Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Август
пн вт ср чт пт сб вс
    01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

ПОСТ-СОВЕТИЗМ И ЕГО ДИАГНОЗЫ

ПОСТ-СОВЕТИЗМ И ЕГО ДИАГНОЗЫ 1. Социальная деменция (слабоумие). Приобретённое социальное слабоумие, массовое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. Распад психических функций, происходящий в результате аддиктивной модели поведения в обществе, социальный маразм. По данным ВОЗ число клинических слабоумных в мире стремительно нарастает, ежегодно регистрируются 7,7 миллионов новых случаев клинического слабоумия.

Врачи говорят о настоящей планетарной пандемии клинического слабоумия. Но нас интересует не столько клиника, сколько латентные, социальные его формы – менее очевидные, но оттого только более опасные.

Социальной деменции свойственно то же самое, что и клинической, но с приставкой «социальный». Социальным слабоумным свойственны бездоказательность, внушаемость, склонность выводить из мелочи глобальные законы, и наоборот – не замечать очевидность базовых законов природы, подтверждаемых ежедневным опытом. Социальный слабоумный не понимает разницы между видимостью и реальностью[1], для него изображения и условные знаки заменяют то, что на самом деле.

В частности, он постоянно предлагает посмотреть «как живут в Европе», комично не понимая, что рациональное мышление стремится не посмотреть поверхностно, а понять всё устройство любого изучаемого объекта.

Я, например, не хочу «смотреть» как кто-то живёт (Европа или не Европа) – я хочу понять технологию, по которой они пришли в точку современности, анатомию процессов, создавших итог. Ведь иначе – слабоумному прямая дорога к карго-культам, когда папуасы из тростника строят подобие самолёта, и ждут, когда этот самолёт взлетит…

Проблема, однако, в том, что желание таких, как я, понимать рационально реальные причины успехов и провалов обществ – тонут в океане любителей «посмотреть» и насладиться сомнительными внешними эффектами, не пытаясь разобрать их на элементы сложения.

Когда-то мы были другими. Когда-то стремление бедняка иметь центральное отопление в доме, «как у богачей» - не оборачивалось карго-влюблённостью бедняков в богачей… Но те времена социальной рациональности (в которые убеждало убедительное, а не первое попавшееся утверждение) – давно миновали, имеем, что имеем – людей без памяти и зачатков аналитических способностей, жернова мысли которых постоянно мелют чепуху и жуют жвачку.

Очень способствует социальной деменции тестовая форма обучения, представляющая из себя (ЕГЭ, и не только он) – лишь симулирование всеобуча.

Тесты – искусство делать вид, что чему-то учишь, на самом деле не обучая ничему. Они возникли на Западе как ответ советской идее всеобщего образования населения[2]. Капитализм нашёл выход: учить, не уча. Человек ходит в школу, учит бессмысленный набор бессвязной информации, потом сдаёт тест – и думает, что получил образование. А на самом деле он ничего не получил. Ибо разорванное повторение бессвязных фактов – по сути, шизофазия[3].

Однако сводить всю пандемию слабоумия к изменению формы образования нельзя. Наоборот – искоренение полноценной инфинитической[4] русской школы («сейте разумное, доброе, вечное» - завет русской педагогики) болонскими «угадайками» – лишь одно из многих следствий пандемии слабоумия в мире.

Той, при которой мыслительная деятельность из кормильца, защитника и помощника своего носителя превращается в бесполезного паразита, живущего собственной жизнью в оторванной от реальности воображаемой среде.

2. Социальная амнезия (потеря памяти)

Слабоумные сограждане теряют память, учащаются случаи замещения памяти и подмены памяти. На первый план выдвигаются события давние, и зачастую выдуманные (например, тема «сталинских репрессий») – вчерашний же день слабоумный помнит очень плохо или совсем не помнит. Собственная память подменяется чужой, реальная память – галлюцинациями и беспочвенными выдумками. Это неразрывно связано с деградацией и распадом логического аппарата мышления, когда умозаключения строятся в форме «трактор вреден, потому что помидор красный» и т.п.

Память – великий инструмент человечности. Сложные формы памяти, на высоком уровне ЦОЖ[5] включают в себя документированную историю, накопление опыта предыдущих поколений. Об этом и не мечтайте сегодня, ибо у слабоумных стёрлось всякое различие между документальным доказательством и фантастическим вымыслом, полностью утрачены навыки критической работы с историческими источниками.

Но даже первобытная память, сформировавшаяся как инструмент выживания первобытного человека – обязана хранить хотя бы то, что случилось непосредственно с этим человеком, на протяжении его собственной жизни. Не имея письменности и концептуальности, он забывал уроки, преподанные жизнью предкам, но хотя бы собственные уроки помнил!

Теперь нет и этого. Если бы люди просто вспомнили, как они жили в 1988 году – мы имели бы совершенно иное (значительно более рационально устроенное) социальное пространство. А ведь для этого не нужны ни монографии, ни сверки источников, ни сложнейшие «методы Шахматова»! Просто взять и вспомнить, что с тобой было 10 лет назад, 20 лет назад – на что ты ТОГДА надеялся, что тебе ТОГДА обещали, каким ТОГДА был мир с точки зрения обеспечения, безопасности и перспектив…

Но только люди, лишённые памяти (не только исторической, даже личной) – могут месяц на морозе стоять за Ющенко, посадить его в кресло президента, всенародно проклясть и выкинуть на помойку через 4 года, и… снова начать тот же самый цикл! Это как мышь, не понимающая устройства мышеловки: залечила сломанные лапы и снова полезла за сыром туда же…

3. Зоопатии – доисторическая и докультурная картина мира в голове.

Голова, которую покинула сложная человеческая мысль познавательных обобщений, неизбежно наполняется примитивной мыслительно-мотивационной грязью снизу. Совокупность звериного поведения (зверства и скотства) мы объединили термином «зоопатии».

Они весьма разнообразны, объединяет их то, что все они носят до-исторический, до-культурный, до-человеческий характер и восходят к прямым очевидным аналогам мотиваций у низших видов живых существ.

Печальным но неизбежным последствием стремительного размножения зоопатов в обществе является становление диктатур дегенеративных лидеров. Дегенеративный лидер – тот, который и хочет и умеет работать с самыми низменными и примитивными человеческими мотивами. В своей борьбе за власть дегенеративный лидер низвергает непонятные и чуждые зоопатам исторический процесс, культуру, цивилизацию и все сложные формы отношений между людьми.

Всё это заявляется как «свобода», и воспринимается озверевшим, оскотинившемся обществом как свобода. На слом идут все ограничения, которыми человечество отделило себя от животного мира. Например, совершенно очевидно, что в животном мире нет понятий «убийство» или «воровство», брачные отношения носят упрощённый характер, нет культа абстрактного, невидимого божества, но есть культ вожака стаи. Животные не понимают таких обобщений мысли, как «справедливость», «совесть», им неведом стыд (или он носит весьма специфические зоо-формы). Мышление их мутно и локально, а память короткая.

Под видом «великой свободы» зоопаты возвращаются к доисторическим формам общения, которые не столько даже а-социальны, сколько до-социальны.

Складывается «паханат» - то есть консенсус власти и населения насчёт излишней сложности и ненужности стабильных юридического и нравственного законов.

Как понимает «несвободу» цивилизованное общество? Это не секрет: человек хотел сделать доброе дело, а ему не дали. Это и есть «несвобода от греха», которую призывает искоренять христианская цивилизация, понимая свободу – только как свободу от греха.

Для того, чтобы установить факт такой несвободы – нужен достаточно сложный рациональный анализ. Действительно ли дело было добрым? Каковы аргументы тех, кто запретил? Насколько представление о добре совпадает у человека, и общества, в котором он живёт?

На такой анализ либерализм неспособен – такой анализ ему органически чужд. Проявляя себя зоопатией, либерализм складывается из двух правил:

1. Делать можно всё.
2. Исключения составляют те дела, которые субъективно не по вкусу пахану, вожаку банды, контролирующей твоё пространство.

Например, у Бандеры было два жупела ненависти: москали и евреи. В отношении москалей либерализм разрешает говорить что угодно и даже убивать их безнаказанно. Но в отношении евреев действует «пункт 2.». Естественно, и речи быть не может про общий закон, который запрещал бы терроризировать любую нацию. Такой уровень обобщения правовых норм слишком сложен для паханата. Либерализм регулируется не силой права, а правом силы.

4. Терминизм против детерминизма (неспособность выделить источник раздражения, «назначение» врагов вместо их реального отыскания)

Всё вышеперечисленное делает практически неизбежным смену детерминизма[6] в мышлении на терминизм[7]. Детерминизм устраняет субъективность, терминизм – наоборот, считает уникальность и несравнимость любого явления единственной реальностью. Первейшим и главнейшим следствием терминизма является утрата понимания разницы между «вообще плохо» и «конкретно мне здесь и сейчас плохо».

Если какое-то явление конкретно мне, конкретно здесь и конкретно сейчас не вредит – значит, оно не является плохим, с ним незачем бороться и его незачем корчевать.

То, что нечто вредит другому человеку, или может мне навредить в будущем – выпадает за рамки мышления терминиста. Видя уникальное в вещах, и не видя в них подобия (порой агрессивно отказываясь видеть его) – он теряет представление о причинно-следственных связях.

Терминизм лежит не только в очевидном «хатаскрайничестве» современных либералов, но и в «бытовом либерализме» огромного круга обывателей, которые не примыкают к маргинальной политической секте либералов. Голосуют эти люди не-либерально (чаще вообще никак не голосуют) – но живут либерально.

Как любое живое существо, терминист (номиналист) ощущает и раздражение и боль. Но, потеряв представление о причинно-следственных связях явлений, не в состоянии обнаружить истинный источник раздражения, реальную причину боли. Виновные не отыскиваются, а «назначаются» произвольно, гнев обрушивается куда попало – на то, что под руку подвернулось.

Логика предупреждает: рost hoc ergo propter hoc, «после этого, значит вследствие этого». То есть непосредственно предшествовавшая боли ситуация – не обязательно источник боли. Но для терминиста главным аргументом является именно временная и пространственная близость событий. «Если я упал, а ты стоял рядом – значит, я упал из-за тебя», и т.п.

Переубедить их, как показывает опыт Украины (да и вообще пост-советских дегенеративных систем) невозможно, потому что у них нет «детерминизма в голове». Народная поговорка такое характеризует более образно – «без царя в голове».

5. Иррациональность общей бессмысленности в картине мира (в сумрачном состоянии сознания – «все кошки серы»)

Речь не о том, что рациональная система лишена ошибок. В любой расчёт может попасть ошибка. Рациональная система отличается от иррациональной тем, что делит решения на ошибочные и верные. И тем, что, по крайней мере, пытается объяснить свои действия рациональными аргументами и восприимчива к рациональному диалогу.

Возникшая пост-советская система иррациональна именно потому, что деление на верные и ошибочные решения полностью снято, вследствие того, что утрачено и само различение добра от зла. Это, в свою очередь вытекает из общей бессмысленности картины мира в современных головах, порождающей сумрачное состояние сознания.

Из веры в бессмысленность Вселенной, мира и жизни – практическим следствием вытекает (и неизбежно) утрата различения между объективной реальность и галлюцинациями, между реальным и воображаемым.

6. Галлюцинации (алко-, нарко-, лудомании и разные формы социального аутизма)

На помощь причудливым мирам социальных аутистов, укрепляя их в убеждении, что на самом деле ничего нет, кроме небытия (а, следовательно, нечего беречь, ничто не ценно) – приходят убийцы мозга: наркотики, алкоголь, игромании (лудомания) химические и психологические (а так же средние между ними, психотропные) средства оглушения мышления. Современный мир – это не просто мир гедонистических скептиков-циников, потерявших и Бога, и себя, и всякий смысл существования. Это ещё и мир алкоголиков, наркоманов, людей с нарастающими психическими отклонениями клинического характера.

Если мировоззренческие галлюцинации обратимы (вспомним образ Томилина у М.Горького – всепознавшего философа, завершившего канонической религиозностью, как вершиной мудрости), то химические галлюцинации разрушают мыслительный аппарат уже необратимо. Человек, как Человек, заканчивается…

7. Шаманизм и антропологическая регрессия

Бурные события, наполняющие современные ленты новостей, известия, летящие со всего мира – полны иллюстраций вышесказанного. Пост-советизм не выработал никаких собственных оснований для связной мыслительной деятельности. Его «освобождение личности» свелось к разрушению логики мышления и образовательного пространства, к производству зверолюдей и мутантов-психопатов.

Мы наблюдаем очевидную антропологическую регрессию, мутации самого строения человеческого организма и его органа мышления, переход от вида «человек разумный» к разным дегродным видам, объединённым общей чертой неразумности.

Вполне естественно, что в таких процессах шаманизм становится основным видом «работы с реальностью», все проблемы, от экономических до духовных вторичные приматы с разорванным мышлением пытаются решить камланиями, шаманским бубном и примитивной ритуалистикой.

В основе шаманизма (грубого первобытного магизма) лежит попытка замены реальных причин явлений выдумыванием причин. Или, иначе говоря – замена реальных причинно-следственных связей выдуманными.

Шаман обещает людям дать нужное и желанное для них средствами, которые не имеют основания, и не выдерживают никакой критики. Проще говоря, шаман безумен, но это компенсируется тем, что он обращается к такой же безумной аудитории.

Отсюда бред «экономических реформ» от либеральных шаманов, патологическое и дегенеративное псевдоисскусство либеральных деятелей «культуры», поражающая воображение мутность общественных отношений, звериный стиль межчеловеческого общения и запредельный сюрреализм политической позиции участника шаманских «радений» во имя «свободы» (ни происхождения, ни смысла которой участники «радений» либеральной секты не понимают).

Антропологическая регрессия человека в XXI веке после нескольких веков его очевидного восхождения и непрерывного (к тому же ускорявшегося) прогресса – подобна взрыву перегретого парового котла на разогнавшемся пароходе.

Шаманизм, игры с идолами, фетишами, колдовскими обрядами (обманчиво облечёнными у всяких кудриных в осовремененные формы, мешающие увидеть их примитивно-первобытную суть) – удел угасающей цивилизации, потерявшей исходный свой двигатель, находившийся внутри человека.

Все внешние невзгоды можно преодолеть, если душа человеческая хочет развития и восхождения. Но если душа этого расхотела, если стала «свиной аурой» - то никакие внешние невзгоды для крушения уже не требуются (хотя, конечно, ускоряют его).

+++

Моя последняя надежда, как социопатолога – на то, чтобы объяснить людям: их современные игры вызваны их неосмысленным до конца желанием перестать быть живыми людьми, и вообще людьми.

Если люди поймут на рациональном уровне, что заняты собственным расчеловечиванием, разбором рельс и шпал той дороги, по которой идёт состав цивилизации – они, возможно, ужаснутся и посыплют голову пеплом…

Но как такого добиться, если рациональные способности к анализу и связыванию фактов во многом уже утрачены?! Если даже умничающие умничают не для дела, а для самопиара и показухи, не используя знания во имя добра, а попросту хвастаясь знаниями?

Без общей с вами, дорогой умный читатель, работы – не справится.



[1] Царь Александр II, много путешествовал, был влюблён в Европу, потому что ехал туда, как царь, сорил золотом. Оттого видел Европу с лучшей стороны - блестящую и красочную мишуру западных учреждений, которая достигается это чудовищным террором по отношению ко всем окружающим средам. Лев Толстой поступил умнее: он купил поддёвку и картуз, притворился бедняком и поехал смотреть Европу с низов, со стороны социального дна. С подлинным для ранимого сердца ужасом Л.Толстой описывает открывшееся ему ледяное бездушие, бессердечие Западной цивилизации и царящий в Европе «ужас гильотины» (См. его «Люцерн», 1857 г., и др.) «Более жестокого и бездушного общества я не знаю» - признавался Л.Толстой.

[2] Капитализму не нужно много умных и образованных людей – они начнут задавать «неудобные вопросы». Но и оставить своё население без школ он перед лицом СССР не мог: стало бы очевидно преимущество социализма.

[3] Если даёшь знания – то прежде всего даёшь понимание процессов, их связность, искусство находить нужные тебе факты, а не запоминать, как попугай их ограниченный и бессвязный набор. Человек, «обучавшийся» на тестах, при малейшем изменении формулировки вопроса теряется и демонстрирует свою полную необразованность.

[4] Инфинитика – приоритет бесконечного и вечного над локальным и временным в сознании человека. Инфинитическая школа – связывает всё разумное и доброе с вечным, то есть оставляет контуры знания не замкнутыми, стремится к универсализму (от которого произведён термин «университет»), в первую очередь учит учиться, а не зубрить, даёт навыки самостоятельной работы с аналитическим материалом. Инфинитической школе противостоит «школа попугаев», или школа замкнутого контура, которая в лучшем случае формирует идиота с узко-профессиональными навыками, а в худшем – вообще представляет из себя имитацию познания, симуляцию образования, подобно тому, как попугаев учат, и даже успешно, говорить человеческие слова, ни порядка ни смысла которых птицы не понимают.

[5] ЦОЖ – Цивилизованный Образ Жизни.

[6] Детерминизм - (от лат. determinare — ограничивать, очерчивать, определять границы, определять) — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности.

[7] Терминизм - картина мира, основанная на чистом номинализме (У.Оккам и др.). Оккам утверждал, что универсалии (общие понятия) представляют собой лишь «имена». Терминизм полагает, что единичное обозначение вещи (термин) – лишь по ошибке становится в уме человека общим понятием, ему по ошибке придается то или иное общее значение. Реальным же существованием обладают не обобщения, а исключительно индивидуальные, т.е. единичные, вещи окружающего мира – «партикулярии». Этот акцент на единичном как на единственной реальности выражает суть оккамизма. Пример: НЕТ ДОБРА ВООБЩЕ, ЕСТЬ ТОЛЬКО ДОБРО МНЕ, ДОБРО ВАМ, И Т.П. Соответственно «законным» мы называем лишь выгодное нам, «беззаконием» - лично нам невыгодное, и т.п. Кроме того, Оккам настаивал на том, что всякое подлинное объяснение должно быть предельно простым, что очень нравится людям в состоянии зоопатии.

Александр Леонидов; 6 июня 2018

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • "Нержавеющее ядро" истории человечества

    "Нержавеющее ядро" истории человечества Продолжаем публикацию глав из книги А.Леонидова "ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ: Происхождение. Значение. Перспективы". В 13 главе автор рассматривает экономические основания цивилизованного образа жизни (ЦОЖ) и доказывает, что они не могут вырастать из самой экономики. Они являются туда идеологически привнесёнными. Глава называется ​"ЭКОНОМИКА ЦИВИЛИЗАЦИИ: ЦОЖ ПРОТИВ РАЗБОЯ", и разъясняет роль идеи справедливости вне и поверх индивидуальной экономической выгоды в становлении не только социализма, но и вообще государства, права, человеческой морали и критериев психиатрии. Рекомендуется к прочтению самым широким кругом думающих людей, поскольку содержит в себя целый ряд свежих идей по проблемам междисциплинарных исследований общества, юридической сферы, экономических систем и др.

    Читать дальше
  • РАССЧИТАТЬ МРОТ ПО КОЭФФИЦИЕНТАМ.

    РАССЧИТАТЬ МРОТ ПО КОЭФФИЦИЕНТАМ. Учитывая существующие различия в экономических, природно-климатических условиях субъектов Российской Федерации, величина минимального прожиточного минимума, рассчитанная для конкретного региона, является наиболее объективной, нежели усреднённая по Российской Федерации. МРОТ — минимальная оплата труда, ключевой параметр при расчёте заработных плат работников. С 1 мая 2018 года её размер составляет 11 163 рублей, что согласно данным официальной статистики соответствует величине прожиточного минимума трудоспособного населения в среднем по Российской Федерации.

    Читать дальше
  • ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР!

    ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР! Издательские услуги сегодня предлагает очень много компаний, каждая со своим набором функций, ценами и сроками. Непосвященному в тонкости издательского дела человеку сложно правильно сориентироваться в этом вопросе. Особенно нет опыта общения с акулами издательского бизнеса, а сделать нужно быстро и качественно. Со своей стороны рекомендуем издательство "для своих" - в котором заказчик почувствует себя в кругу друзей и единомышленников...

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..