Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Июнь
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

СОЦИОПАТОЛОГ: ВОЙДИТЕ В КУРС!

СОЦИОПАТОЛОГ: ВОЙДИТЕ В КУРС! ​Социопатология – по исходному замыслу её создания – это наука о всех формах разрушения рациональной синхронной преемственности в коллективном мышлении. Проще говоря, социопатология призвана изучать и анализировать болезни коллективного разума. Для этого, естественно, требуется признать, что существует коллективный разум, а не только индивидуальные органы мышления. Если мы признаём, что есть некий коллективный разум, то его цель – выживание и развитие всего общества, в целом и неделимого. Точно так же, как для индивидуального разума одинаково дороги все пальцы на обеих руках – для коллективного разума одинаково дороги все члены общества. С коллективным разумом связаны все наши коллективные идентичности.

Что это такое? Существует наша идентичность, как уникальной особи. Она подтверждается целым рядом документов: налоговым номером, номером социального страхования, паспортными данными и т.п. Эти документы отделяют нас от всех остальных, не может быть двух одинаковых налоговых или социальных номеров.

В то же время существует и наша коллективная идентичность: я – русский (имеется в виду, такой же, как и все остальные русские), я – крестьянин (представитель крестьянства), я – православный, и т.п.

Как особь я уникален. Как гражданин – один из полутора сотен миллионов человек. Как особь я думаю только о себе, может быть, о своём потомстве и родне (предел зоологического альтруизма). Как гражданин я обязан думать о стране, которую отождествляю с собой: будет плохо ей, будет плохо и мне.

Всем коллективным идентичностям противостоит зоологический локализм. Он не просто отрицает коллективные идентичности, как эгоизм, а вообще не в состоянии их воспринимать, понимать, принимать в расчёт. А между тем они созданы жизнью и для жизни. Воинструющее либертарианство, крайние формы либерализма могут рассматривать все формы коллективных идентичностей как «предрассудки», «химерические сущности» - но коллективные идентичности от болтовни своей значимости для выживания не теряют.

Зоологический локализм, доисторические животные инстинкты выступают если не единственным, то главным источником социопатий в обществе. Он – источник многочисленных и многообразных зоопатий – представлений человека о себе, как о животном, заставляющие его вести себя в обществе, как в джунглях.

Кроме зоопатий (асоциальности, опирающейся на доисторические инстинкты человеческого существа, неумение обуздать эти инстинкты) сегодня, на мой взгляд, наиболее распространёнными формами болезни коллективного разума являются:

- социальное слабоумие
- клептомания
- садизм
- одержимость (бесноватость)
- хидиотизм (латентная шизофазия).

Многие из них настолько распространены и известны читающей публике, что не нуждаются в особых описаниях. Социальное слабоумие – это неспособность и нежелание человека понимать происходящие в обществе процессы, полное непонимание общественной жизни – либо удовлетворённость самыми поверхностными и безосновательными её объяснениями.

В первом случае мы имеем социопата, мысленно живущего вообще вне общества, который даже на вопрос о собственной национальной или классовой принадлежности затруднится дать ответ.

Во втором случае мы имеем социопата, живущего в нереальном, выдуманном обществе-галлюцинации (например либералы-навальнята, майдауны и др.) в котором их воображение подменило законы естества произвольно-выдуманными игровыми правилами.

Клептомания социальная – это ненасытность в воровстве, воровство, как смысл жизни и главное удовольствие в жизни, причём не у одного лица, а у широких масс, слоёв населения (что, собственно, и делает индивидуальную психопатию социопатией).

Садизм социальный представляет нам стремление к бескорыстному злу, злу ради зла. Не всегда речь идёт только о причинении физической боли. Если мы говорим о садизме социальном, садизме, свойственном представителю власти, реформатору – то имеем в виду все виды страданий человеческих. Причём социопату-садисту они нужны сами по себе, даже не с целью личного обогащения, а для патологического наслаждения чужой болью.

Одержимость – очень широкий и пока мало изученный спектр «заклинивающих психопатий», маниакальное стремление к малопонятной цели любой ценой.

Например яркий и давний отряд социопатов в нашем обществе – «демшиза» одержимы страстью к демократической процедуре вне смысла, контекста, динамики, причём ценой любых жертв и потрясений. Это подобно человеку, который всё время промывает себе нос, не для того, чтобы излечиться от насморка, а просто ради самого процесса. Демократическая процедура, утратившая и смысл, и цели, и назначение, и вопросы социальной цены её достижения – становится одержимостью, которую сектанты в группах взаимно распаляют в себе. Их «заклинило» на одной, узкой стороне жизни – откуда мы и выводим термин «заклинивающие психопатии».

Хидиотизм (хитрый идиотизм) – форма приспособления примитивной особи к существованию в более сложной, чем она сама, и, следовательно, непостижимой для неё в полном объёме ноосфере. Заключается в подражательном повторении слов и поведения лидеров общественного мнения без понимания смысла этих слов и действий. Таким образом попугаи разучивают целые фразы человеческой речи, и произносят их формально-безупречно, в то же время не понимая их смысла.

+++

Как справится со всеми этими расстройствами коллективного разума, то низводящими нас к уровню скотов, то уводящими в паутину шизо-параноидальных галлюцинаций мысли?

Готовых рецептов тут нет, кроме одного: для начала нужно о них знать.

Мы не можем противостоять никакому явлению, если не знаем его, не понимаем, не придумали даже слова для его обозначения. Простое знание о существовании и структуре социопатий – уже весьма оздоровит общественную среду. Знание сделает человека более придирчивым и к себе, и к окружающим, именно знание (и понимание) я считаю главной вакциной от повторения катастрофы «перестройки» в России.

Ибо «перестройка» - жестокий опыт над целым народом, связанный с размещением сразу всех социопатий в питательный бульон абсолютного поощрения. Опыт этот нам дорого стоил – давайте же ценить полученные его путём опытные данные!

Примем к сведению, что кроме индивидуальных психопатий, носящих уникально-экзотический характер, есть и социопатии, групповые, коллективные помешательства рассудка. Все они связаны с массовой утратой способностей:

1) Обобщать мысль, практику, соотносить собственное поведение с общим законом человеческого поведения. Локализм настаивает на уникальности любого события: что дано, позволено мне – не дано и не позволено другому. За локализмом стоит «готтентотская мораль» древнейшей архаики и животный мир.

2) находить достаточное основание своим мыслям, безосновательность, неспособность видеть и рассчитывать перспективу, в крайних формах сводящаяся к галлюцинациям, к видениям несуществующих миров.

3) утратой способности анализировать причины неудач и достижений, выявлять подлинные причинно-следственные связи событий и явлений.

У группы социопатов любое может выступать причиной любого (причём они подогревают друг друга в слепой вере). Проверять действие на соответствие результату они не в состоянии.

Поэтому социопаты, порой очень большими коллективами (например, Украина) совершают нелепые действия с невероятной интенсивностью, не понимая, что эти действия не дадут воображаемого ими результата.

+++

Распространённой социопатией (правда, не сегодня, когда господствуют зоопатии, а в предыдущий период) является т.н. эрудийная деструкция. В этом явлении психической жизни проявляется закон отрицания отрицания в обществе.

То есть общество, которое и сформировалось-то благодаря осуждению и отвержению антиобщественного, по спирали отрицания отрицания приходит к отвержению и забвению главных социальных столпов и скреп.

Возникшее, как отрицание скотства, оно по мере развития эрудиции, под тяжестью новых знаний, приходит к отрицанию отрицания скотства (социал-дарвинизм). Разумеется, это разрушает общество, носит характер деструкции.

Каково строение эрудийной деструкции?

Наш Разум – это сочетание безусловных базовых ценностей и обслуживающей их эрудиции. Здоровый Разум можно представить в виде ядра (догмы) вокруг которого по орбите вращаются разные знания, сведения, эрудиция. Цель орбитальных объектов – использовать познание с целью максимального удовлетворения базовых ценностей.

Например, базовая ценность – нести добро ближнему. Орбитальные объекты этой ценности: агрономия, медицина, проповеди братства, гуманистическое искусство с его примерами самопожертования ради ближних, литература с её назиданиями и т.п.

Если базовую ценность разрушить – то и смысл во всех орбитальных объектах сразу же пропадает.

Если наша цель (как сегодня у Римского Клуба) радикально сократить население Земли – то зачем нам медицина в её классическом понимании? Ведь наоборот, нужны орудия массового убийства, которые способны поторопить «ближних» на тот свет[1].

Здоровый Разум – это система «ядро-орбиты», в котором ядром выступают неприкосновенные догмы, создающие центрированную иерархию ценностей. А на орбитах – вся человеческая эрудиция. С нарастанием орбитальной широты усиливается и риск обвала, того, что центростремительные силы знания не справятся с центробежными. С ростом знаний, успехами техники – растёт и человеческая гордыня, мать всех пороков и преступлений.

Но если служебное знание соскочит с орбиты – оно превращается в раскалённое безумие и изуверство. Нарушается главное условие человеческого здравомыслия – осознание неразрывных взаимосвязей всего со всем. И тогда агрессивный эрудит противопоставляет нацию человечеству, себя – нации, человека – природе, и т.п. Исчезает хранитель мира – баланс. Агрессивный натиск ломает баланс и перекашивает сперва всё в голове, а потом и всё поведение социопата.

Одна идентичность вытесняет другую, тогда как они должны гармонично сосуществовать. Пролетарий начинает думать, что он не русский («у пролетариев нет Родины»), русский – что он не пролетарий (и описанные Марксом проблемы его не касаются) и т.п.

В целом эрудийная деструкция наносит по цивилизации удар «гордыней умников». В образовавшиеся же после такого первого удара трещины валом валят зоопаты, шизо-параноики и все прочие разряды жрущих общество червей.

Жизнь, которую по крупицам собирали из тьмы и ада тысячелетиями – разрушается легко, в считанные годы.

Вы видели это? Я видел. Я 1974 года рождения. И повидал воочию.

+++

Об опасности для психики знания, оторвавшегося от ценностей, говорили с древнейших времён. «Многознание уму не научит», - впервые эта фраза была произнесена древнегреческим философом Гераклитом. Никакая эрудиция сама по себе не сделает человека здоровым и полноценным членом общества, если этот человек аморален и психически децентрирован.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла говорит, в сущности, о том же, что и Гераклит: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».

Имеется в виду, конечно же, не плотская любовь, а любовь к Богу, как Абсолютной Ценности и Абсолютной Истине. Вне этого Абсолюта, «царя в голове», строгой иерархической центрированности психической деятельности (чтобы я не делал – я делаю во имя высшего Смысла, и никогда не забываю о нём) – всякое знание ничто или зло.

Но речь идёт лишь о бессмысленности бессистемных знаний, а не о бессмысленности познания вообще. Предостережения Гераклита и Павла легко истолковать в том смысле, что знания – вообще ничто, и только мешают человеку. Так рождается ересь агностицизма, ядро без орбит, та самая вера, которая без дел мертва.

Ведь чтобы делать дела веры – нужно знать, как их делать, как к ним подступиться. Иначе будет не вера, а заклинивающая психопатия (отсюда и секты). С другой стороны – ересь прагматизма, то есть надуманное представление об орбитах без ядра.

Но скажу, как человек внимательно и многосторонне изучавший вопрос: без ядра ценностей в виде безусловных догм, центрирующих сознание, набор знаний не может существовать даже чисто-технически. Бессистемные знания не держаться в голове, доказывают свою бессмысленность, не передаются от учителя к ученику (то есть через поколение). Они неинтересны молодёжи: без догм веры она оскотинивается, перестаёт воспринимать любые мысли сложнее зоологического уровня.

+++

В заключение подчеркну ещё одну важную функцию науки социопатологии: она призвана отделить нормальность жизни (социальной) от ненормальности.

На мой взгляд, ненормальность жизни бывает надстроечная и базовая.

Надстроечная связана с повреждениями человеческой личности, которой даны базовые средства существования, дана возможность жить – но личность в силу дефектов психики не хочет, или по болезни не может ими воспользоваться. Личность делает свободный выбор в пользу асоциальности, алкоголизма, наркомании, деградации и т.п. Она не принуждена к этому условиями своего быта, это её личный выбор.

Базовая ненормальность жизни связана с тем, что человеку уже не предоставляются средства к существованию, ему не дана уверенность в завтрашнем дне. Само его физическое выживание висит на нитке, независимо от его поведения, личных качеств. Он может быть очень добропорядочным, законопослушным, весьма социализированным членом общества – и при этом бедствовать на базовом уровне существования.

В ходе «перестройки» мы осуществили переход от надстроечной ненормальности жизни к базовой ненормальности. И моё личное мнение – не преодолев в социально-экономическом укладе базовой ненормальности, рано браться за проблемы надстроечные.

Задача сложна: вначале дать человеку нормальную, гарантированно-обеспеченную жизнь, а потом ещё и проследить, чтобы он, свихнувшись, снова не профукал её. Если проблемы надстройки вторичны – это не значит, что они второстепенны. Они, если подумать, посложнее базовых.

А решать нужно и те, и другие. Иного у нас с вами, читатель, нет.



[1] «Если бы я перевоплотился, то хотел бы вернуться на землю вирусом-убийцей, чтобы уменьшить человеческие популяции» - не стесняясь, заявил прессе британский принц Филипп, герцог Эдинбургский, покровитель Фонда Дикой Природы и «Гринписа».

А. Леонидов-Филиппов.; 22 октября 2018

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье

    о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье Василий Литвинов, священник Русской Православной Церкви, написал Открытое письмо к олигархам и всем деловым людям, всех людей считая братьями. Он просит все СМИ распространять это пастырское назидание, надеясь, что оно дойдёт до адресата. Будет принято или нет – другой вопрос. Но всегда лучше попытаться решить дело миром, пробудить в человеке человека – прежде чем суровая необходимость заставить уничтожить свирепых зверей. Вот что пишет о. Василий:

    Читать дальше
  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше
  • …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ…

    …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ… «Можно изображать становление национальной буржуазии» – говорит герой новой книги «Волки из пепла» Александра Леонидова – «А можно национальной интеллигенции… Но когда это в одном лице – то смешно получается». И действительно, получилось смешно. Но не в том смысле, что получилось плохо, а в том, что всё произведение пронизано тонким и психологическим юмором, включило в себя сочное богатство народного анекдота, именно язык, а не сюжет анекдотической (в хорошем смысле слова) речи. Если говорить о сюжете, то действительно, персонаж не солгал: основное содержание – становление в РФ национальной буржуазии и национальной интеллигенции. Они метафизически противопоставляются космополитам и компрадорам во власти и быдловатой, худшей части народной толпы.

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.