Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

ПРОВАЛИВАЯСЬ В МИРАЖИ...

ПРОВАЛИВАЯСЬ В МИРАЖИ... ​Очень часто приходится слышать о «милосердном» отношении западного общества к проблеме наркомании. Легализация наркотиков и все возможное «толерантное» отношение к их употреблению выдаются за передовые достижения современного либерального Запада. Однако под разговор о «милосердии» на самом деле происходит отказ от борьбы с этим социальным явлением. Из множества статистических данных видно, что ситуация с наркозависимостью в Европе и, в частности, в Германии, с годами становится только хуже. В этой статье хотелось бы коснуться нескольких важных моментов работы системы преодоления наркозависимости на примере Германии, чтобы понимать, к каким плачевным результатам может привести подобное отношение к наркомании.

Массовое появление наркотиков в Германии началось в 60-х годах, примерно со времени возникновения движения хиппи. В ответ на рост уровня потребления наркотиков в обществе в ФРГ была создана система борьбы с наркозависимостью. При этом главным принципом работы этой системы стал постулат невмешательства, то есть если кто-то хочет принимать наркотики, то запретить это человеку нельзя.

Другим словами, немецкая система борьбы с наркозависимостью не может и не должна помогать тем, кто добровольно хочет принимать наркотики. Одновременно с этим система борьбы с наркозависимостью ставит своей целью оказать необходимую помощь тем, кто добровольно решил отказаться от наркотиков, а также информирование потенциальных и реальных наркоманов о последствиях употребления наркотиков. Таким образом, существование системы сводится к информированию, а также поиску для человека мотивации к лечению и созданию для этого необходимых условий.

Подобный подход к проблеме наркомании обосновывается якобы «заботой о свободной воле человека» и тезисом, что тело человека — это его собственность, распоряжаться которой он может, как угодно. То есть если человек вредит сам себе, то закон ему этого запретить не может и не должен. В немецком законодательстве для этого есть даже специальный термин — «ненаказуемое самоповреждение» (нем. straffreie Selbstschädigung). То есть преступлением является производство, транспортировка и распространение наркотиков. Само же употребление наркотиков таковым не является.

Особый юридический статус имеют легкие наркотики, в частности гашиш. Так, преступлением в Германии не является наличие при себе малых доз гашиша в целях личного пользования. Конкретный размер «малой дозы для личного употребления» варьирует в зависимости от законодательства конкретной федеральной земли: так, во многих землях следствие в отношении задержанного с гашишем очень часто будет прекращено, если у него изъяли не более шести граммов наркотика.

Подобный подход к употреблению наркотиков в Германии не мог не сказаться на масштабах явления в стране. Так, согласно данным Федерального статистического управления Германии, количество ДТП с участием людей, которые принимали наркотики, за двадцать пять лет с 1991 по 2016 год увеличилось в 4,2 раза (с 434 до 1843 случаев в год).

Еще одной важной стороной проблемы с наркоманией в Германии является снижение возраста, в котором у немецких подростков происходит первый контакт с наркотиками.

Так, в декабре 2017 года Михаил Дубровский, представитель одной из немецких организаций по психосоциальной помощи наркозависимым, в рамках своего доклада заявил, что первый контакт с наркотиками у немецких подростков наиболее часто происходит в возрасте 14–17 лет, однако в последнее время этот показатель снизился и составляет на сегодняшний день 13, а иногда даже 12 лет. Немецкий эксперт также отметил, что зависимость от наркотиков в Германии в основном присуща молодежи, в то время как люди среднего и старшего возраста больше подвержены алкогольной зависимости.

Еще одним важным для рассмотрения свойством системы преодоления наркозависимости в Германии является ее капиталистический, то есть рыночный, характер. Спрос на лечение от наркозависимости порождает соответствующее предложение. По оценке Дубровского, стоимость содержания и лечения одного наркозависимого в год обходится в Германии в среднем в сумму около 50 тысяч евро. Зачастую сумма может достигать и 100 тысяч евро на одного человека.

При этом в Германии в 2015 году, согласно данным Федерального ведомства криминальной полиции, официально было зарегистрировано более 20 тысяч человек, которые употребляли тяжелые наркотики (кокаин, героин, экстази и т. п.). Умножив количество людей, употреблявших тяжелые наркотики, на среднюю стоимость лечения и содержания наркозависимого, можно оценить годовой рынок помощи наркоманам в Германии в 1 млрд евро.

Такой большой спрос на «услуги» избавления от наркомании в капиталистической стране не мог не привести к тому, что, во-первых, наркозависимые стали восприниматься как потенциальные клиенты, а не как больные люди, а, во-вторых, появилось множество организаций, предлагающих услуги по борьбе с зависимостью. Среди таких организаций в Германии есть государственные, религиозные и коммерческие структуры, а также различные секты, обещающие исцеление.

При этом деньги за лечение всевозможные коммерческие фирмы от своих «клиентов» конечно же получат, но вот достижение гарантированного результата никто не обещает. Во-первых, человек во время лечения всегда может сорваться и вернуться к наркотикам. А, помня главный либеральный принцип немецкой системы борьбы с наркоманией, заставить его повторять лечение при этом будет нельзя.

Во-вторых, причина бегства в наркотики заключается в неприятии действительности (в ее «недостаточной интересности» для человека) и, соответственно, вылечившийся человек должен не только отказаться от наркотиков, но по-настоящему переосмыслить для себя реальность. Однако сама реальность и общественный уклад как минимум остаются теми же, а на самом деле мы видим, как реальность для человека с годами становится все менее интересной. Об этом, в частности, свидетельствует огромный рост популярности индустрии развлечений. Всевозможные компьютерные игры, бесконечный консюмеризм — это средства ухода от «унылой» реальности, ее страхов и стрессов, а по сути — те же наркотики.

Если уход из реальности был обусловлен определенными причинами, не зависящими от конкретного человека, то даже осознав для себя, что наркотики принимать нельзя, человек остается со всеми проблемами той реальности, из которой он пытался убежать с помощью наркотиков. То есть глубинные причины наркомании не меняются, и если даже один конкретный человек преодолевает свою зависимость, то всегда находится новый «клиент» системы, приносящий ей доход.

В итоге складывается печальная ситуация, при которой наркомания в Германии рассматривается как некое социальное явление, победить которое нельзя и с которым можно только смириться. Масштаб проблемы при этом с годами только увеличивается. И даже если отдельным людям иногда удается помочь (за их деньги или за деньги государства), то их место, к сожалению, занимают новые люди, разочаровавшиеся в реальности и пытающиеся найти хоть какой-то смысл своей жизни (или, скорее, смерти) в наркотиках.

Анашкин Сергей,
ИА Красная Весна

Комментарий ЭиМ: Долгое время европейское сознание рассматривало рационализм как естественную и нерушимую базовую платформу всех перипетий исторической судьбы. То есть: считалось, что умному человеку противопоставить аргумент может только умный человек, а дуракам там (в дискуссии) делать нечего.

Сам по себе Разум предполагался аксиомой, которая обосновывает всё, но сама по себе ни в чём не имеет основания. И - не нуждается в обосновании. Жизнь доказала, что это не так. Наркомания - пожалуй, самая яркая, но далеко не единственная форма мышления, АЛЬТЕРНАТИВНОГО РАЦИОНАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОМУ.

В ней чувственное наслаждение подменяет как познание объективной реальности, так и связность умозаключений, выходящих из оснований. Человек оказывается в мире своих грёз и галлюцинаций, объективная реальность исчезает, рациональность, как явление, удаляются из угасающей жизни.

Нервная работает уже по совершенно иным, непостижимым рационалисту, принципам и алгоритмам. И это - главная опасность современности. Которой ЛИБЕРАЛИЗМ не может противопоставить НИЧЕГО...

Искренне Ваш, редакционный коллектив газеты «Экономика и Мы».; 27 декабря 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ…

    …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ… «Можно изображать становление национальной буржуазии» – говорит герой новой книги «Волки из пепла» Александра Леонидова – «А можно национальной интеллигенции… Но когда это в одном лице – то смешно получается». И действительно, получилось смешно. Но не в том смысле, что получилось плохо, а в том, что всё произведение пронизано тонким и психологическим юмором, включило в себя сочное богатство народного анекдота, именно язык, а не сюжет анекдотической (в хорошем смысле слова) речи. Если говорить о сюжете, то действительно, персонаж не солгал: основное содержание – становление в РФ национальной буржуазии и национальной интеллигенции. Они метафизически противопоставляются космополитам и компрадорам во власти и быдловатой, худшей части народной толпы.

    Читать дальше
  • В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ"

    В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ" ​Вот представьте, что вы – производитель сковородок. Конкурентов у вас нет: продуманный протекционизм вытеснил с рынка иностранные сковородки. При этом зарплаты и пенсии в стране растут. И при этом повышать цены запрещено. Людям куда деваться? Они идут и покупают ваши сковородки. Чужих они купить не могут: чужих с рынка удалили. Не покупать – зачем тогда деньги? Продать им дороже твёрдой цены вы не имеете права. Таким образом, перекрывая все сливы капиталов (за границу, в спекуляцию и др.) вы канализируете энергию производительного труда в рост производства. Ваше производство сковородок растёт, предложение расширяется. Вы обновляете производственные фонды, обеспечиваете занятость на рынке труда, ищите новые технические решения, придумываете новые виды продуции...

    Читать дальше
  • "Нержавеющее ядро" истории человечества

    "Нержавеющее ядро" истории человечества Продолжаем публикацию глав из книги А.Леонидова "ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ: Происхождение. Значение. Перспективы". В 13 главе автор рассматривает экономические основания цивилизованного образа жизни (ЦОЖ) и доказывает, что они не могут вырастать из самой экономики. Они являются туда идеологически привнесёнными. Глава называется ​"ЭКОНОМИКА ЦИВИЛИЗАЦИИ: ЦОЖ ПРОТИВ РАЗБОЯ", и разъясняет роль идеи справедливости вне и поверх индивидуальной экономической выгоды в становлении не только социализма, но и вообще государства, права, человеческой морали и критериев психиатрии. Рекомендуется к прочтению самым широким кругом думающих людей, поскольку содержит в себя целый ряд свежих идей по проблемам междисциплинарных исследований общества, юридической сферы, экономических систем и др.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..