Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

БОД УЖ НЕ ТОТ...

БОД УЖ НЕ ТОТ... ​Финские власти приняли решение о закрытии экспериментальной программы выплат безусловного базового дохода, в рамках которой тысячи финнов безвозмездно получали в месяц по 560 евро. Ну, как "тысячи"? Всего деньги выплачивались двум тысячам финнов в возрасте 25-28 лет. Это было широко разрекламировано, как светлый луч будущей эпохи "пост-труда" с характерными заголовками: "Получаешь деньги — не делаешь ничего": год всеобщему доходу в Финляндии" и т.п.

Неширокий и недолгий эксперимент завершён. Правительство страны приняло решение прекратить финансирование эксперимента, благодаря которому некоторые граждане безвозмездно получали 560 евро ежемесячно. Программу закроют в конце 2018 года.

Похожая идея недавно обсуждалась в Швейцарии. Там вопрос гарантированного ежемесячного дохода решался на референдуме. В случае положительного решения каждый взрослый гражданин страны получал бы 2,5 тысячи франков в месяц. Однако жители страны проголосовали против этой программы.

Напомним читателю: безусловный базовый доход (безусловный основной доход, БОД) — социальная концепция, предполагающая регулярную выплату определённой суммы денег каждому члену определённого сообщества со стороны государства или другого института. Выплаты производятся всем членам сообщества, вне зависимости от уровня дохода и без необходимости выполнения работы.

Нетрудно заметить, что БОД - гибрид идей коммунизма и либеральной демократии. Коммунизм вдохновлял идеей дать всем всё необходимое. Либеральная демократия соблазняет свободой - когда человека не "достают" требованиями общественной полезности, да и сам он себя не мучает, делая только то, что ему лично приятно и желательно.

Когда два этих потока смыслов совместились в одной голове - родился гибрид: БОД. БОД получился с виду привлекательным, но внутренне уродливым и нежизнеспособным мутантом, как всегда и бывает при противоестественном соитии (скажем, от лошади и осла родится бесплодный мул).

Коммунизм с его идеей отсутствия безработицы и идеей достойной оплаты труда - наследник цивилизационной линии, начатой в древних обществах. Суть: требование от человека общественной полезности, без которой не будет и питания. Это продолжено евангельским "кто не работает - тот пусть и не ест", скопированным в СССР дословно, протестантской трудовой этикой, подробно описанной М.Вебером, викторианской (британской) культурой остракизма тунеядцев, производившей бедность из ленности (несправедливо, но так они считали) и т.п.

Требование общественной полезности, пользы обществу - базовое требование к человеку от человеческой цивилизации. Из него вырастают человеческие ответственность, чувство долга, сознательность, гражданственность, патриотизм и др.

Либерализм свёл человека к его похотям. Он породил стремление к безответственной личной свободе, игнорирующий абстракции общественного, национального и государственного долга. Он породил типовую фигуру весельчака, который думает только о себе, и живёт только сегодняшним днём, прожигателя жизни, для которого общество или параллельно, или (если "достаёт" гражданским долгом) - попросту враждебно.

И вот все эти генетически разные линии - одна с родовыми чертами цивилизации, другая - с родовыми чертами дикой природы, сошлись в концепции БОД. Это - опьянённое успехами технического прогресса и роста машинной производительности труда буржуазная благотворительность, милостыня нищему от буржуазного филантропа. Раньше машины были слабенькие, и милостыни на всех нищих не хватало. Теперь они мощные, выработка у них - о-го-го! Ну и родилась сумасшедшая идея сделать всех нищими на паперти и всем по монетке раздать...

Что главное упускает из виду буржуазная филантропия? Нищий, побирушка - асоциален. Можно посочувствовать его несчастью, можно помочь рыбой - но лучше удочкой. Нищета, приучившаяся клянчить милостыню - приучается и к паразитизму. Это приводит к деградации души и практик человека. Нищета, даже регулярно получающая милостыню - не может быть светлым будущим и идеалом человечества.

Главное, чем БОД отличается от раскрепощающих от "зарплатного рабства" идей коммунизма - либеральное отсутствие требовательности к человеку. От человека не требуется никаких усилий, никакого вклада в общее дело. Он не обязан служить "по способностям", как это выражалось в формуле коммунизма (каждому - по потребностям, от каждого по способностям). Он вообще ничего никому не должен.

Предлагается содержать безработных, как домашних животных, вроде хомячков или кошек. Какая польза от домашнего хомячка? Только забава за ним наблюдать, да смирение выгребать то, что он нагадил...

Такой подход неизбежно ведёт к деградации человека, которому вместо долга перед обществом внушается либерально-дегенеративная идея полной автономности от общества: ничего не делай, сиди да кушай...

Применённый на практике БОД стал бы фабрикой алкоголиков, наркоманов, лудоманов, слабоумных и маньяков. Дармовщина и халява, возведённые в право человека (не разовая помощь в трудные времена, а именно постоянное право) - источник бесконечной деградации души и личности.

Конечно, у цивилизации есть такая цель, чтобы не было голодных и нищих, чтобы все жили в достатке и с удобствами. Но она в обязательном порядке дополняется целью баланса прав и обязанностей! Человек не должен быть заложником нищеты, но в то же время он обязан быть Творцом и Созидателем, вносить свою лепту в общую цивилизацию - иначе что он? Овощ? Тело на искусственном питании с угасшей мыслью?

Когда коммунистическая щедрость и либеральная нетребовательность слились в БОДе - получился оксюморон.

Ведь домашние животные - зависят от хозяев. Хомячок в клетке живёт не сам по себе, а до тех пор, пока его кормят люди. В мире хомячков БОДа - кто будет кормящими людьми? Ведь кроме получателей милостыни должен быть и её источник, правда?

Принято считать, что источник безответственного и нетребовательного изобилия - развитая техносфера, с колоссальной производительностью, делающей отдельный экземпляр вещи практически бесплатным, подобным воде и воздуху...

Но ведь развитая техносфера - сложна. Она требует сложных людей, а главное - ответственных людей, чтобы её поддерживать. Если же вырастут поколения дегенератов, "обеспеченных без условий", поколения не повзрослевших детей, привыкших, что их родители кормят с ложечки - то кто же будет поддерживать сложный техномир и искусственный, антропогенный ландшафт?

Мечта совместить высокоразвитое потребление с низкоразвитым либеральным зоологическим образом жизни-свободы - в итоге убьёт и машины, и людей. Человек, у которого аппетиты Робина-Бобина-Барабека, а нравственный и умственный уровень мартышки быстро скатится от потреблядства к каннибализму.

Человек должен хорошо жить. Но он должен при любом изобилии - оставаться хозяином положения, а не нищим на паперти. Тем, кто держит свою жизнь в собственных руках, и ответственно выполняет всё, что необходимо для поддержания этой хорошей жизни.

Поэтому мыльные пузыри БОДов обречены лопнуть и лопаются. Отношение к человеку, как овощу, ждущему полива и подкормки - путь в никуда.

Жаль, что не все пока это ещё понимают...


Александр БЕРБЕРОВ, научный обозреватель; 25 апреля 2018

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Подписка

Поиск по сайту

  • Литературные новинки - "старинки": "Певчий Кенарь"

    Литературные новинки - "старинки": "Певчий Кенарь" А вот вам экзотики, дорогой читатель! Наверняка знакомый вам разносторонний автор А. Леонидов (Филиппов) опубликовал в столице свою повесть "Певчий Кенарь". Повесть 1990-го года, она как бы от начала этого автора, на любителя: посмотреть, чем он начинал и с чего начинался как автор и публицист. "Мне кажется, что повесть не так проста" - пишет один из комментаторов - "как кажется на первый взгляд - с её линейным, бытовым почти лишённым приключений сюжетом. Существует символический план, который всё больше приоткрывается ближе к концу: порезать вены на гулянке, о банкетный стакан - согласитесь, совсем не то же самое, что в ванной...

    Читать дальше
  • Литературные новинки: "Числа" А. Леонидова

    Литературные новинки: "Числа" А. Леонидова Тому, кто уже знаком с творчеством нашего автора, будет небезынтересно прочитать его новое произведение - драматичное по сюжету, и философское по сути. Жанр его автор определил как "сентиментальный вестерн". Недавно книга выпущена в издательстве "День Литературы" в Москве. В книге мы встречаем прежнего Леонидова - человека, обеспокоенного судьбой цивилизации и человеческого Разума, но, вместе с тем, представляется, что автор "растёт", он говорит всё более ёмко и весомо, сочетает прошлые творческие успехи с совершенно новыми направлениями. "Вестернов" Леонидов доселе не писал, а суть эксперимента - посмотреть на русскую трагедию XXI века с неожиданной стороны, издалека, сопоставляя с заокеанскими реалиями. Книга получилась сложной, "просветительской", но, на наш взгляд - интересной для широкого круга читателей. Думающий человек не может не задаваться теми вопросами, которые, в меру своих сил, наш постоянный автор решает в своих "Числах"...

    Читать дальше
  • Дети, Крым, счастье, позитив...

    Дети, Крым, счастье, позитив... В нашей жизни очень много грустных новостей. И потому мы часто забываем, что кроме мрачной геополитики есть ещё и просто жизнь. Наши дети выходят в жизнь и занимаются творчеством, создают нехитрые истории о своём взрослении, создавая позитивные эмоции всякого, кто видит: жизнь продолжается! Канал без всякой политики, о замечательных и дружных детишках, об отдыхе в русском Крыму и не только - рекомендуется всем, кто устал от негатива и мечтает отдохнуть душой!

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения — Томас МАНН