Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Август
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Антология русского рассказа-2021

Антология русского рассказа-2021 Новый сборник «Дня Литературы» – рассыпается перед благодарным читателем горстью драгоценных жемчужин, асимметричных, как и положено натуральному жемчугу в своей первородности. В него вошли, в основном, полные драматизма дыхания судеб наших современников, короткие, но очень ёмкие истории. В них отражаются грани сегодняшней (и немного вчерашней – все мы родом из прошлого) России. Получилась очень русская антология, и эта русскость её – может быть, то единственное, что связывает таких разных авторов в нечто целое.

 Ибо спектр изложения, стилей и подходов, авторского жизненного опыта и взглядов настолько широк, что первоначально даже оглушает разлётом.

Перед нами предстаёт общество во всём многообразии проявления его практик: самые разные и порой мало друг на друга похожие люди-персонажи; сплетается замысловатая паутина отношений между ними, да разве только между ними? Есть место и разговору о животных, о природе, о философии, о литературном мире.

Например, один из авторов сборника, Юрий Манаков, в рассказе «Хитрован Тунгус» открывает зримо и психологически точно мир взаимоотношений человека с домашним питомцем, позволяет буквально увидеть воочию подобострастно виляющий хвост преданного, но хитрого пса:

«Между тем Тунгус быстро расправился со своей порцией и, повиливая куцым хвостиком, подбежал и присел на дороге в шаге перед нами. Разноцветные глазёнки его так и пожирали нас, и столько в них было обожания и преданности, что я не выдержал и кинул псу кружок колбасы. Тунгус поймал его в воздухе и, даже не прожёвывая, мгновенно проглотил. И опять он полное воплощение безграничной любви и преданности, только сейчас, как я заметил, для пса никого в мире не существовало кроме меня, такого щедрого и заботливого»… И сколь неожиданно точен финал рассказа, разворачивающий подобострастную «любовь» собаки в несколько иное русло.

Признанный мастер слова Владимир Крупин в рассказе «Фонтан в центре города» погружает читателя в волшебный, полный ожиданий и мечты мир отрочества и юности, когда любой предмет кажется чудесным, а любое событие предстаёт значимым. Подкупает мастерство, неторопливость повествования, знание жизни, наблюдательность, любовь к человеку. Хочется читать и перечитывать. Сколько света и тепла в одном небольшом сюжете!

Персонажи Александра Вина из рассказа «Парижанка» предстают перед нами как бы в двух измерениях: в реальном, узнаваемом, и воображаемом, метафорическом, аллегорическом. Автор ткёт из тёплых тонов и светлой фантазии таинственный мир, выступая не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но еще и психологом.

Он помогает увидеть героические черты, заложенные в самых обыкновенных людях. Редко кто сегодня так чисто, бережно и взволнованно пишет о любви, как Александр Вин. Ощущается его вера в чистоту человеческой души и в её жажду прекрасного. Всё его творчество пронизано токами добра и гуманности, и хочется надеяться, это найдёт отклик в сердцах читателей.

Ностальгический реализм, предельная узнаваемость и правда жизни, сочность и, не побоюсь этого слова, выстраданность образов присуща рассказам Дмитрия Жукова («Метя, Пича и Бланда») и Игоря Изборцева («Смех и слёзы моего детства»). Сколько лета, солнца в одной только фразе Жукова – «Солнце со своей высоты расстреливает все живое ослепительной огненной пушкой. Под палящий обстрел попадают и краснеют на глазах (курсив мой – А.Л.) помидоры». А после прочтения вот этого описания в моей памяти встали, словно из вчерашнего дня, «особо вкусные, с золотистой хрустящей корочкой котлеты. Вот это были котлеты! И почему дома не могут приготовить, как в столовой, трудно, что ли, недоумевали мы». Случалось, едал и я такую вкуснятину, и точно так же недоумевал! Насколько всё из жизни – многие из нашего поколения подтвердят!

А вот это, живо и зримо, говорит-показывает Изборцев: «…в детстве мне нравилось смотреть, как заходили «под воду» уставшие паровозы, как зависал над тендером «хобот» гидроколонки и обрушивал вниз поток воды. Казалось, что железные машины жадно пьют, мимоходом выдыхая облака пара. И еще меня завораживали поезда. Стремительно и неотвратимо проносились они мимо, наполненные громом и ветром». Это же не просто читаешь – в этот мир входишь всеми органами чувств, словно бы на волшебной машине телепортации!

К этому же смысловому ряду можно причислить и пронзительную исповедь Евгения Калачёва «Велосипед» – о советском детстве и отношениях в тогдашнем обществе. Как справедливо отметил один из комментаторов «Велосипеда» на сайте «День Литературы» – «атмосферный и словно живой рассказ. Автор полностью погружает в далёкий мир детства, заставляет заново почувствовать те самые сильные эмоции от юношеских переживаний».

Свойственные русской традиции «критического мистицизма» (по аналогии с «критическим реализмом») темы развивает Валерий Бохов в рассказе «Бережёного Бог бережёт». В этом с ним сходен Дмитрий Воронин с рассказом «Венецианская трагедия», но если у Бохова больше отголосков сочного гоголевского «критического мистицизма», то у Воронина – больше отзывается струна Достоевского, тоже отдававшего дань видениям пациентов психиатрических лечебниц.

Вместе с Игорем Бахтиным в его рассказе «Анчоусы» мы посещаем современную школу, педагогический коллектив в лирической, и даже чуть интимной обстановке. «Дмитрий Иванович Синцов, 39-летний преподаватель литературы городской средней школы №123 от долгого хотения потерял аппетит, похудел, приобрёл бессонницу, стал ужасно рассеянным и даже стал иногда ощущать сильную тахикардию, чего с ним никогда прежде не было» – сразу же очаровывает нас автор своей ироничной петербургской манерой письма. И уже не отпускает до самой развязки, про которую, чтобы не раскрывать интриги сюжета, скажем – «чудеса в решете»!

В рассказе Николая Беседина «Вася» – мы окунаемся в суровый корабельный мир кочегара Василисы, очень трагичного женского образа. Но моряки относятся к «Васе» ровно и обыденно, хотя втайне жалеючи, и когда она увольняется с судна, то прощаются с нею, как «с уходящим в трудное плавание кораблём».

О женской доле и женском терпении, о смирении перед судьбой, но, тем не менее, жажде счастья – рассказ Инны Волошиной «Нас не догонят». «Ближе к сорока она почти простилась с надеждами испытать земное женское счастье. Все назойливые вопросы о замужестве научилась заучено пресекать: достойных нет, появятся, сообщу. Как и многие немолодые барышни, которым не суждено по жизни крушить мужские сердца, любовные неудачи она объясняла своей разборчивостью и, в конце концов, так поверила в этот самообман, что ей проще было родиться заново, чем встретиться с неприкрашенной действительностью». Только женщина может сказать такую полную, подноготную и даже жестокую правду о женщине!

На грани сурового реализма и мистики, так и не дав читателю до конца понять, было чудо-наваждение или не было, – поведал свою историю в рассказе «Галстук» Дмитрий Лагутин. А вот рассказ Виктора Мельникова «Телефон времени» пронизан ностальгическим мистицизмом, развивая тему «разговора с прошлым по телефону», которую прежде поднимали Рей Брэдбери и Кир Булычёв.

Тревогой о судьбе будущих поколений, о деградации молодёжи наполнены рассказы Вячеслава Михайлова «Афганец» и Александра Нестругина «Что помнит сын?».

Чудеса техники в рассказе Вадима Рудакова «Солнце в конверте», и чудеса, сопровождающие современный жестокий мир бизнеса в рассказе Анатолия Подольского «Не тобой положено, не тебе и брать». Необычно, нестандартно развёрнутая история, грань реальной жизни и колдовских чар, вызывает искренний интерес и ко всей прозе Подольского.

Раздумья о судьбе своего народа, его душе и его месте в мире встречаем мы в рассказах Анатолия Кирилина «До Сиднея одиннадцать тысяч километров» и Павла Кренёва «Дедушко Павлин». У Кренёва ещё и очень сочный, своеобразный, народный, глубинный язык, баюкающий своим плавным и умиротворяющим журчанием ручейка северного поморья.

Мистические глубины Православия затрагивает Екатерина Блынская в её «Завещании Святого Амвросия».

Трагедия детства и детской инвалидности в рассказе Михаила Смирнова «Люди-птицы»: «Баба Шура повезла внука в райцентр, врачам показала. Может, таблетки или микстуру выпишут, чтобы умишка прибавилось. Всего лишь капельку, а больше и не нужно. Жалко внучка, к жизни не приспособлен. Врачи руками развели. Если своего ума нет, чужого не добавишь. Хворобу в башке нашли».

В рассказе «Одинокость» Алексея Дериглазова одинокость-ожидание заставляет вжиться в чувства героя, одинокость-отчаянье даёт щемящее чувство жалости, одинокость-равнодушие бичуется в каждом.

Виктор Фролов в «Ветеране» поднимает проблему служения Отечеству, в том числе и потаённого, на невидимых фронтах.

Сложнейший и запутанный мир психологии двух деревенских влюблённых поднимает Андрей Румянцев в рассказе «Отвергнутый».

Михаил Попов в новелле «Сигнал – красная ракета» осуществляет символическую связь поколений – военного поколения победителей и наших дней. Владимир Пронский в рассказе «Кто на кого учился» затрагивает очень болезненную тему бездушия в профессионализме, отката людей, даже умельцев своего дела, от душевных и человеческих качеств…

Очень органично вписался в Антологию и роман Екатерины Блынской «Время ласточек», который, хоть и существенно отличается объёмами от других произведений, но стилистически вполне соответствует общей тональности.

Подкупает психологическая достоверность характеров – в том числе и любовные метания городской девушки. Как удивительно сочетаются в ней наивность и распутство, как ярко описана женская сторона сперва заигрывания с изменой, а потом и сама измена, – самооправдывающиеся, уходящие от окончательности, и, в общем-то, действительно оправданные, жизнью предопределённые.

Девушка ходит по лезвию, пытается этим бравировать, внутренне скомкана страхом и двусмысленностью. В ней смешались до неразличимости черты тургеневской девушки-жертвы и коварной панночки-соблазнительницы, и нельзя сказать точно: победила или побеждена?

Пронзительная чувственность, прекрасная «ориентация на местности», знание именно современной (а не прежних эпох) деревни делают роман захватывающим и достойным всяческих похвал…

Говоря в целом, наверное, трудно, найти сборник рассказов, настолько разных по своей тематике и в то же время настолько слитный, монолитный в своей высокохудожественной житейской зеркальности. Даже там, где покажется грубоватым, – «на зеркало неча пенять», советовали ещё классики…

В рассказах Антологии «Дня Литературы» найдётся всё: вопросы и ответы, курьёзные случаи, притчи, драмы, трагедии, публицистическая острота и метафорическая глубина размышлений. Наверное, не один из поднимаемых вопросов не может получить ответа, который стал бы бесспорным для каждого…

Русское разноголосье в сборнике – отражение таинства, бездн и кладезей, богатства живого великорусского языка, что особенно важно в наше время, когда пространство общения (как говорят учёные – «коммуникации») стремительно вырождается, трансформируется в месиво из иностранщины, жаргонизмов и огрублённых не по назначению и смыслу «бывших» русских слов.

Почему такое происходит? Наши достоинства – продолжение наших недостатков. В частности, совершенное плохо тем, что сложно; путь к совершенству – это путь интеллектуальных перегрузок, чреватых кризисами, срывами. Сложное легко ломается, а примитивное – нет. Достоинства примитивности в её простоте. И потому очень часто выбор делается в пользу примитивности, особенно в смутные времена и в условиях потрясений.

Настоящая литература, такая, как презентуемые рассказы Антологии, в России отодвинута на обочину, почти не слышна, а ненастоящая не-литература с её жаргонным языком становится основой современного коммерческого книгоиздания и кумиром новомодных премий, признаком, как думают, «остроты, новизны и смелости». По принципу – в штанах ходят трусы, а смелые ходят без штанов. И без трусов. И прочие лжемудрствования лукавого недо-века…

Может быть, тематическое сходство русского разноголосья в Антологии для вдумчивого читателя просматривается в том, что быть человеком вообще сложно и тяжело. А расчеловечиться просто – но по сути, эта простота стаскивает в небытие, во тьму несуществования. Сегодня твой язык упростился до людоедского, завтра ты совсем уже без языка, а послезавтра встал на четвереньки и оброс шерстью…

Лекарство одно: это русская литература в её классической преемственности, это рассказы уровня обсуждаемой Антологии, рассказы, которые открывают человеку человека!

Одно из самых ценных сокровищ любого народа – то, что одновременно и беспощадно и бездарно уничтожается сегодня масс-культурой (антикультурой) – это богатство языка и его смыслов. Потому антологии такого типа, антологии настоящего рассказа – имеют огромное значение, как шлюпки спасателей для тонущих кораблей.

Думаю, многокрасочная палитра многоголосого русского рассказа в Антологии «Дня» никого не оставит равнодушным. Повествовательная среда нового сборника, на мой взгляд, богаче и выразительнее, чем изобразительные способности большинства выпускаемой сегодня литературы. Сюжетная логика рассказов, гибкая и естественная, в сочетании с современным узнаваемым событийным рядом позволяет авторам выразить самые глубокие и потаённые мысли, со всеми их тончайшими оттенками.

А значит, у сборника – свой путь, своё плавание, своя судьба – надеемся, что на многие годы вперёд. Ведь только плохая книга заканчивается последней страницей: хорошая книга для читателя последней своей страницей лишь начинается, снова и снова отзываясь в жизни и памяти!

Александр Леонидов; 29 июня 2021

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Подписка

Поиск по сайту

  • Литературные новинки: "Числа" А. Леонидова

    Литературные новинки: "Числа" А. Леонидова Тому, кто уже знаком с творчеством нашего автора, будет небезынтересно прочитать его новое произведение - драматичное по сюжету, и философское по сути. Жанр его автор определил как "сентиментальный вестерн". Недавно книга выпущена в издательстве "День Литературы" в Москве. В книге мы встречаем прежнего Леонидова - человека, обеспокоенного судьбой цивилизации и человеческого Разума, но, вместе с тем, представляется, что автор "растёт", он говорит всё более ёмко и весомо, сочетает прошлые творческие успехи с совершенно новыми направлениями. "Вестернов" Леонидов доселе не писал, а суть эксперимента - посмотреть на русскую трагедию XXI века с неожиданной стороны, издалека, сопоставляя с заокеанскими реалиями. Книга получилась сложной, "просветительской", но, на наш взгляд - интересной для широкого круга читателей. Думающий человек не может не задаваться теми вопросами, которые, в меру своих сил, наш постоянный автор решает в своих "Числах"...

    Читать дальше
  • Дети, Крым, счастье, позитив...

    Дети, Крым, счастье, позитив... В нашей жизни очень много грустных новостей. И потому мы часто забываем, что кроме мрачной геополитики есть ещё и просто жизнь. Наши дети выходят в жизнь и занимаются творчеством, создают нехитрые истории о своём взрослении, создавая позитивные эмоции всякого, кто видит: жизнь продолжается! Канал без всякой политики, о замечательных и дружных детишках, об отдыхе в русском Крыму и не только - рекомендуется всем, кто устал от негатива и мечтает отдохнуть душой!

    Читать дальше
  • Геноцид армян: новая глава

    Геноцид армян: новая глава Карабахский конфликт - это одна из глав чёрной книги геноцида армян, которым с XIX века занимаются турки. В их понимании армяне "недобиты", и хотя армяне потеряли большинство своих земель, всё-таки небольшой анклав армян остаётся в турецком море Закавказья. Геноцид армян обрёл второе дыхание в годы "перестройки", в конце 1980-х, когда турки вырезали армян в ряде населённых пунктов, но снова не везде. Военное сопротивление побудило турок прекратить резню.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин