Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

"На тропе миролюбия" или кошмар Шевчука

"На тропе миролюбия" или кошмар Шевчука Так чего же ты хочешь, Юра? – на манер писателя Кочетова спрашиваю я у земляка Юрия Шевчука. Чего ты хочешь? Погромов, крови, убийств? Этот вопрос стучит в висок, когда просмотришь новый клип «ДДТ», популярной группы, на песнях которой мы все выросли, клип о «псарне у трона» и «мертвом человеке». Клип об «инфернальном веке» - анонсирует официальный YouTube-канал. Это о каком? О XXI? А предыдущий, ХХ, советский – вы реабилитировали, или «забыли»? Увы, кумир моей юности, Юра-музыкант, у тебя не век «инфернальный». В твоей странной и причудливой философии – инфернально всё тысячелетие. Вообще вся история и все исторические деятели…

Посмотрите клип, мы же оставим его без комментариев», — отмечает звукозаписывающая компания Navigator Records. В кадре на красном фоне действует человек в короне, похожий на Кащея Бессмертного. И, конечно, Путина – как без этого!

По улицам и площадям города ходят военные с гробами и ядерными боеголовками. Одним из центральных образов в видео становится экран телевизора. Припев песни звучит так: «Калаш да корона. / Духовные склепы, / Псарня у трона / На кладбище света».

+++

Давно уже наблюдая, как слон шевчуковского таланта ворочается в посудной лавке политики, я хочу предложить земляку написать ещё одну песню. Чтобы точно сформулировать суть охватившего его мракобесия, которые он, в прельщении бесовском, полагает «любовью и светом».

Песня будет называться «Все они плохие!», и совместит в клипе кадры из разных времён и исторических фильмов. Вот наполеоновский солдат поднимает русского на штык. Плохо! Вот русский – наполеоновского тем же ухватом. Тоже плохо. Вот гитлеровский танк давит советскую пехоту. Плохо. Вот советский танк давит немецкую. Тоже плохо. Вот лица пленных в гитлеровском лагере: печальны. А вот лица пленных гитлеровцев в нашем лагере для военнопленных. Они тоже печальны. …твою мать, да всё одно к одному, как под копирку!

И припев, с фирменными для ДДТ завываниями:

Все они плохи-и-е-е,
Все они плохи-и-е-е…

Это «великое открытие» - что «все они плохие» Шевчук сделал для себя, «в желаньи правды и добра», наблюдая за разными эпохами и политическими движениями. Как говорил (может быть, ему) пьяный Ельцин – «Что те, понимашь, что эти…»

И Юра музыкант всем раздаёт по мордасам: и тем, и этим, и пятым и десятым. Убиваешь – получи клеймо от Юры! Кого, за что, в каких обстоятельствах – ригористу Юре не важно. Факт есть? Вот тебе клеймо позора! Юра-музыкант тебя в песне разоблачит. Не «боись» - не тебя одного. А всех, кто убивает. Твоим врагам тоже достанется от Юры. Если они тебя убивать пытались. А тебе – за то, что попытался «мочить в сортире» их.

Юра, наверное, думает, что это христианство. Пожурить бандита за убийства, а палача за казнь, которая тоже ведь убийство. Всех, замаранных кровью, пожурить – и чистеньким уйти…

Но понимаешь какое дело, Юра-музыкант? Все твои разоблачения в песнях – они болезненны только для порядочных людей, вынужденных участвовать в борьбе за жизнь. Чем порядочнее человек, тем горше ему осуждение песней.

А конченным подонкам осуждение в песне – ноль без палочки.

Ты бренчи на своей гитаре – скажут подонки – а мы продолжим убивать! Мы – плохие, да! Нас даже заводит и «вштыривает», что ты нас так величаешь…

+++

И вот что я скажу тебе, Юра-музыкант. Все политики убивают, но не все политики – плохие.

Есть такие, которые убивают – но при этом хорошие, прогрессивные, «соль земли». Все убивают, но не все плохие – да, это так. И жизни наплевать на твоё мнение. У жизни свои законы.

Людям, которые больны (именно так) идеологией Юры-музыканта (он и сам заразился ею не сразу, от либерального окружения) РЕАЛЬНЫЙ мир кажется «кладбищем света». Этому РЕАЛЬНОМУ миру с его суровыми, но необходимыми законами, они противопоставляют свои фантомы, миражи – в которых взаимную вражду сменяет взаимная любовь.

Ну, допустим, мы проникнемся, пропитаемся пафосом Шевчука и ко, и сложим оружие.

Но что побудит сложить оружие наших врагов? Песни Юры-музыканта? Мы-то, допустим, всех пожалеем (уже было, в конце 80-х), а нас кто пожалеет?

Юра не считает себя лицемером. Искренне убеждён в своей честности.

И потому, когда его придут убивать погромщики – Юра скажет им, что осуждает их. Считает их нехорошими людьми.

Власть, которая от них защищала – была нехорошей, ибо использовала насилие.
Но они – прямо в глаза, честно, по- стариковски – тоже нехорошие люди!

«Все вы плохие». Кроме Юры и ему подобных слюнтяев.

+++

Идеология Шевчука – до первого убийцы. До первого, кто добежит до «непротивленца злу насилием». Я не знаю, кто именно это будет: может быть, ваххабит в чалме, а может быть, негр, ставящий на колени всех белых. А может быть немец в рогатой каске. Или колонизатор в пробковом шлеме. Или батька Махно – поганый гриб, выросший на окружающем хаосе и анархии.

Повторяю: я не знаю, кто именно прикончит Юру-музыканта. Но я точно знаю другое: кто-нибудь это обязательно сделает. Если, конечно, Шевчук добьётся цели своих песен - разложит "движение сопротивления".

Есть биосфера – и есть мечта вырваться из неё в царство разума. Мечта делает человека хорошим. Но и хорошего человека никто не освобождает – слышите!!! – никто не освобождает от жестокого закона биосферы, борьбы за выживание.

А если он сам себя освободит – то его убьют, и всё для него кончится. Красивая демагогия – обернётся смертью. Проповедь ненасилия станет орудием убийства, которое использовали твои враги.

Чего хочет Юра-музыкант – довольно мы от него многие годы слышали: он хочет «чистой демократии». Он хочет, чтобы все ходили и друг другу улыбались, и никто никого не убивал.

Так не будет, Юра!

Если у тебя осталась хоть капля мозгов (музыканты – «певчие птички», говорил Магомаев, они думать не умеют) – то ты обязан понять: так не будет.

Или мы убиваем наших убийц.

Или наши убийцы убивают нас.

Нравится тебе такой закон бытия, не нравится – твои проблемы. Если не нравится – то вот тебе совет из Библии, от жены Иова: «похули Бога и умри».

Каким надо быть слепым, чтобы не увидеть:

Или мы расстреливаем бандеровцев.
Или они приходят расстреливать нас.

Ну не можешь ты с ними жить в мире! Ты с ними примиришься – а они тебя зарежут, и не за какую-то вину, а просто зачищая жизненное пространство по заветам Гитлера.

И когда ты призываешь разоружиться перед этой мразью – ты отдаёшь себя и нас в её кровавые лапы. Нельзя «остановить войну»: в войнах побеждают или терпят поражение. Одно из двух, с исключённым третьим! А такие, как ты, мечтают со времён Горбачёва – «остановить войну».

Капитуляция – не даёт ни чести, ни жизни.

+++

Та «свобода», которую требует Юра-музыкант и легион ему подобных – уже опробована не раз, в том числе и юриным поколением. Закончится она не фестивалем с банкетом. Она закончится Джохаром Дудаевым. Она закончится (и очень быстро) – тем, что тебя, очкарика, повесят. За то, что очкарик. А ещё за то, что, считая (наивно) себя честным человеком, ты увидишь «калаш» в руках новой «короны» и выразишь им своё чистоплюйское «фи».

Научись убивать убийц.
Или – умри. Третьего не дано.

Нельзя договориться с Дудаевым – потому что он пришёл жить вместо тебя, причём на твоём месте, в твоём доме и на твоей земле.

Ты даруешь ему свободу – а она ему нужна только с одной целью: убить тебя. Да ещё и посмеяться над трупом: какой дурак! Пришёл ко мне без оружия, да ещё и спиной ко мне повернулся!

Означает ли это, что людям не нужна свобода?
Совсем никакая?

Что всякая свобода обернётся тёмной оргией «перестройки»?

Нет.

+++

Я прожил большую и трудную жизнь, перенёс много тягот и страданий, много ошибался, особенно в молодости, и шёл за болотными огнями «чистой демократии», по наивности верил в них. То, что я вам скажу сейчас – это больше, чем личное мнение. Это итог тяжёлого и печального опыта целой жизни, перебравшей самые разные варианты лжи, прежде чем она добралась до донышка, где правда.

Единственная реально возможная форма свободы человека – та форма свободы, которая существовала в СССР. При всех НЕОБХОДИМЫХ ограничениях свободы человека, и при всех НЕОБХОДИМЫХ обеспечительных неудобствах, стеснениях человека.

Ни в какой иной форме (кроме советской) свобода человека существовать не может, и однажды вы тоже это поймёте на личном опыте, правда, может быть, уже будет поздно вам что-то понимать.

Чтобы вы поняли – приведу аналогию. Огонь горит в печи. Печь – это устройство, которое:

  • 1)Позволяет огню не задохнуться посредством тяги.
  • 2)Не даёт огню перекинуться на весь дом (стены печи, ограничивающие свободу огня).

Что случится с огнём, если перекрыть поддув? Огонь погаснет. А что случится, если разломать печь, дав огню полную свободу? Огонь спалит весь дом, после чего тоже погаснет, в слепой ярости пожрав все горючие материалы разом.

Под огнём – разумею свободу человека. Огонь – дар или проклятье? В печи – он дар. На пожаре – проклятие. То же самое и со свободой человека.

Если мы рассматриваем советскую модель – то видим, что это… конструкция печки для огня-свободы! Она не даёт человеку задохнуться в окончательном рабстве и бесправии ассиро-вавилонского типа. Но она же и не даёт огню-свободе всё спалить в едрене-фене, «раскинувшись широко» по всему жилому помещению!

Понимая эту аналогию, мы понимаем что сделал Горбачёв. Он взял раскалённые угли свободолюбия из печи, и стал разбрасывать по всему дому. И запретил гасить очаги пожарища. Пяти лет хватило – «чтоб пламя до неба разжечь».

Свобода людей, лишившись разумных пределов, разумных ограничений – очень быстро превращается во всепожирающее чудовище. Она вырождается в погромы и геноциды. Она творит страшные дела – и каждое такое дело приближает к «облегчению деспотией», укрепляет ненависть людей к собственной свободе. Делает слово «демократия» или «либерализм», как у нас – бранным.

Свобода или существует в замкнутых пределах разума – или она не существует вовсе. Нужна ли человеку свобода? Безусловно. Как бы человек вырос из единственной клетки, если бы не способность клеток к делению? Но неконтролируемая способность клеток к делению называется «раком», это онкология, понимаете ли вы?! Пока клетка делится до известных пределов – она создаёт орган. Как только стала делиться сверх этого предела – она убивает организм.

+++

Есть свобода, которая, как мирный атом, зажигает лампы, а не сеет радиацию. Есть свобода, которая, как укрощённый огонь – греет и готовит пищу, а не испепеляет города.

Нужно только понимать опасность, заложенную в расщеплении атома и в огне.

Человек без огня превратится в тупое и беспомощное животное. Именно укрощение огня подняло человека над зверями, хищными, или просто крупными. Но, помня это, мы помним и другое: человек с пламенем напрямую несовместим.

Если засунуть человека в огонь (например, советского человека в «перестройку») то он там сгорит, как в крематории.

Человеку нужна свобода.

Но реализовываться она может только в формах, типологически близких к советским. То есть обложенная со всех сторон огнеупорными кирпичами иногда досадных, но совершенно необходимых несвобод.

Свобода личности заключается в свободе от греха, в свободном выборе профессии, в равенстве возможностей с окружающими, в свободе творить добро. Но когда мы «раскрепощаем» злодейство и тёмную звериную агрессию – мы не свободных людей плодим, а убийц и бандитов.

Этого, к сожалению, так и не смог понять Юра-музыкант.

Который силой своего таланта делает всё, чтобы выпустить хищное зверьё из клеток зоопарка, бегать по улицам.

Где Юру-очкарика оно первым же и сожрёт.

Или он будет хныкать, как ребёнок:

-Ах, всё не так! Не в этом была моя мечта! Не на такое я надеялся, когда призывал свободу! Я не этого хотел - когда врагу ворота раскрывал с хлебом-солью и в кокошнике...

Но там уж крокодильи слёзы лить будет поздно. Ибо когда дело сделано (индейцы Северной Америки вырезаны) – то никакие и ничьи «покаяния» их уже не вернут.

+++

Я хочу, чтобы вы поняли, Юры моей страны, хмельные любвеобильные бестолочи: вы разжигаете тот огонь, в котором вы же и сгорите. Вы ещё не поняли урока 90-х, из которых мы чудом выкарабкались (?), а Украина – таки-нет?

Урок такой: как только у вас нет «калаша», или он не стреляет – вас убивают.

Хорошо бы, чтобы Шевчук положил на музыку строки автора «Маугли» Киплинга, написанные в начале ХХ века:

При древних уловках нам сулили мир и покой:
Нам сказали: сложите оружие, и конец вражде племенной!
А когда мы сложили оружие, нас схватили и продали в рабы:
И Азбучные боги сказали: "Всяк - виновник своей судьбы"

До перестройки ещё почти сто лет, а Киплинг уже всё о ней знает!

Николай ВЫХИН, специально для «ЭМ»; 29 июня 2020

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ​Самозамкнутость и Традиция

    ​Самозамкнутость и Традиция В детских книжках, которые я очень любил в детстве, поучительные картинки всегда изображали очень кучно и динозавров и электроны атома. В реальной жизни динозавры не смогли бы жить так близко друг от друга, а электрон далёк от ядра атома так же, как булавочная головка на последнем ряду гигантского стадиона была бы далека от теннисного мячика в центре стадиона. Но нарисовать так в книжке нельзя – потому рисуют кучно, сбивая масштабы. Та же беда случается всегда и с историей цивилизации. Оглядывая её ретроспективно, из неё сливают огромные пустоты разреженного протяжения, оставляя близко-близко друг от друга значимые факты духовного развития.

    Читать дальше
  • "...СМЫЧКАМИ СТРАДАНИЙ НА СКРИПКАХ ВРЕМЁН..."

    "...СМЫЧКАМИ СТРАДАНИЙ НА СКРИПКАХ ВРЕМЁН..." Московское издание полной версии романа А.Леонидова "Иго Человеческое" - не оставит равнодушным никого, кто думает о судьбе Отечества, да и просто об устройстве человеческой жизни. В остросюжетной форме исторического повествования автор ставит самые глубинные и "проклятые" вопросы, на которые бесстрашно, порой, может быть, опрометчиво - даёт ответы. Спорить с автором в данном случае ничуть не менее полезно, чем соглашаться: произведение ВЗРОСЛИТ, независимо от отношения читателя к заявленным идеологемам.

    Читать дальше
  • ​«Легенда о Китеже» и западная советология

    ​«Легенда о Китеже» и западная советология Чтобы понять, о чём речь, предлагаю сперва рассмотреть условную, умозрительную модель, которую пока не привязываю ни ко времени, ни к географическому месту. Модель начинается словом «Допустим». Просто допустим, что есть система, в которой житейские доходы человека неопределённые. В силу неопределённости (обозначаемой алгебраическим «х») они могут быть любыми. Есть вероятность любого значения «х». «Х» может быть равен 0, 1, 2, 5, 100 и т.п. Личные доходы человека не ограничены ни сверху, ни снизу. Они строго индивидуальны: могут быть сколь угодно большими, а могут и вообще отсутствовать (=0).

    Читать дальше
  • Наш сайт (ЭиМ) глушат!

    Наш сайт (ЭиМ) глушат! Одно дело - слышать про такое со стороны. Другое - лично столкнуться.В РФ начиная с 30 сентября сего года неизвестными лицами произведено техническое веерное отключение сайта ЭиМ, который для большинства пользователей вдруг стал "недоступным". У нас он работает, как ни в чём не бывало, но мы - в локальном пузыре, а с мест сообщают, что сайт нигде не открывается.

    Читать дальше
  • ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ...

    ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ... Можно спорить о художественных достоинствах или философских идеях романа «Апологет» А. Леонидова, на днях опубликованного замечательным издательством «День Литературы»[1]. Об одном спорить не приходится: с такой стороны революцию и советский строй ещё никто не осмыслял! Ни сторонники, ни противники таким образом её не рассматривали, факт. Остальное – спорно. Как, в общем-то и должно быть с художественным произведением, главное требование к которому во все времена – свежесть и оригинальность. И это есть…

    Читать дальше
  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше
  • о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье

    о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье Василий Литвинов, священник Русской Православной Церкви, написал Открытое письмо к олигархам и всем деловым людям, всех людей считая братьями. Он просит все СМИ распространять это пастырское назидание, надеясь, что оно дойдёт до адресата. Будет принято или нет – другой вопрос. Но всегда лучше попытаться решить дело миром, пробудить в человеке человека – прежде чем суровая необходимость заставить уничтожить свирепых зверей. Вот что пишет о. Василий:

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.