Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Декабрь
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

ДА НЕ ЗАКРОЕТ ВРЕМЕННОЕ ВЕЧНОГО!

ДА НЕ ЗАКРОЕТ ВРЕМЕННОЕ ВЕЧНОГО! Патриарх Кирилл, Предстоятель Русской православной церкви выступил перед участниками 137-й Ассамблеи МПС в Санкт-Петербурге. Патриарх Кирилл напомнил миру о золотом правиле нравственности: в основу законодательной работы следует заложить нравственный консенсус, который един для всех народов и религий. О том, как утвердить истинные, а не «универсальные» ценности и каким миротворческим потенциалом обладают традиционные религии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал, выступая перед участниками 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге.

Как парламентарию защитить свободу человека

У предстоятелей Русской православной церкви (РПЦ) огромный опыт выступления перед парламентариями. В 2007 году ныне упокоившийся патриарх Алексий Второй выступал перед делегатами ПАСЕ. Его преемник в патриаршем служении Кирилл выступает перед парламентариями России и других стран регулярно. Однако речь патриарха на Ассамблее МПС отличалась от других его речей. Если прежде он общался в основном с аудиторией с христианскими традициями и корнями, то в Санкт-Петербурге его слову внимали и представители других религий. Речь патриарха звучала в полной тишине, что и неудивительно. Как отмечали позже депутаты Госдумы в разговоре с корреспондентом «Парламентской газеты», слово патриарха — это возможность понять, каким путём движется Россия.

В своём выступлении патриарх предложил парламентариям всего мира путь развития законодательной деятельности. Последние 30 лет показали — ценности, которые утверждались в качестве «универсальных», не выдержали проверки временем, благодаря им мир не стал более предсказуемым и стабильным. В жизни большинства стран наметились тенденции к усилению роли традиционных ценностей и традиционных религий. Патриарх связал это с желанием людей сохранить базисные ценности, которые «вложены в природу человека Творцом»: «Законотворческая деятельность и сегодня продолжает сохранять связь с вложенным Творцом в человеческую природу нравственным принципом. Однако в современном мире нередко предпринимаются попытки эту связь игнорировать. Это неизбежно приводит к дискуссии о соотношении нравственности, справедливости и закона».

По убеждению патриарха, установление справедливости в форме закона — важнейшая задача парламентариев мира. Он отметил связь понятий «справедливость» и «праведность»: «Такая терминология отсылает нас не к суду, а к Божественной правде. Тогда как термин justice отсылает нас исключительно к нормам суда. Мы уверены, что человек не может жить в мире и счастье, если в социуме нет понятия «нравственности»».

В связи с этим патриарх Кирилл посетовал, что сегодня во многих странах непреходящие нравственные ценности оторваны от социально-культурного и исторического контекста. «Например, людям говорят — существует ценность свободы человека. Да, эта ценность неоспорима. Но у национальных парламентов остаётся всё меньше правовых возможностей свободно определить содержание этой ценности, не подвергаясь внешнему давлению со стороны тех политических систем, которые провозглашают себя высшим авторитетом», — отметил он. И добавил: если превратить МПС в «единообразный парламент», то делегации перестанут представлять истинные интересы своих стран, каждая из которых имеет свои индивидуальные особенности.

Нравственный консенсус как основа миротворчества

Патриарх Кирилл напомнил парламентариям мира о золотом правиле нравственности, изречённом в Евангелие — «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». «Мы каждый имеем голос совести: это наша нравственная природа, это подлинный базис человека, присущий нам от рождения при всей разности культур, народов и учреждений. Это не универсальные ценности, которые кто-то сконструировал и может в любой момент «улучшить» в угоду тем или иным финансово-экономическим интересам», — сказал священнослужитель, подчеркнув при этом, что в вопросах морали нет «договорных норм».

По его словам, во всех религиозных традициях есть совпадение, которое христиане называют голосом Бога в сердце. Патриарх отметил — аксиоматика религий различна, но как только «мы переходим на нравственный уровень в нашем диалоге, различные религиозные традиции демонстрируют несомненный нравственный консенсус». Именно такой консенсус должен стать основой деятельности парламентариев всего мира. Глава РПЦ привёл пример, что нравственная природа для всех едина — понятие положительного героя одинаково для каждой культуры, каждого этноса в каждой культуре, а злодей не может быть привлекательным, он всегда терпит крах.

В качестве примера единства позиций по таким вопросам, как защита традиционной семьи, защита от терроризма и религиозного экстремизма, недопустимость гонений христиан во многих странах мира, патриарх Кирилл привёл итоги встречи с папой римским в Гаване. По его словам, реакция на встречу продемонстрировала на практике необходимость и возможность общего нравственного консенсуса различных сил.

Людям говорят — существует ценность свободы человека. Да, эта ценность неоспорима. Но у национальных парламентов остаётся всё меньше правовых возможностей свободно определить содержание этой ценности, не подвергаясь внешнему давлению со стороны тех политических систем, которые провозглашают себя высшим авторитетом.

Отдельно он упомянул о колоссальном миротворческом потенциале религий. Например, христианские лидеры активно принимают участие в разрешении таких сложнейших конфликтов, как в Сирии или в Нагорном Карабахе. Живая рана — тема Украины, где предпринимаются попытки привлечь Церковь на ту или иную сторону через принятие дискриминационных законов в отношении церковных общин и епархий.

«В украинском обществе нет другой силы, кроме канонической Украинской православной церкви, которая и может стать основой для примирения. Законодательные попытки дискриминировать эту Церковь, диктуемые радикальными силами, вносят дополнительный раскол в общество и лишают людей надежды на примирение. Прошу вас обратить на данную ситуацию самое пристальное внимание», — обратился патриарх Кирилл к парламентариям всего мира. Кроме того, он напомнил о грандиозном крёстном ходе летом прошлого года, который объединил запад и восток Украины — около ста тысяч православных верующих встретились тогда в Киеве, и никаких инцидентов не было.

Голос совести не зависит от политической доктрины

Парламентарии, комментируя выступление патриарха, выражали особую благодарность организаторам ассамблеи и лично спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко за возможность услышать слово предстоятеля Русской православной церкви. Несколько раз выступающие на ассамблее ссылались на речь патриарха в ходе пленарного заседания. В частности, представители исламских стран отмечали необходимость нравственного консенсуса в диалоге всех религий, чтобы защитить ислам от радикальных и экстремистских интерпретаций. В том числе со стороны ряда стран Европы, которые всё реже готовы видеть грань между исламом и «псевдоисламом».

Послание патриарха Кирилла констатировало — в России, где давно устоялось «соработничество» традиционных конфессий, предлагают своё видение политического развития не только своей страны, но и всего международного сообщества. На это обратил внимание председатель Комитета Госдумы по развитию гражданского общества Сергей Гаврилов. По его словам, нравственный консенсус, о котором говорил патриарх в Санкт-Петербурге, складывается на основе тех ценностей, которые формируются не за счёт какой-то идеологии.

«Искусственные построения морали живут зачастую лишь одно поколение, а нравственные основы складываются тысячелетиями. Голос совести не зависит от неких политических доктрин, а именно эта традиция даёт человеку истинную свободу — свободу от греха и порока. Поэтому, считаю, что послание патриарха предлагает вектор законодательного развития разных стран», — сказал депутат.

Он отметил, что в Санкт-Петербурге обсуждается множество острых тем. Они связаны с гонениями на мусульман-рохинджа в Мьянме, с ядерными испытаниям в КНДР, с борьбой с терроризмом, с глобальной бедностью, с вопросами изменения климата. Отсюда — серия перепалок, которые имели место в первый же день ассамблеи.

«Всё это — производное от различных политических доктрин. Патриарх же предлагает иную конструкцию — уважение к Церкви, семье, другим институтам, которые формируют традиции в обществе, связанных со свободой религиозных общин, ответственностью к своей стране. Мы не хотим никого учить, просто базовые ценности общие для всех религий позволяют странам уже сегодня успешно взаимодействовать на международной арене», — считает Сергей Гаврилов.

Никита Вятчанин, pnp.ru

19 октября 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше
  • …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ…

    …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ… «Можно изображать становление национальной буржуазии» – говорит герой новой книги «Волки из пепла» Александра Леонидова – «А можно национальной интеллигенции… Но когда это в одном лице – то смешно получается». И действительно, получилось смешно. Но не в том смысле, что получилось плохо, а в том, что всё произведение пронизано тонким и психологическим юмором, включило в себя сочное богатство народного анекдота, именно язык, а не сюжет анекдотической (в хорошем смысле слова) речи. Если говорить о сюжете, то действительно, персонаж не солгал: основное содержание – становление в РФ национальной буржуазии и национальной интеллигенции. Они метафизически противопоставляются космополитам и компрадорам во власти и быдловатой, худшей части народной толпы.

    Читать дальше
  • В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ"

    В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ" ​Вот представьте, что вы – производитель сковородок. Конкурентов у вас нет: продуманный протекционизм вытеснил с рынка иностранные сковородки. При этом зарплаты и пенсии в стране растут. И при этом повышать цены запрещено. Людям куда деваться? Они идут и покупают ваши сковородки. Чужих они купить не могут: чужих с рынка удалили. Не покупать – зачем тогда деньги? Продать им дороже твёрдой цены вы не имеете права. Таким образом, перекрывая все сливы капиталов (за границу, в спекуляцию и др.) вы канализируете энергию производительного труда в рост производства. Ваше производство сковородок растёт, предложение расширяется. Вы обновляете производственные фонды, обеспечиваете занятость на рынке труда, ищите новые технические решения, придумываете новые виды продуции...

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..