Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Август
пн вт ср чт пт сб вс
    01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

​ТАИНСТВО РАСЧЁТА

​ТАИНСТВО РАСЧЁТА Способность человека к расчёту своих действий – в сущности, идентична волшебству. В самом деле, мы в голове, и только в голове, представляем то, чего ещё нет (а порой и никогда не было) – и в случае ошибки в расчёте оно может никогда не появится. В рамках расчёта мы осуществляем какие-то действия, которые, взятые сами по себе, абсурдны и бессмысленны. Они больше всего похожи на магические заклинания, на «абракадабру». Попробуйте объяснить средневековому человеку что такое железная дорога. Знаете, как он посмеётся над вами?

-Ну, допустим, вы положили на землю огромное количество железа, которое стоит немногим дешевле золота (для Средних веков). Ну, допустим, по какой-то непостижимой причине это железо у вас не разворовали… Хотя не могу даже представить себе – по какой! Но где же вы найдёте такую лошадь, которая способна тянуть двадцать сцепленных вагонов одновременно?!

Про такое в Евангелии сказано – «иудеям соблазн, еллинам же безумие»! Цивилизация на уровне фанатической слепой веры положила в своё основание две аксиомы (то есть недоказуемых очевидности):

Обязанность человека изучать и хранить материальные и духовные ценности прошлого;
Обязанность создавать, а так же поддерживать создание (что ещё важнее) материальных и духовных ценностей грядущего.

Как их доказать человеку, который не желает их принимать – я не знаю. Но и без доказательств очевидно, что если люди всё прошлое забыли, а в настоящем ничего не изобретают и не помогают новаторам-изобретателям – то выше каменного века им ничего не светит…

Но цивилизация неразрывно связана с верой и догмами. Без них она разрушается. Почему?

Объясняю:

Всякие действия по поддержанию макросистемы выглядят нелепыми и бессмысленными на уровне микросистемы. И если человек не воспринимает себя макросистемой (то есть не воображает себя всем человечеством, что с определённой стороны смахивает на психическое расстройство) – то всякие действия во имя человечества кажутся ему бредовыми и глупыми.

Может быть, деспотичной по её натуре цивилизации и нужно, чтобы человек под мышками зажал книги Гомера и Данте, одной рукой изобретал, а другой кормил изобретателя со стороны – но эгоистичному шкурнику это зачем? Потому что цивилизации это нужно? А кто она такая с точки зрения эгоистичного шкурника?!

Я ведь не шучу и не прикалываюсь, я вас серьёзно спрашиваю: если человек считает, что рождён случайно и умрёт бесследно (причём, увы, скоро) – зачем ему какая-то длинная цивилизация? Это ведь как если бы голодный законсервировал пищу на сто лет вперёд, и голодал бы, думая – зато через сто лет кто-то мою консерву откроет и накушается…

+++

Мы знаем, что есть непосредственное благо, находящееся в настоящий момент в состоянии его потребления. А есть расчётное благо, которого нет, которое может, будет, а может и не соизволит явится, но которое требует усилий, жертв, расходов и создаёт проблемы непосредственно в данную минуту.

Выделим шрифтом:

Эффект непосредственный, немедленный.
Эффект долгосрочный, рассчитываемый.

Между ними жесточайший конфликт. Начнём с того, что человек, не обученный расчётам, расчётной аналитике – вообще не сможет понять долгосрочного эффекта: так аборигены Австралии не понимали связи между половым актом и деторождением, и думали, что дети появляются «как листья на деревьях».

Но и понимая расчётную аналитику, к ней можно предъявить ряд номиналистических претензий:

- Мне слишком долго этого ждать.
- Слишком широкое вовлечение посторонних для меня элементов.
- Никто не гарантирует безошибочности расчёта. Теоретически всякий расчёт может оказаться ошибочным, а потраченные средства - в силу этого потрачены впустую.

Никто не отрицает этих пороков расчётного анализа. Более того, всякий расчётчик стремится сократить сроки действия, усовершенствовать материальное стимулирование непосредственного исполнителя грандиозных замыслов и снизить риски ошибки в расчётах.

Ключевая разница в восприятии реализмом и номинализмом (инфинитикой и локалистикой) этих истин расчётного прогнозирования.

Реализм (инфинитика), понимая все минусы и риски расчётного проекта, тем не менее, соглашается на них. Номинализм (локалистика) – считает их непомерной платой за действие, и отказывается от них.

И земледелие, и скотоводство было первым примером столкновения расчётного прогнозирования с локальным «здесь-и-сейчас-ничеством». Можно съесть семена растений сразу, а можно закопать их на год, и ждать, что они умножатся в числе. Гарантии, конечно, нет: может быть и засуха, и наводнение и много ещё чего, влияющего на урожай…

Можно пойманного поросёнка заколоть сразу, а можно подождать, пока из него кабан вырастет. Для второго делают закут, заготавливают корма и т.п. А вдруг поросёнок сдохнет? Падаль есть не будешь, значит, вчистую проиграл тем, кто предлагал покушать сразу, не откладывая на завтра, то, что можно сделать сегодня…

Но, несмотря на все минусы и риски расчётного прогнозирования и долгосрочного макро-проектирования мы уже не можем представить современное человечество без земледелия и скотоводства.

Однако принцип конфликта между малой сиюминутной выгодой и крупным, но отдалённым благом – никуда не делся. Принцип «живи сегодня, живи сейчас, живи только собой», который мог, на заре человечества, погубить становление земледелия и скотоводства – проник в современный рыночный либерализм.

Ему ненавистны «продлённые желания» и расчётные прогнозы с их длительностью, системной неразделимостью и погрешностью. Либерал хочет быстро, себе и однозначно. Платишь – так плати, а не платишь – так до свидания!

Это инстинкт охотника или собирателя, который или нашёл пищу сразу в готовом виде, или махнул рукой на туманную перспективу погони за ней...

Александр Леонидов; 9 февраля 2018

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • "Нержавеющее ядро" истории человечества

    "Нержавеющее ядро" истории человечества Продолжаем публикацию глав из книги А.Леонидова "ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ: Происхождение. Значение. Перспективы". В 13 главе автор рассматривает экономические основания цивилизованного образа жизни (ЦОЖ) и доказывает, что они не могут вырастать из самой экономики. Они являются туда идеологически привнесёнными. Глава называется ​"ЭКОНОМИКА ЦИВИЛИЗАЦИИ: ЦОЖ ПРОТИВ РАЗБОЯ", и разъясняет роль идеи справедливости вне и поверх индивидуальной экономической выгоды в становлении не только социализма, но и вообще государства, права, человеческой морали и критериев психиатрии. Рекомендуется к прочтению самым широким кругом думающих людей, поскольку содержит в себя целый ряд свежих идей по проблемам междисциплинарных исследований общества, юридической сферы, экономических систем и др.

    Читать дальше
  • РАССЧИТАТЬ МРОТ ПО КОЭФФИЦИЕНТАМ.

    РАССЧИТАТЬ МРОТ ПО КОЭФФИЦИЕНТАМ. Учитывая существующие различия в экономических, природно-климатических условиях субъектов Российской Федерации, величина минимального прожиточного минимума, рассчитанная для конкретного региона, является наиболее объективной, нежели усреднённая по Российской Федерации. МРОТ — минимальная оплата труда, ключевой параметр при расчёте заработных плат работников. С 1 мая 2018 года её размер составляет 11 163 рублей, что согласно данным официальной статистики соответствует величине прожиточного минимума трудоспособного населения в среднем по Российской Федерации.

    Читать дальше
  • ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР!

    ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР! Издательские услуги сегодня предлагает очень много компаний, каждая со своим набором функций, ценами и сроками. Непосвященному в тонкости издательского дела человеку сложно правильно сориентироваться в этом вопросе. Особенно нет опыта общения с акулами издательского бизнеса, а сделать нужно быстро и качественно. Со своей стороны рекомендуем издательство "для своих" - в котором заказчик почувствует себя в кругу друзей и единомышленников...

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..