Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Май
пн вт ср чт пт сб вс
    01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

ЗАЧЕМ ЛЮДИ ДУМАЮТ?

Сложнее всего ответить на самые простые вопросы…

ЗАЧЕМ ЛЮДИ ДУМАЮТ? Я уже неоднократно высказывал своё убеждение о том, что наши политическая, экономическая, социокультурная катастрофы – лишь внешнее выражение катастрофы мышления. И потому обречены заранее все попытки бороться с ними, как с самодостаточными, самостоятельными катастрофами. Нам нужно сперва понять – как и зачем люди думают, чтобы ответить на вопрос – как и зачем люди живут (занимаясь политическими, экономическими, культурными проектами).

Катастрофа СССР – это катастрофа коллективного мышления общества, руководящая сила которого, КПСС, грубо и некомпетентно (и неоднократно) вторгалась в социопсихику, мало понимая её устройство (в отличие от военного дела, экономики и других сфер, неплохо освоенных управленцами КПСС).

Так, например, всякая здоровая социопсихика (как и личная психика человека) всегда центрирована, и классификация явлений в ней выстроена на иерархии ценностей (пирамидально – от высшей, единственной ценности, через служебные ценности к основанию из малоценных, утилитарных знаний).

Смещая центр иерархии ценностей мы всегда наносим общественному сознанию очень сильную травму, а перебрасывая его, как мячик, туда-сюда, мы и вовсе сводим общество с ума.

Именно это и случилось, когда КПСС сперва «отменила религию», представления о Боге, а затем заменила пустоту культом личности вождя, постоянно меняющегося. Это должно было привести, и привело, к нарастающей психической деградации масс, умножению в них безверия и цинизма, игривого лицемерного двуличия, и т.п.

Здоровая социопсихика существует только в обществе, твёрдо и ясно отличающем неприкосновенные основания (догматы, гуманитарную аксиоматику) от производных, и потому подлежащих критическому осмыслению умозаключений.

Иначе говоря, общество здорово лишь тогда, когда выделяет и подчеркивает неприкосновенность своих базовых святынь (жестко карая за посягательства на них) и достаточно свободно в обсуждении всего остального.

Два примера больных обществ – общество догматическое, в котором ничего нельзя обсуждать, и общество либеральное, в котором позволено глумиться над всем без разбора. Первый указанный тип больного общества превращается в сухую и бессильную к внешним ударам мумию, второй – вообще лишает человека человеческих начал, возвращая его к животному состоянию.

Если межевание святынь и дискуссионных идей не произведено последовательно, твёрдо, всем и каждому понятным образом, то с социопсихикой случается особая болезнь. Я назвал её «советской болезнью»:

суть её в том, что общество то пытается научно-критически осмыслить догматические идеи, то, наоборот, пытается догматизировать вторичные и спорные идеи. Нет чёткой границы – нет и дисциплины работы сознания: то Сталина (явно сакральную, государствообразующую фигуру) начнут обсуждать, будто подсудимого, изображая из себя прокуроров, то какую-нибудь ничтожную дрянь запретят критиковать, вызывая смех и раздражение всех думающих людей.

Что происходит с обществом в «советской болезни»? Его начинает лихорадить, оно начинает беситься, в его коллективной психике нарастают патологические компоненты. И заканчивается такое «перестройкой»…

Речь идёт не о том, чтобы запретить обществу всякие реформы, а совсем о другом: нельзя ничего реформировать, не преодолев сперва «советской болезни», т.е. не размежевав жёстко неприкасаемые ценности (константы) от обсуждаемых и переменчивых производных.

Плох тот финансист, который не отличает основного капитала от оборотного. Но ещё хуже политик, который не понимает разницы между базовыми (неприкосновенными) ценностями социопсихики и побочными, второстепенными продуктами её каждодневной деятельности.

Именно в такой ситуации библейские персонажи меняют первородство на чечевичную похлёбку, а уроды «перестройки» - державу и будущее на миф об изобилии колбасы.

Однако, настаиваю, мало назвать уродов уродами: нужно обрисовать анатомию их психической ущербности. А для этого нужно понимать строение социопсихики, как среднестатистической величины сложения индивидуальных психик.

И тогда мы поймем, что КПСС, став жертвой этих уродов, во многом их (могильщиков своих) и породила своими неловкими действиями «слона в посудной лавке» социопсихики.

***

В статье всего не раскроешь, только самые азы.

Человеческая деятельность производна от человеческой мысли, мысль производна от системы ценностей, а система ценностей – от единственной главной ценности, той, про которую сказано в единственном числе: «вначале было Слово» (обратите внимание, не «слова»).

Здоровая психика представляет из себя гравитационную систему, в которой всякая мысль, из какой бы области не была – исходит из базового ценностного ядра и испытывает на своей орбите его притяжение. Иначе – совершенно очевидно – она (мысль) улетит чёрти-куда, под влиянием случайных векторов, толкающих её в хаосе мельтешения картин и образов.

Я не понимаю, как этого можно не понимать! В здоровом мышлении всякая мысль-следствие вытекает из мысли-причины, и эта цепочка обусловленности нигде не прерывается. Ведь если мысли стали возникать просто так, ни с того, ни с сего, то это уже больной человек, и про него мы говорим – «бредит», «в галлюцинации» и т.п.

Но если одно вытекает из другого без права разрыва взаимосвязи, то неизбежно должно быть и то единое, первое, главное, к чему всё древо выводов привязано жесткой причинно-следственной связью «если…-то…». Повредив этот центр, мы разрушим центральную взаимосвязь всех мыслей человека, и они полетят по случайным траекториям, приводя человека к непредсказуемым и необъяснимым поступкам.

В здоровом мышлении существует цепочка «догма-сорит-субистина-практика», через субистины и сориты практика восходит к первичной догме.

Только это и позволяет практике быть системной, созидательной – по той простой причине, что проект стройки не может постоянно меняться в ходе строительства! Не стоит и начинать стройку, если не знаешь, чего в итоге хочешь выстроить.

Поэтому человеческая личность в её здоровом, полноценном состоянии – это способность к отражению мира (наши мысли-восприятия), стянутая в пучок центральной идеей, придающей процессу отражения смысл.

Распустите пучок – и вместо объективной реальности вы попадёте в зазеркалье галлюцинаций, этим путём погибло не одно (и даже не сотня) общество.

Объективность реальности неразделима с базовой неприкосновенной догматикой, абсолютно неоспоримой для всех участников мироустроительства.

Благодаря этой догматике у них появляется способность к коммуникации (понимать друг друга), способность отличать норму от ненормальности (ибо при галлюцинациях всё нормально, потому что всё ненормально).

У них появляется та самая объективная реальность, которая, конечно, «независима от чувств и желаний отдельного человека» (как пишут философские словари) – но весьма зависима от коллективных ценностей социума.

***

В силу вышесказанного мы с вами понимаем, что есть три основных формы человеческой мотивации. Прежде всего, это децентрированная психическая деятельность – проще говоря, ДЕРГОТНЯ, хаотичные метания, смысл которых непонятен никому, включая и самого мечущегося.

Из этого болота человечество вытягивали монотеистические религии, социальная функция которых заключалась и заключается в системной ароморфике социальных систем.

Что это, спросите? Это обеспечение прогресса и развития через абсолютизацию абсолютного, подчеркивание бесконечности бесконечного, вечности вечного, интеллектуальном отделении их от конечного, временного, мелкого, наносного.

Так происходило драматичное, полное срывов и кошмаров, нащупывание в галлюциногенном болоте множества картинок-впечатлений, «знамений» некоей тверди, основы для опоры под фундамент всеобщего согласованного развития.

Главная слабость системной ароморфики – в её сложности, недоступности слабым и тупым умам. Если бессмысленная дерготня в принципе не может быть непонятной (в ней и понимать-то нечего!) – ароморфика требует больших усилий для понимания и усвоения, серьёзной умственной дисциплины каждого члена общества.

Поэтому социопсихика знает и третий вид: системно-центрированную патологию. Она имеет много черт сходства с системной ароморфикой за счет своей системности, но сходна и с бессмысленной дерготнёй за счет субъективизма базового ядра. Таким образом, мы имеем тут гибридный или переходный тип от одной базовой матрицы социопсихики к другой.

Если системная ароморфика абсолютизировала абсолютное, то системная патология абсолютизирует относительное. Признаются в ней бесконечность не бесконечного, а конечного, вечность не вечного, а временного и т.п. Таким образом, в двух словах, системная патология социопсихики – это догматизированная ошибка умственного богоискательства.

***

Существуют три функции мышления, которые никто и никогда не может отменить, и с разрушением которых мышление превращается в собственную противоположность:

-Защита своего носителя (витализм)

-Отыскание ему пользы и благ (рационализм)

-Целеполагание, смысл и цель деятельности (телеология)

Из подавления трёх функций разума мы получаем основные виды социопатологий: суицидальность, иррационализм и бесцельность, бессмысленность существования. Все вместе, втроём, они уничтожают носителя разума, убивают его изнутри, работают на его врагов. Именно поэтому социопатологии используются и как оружие в геополитической борьбе.

Разум дан человеку для защиты, пользы, смысла, он обеспечивает человеческой деятельности безопасность, выгоду и системность.

Очевидно, что если какой-то разум, в результате сбоя умственной работы, начнет продуцировать из себя опасность, невыгодность и бессистемность, то он превратится в антиразум, хорошо знакомый нам по безумию «перестройки».

Почему же так бывает?

Самое уязвимое место рационального аппарата – удивительная особенность его строения, в силу которой всё обоснованное – не самоценно, а самоценное – не может быть обоснованным.

Это феномен теорем и аксиом: теоремы доказуемы, но несамодостаточны, аксиомы самодостаточны, но недоказуемы.

Нанеся удар в это место, военный социопатолог может заразить социум социопатологией того или иного вида, ввести инъекции безумия в данном тонком пространстве.

***

С нашей точки зрения сейчас три основных вида социопсихики представлены в трёх основных идеологиях нашего времени.

Системная ароморфика содержится в социализме, избавленном от «детской болезни левизны», включившем в себя здоровый традиционализм и религиозность «теологии освобождения». Это не мои личные симпатии, а констатация заложенной в социализме программы развития, планирования будущего, рационализации процессов и т.п.

Дерготня и бессмысленные метания отражены в теории либерализма, которая никуда не ведёт, что сама же постоянно и акцентирует. Либералы не стесняются, а гордятся тем, что никакого смысла в жизни не видят, и постоянно это подчеркивают: никуда идти не нужно, нужно «просто жить» и радоваться жизни, какая есть. При всём желании их не отнесёшь к разделу ароморфики, даже если у кого и есть такое желание.

Системная патология социопсихики – это фашизм, а точнее, его многообразные виды и формы в современном виде. Роковая ошибка в отыскании абсолюта приводит к абсолютизации случайных и весьма ограниченных вещей, вокруг которых затем выстраивается жёсткая, разветвлённая, но патологическая системность, коммуникативность, единство нации.

-------

Пример такого рода, который просится социопатологу на язык - лозунг украинских "наци" "Украина понад усё" (превыше всего). Не говоря уж о том, что невозможно быть превыше Бога, и немыслимо части человечества быть превыше всего человечества в целом - как можно не заметить, что в самом слове "Украина" заложено представление о крае, окраине некоего центра, забытого и отвергнутого? Как может быть часть превыше целого? Это же абсурд, с какой точки зрения не взгляни! Однако за "Украину понад усё" убивают и умирают, то есть перед нами пример человеческой трагедии, заключенной не столько в нравственной, сколько в интеллектуальной деградации большой массы людей, обнаруживших для себя "абсолютизм" случайной, крайней частности...

------

Поскольку Абсолют один, то и социализм в своем неизвращенном виде един. И когда он реализуется – он соответствует символам веры всех мировых религий, несмотря на многие века, разделяющие эпохи их формирования и географическую разницу ареалов их возникновения.

Случайных же вещей, превращенных в святыни, может быть любое количество, оттого ни о каком единстве фашистов не может быть и речи: один обожествит расу, второй – нацию, третий – буржуазию, четвёртый цвет волос, пятый – язык и т.п.

***

Итак зачем люди думают?

Чтобы обеспечить себе безопасность, пользу и смысл жизни. В процессе мышления человек, как частность, приближается к единству со всей Вселенной, т.е. преодолевает свою ограниченность, становится миром в целом.

Чем дальше от нашей конкретной сиюминутности предмет нашего исследования – тем больше в нас человеческого; но только при условии неразрывной связи наших мыслей с их центром, главной базовой ценностью, всем известной и никем не обсуждаемой.

С нарушением процессов в области мышления сознание человека начинает вырабатывать убийственные для него фабулы и выводы, через ту или иную социопатологию разрушает человека изнутри и в конечном итоге уничтожает его, превращает в ничто.

Лучше всего это поймут те, кто выжил в 90-е годы…

А. Леонидов-Филиппов.; 30 апреля 2015

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье

    о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье Василий Литвинов, священник Русской Православной Церкви, написал Открытое письмо к олигархам и всем деловым людям, всех людей считая братьями. Он просит все СМИ распространять это пастырское назидание, надеясь, что оно дойдёт до адресата. Будет принято или нет – другой вопрос. Но всегда лучше попытаться решить дело миром, пробудить в человеке человека – прежде чем суровая необходимость заставить уничтожить свирепых зверей. Вот что пишет о. Василий:

    Читать дальше
  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше
  • …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ…

    …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ… «Можно изображать становление национальной буржуазии» – говорит герой новой книги «Волки из пепла» Александра Леонидова – «А можно национальной интеллигенции… Но когда это в одном лице – то смешно получается». И действительно, получилось смешно. Но не в том смысле, что получилось плохо, а в том, что всё произведение пронизано тонким и психологическим юмором, включило в себя сочное богатство народного анекдота, именно язык, а не сюжет анекдотической (в хорошем смысле слова) речи. Если говорить о сюжете, то действительно, персонаж не солгал: основное содержание – становление в РФ национальной буржуазии и национальной интеллигенции. Они метафизически противопоставляются космополитам и компрадорам во власти и быдловатой, худшей части народной толпы.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..