм тащит его в материальную, из сверхъестественного в мир естества.

Это связано с психологией локальности у биологической особи: она рождается в определённой точке времени, не застав исходных причин идущих при ней процессов. Умирает био-особь тоже в конкретной точке, не заставая долгосрочных последствий своих и окружающих действий. Это отражается в мышлении, которое, теряя начало и представление о бесконечности, вечности, поневоле теряет и целостность, комплексность, воспринимает те явления, которые застала после рождения – не как следствия своих причин, а как данность, константу.

Так человек либеральных взглядов, шалун и разгильдяй, не застав голода – искренне не верит, что массовый голод может вернуться (и запросто). Не застав чумы или холеры – думает, что их и быть не может. Такая неспособность понимать причины явлений – и породила «перестройку» и всех недорослей её. Всё её слабоумие, при котором напрочь забыли первый принцип врача по Гиппократу – «не навреди!». Потому что и в саму возможность навредить перестали верить: всё, что уже достигнуто, стали понимать не как продукт усилий предыдущих поколений, а как вечный атрибут окружающей среды. «Раз оно есть – куда ж оно денется?!».

Так, например, либерализированная публика презирает науку и учение, воображая их чем-то отдельным от себя: «пусть работает железная пила, не за этим меня мама родила». Простая мысль о том, что не возобновляемые в текущем поколении знания и умения предков могут быть просто забыты, потеряны – не приходят в голову сибаритствующим самцам и самкам. Для них наука и техника – не достижение преемственных усилий целого ряда поколений, а данность, которая «никуда не денется».

Точно так же «шаловливые мальчики и девочки»[1] видят данность в стране, в своей защищённости: они убеждены (причём порой искренне), что и в деле познания мира, и в деле сохранения культуры, и в деле обороны нации – «без них обойдутся» и «там есть кому работать», «там специальные люди назначены – они всё обеспечат».

+++

Миф об «отдельных, специальных» людях (имеющий подобие основания в разделении труда) – самый страшный миф либерализма. Логическая ошибка в мифе понятна и очевидна:

-Если кто-то до нас что-то делал без нас, то он и дальше может это делать без нас.

Но тот, кто до нас что-то без нас сделал – уже умер или состарился. Следовательно, кроме нас делать больше некому. Современная наука – лишь то, что у нас в голове. И современная культура – не больше, чем наш культурный уровень. И госбезопасность – тоже мы, а не таинственные отдельные от нас «конторы». Если мы не позаботимся о своём выживании – о нём никто не позаботится: народ вырежут, а землю заселят другими народами. Неужели это не очевидно?

То, что не делаем мы сами – за нас никто не сделает. Если мы не контролируем справедливое распределение в экономике – то этого не сделает за нас никакая мифическая «инспекция». Всякое непонимание экономики – будет использовано против нас. Если мы не понимаем, откуда берутся потребительские блага – у нас их все отберут до последней крошки и лоскута.

А современный человек думает выжить, убеждённый, что «воевать – не моё дело», «в экономике я ничего не понимаю», «египтологией пусть занимаются египтологи», "философией - философы", "экономикой - экономисты" и т.п. Но с таким настроением выжить нельзя: и горе тем, кто этого не осознаёт!

Ведь схема достижений коллективного сознания - никакой не секрет:

Растленный либерализмом обыватель постоянно ждёт «экономических» и прочих «чудес», он падок на посулы обманщиков, он сам обманываться рад – и потому его обмануть нетрудно. Ему «свистят», что он будет жить, как в Европе, что Европа, при этом – живёт, как в раю. А в итоге он оказывается попросту в гробу, потому что лично ему жить оказывается нечем, не на что и не для чего.

+++

Если мы говорим про цельное, связное мышление, а не про клочки мыслительной бессистемности, то оно должно, хотя бы в общих чертах, представлять весь процесс, а не кусок процесса, вырванный из непостижимости.

Если мы говорим о картине мира – тогда с начала мира, с момента сотворения Вселенной. Если мы говорим о зле – то с первородного греха. Потому что кусок, вырванный из контекста – ничего нам не объяснит, или всё объяснит ложно.

«Я хорошо зарабатываю» - рассуждает локалист – «правда, кто мне платит, не знаю, и почему он это делает – тоже не знаю. И зачем, для чего я делаю то, что делаю – не знаю. Да мне и не надо! Я сделал порученное, и получил завидное. Я обслуживал насосы – и мне за это платили. А то, что это насосы в концлагере, и газовые камеры обслуживают – неважно».

Но ведь современный человек живёт так страшно и безумно – именно потому, что он живёт по этому принципу. Его совершенно не «напрягает» запрет на идеологию в Конституции – то есть отсутствие у страны, у него самого внятной картины мира. Он живёт – но в чём и почему, не знает, и как – тоже не знает. И этим подобен наркоману, которому запросто подползающие крокодилы могут казаться бабочками…

«Непостижимость экономики» для либерала – лишь частный случай общей непостижимости начал и концов у него в голове, связанной с его тупой локальностью во времени и пространстве. Именно поэтому он обречён всегда быть подопытной собакой – и никогда не будет экспериментирующим академиком Павловым.

Мы ушли из мира, в котором были вот такие платёжки за бесплатно полученную двухкомнатную квартиру улучшенной планировки. И куда мы ушли?

Им можно легко манипулировать, как животным – раздражая центры страха или удовольствия на рефлекторном уровне. Ни природы своих страхов, ни природы своих наслаждений он понимать не в состоянии, он не знает, зачем и откуда они – как хомячиха не понимает, почему ей хочется хомяка, и почему она потом выращивает хомячат. Инстинкт не в хомячихе, а над и вне хомячихи: потом иногда она пожирает своё потомство, не видя в нём никакой ценности или святыни.

"С тоской оглядываясь...": Журнал «Крокодил» №5, 1986 г. Поднимает проблемы, актуальные для своего времени, бичует пороки современного ему общества... Это не агитка - наоборот, очернительный жанр...

+++

Наиболее выпукло и потому чудовищно это проявляется в современной экономике и её «обещалкиных». Никакого обоснования обещаниям нет, как нет и анализа проведённых «реформ» и их итогов.

Если сумасшедший выдумает, что из смешения воды и бумаги появится металл – то это безосновательное предположение. С чего он взял? Какой логикой руководствовался? Из чего исходил? В итоге металл не получился раз, два, три – но сумасшедшему плевать, потому что он не в состоянии анализировать результаты поставленного опыта.

А теперь перенесите эту шуточную схему на современные нам экономические «реформы»! Ведь один к одному! Обещается некий, совершенно лишённый основания результат. Потом его не получается (естественно) – но это никого не смущает, его снова продолжают обещать теми же методами…

Человек, развращённый либерализмом, не хочет искать необходимые причины явлений. Он хочет их «назначить» по собственному произволу, в чём и проявляется его свобода (libertas).

«Я назначаю воду и бумагу источником металла! Это моё мнение, и требую его уважать! Я велю и приказываю мокрой бумаге стать металлом!»

Именно так они понимают «плюрализм мнений» и «отсутствие идеологического диктата»: в уравнивании объективной истины с любой выдумкой или галлюцинацией. Мол, у Вселенной нет законов – её законы назначаем мы путём голосования! Решим отменить закон тяготения – значит, отменим!

Результаты, как вы сами видите, у этой libertas – ошеломительные. Хотя и не те, которых ждали. Произвол человека в области мыслей – оборачивается таким же хаосом произвола над человеком, который у него в голове. Вы конечно, вправе считать Бандеру или его младшего брата Чикатило героями, а не маньяками, бумага всё стерпит. Но тогда не обижайтесь, что в вашем мире герои вместо спасения людей – занимаются бессмысленными серийными убийствами и мародёрством.

Ваш хаос в голове убивает не только логику, но и вас самих. Он оборачивается хаосом вокруг вас.

Это когда халявщики, болтающие о грядущих сказочных «инвестициях», вдруг обнаруживают, что им нечем жить, и нечего кушать. А болтающие о «свободе личности» - вдруг обнаруживают, что никто не сдерживает «свободу личности» грабящего их бандита! Вы сами создали то общество, в котором разбойнику никто не мешает в его «самораскрытии» и бесконечном обогащении.

Незнание закона не освобождает от ответственности: вы не знали, что разбойник будет строить свою свободу на вашем порабощении, и свои капиталы – за ваш счёт. Но это уже ваши проблемы: природа глуха на жалобы!

+++

Если мы говорим конкретно об экономике – то вменяемость и адекватность её понимания включают в себя полный цикл. Человек понимает, как движется к нему продукт от поля до стола.

Вот есть дикая, первозданная природа. А вот то, что создаёт из неё человек. Любой продукт – даже компьютер, даже телевизор, при всей их сложности – не содержит в себе ни одной внеземной детали! Все его элементы всегда с нами, и всегда были с нами.

И если мы, обладая землёй, не выпускаем компьютеров – то не потому, что к нам не пришёл мифический «инвестор», а просто потому что мы сами лохи.

И если мы не умеем сами собрать телевизор – то не оттого, что нам чего-то не хватает вокруг нас. Не потому, что нам мало свободы – а по прямо противоположной причине: слишком много животной свободы, она подорвала своим зоологизмом процесс нашего образования, воспитания, познания мира. Нам нужно было схемы учить – а мы на дискотеках отплясывали. Если нам ещё свободы добавить – так мы разучимся членораздельно говорить и ходить на двух ногах!

Неразрывно вопрос движения продукта от дикой природы до непосредственного пользования связан с геополитикой, которая вообще неотделима от экономики. То есть у вменяемого и адекватного человека в голове должны укладываться все масштабы: от карты мира до плана межевания личного приусадебного участка.

И если подорвана страна в целом, её позиции на планете – то никакие индивидуальные топографические межевания не помогут! В ответ на все твои правовые бумажки захватчик тебе ответит – «контора пишет!» и треснет по лбу. Ибо любое наше личное, индивидуальное потребление – существует не в вакууме и не автономно!

Его (даже маленький бутерброд с колбасой) кто-то отстоял. На нём кто-то настоял. Его кто-то защитил – иначе он ушёл бы на запад, на юг, на восток и был съеден там, а не у вас на кухне! Ваше потребление на любом уровне – продукт мировых отношений, мировой политики и мирового баланса сил.

Враг не только может поработить вас, отняв всё, что вы имеете; ему даже выгоднее просто уничтожить вас – полностью сэкономив ресурсы, расходуемые на ваше существование (каким бы жалким оно вам не представлялось).

Следовательно, не увязывать своё личное – с геополитикой, с державностью, с государственным планированием и справедливостью распределения – может только невменяемый и неадекватный человек. Который, подобно ребёнку, говорит «я в домике» и думает, что этого достаточно для «стоп-игры».

Но врагу плевать, какой домик вы изобразили в своих фантазиях. Ему плевать, что ребёнок, накрывшись одеялом, его не видит: враг-то прекрасно видит ребёнка под одеялом!

+++

Человек, неспособный видеть ни причин своего положения, ни последствий своих поступков – обречён на маразматические искажения бытия в отражении его сознания. Его мышление становится настолько кривым зеркалом, что теряет всякую связь с реальность, всякое понимание её хода.

Оно отражает уже не мир вокруг нас, а само себя. Оно живёт посреди миражей и бредятины, которые само же фабрикует для себя. И долго носитель такого сознания не живёт: мир к нему жесток, потому что он сам к себе (и к окружающим) жесток.

Потом останки таких обществ через сотни лет откапывают археологи, и гадают – какое же было у них самоназвание? Черепки от битых горшков видят, а имени народа – не знают.

Именно в такой пласт самоутраты ведут нас, и упорно ведут, «реформы» последнего тридцатилетия. Это для человека тридцать лет кажутся длинным сроком, для истории и планеты 30 лет – мгновение!



[1] Определение великого учёного и писателя И.А. Ефремова 70-х годов ХХ века.

Александр Леонидов; 29 марта 2019

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • Наш сайт (ЭиМ) глушат!

    Наш сайт (ЭиМ) глушат! Одно дело - слышать про такое со стороны. Другое - лично столкнуться.В РФ начиная с 30 сентября сего года неизвестными лицами произведено техническое веерное отключение сайта ЭиМ, который для большинства пользователей вдруг стал "недоступным". У нас он работает, как ни в чём не бывало, но мы - в локальном пузыре, а с мест сообщают, что сайт нигде не открывается.

    Читать дальше
  • ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ...

    ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ... Можно спорить о художественных достоинствах или философских идеях романа «Апологет» А. Леонидова, на днях опубликованного замечательным издательством «День Литературы»[1]. Об одном спорить не приходится: с такой стороны революцию и советский строй ещё никто не осмыслял! Ни сторонники, ни противники таким образом её не рассматривали, факт. Остальное – спорно. Как, в общем-то и должно быть с художественным произведением, главное требование к которому во все времена – свежесть и оригинальность. И это есть…

    Читать дальше
  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..