Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Август
пн вт ср чт пт сб вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

"ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ ДЕГЕНЕРАТИЗМ" И ПЕРСПЕКТИВЫ

"ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ ДЕГЕНЕРАТИЗМ" И ПЕРСПЕКТИВЫ ​Резанула ухо одна только фраза, за которой, однако, стоит целый психологический мир подражательного дегенератизма и завистливой самоутраты: «надо задуматься, почему другие страны живут лучше нас!». Всего лишь несколько слов, но какая бездна нежизнеспособности, умственной и духовной отсталости скрывается за ними. Я не о том, что брюзга не привёл список стран, в которых «лучше нашего». Для сведения, 70% населения Земли живут в лютой нищете, но есть и некоторые богатые, кто бы спорил. И я не о том, что нет (и никогда не будет) у дегродов-подражателей критерия оценки «лучшести»: что именно такое «жить лучше», в чём это измеряется? Тот, кто съел пять кило макарон, живёт лучше, чем тот, кто съел один? А тот, в кого запихали 10 кило – помер от разрыва желудка, но по этому критерию ему лучше всех!

Эксперты ООН бьются над критерием «качество жизни» бурно обсуждают, какие материальные и нематериальные показатели (например, качество образования) в него включать. Зато дегродам-подражателям всё ясно без слов: «у них номинальная зарплата выше – значит, они живут лучше нас». А вы замеряли реальное потребление, принудительные расходы домохозяйств, паритеты покупательной способности, и прочие, стоящие за номинальной суммой факторы объективной реальности?

Ну ведь очевидно же любому нормальному человеку, что если у меня зарплата 101 рубль, а у другого 1000, но я плачу квартплату в 1 рубль, а он в 900 – на самом деле у нас одинаковые зарплаты! Ибо номинал ничего не значит, неужели ещё инфляция вас доселе не научила? При Ельцине все номинально были миллионерами, получали миллионы рублей – а в реальности как жили, помните?

Это чисто экономическое возражение – не говоря уж о том, что, естественно, реальное качество жизни не сводится и не может быть сведено только к величине доходов, даже реальных. А про номинальные – вообще молчу! Если уж по большому счёту – выше всего качество жизни у святых монахов, а потребляют они крохотный минимум!

Но как вы можете, даже с узко-экономической точки зрения, рассуждать о качестве жизни – если рубль на 70% недооценен относительно иностранных валют, и при этом – западному человеку навязывают огромное количество принудительных платежей, про которые русский даже и не знает! Какая цена вашей экспертизе качества жизни, если вы берёте не паритет покупательной способности, а спекулянтский курс ММВБ, который вообще ничего не говорит о реальном потреблении[1] гражданина?

Как, например, серьёзный человек может сравнивать жилую площадь у американца, построившего дом из фанеры и картона (климат позволяет) – и жилую площадь у русского, у которого кирпичная метровая стена? Это всё равно, что сравнивать гоночный автомобиль с грузовиком: бессмысленно и по скорости, и по грузоподъёмности.

А когда в Англии зимой «отапливаемым» считается помещение, в котором за ночь не замерзает вода в стакане[2] – это что, «высокое качество жизни»? Это таким образом они «лучше нас»[3] живут? Если сравнивать жизнь вообще – давайте сравнивать жизнь вообще. Если сравнивать жизнь с узкой экономической точки зрения – давайте сравнивать с узкой экономической точки зрения[4]. Мы готовы к любому разговору. Но давайте делать это честно и адекватно! А не просто взять с потолка, как аксиому, нытьё «в других странах (каких?) лучше нас живут», и от неё откладывать долбанутные умозаключения…

Да, простому человеку трудно жить, но это касается не отдельного российского человека, а вообще человека во всём мире. Да, простого человека очень часто обирают, и очень многие пытаются обобрать – но это общая проблема капитализма, а не отдельно взятая проблема отдельно взятой России. Перенося болезненные и общие проблемы человечества отдельно на Россию, вы одновременно создаёте и глупость и подлость. Вы уходите, и других уводите (часто сознательно) от подлинных причин беды и горя, лжёте и передёргиваете, перевешивая родовое проклятие всякого капитализма – на отдельно взятый «режим Путина». Он не сахар, этот режим, но там, где его нет – отнюдь не лучше. И чаще значительно хуже.

Потому что у бедствий и страданий народов – иные причины, чем те, которые вы подло выставляете. Вы пытаетесь выставить язвы навязанного русским капитализма – как исключительно русскую патологию, подменяя исследование русофобией. Мол, «русские болеют раком – а не были бы русскими, и не болели бы». Или – «у русских нет крыльев, а перестали бы быть русскими – крылья бы сразу отросли».

Во всех подобных утверждения – одна формула склада. Первая часть – правда, а вторая – приставка остервенело й русофобии. Например, то, что повышение пенсионного возраста – плохо и анти-цивилизационно, правда, а то, что повышают этот возраст только в РФ – враньё. Зачем же мы будем говорить, что отмена пенсий – «русская», когда она – очевиднейшая проблема всей человеческой цивилизации, деградирующей на наших глазах?

Давно известно: умный человек хвалит своих детей, а дурак – чужих. И понятно, почему: с похвалой у них больше шансов на успех в жизни, а со статусом изгоев даже в собственной семье – меньше. Скажи человеку сто раз, что он свинья – он захрюкает. Особенно если внушаемый.

Точно так же и со страной: умный человек хвалит свою страну, а дурак – чужую. Тот, кто хвалит свою страну – повышает её шансы на мировой успех, а тот, кто хает – снижает эти шансы, какими бы они ни были. В самом деле – кто ж поверит в будущее страны, которую её собственные дети терпеть не могут? Им, детям, наверное, виднее? Значит, вкладываться сюда нельзя…

+++

Разговор о подлинном качестве жизни – очень сложный, даже если ограничится строго-экономическим измерением. Нельзя свести качество жизни к номинальному доходу.

Прежде всего, из доходов нужно вычесть принудительные, вымогательские расходы[5] (вроде квартплаты) и посмотреть, сколько останется.

Во-вторых – измерить оставшееся, чем человек сам, по своей воле распоряжается - в потребительских корзинах, а не в номинальной сумме, которая сама по себе ни о чём не говорит.

Далее – оценить сопутствующие доходам риски: если человек каждый день ходит под расстрельной статьёй, ему никакие деньги не в радость. Насколько его доход позволяет ему быть свободным и беззаботным? Далее – оценить условия труда: харкая кровью на урановом руднике, никакой зарплате рад не будешь, хоть она зашкаливай!

Нужно учесть (иначе какая же оценка качества жизни?!) – круг немонетарных возможностей и доступов человека. Иначе получится, как в позапрошлом веке, когда подобные современным либералы-жулики рассчитывали уровень жизни в России и Англии[6].

Когда мы изучаем реальное потребление на душу населения, желая познать жизнь, а не наврать – мы обязательно учитываем множество факторов, которые лжецу ни к чему.

Реальное качество жизни – вопрос непростой и не терпит балаганного кривляния. Хочешь понять - исследуй, а на паясничай…

+++

Но вопрос дегенератизма подражателей выходит далеко за рамки их неумения работать с измерительным аппаратом реального качества жизни людей. Дегенератизм дегенеративен и тогда, когда он по невежеству или злому умыслу врёт, и тогда, когда случайно попадёт в камертон правды. Об этом и говорил апостол Павел, сказав: «правда без любви мучительство есть»[7].

Даже если дегенерат со своей негодной измерительной методикой случайно вышел на правду, угадал её – конструктивным человеком он не становится и в этом случае. Потому что кроме простой констатации нужно всегда понимать и видеть её контекст.

Допустим, неопровержимо доказано, что некая страна живёт лучше нас. Что следует из этого факта, если не подвергать его сомнениям по измерительной части? Приняли, как данность, и всё. И что дальше?

Допустим, мой сосед Мойша – виртуоз скрипки. И я узнал, что он зарабатывает на концертах очень много. Позавидовал Мойше и решил жить, как Мойша. А именно, купил себе в сорок лет скрипку и пошёл с ней концерты давать. Думаю, вы понимаете, что мне не дадут столько, сколько Мойше, и скорее всего – дадут по шее.

А почему? Мойша, хорошо он или плохо зарабатывает – занимался скрипкой всю жизнь. Он сложился, как скрипач с самых ранних лет. Многие годы он совершенствовал и оттачивал своё мастерство. Его виртуозность, как скрипача – это вопрос длительного и уникального генезиса, прошедшего множество зачаточных и эмбриональных стадий. Мало того, что виртуоз скрипки должен очень долго и много учится, ведь у него должны ещё быть склонность, талант, музыкальный слух и т.п.

Как бы я не завидовал Мойше – я не могу сравняться с Мойшей, купив такую же скрипку, как у него, и такой же фрак, какой он одевает на концерты. Хуже того – эти покупки станут для меня деньгами на ветер, пустыми расходами. Они нисколько не приблизят меня к Мойше. Он, как сосед, может быть, уважал меня, пока я был хорошим слесарем. Но как только я стал никудышным скрипачом- эпигоном и подражателем, Мойше не за что меня уважать.

Ведь пытаясь стать его тенью и копией, я всё равно ей не стал – а вот собой быть перестал. Я и своё потерял, и чужого не обрёл (что, собственно, и дали ельцинские «реформы»). И если бы я был умным человеком, а не таким, как Ельцин, я бы не успешному Мойше подражал, а искал бы и находил себя! То есть делал бы не то, в чём силён мой сосед, а то, в чём силён и разбираюсь я сам.

Ни страна, ни народ, ни человек – не могут скопировать чужого успеха, дутый он или реальный. Нельзя в 40 лет заняться скрипкой – и догнать тех, кто занимался скрипкой с детского сада, и со слухом, лучше, чем у тебя. Дегенеративное подражательство, стремление «сделать как в Европе» - и делает народ, библейским языком говоря, «ужасом, притчей и посмешищем» всех народов.

Во-первых, ты не сможешь сделать «как в Европе», потому что у тебя, уже сложившегося народа, был свой генезис, свои университеты жизни, свой опыт, в корне иной, чем у европейцев. Во-вторых, кому и зачем нужна точная копия того, что уже есть?

Зачем делать что-то «не хуже» европейцев, если они уже это делают? Смысл имеет только сделать что-то ЛУЧШЕ них, с опорой на собственные возможности, собственный опыт развития. Такая цель, в отличие от подражательства и обезьянничания, имеет и смысл, и перспективу. Ещё Зенон доказал, что обогнать движущую черепаху можно, а догнать – нет. Пока ты её догоняешь, подстраиваясь – она уже уйдёт вперёд. И единственный выход – опережать!

Зависть к чужому уровню жизни – дегенеративно-бесплодна, если, конечно, речь не идёт о возможности экспроприации. Если не можешь её отнять – зачем вообще на неё смотреть? Зачем голодающему мужику в Вятке читать и меню банкета князей Юсуповых? Ему что, сытнее голодать будет – зная, как другие обжираются?

+++

Человек, который нужен сам себе, не теряет себя, верит в собственную значимость – оказывается нужен и другим, оказывается востребованным со своим уникальным опытом, со своим особым мнением, со своей оригинальностью мысли. Человек, который сам себя презирает, в собственной значимости разуверился, строит себя на подражании и попытках догнать других (при том, что неизвестно, куда бегут другие) – и всем остальным неинтересен.

Дело ведь не в том, что скрипач недостоин уважения. Виртуоз Мойша из моего примера – достоин всяческого уважения, потому что он шёл своим путём и состоялся как личность. А вот его сосед, который в сорок лет схватил его скрипку, прокляв собственное прошлое, и попытавшись без слуха и склонности с дарованием стать скрипачом, лишь на том основании, что скрипачи хорошо зарабатывают – достоин лишь презрения. Потеряв собственный путь, эта завистливая обезьяна не обретает и чужого.

Оттого разговор о качестве жизни имеет, кроме объективной стороны экономических и сверх-экономических (духовных) измерений: подражатель, догоняющий других – обречённая и жалкая фигура. Менее всего интересны миру те, кто задумал скопировать чужой успех: ибо если есть дома оригинал, то зачем его бледная копия? Человек, который считает свою страну плохой (какие бы основания для того не имел) – уже в сущности, похоронил свой народ и самого себя, превратил его и себя в навоз для произрастания других наций. Более достойных жить, чем он – что он и сам признаёт врагу на радость.



[1] Если я купил яблоко за 30 центов, а вы за доллар, то фактически каждый из нас приобрёл одно яблоко. А номинально будет считаться, что вы купили более трёх яблок, а я – дольку от яблока!

[2] По свидетельству великого писателя Стивена Кинга. Добавим к этому статистики: Немного статистики по Британии, где я живу. За зиму 2014–15 года в королевстве умерло на 40 тысяч человек больше, чем в остальные месяцы. Среди покойных очень много пенсионеров. По мнению экспертов, основные причины заболеваний и смерти — плохое качество жилья и нехватка денег на отопление. Нередки летальные случаи просто оттого, что пожилой человек, не страдая простудой, умер от переохлаждения за одну ночь. Не на улице — у себя дома в кровати! И это в Британии, в одной из самых развитых стран в мире, в XXI веке! А сколько случаев ошпаривания кипятком, когда люди не могут себе позволить включить отопление и берут пластиковые бутылки с горячей водой в постель…

[3] Прогуляйтесь по району Виктория в Лондоне, посмотрите на рекламные таблички у большинства гостиниц. Владельцы с гордостью сообщают: центральное отопление работает во всех номерах! А теперь представьте подобное в Москве… И самое главное — про экономию ресурсов и «осознанный выбор» европейцев. Никто бы не ужимался, будь траты на коммуналку божескими. Но когда зимой они доходят до половины средней зарплаты — то люди начинают экономить. И это становится привычкой всех слоёв общества, даже обеспеченных. Кстати, до сих пор большое количество англичан редко моется: во-первых, накладно, во-вторых, непросто: это ж надо воду использовать и бойлер. Более того, ванные и душевые здесь начали входить в общее потребление только с 70-х годов XX века.

[4] Либерал Е. Шульман заявила, что в России доля собственников жилья – тех, кто живёт на своей жилплощади, а не снимает жильё – значительно выше, чем в развитых странах Запада. И умолчала, что это – благодаря советской власти и её жилищным программам бесплатного расселения широких масс.

[5] Они носят обязательный характер, человек лишён возможности от них отказаться, не производить их. Следовательно, в данном случае не он распоряжается деньгами, и деньги, стало быть – на самом деле – не его. Ему их только «подержать дали».

[6] Насчитали, что русский рабочий получал в 4-5 раз меньше английского. При этом у русских считали ВСЮ империю, а у англичан – только их привилегированную метрополию. Без колоний, где в жуткой нищете батрачили на Англию 80% неполноправного населения Английской колониальной империи. Во-вторых, уровни жизни измерялись жуликами-статистами не по паритету покупательной способности, а по соотношению курсов валют. Хотя английский рабочий получал номинально в 4-5 раз больше русского, но и уровень цен, уровень оплаты основных жизненных потребностей в Англии был в 3-4 раза выше, чем в России. Если зарплата растет вместе с ценами – значит, на самом деле, все стоит на месте. Но главная погрешность расчёта: в Англии XIX века монетизация достигала уровня свыше 90% (все за всё рассчитывалиь друг с другом деньгами), в России же она была едва ли 20%, большая часть благ добывалась и расходовалась в натуральном виде, и никакой статистикой не учитывалась. В итоге из дурацких подсчётов вместо корректного сравнения уровней жизни – получилась дешёвая и плоская агитка для дебилов. Каких и сегодня в либеральных СМИ хватает!

[7] Правда без любви есть ложь – ещё более заострил Достоевский Ф.М.

Виктор ЕВЛОГИН, обозреватель "ЭиМ".; 1 апреля 2019

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше
  • о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье

    о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье Василий Литвинов, священник Русской Православной Церкви, написал Открытое письмо к олигархам и всем деловым людям, всех людей считая братьями. Он просит все СМИ распространять это пастырское назидание, надеясь, что оно дойдёт до адресата. Будет принято или нет – другой вопрос. Но всегда лучше попытаться решить дело миром, пробудить в человеке человека – прежде чем суровая необходимость заставить уничтожить свирепых зверей. Вот что пишет о. Василий:

    Читать дальше
  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.