Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

ВЕРА ПРОТИВ ИЗУВЕРСТВА

ВЕРА, АТЕИЗМ, МАТЕРИАЛИЗМ VS ИЗУВЕРСТВО, СМЕРТОПОКЛОННИЧЕСТВО, ВЕЩИЗМ

ВЕРА ПРОТИВ ИЗУВЕРСТВА Мультфильм "32 декабря" вышел на советские экраны в 1988 г. Обязательно пересмотрите его. В нем – прекрасно отражена обстановка возбужденно-истерического безумия «перестроечного быта», он представляет отчетливый слепок с развинчивающегося, распадающегося советского массово-бытового сознания. Авторы не только фиксируют истероидное безумие всемешения в головах, но и выражают апокалиптическую тревогу. («…поезд с фирменным названьем "скоростной ХХ век"... не забудь, что чуть-чуть не в норме поезд, а быть может, не чуть-чуть...»).

Заблокированный мелочным безумством «совков» символический поезд времени останавливается. Машинист поезда – в образе то ли деда Мороза, то ли Бога-Отца, уговаривает вздорных обываетелей:
…Мироздания кончина,
Наступить мгновенно может из-за сущих пустяков…
…Поймите, с орбит послетают планеты,
Даст трещину вечность, и рухнет всё в бездну…
...
Уже искривляются оси Галактик,
И время заметно свой бег изменило...
 Счастливый конец в мультфильме увы, не стал счастливой развязкой для советской цивилизации. Но, как полагают современные мыслители – её гибель в корчах безумия – только пролог гибели всей человеческой цивилизации, распадающейся у нас на глазах. Идут споры: раз материализм привел массы к массовым депрессии, шизофрении и паранойе, нужно возвращаться в 14-й век, в средневековье, к безусловной религиозности- говорят одни. Другие яростно возражают: а не есть ли это путь к массовому слабоумию, идиотизму?!
 Цивилизация распадается, а кто прав- непонятно. Действительно – неужели выбор человечества лежит только и исключительно между ШИЗОФРЕНИЕЙ И ИДИОТИЗМОМ?!
 Думается, нет. Порождаемая атеизмом депрессивная аморфность личности и порождаемая фанатизмом экспрессивная истерия личности – социопатологические крайности, между которыми находится здоровое, жизнеутверждающее человеческое сознание.
 Согласно кометоидной теории строения психосферы (см. http://blogs.mail.ru/mail/vixin77/1C925F084D5EA034.html и http://blogs.mail.ru/mail/vixin77/57A2637C3FBBD80.html) религиозная вера в Бога, атеизм с материализмом в своих здоровых, жизнеутверждающих версиях не противоборствуют, а взаимно дополняют друг друга. Но как вера, так и материализм-атеизм оставляют за собой социопатологический «хвост» отработанного выхлопа мыслительной субстанции.
 Точно так же, как ВСЕ жизнеутверждающие версии веры, материализма, атеизма нужны для здоровья психосферы (уравновешивая друг друга), ВСЕ их социопатологические хвосты нужны для болезни психосферы, выступают компонентами типовых психопатологий.
 Из базового утверждения атеистов о том, что люди придумали Бога (с осознанием того, что люди «сделали это» повсеместно, на всех континентах, независимо друг от друга, ибо безрелигиозных обществ история не знает) – с неизбежностью следует то, что идея Бога необходима человечеству. Если люди повсеместно «придумали Бога», то сделали это от ужаса перед идеей отсутствия Бога. Это животное может примириться с бессмысленной случайностью всего – точнее, просто не заметить её. Сама суть человеческого мышления заключается в построении смыслов и иерархий ценностей. Поэтому разрушение человеческого сознания при обработке его идеей бессмысленной случайности всего – гарантировано. Оно произойдет, что важно отметить, и если Бог есть, и если его нет.
  Но если идея Бога необходима человеческому разуму, чтобы он не распадался и не деградировал – то к ней, как и к любой необходимой идее, прилипают сопутствующие идеи-паразиты, живущие энергетикой главной идеи, и в то же время дискредитирующие её.
 Общее название патологий веры (идеи Бога) – религиозное ИЗУВЕРСТВО. Характерно, что термин «изуверство» введен не противниками церкви, а ей самой, при регулярных попытках самоочищения от идей-паразитов.
 Некритический разум склонен к патологии ВСЕВЕРИЯ – то есть любой вздор из уст любого мошенника или глупца включает в качестве элемента своего свода верований. Это – путь в могилу. Тут то и приходят на помощь материализм и особенно атеизм – с их критицизмом, скептицизмом. Ядом безверия – если только применять его дозировано – мы удаляем гниющие и разлагающиеся «хвосты» всеверия. Любой корабль необходимо периодически чистить от налипших на его дно ракушек, чтобы он не утонул; точно так же любую веру необходимо периодически очищать от сорной растительности, высаженной ересиархами.
 Как спирт, являясь ядом для всего биологического, может, в то же время, служить медицине тела, так и безверие, являясь ядом для всего психического, может, в то же время служить, и служит медицине души.
 Заметим, что А-теизм не есть АНТИ-теизм. Он, по самой структуре слова, не «противо-божие», а «помимо-божие». В здоровой своей версии, без «хвоста» социопатологических извращений, он способствует возвращению мысли к земному бытию, к естественным животным потребностям человека, к снисхождению в отношении его биологической и физической природе. Таков он в руках праведного Иова, отрицающего Бога, и получающего за это поощрение Бога, таков он в руках Экклезиаста, таков он в целительных руках Иисуса Христа.
 Что делает Христос с блудницей? Выступает ли он анти-законником, противником закона Моисеева? Нет, Христос не отрицает закона, он действует «помимо-закона», ставя милосердие выше буквоедства. Во многих других эпизодах Евангелия Христос выступает если не а-теистом, то уж точно – «а-законником». Он преодолевает патологию чрезмерного увлечения слепой верой. Там, где этого не сделано, женщин до сих пор побивают камнями, и смотреть репортажи об этом жутко…
 Когда Библия говорит: «Рече безумец в сердце своем: несть Бога…» то обычно это понимают, как ругательство в адрес безбожника. Однако речь ведь именно о безумце, а не о преступнике, и здесь не ругательство, а диагноз: ампутируя себе необходимый «орган веры», без которого здоровой работы мозга быть не может, человек заболевает, превращается в безумца. Библия не ругается – она констатирует…
      Материализм – в понимании лучших его представителей – вовсе не есть ВЕЩИЗМ, ими же (лучшими представителями) решительно осуждавшийся. Материализм – это реализм, борьба с химерами, это следствие применения «бритвы Оккама» (требующей не умножать сущности без крайней необходимости).
В такой версии материализм не является противником религии и Бога – он выступает лишь противником вымыслов, подлогов и суеверий.
Атеистический Словарь (М., 1983 г., статья «Вечность мира») пишет: «Диалектико-материалистическое понимание вечности мира признает постоянное изменение, обновление мира. В безначальном, постоянно изменяющемся мире всегда сохраняющимися, непреходящими остаются атрибуты материи, многокачественность форм ее движения, способность материи воспроизвести закономерно любой из своих потенциально возможных видов, любую форму движения».
Из приведенного отрывка видно, что авторы просто заменяют словом «материя» слово «реальность», что немного путает читателя, но совсем не смертельно. Кто же выступит против борьбы с беспочвенным фантазерством и враньём?
 Идея Бога, как идея Смысла, Разумности, отнюдь не входит в противоречие с идеей материализма, как идеей Реализма, Недоверчивости к врунам. Святое предание Православия сообщает, что когда к великому подвижнику явился светлый ангел со словами «Я Христос», подвижник не растерялся, и спросил: «А где раны от гвоздей?». И светлый ангел растаял, бежал из келии: это был Сатана, который любит принимать облик «ангела светла». Так – благодаря реализму, скепсису, недоверчивости – подвижник был спасен от искушения.
 Был ли подвижник Православия материалистом? Если не понимать под материализмом смертопоклонничество и вещизм – то да, был. И требование его довольно материально, даже грубовато-материально – покажи, мол, следы от гвоздей. Гвозди к духу отношение не имеют, и раны от них – раны плотские. Почему же пример признан Православием поучительным? Потому что здоровый материализм помогает своим реализмом разоблачать «волков в овечьих шкурах».
 Но очень часто люди, духовно неразвитые, подменяют:
1.Веру (которая по сути – лишь признание необходимости аксиом для построения теорем!) изуверством.
2. Атеизм – богоборчеством (хотя как можно бороться с тем, чью реальность отрицаешь? Не есть ли это воинствующий анти-материализм, химерогония?)
3. Материализм – смертопоклонничеством и вещизмом.
Здесь мы выходим в область отработанного идейного выхлопа от двигателей мысли. Это – область ядов и мертвечины. Здесь учения претерпевают свое дегенеративное перерождение и становятся нежизнеспособными, смертоносными. Зловещие идолы химер приходят на место реальности Бога-Начала. Зловещий разрушительный фанатизм -  на место скептической неторопливости верить. Абсолют смерти, как альфы и омеги всего сущего, смерти (вечной, неизменной, несотворенной, неуничтожимой, обретшей все атрибуты Бога черной мглы)  – приходит на место материалистического сомнения в абсолютах.
Советский философ-далектик А.Ф.Лосев, никогда не вступавший в конфликт с советской властью, проживший всю жизнь в СССР, справедливо критиковал перерождение материализма, как системы скептической критики наших представлений об Абсолюте. То, что некритически, безусловно, принимает Смерть в качестве творца, управителя и духа мира сего – уже не есть материализм, это смертопоклонничество,  религиозный культ смерти.
Лосев писал (отметим особо – в советское время, на советской кафедре): «Материализм и атеизм, как детище буржуазной культуры, понимает, в силу этого, природу как безличностный механизм… Материалистическое мировоззрение… гипостазирует, овеществляет, абсолютизирует механизм, обожествляет его, ставит его на место всего.
Вера же заставляет утверждать, что фактически есть только материя и материя управляет всем. Куда же девать категорию личности? Ясно, таким образом, что последовательный материалист, а в особенности диалектический материалист (как не боящийся выводить любые категории), должен понять материю личностно, с точки зрения категории личности…
   Материя, в условиях личностной ее интерпретации, уже перестает быть невинной логической категорией. Она становится безглазым, черным, мертвым, тяжелым чудищем, которое, несмотря на свою смерть, все же управляет всем миром. Материю нельзя одушевлять. Но вероучение заставляет утверждать, что ничего нет вообще, кроме материи. Если так, то ясно, что материя есть смерть
 Материалист… не может и даже не имеет права говорить о материи только как о таковой, т.е. только как об отвлеченном понятии. Он должен его абсолютизировать, т.е. представить в виде единственно возможного абсолютного бытия. Но как только мы допустим это, так тотчас же материя обращается во вселенское мертвое чудище, которое, будучи смертью, тем не менее всем управляет…
   Материализм утверждает, что все в конечном счете управляется материей и сводится на материю. В таком случае все управляется мертвым трупом и сводится на него… Тут с полной убедительностью выясняется вся необходимость понимать материализм именно как особого рода мифологию и как некое специальное догматическое богословие».
Здесь необходимо внести ту коррективу, что РЕАЛИСТ, называющий себя материалистом, и считающий всякую реальность – материей – ещё не является смертопоклонником. Смертопоклонником оказывается вещист, принимающий на себя имя материалиста, не вполне заслуженно тем самым возвышающий себя. Вещист сжимает реальность до вещей, до предметов мертвых, конечных, ограниченных, не способных мыслить. Даже невооруженным взглядом видно (и великий советский философ Лосев это подчеркнул), что понятая таким образом реальность – искалечена усечением. Почему у вещиста НЕРЕАЛЬНЫМ становится все живое, бесконечное, неограниченное, мыслящее? Разве это реализм – считать химерой бесконечность мира, данную нам в непосредственном ощущении и считать химерой самого себя – поскольку думаешь, а вещь по определению думать не может…
Нормальные материализм и атеизм служат своего рода «мертвой водой» из русской народной сказки – той водой, которая сама не животворит, но без которой и «живая вода» бесполезна.
РАЦИОНАЛИЗМ – творец человеческой истории и цивилизации – неизбежно связан как с необсуждаемой догмой (точка отсчета), так и с реализмом выводов (умение отсчитывать от точки отсчета). Потому ему в качестве необходимых компонентов необходимы как религиозная вера, так и реализм материалистов.
Ф.М.Достоевский недаром писал, что без идеи Бога не было бы ни цивилизации, ни культуры, ни прогресса, ни даже коньячку. Человечество не вышло бы из животного стада (куда оно сегодня на наших глазах возвращается), поскольку откладывать умозаключения ИЗ НИОТКУДА – невозможно.
 Однако наука ХХ века предпочла поверить не Достоевскому, а Огюсту Конту, который выдвинул предположение, что религиозное сознание примитивно, а научное – перспективно.
Конт сделал вывод, сегодня уже очевидно ошибочный, что есть некий великий закон, согласно которому каждое из наших главных познаний проходит последовательно через три различных теоретических стадии: Теологическая, Метафизическая, Научная.
На высшей стадии, полагал Конт,  «разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал, и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений».
Из приведенной цитаты видно, что Конт считал высшей стадией мышления дегенеративную стадию, когда разум утрачивает стремление к абстрактному мышлению, абсолютным ценностям, высшую цель своей деятельности. На этой стадии «остывающий» разум представляет из себя смешение остатков рационализма прошлых эпох, и животности, зоологической чувственности, проникающих в разум по мере ухода из него догм, высших ценностей и абстрактного, бескорыстного любопытства.
Конт не понимал той простой и очевидной вещи, что прагматизм (приспособленчество) есть отнюдь не начальная стадия работы мышления, а его завершающая, агониальная стадия. Выгодой не начинают думать, а заканчивают, и  к стадии беспринципного приспособленчества уже напрямую примыкает неизбежная следующая: стадия разложения мышления, социального одичания, полной деградации разумной деятельности.
Мышление раскаляется до способности светить сакральностью, священными мотивациями. Сакральная деятельность содержит награду в себе самой, потому что в неё верят, и не нуждается в посторонних возбудителях и поощрениях. Поэтому сакральное мышление и действие самодостаточно, оно – первопричина самого себя. Остывая, мышление скатывается к формам остаточной мотивации, прагматизму. Здесь деятельность интересна человеку не сама по себе, а за кусочек сахару, как медведю в цирке. Но кусочек сахару выдает дрессировщик, в нашей аналогии – священнодействующий, самодостаточный человек. Прагматики, как цирковые медведи, учатся паразитировать на верующих людях, но без верующих людей выжить не могут, попросту пожрут друг друга.
Поэтому позитивисты, лишенные абстракций и абсолютных категорий, отрицающие философию – не высшее, а предзакатное состояние психосферы. Это не подъем духа к высотам разума, а напротив, дегенерация, при которой внешнее поощрение какого-либо действия со стороны (моральное или материальное) для человека оказывается важнее, чем внутренняя, собственная мотивация.
Как писал Ф.М. Достоевский «Если Бога нет, то все позволено», имея в виду, что если все нормы и правила относительны, эволюционно-преходящи, то любое их переступание (преступление) человек сам для себя легко оправдает «изменившимся положением» и «особыми обстоятельствами».
Разного рода фарисеи в социопатологическом «хвосте» религиозной мысли извращают мысль Достоевского, пытаясь представить, что вседозволенность – дитя не отсутствия идеи высшего смысла вообще, а отсутствия конкретного культового персонажа – Зевса, Мардука, Уицлипуцли и т.п. Мол, если не чтишь дня субботнего, исцеляя больных, то уже производишь смуту в умах, ведущую к звериной вседозволенности.
Какую только, библейским языком говоря, «мерзость в очах Божиих» не покрывали люди идеей необходимости Бога для человеческого сознания, каких только гадостей не пытались подсунуть «в нагрузку» к этой необходимой идее!
Особенности материализма быть ядом для мысли очень помогли человечеству в истреблении патогенной флоры, идеологических «живчиков», проистекающих из дегенеративных сознаний. Однако нельзя на этом основании делать вывод, что смертопоклонничество и хаосократия – способствуют жизни, психическому здоровью и доброму самочувствию человека в обществе.
Разум – есть продукт взаимодействия веры и скепсиса, которое, перерождаясь в противоборство, убивает одну из родительских половин, и, следовательно, сам разум. Вопрос пропорции соотношений веры и скепсиса, фантазии и реализма, обмена веществ, а точнее, невещественными флюидами между ними, взаимодействия без взаимоподавления – есть один из важнейших вопросов социопатологии как науки.

Александр Леонидов; 27 июля 2012

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • Наш сайт (ЭиМ) глушат!

    Наш сайт (ЭиМ) глушат! Одно дело - слышать про такое со стороны. Другое - лично столкнуться.В РФ начиная с 30 сентября сего года неизвестными лицами произведено техническое веерное отключение сайта ЭиМ, который для большинства пользователей вдруг стал "недоступным". У нас он работает, как ни в чём не бывало, но мы - в локальном пузыре, а с мест сообщают, что сайт нигде не открывается.

    Читать дальше
  • ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ...

    ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ... Можно спорить о художественных достоинствах или философских идеях романа «Апологет» А. Леонидова, на днях опубликованного замечательным издательством «День Литературы»[1]. Об одном спорить не приходится: с такой стороны революцию и советский строй ещё никто не осмыслял! Ни сторонники, ни противники таким образом её не рассматривали, факт. Остальное – спорно. Как, в общем-то и должно быть с художественным произведением, главное требование к которому во все времена – свежесть и оригинальность. И это есть…

    Читать дальше
  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.