Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Март
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

К. МОЧАР: "ХИЩНИК ИЛИ ЧЕЛОВЕК?"

К. МОЧАР: "ХИЩНИК ИЛИ ЧЕЛОВЕК?" ​Прочитал недавно две весьма значимые статьи двух Александров – Леонидова "Потоп после них" и Зиновьева "XXI-й век. Разрушение России по технике "крысиный король". Первая (начнём с неё), восхищает, так как даёт совершенно правильный диагноз болезни современного общества. Однако при этом, статья совершенно пессимистическая - автору, на мой субъективный взгляд, не хватило небольшой "малости" для того, чтобы выписать ещё и правильный рецепт для лечения (как, впрочем, не хватило и второму автору, что мы увидим чуть позже). Так, весьма правильно сказано, что в основе биологической и экономической жизни лежит делёжка ресурсных единиц. Но люди давно бы уже перебили друг друга, если бы не особая категория духовных ценностей. И эти ценности определяет и выстраивает Разум как феномен.

"Процессу бесконечного деления http://economicsandwe.com/8A6C... и размежевания Разум противопоставляет обобщение, соединение. В высших формах это обобщение принимает характер инфинитики... (способности смотреть на мир глазами Бога и оценивать события с точки зрения Абсолюта, а не локальной замкнутости). (Инфинитика), в сущности, и производит человека, а так же… – связанную с феноменом человека человеческую цивилизацию. Всё прочее в человеке возвращает его в животное состояние, делает локальным хищником.

Именно поэтому самые первые (как и последующие) цивилизации возникают вокруг храмов... Государственность и культура отрастают от храмов. Они переплавляют бандитизм и хулиганство в политику, мародёрство и разбой – в экономику, безумный обкурившийся шаманизм – в связный и последовательный код культуры".

Но сейчас "мы видим и обратный процесс: угасание цивилизации идёт в обратном порядке. Если человек перестал смотреть на Вселенную глазами Бога (вечного, находящегося сразу везде) – то он превращается в локальный биообъект. У локального биообъекта не может быть ни мотиваций, ни поведения, свойственных инфинности.

Потребительское общество плохо, в нём явно обнаружился реванш биосферы, приоритет материальных ценностей. Блага, остервенев от неутолимой жадности, рвут с других, как пальто с чужих плеч. Если материальный уровень жизни – не побочное следствие культурного развития людей, а самоцель – то он очень быстро находит самое быстрое и эффективное средство своего роста: грабёж, афёры и разбой" (там же).

А теперь посмотрим на вторую статью. В ней Зиновьев говорит, казалось бы, о другом. Однако, на примере крыс и выращивания убийцы крыс из крысиной же стаи, он показывает, как происходит то же самое, что и у Леонидова - расчеловечивание.

Он говорит http://zinoviev-alex.livejourn...
, что крысы "...руководствуются инстинктом. Инстинкт определяет главной ценностью общества не пищу и даже не жизнь отдельной крысы, а нравственность. Это фундамент, на котором построена любая социальная конструкция".

И чуть дальше: "У человеческого общества нет такого инстинкта. Но оно тоже основано на нравственности. Если убрать этот фундамент, вся конструкция быстро превращается в гору мусора, который начинает перетирать себя до состояния пудры... Перетереть в пудру - значит, отрезать от корней, традиции, уклада и главное, свести на нет моральные устои. Для общества последней стадией размельчения является момент, когда оно превращается в ни чем не связанных индивидов".

Вот такие два текста, каждый говорит о своём, оба очень разные. И, в то же время, они в два голоса отвечают на неявно заданный вопрос: "Что такое человек?". Только ли это мышцы и мозг, или ещё и нечто третье - человечность? То есть то, о чём Леонидов говорит как об "инфинности" (что сначала существо должно научиться смотреть на мир глазами Бога), то, что Зиновьев называет нравственностью, то, о чём я недавно писал, как о гуманистическом подходе к жизни, к людям и человечеству, о любви к ближнему, о взаимопомощи - сводится, в общем, к этой человечности.

А именно к умению члена сообщества подумать не только о своих интересах, но и интересах других членов сообщества: "Негуманистический подход https://cont.ws/@kmochar-64/80... противоречит одной из основных заповедей всех мировых религий (и законов человеческого общежития) - "Возлюби ближнего, как самого себя". Золотое правило, формулируемое во всех религиях, — основополагающий этический принцип.

Человек ведь физически не самый сильный среди других представителей животного мира Земли и изначально не самый защищённый от неблагоприятных условий внешней среды. Но он смог стать царём зверей, выжить и распространиться практически во всех климатических зонах, лишь будучи в стаде, или племени, только благодаря взаимопомощи. Точно также он выживал чуть позже, объединившись с другими племенами, против жестокого врага, пришедшего издалека и грозящего всем полным уничтожением. Неизвестно, какие новые угрозы "подкинет" нам жизнь, что придётся победить ради своего выживания и выживания человечества, какие неведомые ранее болезни и какие земные или космические стихийные бедствия. Но точно также и завтра, и через сто, и через тысячу лет, с большой вероятностью, человек и человечество в целом выживет, только опираясь на взаимопомощь".

Вся статья - об этом же. Потому что именно благодаря православию, христианской вере, русские остались более искренними, более близкими к Богу (скажет верующий), к Божественным заповедям, имеющим универсальный характер (скажет умный человек, даже если его вера и не очень сильна).

А ведь Божественные заповеди, по сути, одинаковы во всех божественных откровениях, во всех гуманистических религиях. Потому что все они базируются, помимо любви к Богу, обязательно и на любви к ближнему.

И есть в этих божественных заповедях, которые можно назвать ещё морально-этическими правилами, ещё один интереснейший момент. Оказывается, необходимость их наличия, или их обоснование, можно доказать логически, даже не прибегая к вопросу о наличии Бога (то есть оставить данный вопрос за скобками). То есть умный человек может просто логически доказать себе, что поступать справедливо, нравственно - это ещё и рационально. Хотя бы потому, что соблюдение этих правил "включает" в стаде, в племени, в обществе (неважно, где именно) такое явление, как искреннюю взаимопомощь. Которая только и помогает всем членам этого социума выжить.

Однако, существует проблема, связанная со способностью каждого члена данного социума доказать это. То есть связанная с интеллектуальными способностями - что, в свою очередь, зависит от умственных предрасположенностей человека, связанных с генами (что ещё называют качеством генетического материала) и с научением - правильными воспитанием и образованием. Современные социологические наблюдения показывают, что способностью глубоко мыслить - это ещё называют стратегическим мышлением - в современном обществе обладают всего от 2-х до 8-и процентов индивидов (то есть необходимость соблюдения божественных заповедей докажет логически, поймёт только очень небольшая часть данного социума).

При этом надо понимать, что данные констатации не являются дискриминирующими, по крайней мере - окончательными. Потому что свой ум человек может существенно улучшить (проблема лишь в том, что мало кто способен даже самому себе признаться в его недостаточности). Потому что если человеку не хватает генетической предрасположенности, он это, и даже довольно ощутимо, может скомпенсировать упорным интеллектуальным трудом, чтением и осмысленным подходом к жизни, изучением мнений и взглядов других умных людей - именно за счёт второй "половинки" ума, то есть научения. Как говорится, "и медведя можно научить танцевать", даже если человеку это делать проще.

Ещё раз - от 2-х до 8-и процентов (по несколько различному мнению разных аналитиков) людей способны жить нравственно даже в том случае, если вдруг, по разным причинам, не обладают достаточной степенью веры в Божественный Абсолют. Остальных людей, слава Богу, держат "в рамках" нравственные стереотипы, позаимствованные, взятые на примере жизни своих родителей. Но, главное, держит Вера. Люди, которым повезло получить аксиому Веры от родителей, знают, что Бог есть и что его Заповеди правильны. А, значит, их категорически необходимо соблюдать.

Однако, проблема ещё и в том, что всё меньше людей остаются верующими. С каждым годом в Западной Европе и во всё остальном цивилизованном обществе закрывается всё больше церковных зданий в связи с невостребованностью, то есть критическим уменьшением людей, нуждающихся в периодическом отправлении религиозного культа.

И здесь самое время вспомнить о том, что совсем ещё недавно была на нашей планете огромная страна, которая была как бы самой атеистической из других стран, но в то же время широко декларировала необходимость соблюдения божественных заповедей (пускай и в определённом виде). Эта страна называлась Союзом Советских Социалистических Республик, а заповеди - Моральным кодексом строителя коммунизма. А ещё у страны была своего рода религия, которой фактически являлась коммунистическая идеология.

Именно она была духовным фундаментом государства, поддерживающим и экономический, и политический, и нравственный стержни советского общества. Потому что как только идеологический фундамент был "выдернут" из основания советской государственности, всё и посыпалось. То есть Россия, Советский Союз, изначально не будучи "колоссом на глиняных ногах" (как, по примеру Дени Дидро и многих других его последователей в этом вопросе, неправомочно убеждал в этом себя и других ещё Гитлер) действительно в него превратился.

Из всего этого следует однозначный вывод - если в обществе теряет свои функции религия, то её вполне способна заменить идеология (хотя, это не значит, что положительное влияние религии в государстве не надо стараться восстанавливать). Опыт же необычайно кровавого 20-го века показывает - идеология должна быть не классовой, разъединяющей, потенциально закладывающей конфликты между группами людей в обществе, а государственнической, объединяющей.

Да, пресловутый Китай, путём которого так не повезло пойти России, добивается создания объединяющей общество идеологии путём модификации своей ещё недавно классовой, как бы коммунистической, идеологии. Мы же вконец уничтожили сначала свою коммунистическую идеологию, а потом и социалистическое государство. Нам теперь не остаётся ничего другого, кроме как, вместе со строительством нового российского государства, создавать и новую, государственническую, идеологию. А ещё, тысячу раз обязательно, новое воспитание и образование, на её базе.

Понятно, пока что функции идеологии в какой-то мере выполняет для нас телевизор со своими официальными (тоже "государственническими") телевизионными каналами и образом нашего президента Владимира Путина. Последний теперь большинством народа, особенно после возвращения Крыма, воспринимается фактическим вождём нации. И, в то же время - "помазанником Божьим", самим божественным провидением поставленным на власть ради спасения России, Русского мира и всего русского народа.

Очень хочется надеяться, что наш лидер успеет создать, помимо армии и ВПК, ещё и сильную экономику, что позволит России идти только вперёд, уже без учёта мнения врагов и их наличия. Что он обязательно создаст государственническую идеологию, которая, вместе с православием и другими традиционными религиями, будет объединять всё российское общество; на базе этой идеологии и традиционных наших гуманистических религий, будет и воспитание, вместе с образованием. Именно эта идеология позволит окончательно создать и сохранять Систему Государство Россия.

Константин Мочар

Источник: www.iarex.ru

15 января 2018

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше
  • …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ…

    …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ… «Можно изображать становление национальной буржуазии» – говорит герой новой книги «Волки из пепла» Александра Леонидова – «А можно национальной интеллигенции… Но когда это в одном лице – то смешно получается». И действительно, получилось смешно. Но не в том смысле, что получилось плохо, а в том, что всё произведение пронизано тонким и психологическим юмором, включило в себя сочное богатство народного анекдота, именно язык, а не сюжет анекдотической (в хорошем смысле слова) речи. Если говорить о сюжете, то действительно, персонаж не солгал: основное содержание – становление в РФ национальной буржуазии и национальной интеллигенции. Они метафизически противопоставляются космополитам и компрадорам во власти и быдловатой, худшей части народной толпы.

    Читать дальше
  • В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ"

    В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ" ​Вот представьте, что вы – производитель сковородок. Конкурентов у вас нет: продуманный протекционизм вытеснил с рынка иностранные сковородки. При этом зарплаты и пенсии в стране растут. И при этом повышать цены запрещено. Людям куда деваться? Они идут и покупают ваши сковородки. Чужих они купить не могут: чужих с рынка удалили. Не покупать – зачем тогда деньги? Продать им дороже твёрдой цены вы не имеете права. Таким образом, перекрывая все сливы капиталов (за границу, в спекуляцию и др.) вы канализируете энергию производительного труда в рост производства. Ваше производство сковородок растёт, предложение расширяется. Вы обновляете производственные фонды, обеспечиваете занятость на рынке труда, ищите новые технические решения, придумываете новые виды продуции...

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.