Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

ДИККЕНС И ДОСТОЕВСКИЙ. Два гения — и одна тема

ДИККЕНС И ДОСТОЕВСКИЙ. Два гения — и одна тема Чарльз Джон Хаффем Диккенс — самый популярный англоязычный писатель при жизни, и общепризнанный классик мировой литературы, один из крупнейших прозаиков XIX века. Фёдор Михайлович Достоевский, возможно, самый известный на Западе русский классик литературы. Между Диккенсом и Достоевским давно ищут противоречия, но убеждён, что противоречия между ними нет, оба они — ответ на главные вопросы Бытия, данные с разных, возможно, противоположных сторон. И ответ в конечной его версии, с точки зрения цивилизации, идентичный. Хотя, конечно, далеко не я первый заметил методологическую разницу между Диккенсом и Достоевским, которая, в сущности, есть водораздел между русскоязычной и англоязычной литературой, взятой в целом.

АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВ

Диккенс — это писатель-логик, в предельном, британском смысле восходящий к рассудочному началу. Достоевский — это писатель-психолог, раскрывающий глубины подсознания, спутанности и противоречивости человеческой натуры.

Диккенс, может быть, как никто другой — лишён противоречий. Достоевский весь выстроен из противоречий, из диалектики расщеплённого человека, тогда как герои Диккенса всегда цельны: хороший хорош, плохой плох, однозначно. У Достоевского положительный персонаж обязательно окажется с гнильцой, а отрицательный — с чем-то превосходным. Достоевский утрёт нос викторианским ханжам и оправдает даже уголовно-очевидного злодея!

Принято считать, что творчество Диккенса относят к вершинам реализма. Но нужно к этому добавить (моё личное мнение) — что Диккенс вершина викторианского реализма. Он — отражает эпоху восхищения непротиворечивым логическим познанием, и отражает блестяще, просто упоительно. Но если мы перенесём героев и сюжеты Диккенса в наше время, то они покажутся нереальными и надуманными. Не мной, поклонником Диккенса с младых ногтей, а другими сказано: в ХХ веке они кажутся плоскими и ходульными, эти персонажи Диккенса!

Самые знаменитые романы Диккенса: «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист», «Николас Никльби», «Дэвид Копперфилд», «Холодный дом», «Повесть о двух городах», «Большие надежды», «Наш общий друг», и, к сожалению нас, поклонников, незаконченный роман «Тайна Эдвина Друда» — включают в себя персонажи, невообразимые в хаосе современности.

Почему же, почему же даже в экранизациях (а экранизациями Диккенс не обижен) они кажутся плоскими, одномерными, слишком уж предсказуемыми и нежизненными?

Ответ прост и лежит на поверхности! Диккенс — сын английской машинерии с её инженерной однозначностью. Он и наиболее яркое, завершённое воплощение духа этой машинерии, завораживавшей воображение человечества в XIX и начале ХХ века. Диккенс — это и есть европейский XIX век, вобравший в себя и все немыслимые достижения, и все наивные заблуждения восходящего века цивилизации.

Читать далее =>

А. Леонидов-Филиппов.; 2 июля 2019

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Подписка

Поиск по сайту

  • Литературные новинки - "старинки": "Певчий Кенарь"

    Литературные новинки - "старинки": "Певчий Кенарь" А вот вам экзотики, дорогой читатель! Наверняка знакомый вам разносторонний автор А. Леонидов (Филиппов) опубликовал в столице свою повесть "Певчий Кенарь". Повесть 1990-го года, она как бы от начала этого автора, на любителя: посмотреть, чем он начинал и с чего начинался как автор и публицист. "Мне кажется, что повесть не так проста" - пишет один из комментаторов - "как кажется на первый взгляд - с её линейным, бытовым почти лишённым приключений сюжетом. Существует символический план, который всё больше приоткрывается ближе к концу: порезать вены на гулянке, о банкетный стакан - согласитесь, совсем не то же самое, что в ванной...

    Читать дальше
  • Литературные новинки: "Числа" А. Леонидова

    Литературные новинки: "Числа" А. Леонидова Тому, кто уже знаком с творчеством нашего автора, будет небезынтересно прочитать его новое произведение - драматичное по сюжету, и философское по сути. Жанр его автор определил как "сентиментальный вестерн". Недавно книга выпущена в издательстве "День Литературы" в Москве. В книге мы встречаем прежнего Леонидова - человека, обеспокоенного судьбой цивилизации и человеческого Разума, но, вместе с тем, представляется, что автор "растёт", он говорит всё более ёмко и весомо, сочетает прошлые творческие успехи с совершенно новыми направлениями. "Вестернов" Леонидов доселе не писал, а суть эксперимента - посмотреть на русскую трагедию XXI века с неожиданной стороны, издалека, сопоставляя с заокеанскими реалиями. Книга получилась сложной, "просветительской", но, на наш взгляд - интересной для широкого круга читателей. Думающий человек не может не задаваться теми вопросами, которые, в меру своих сил, наш постоянный автор решает в своих "Числах"...

    Читать дальше
  • Дети, Крым, счастье, позитив...

    Дети, Крым, счастье, позитив... В нашей жизни очень много грустных новостей. И потому мы часто забываем, что кроме мрачной геополитики есть ещё и просто жизнь. Наши дети выходят в жизнь и занимаются творчеством, создают нехитрые истории о своём взрослении, создавая позитивные эмоции всякого, кто видит: жизнь продолжается! Канал без всякой политики, о замечательных и дружных детишках, об отдыхе в русском Крыму и не только - рекомендуется всем, кто устал от негатива и мечтает отдохнуть душой!

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения — Томас МАНН