Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Август
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

ГОРЬКОЕ ПОХМЕЛЬЕ…

КАК ИМПОРТ УБИЛ ХМЕЛЕВОДСТВО

ГОРЬКОЕ ПОХМЕЛЬЕ… Некогда успешная для Чувашии отрасль – хмелеводство сегодня переживает непростые времена. Площадь хмельников в последние годы заметно сократилась. Этой осенью некоторые хозяйства попытались переломить ситуацию и заложили под хмель новые плантации, сообщают в Минсельхозе республики. Но это, по сравнению с прошлым – капля в море. Ведь Чувашия – практически единственный регион России, где сохранены технологии выращивания хмеля и еще остались специалисты. Для того, чтобы ухаживать за гектаром хмеля достаточно всего пары рабочих рук!

В прошлом году в республике было 227 га хмельников, но из-за погодных условий основная часть их погибла. В этом году хмеля навешано было всего 110 га. Чтобы вернуться к былым объемам, выйти хотя бы на уровень 80-х годов, потребуются десятилетия. Хмель – культура требующая кропотливого ухода и терпения. Первые год-два лоза вообще не дает урожая, еще несколько лет нужно, чтобы растение набрало силу. Ждать прибыли так долго многие хозяйства не готовы. Те, что уже занимаются хмелем, планируют увеличивать площади на 5-10 гектаров в год. Больше просто не реально – не хватает техники и специалистов.

Главные проблемы связаны со старой хмелеуборочнной техникой. На покупку нового хмелеуборочного комбайна необходимо минимум 7-10 миллионов рублей, а прибыли от производства невысоки.

Покупают чужое: например, стационарный чешский хмелеуборочный комбайн. А где своя техника, российская? Её смыло той же импортной волной, что и хмелеводство. Смысл работать есть – но рассчитывать на прибыль более 20% не приходится, а в России это за прибыль не считается, так, мелкота - в пределах шага реальной годовой инфляции (которая около 16-18%). В настоящее время  на мировом рынке европейский хмель стоит около 3 евро, это порядка 120 рублей. Себестоимость производства одного кг. хмеля в Чувашии составляет порядка 100 руб.

Главный партнер хмелеводов Чебоксарская пивоваренная фирма “Букет Чувашии” обычно  выкупает весь урожай, являясь абсолютным монополистом, со всеми плюсами и минусами этого статуса.

В Минсельхозе отметили, что 90% всего российского хмеля производится в Чувашии. Правительство республики готово поддерживать эту отрасль, субсидируется не только закладка новых хмелеплантаций, аграрии получают средства даже за реализацию зеленого золота – 15 900 рублей за тонну.

Хмель для чувашского народа имеет символическое значение. Изображение хмельной лозы с шишками присутствует на гербе Чувашской Республики, города Чебоксары и Козловского района. Оно является образом традиционного богатства чувашского народа и республики. Выбор хмеля в качестве символа на гербах связан с тем, что на территории края издавна широкое распространение получило хмелеводство.

   Несмотря на давность возникновения хмелеводства, возделывание культурных сортов хмеля и знакомство населения с агротехникой их возделывания начинается только с 1926 года, когда Народным комиссариатом земледелия Чувашской АССР был заложен опытно-показательный хмельник в деревне Эльбарусово Мариинско-Посадского района на 2 гектарах, и организованы специальные хмелеводческие сельскохозяйственные артели: Сатышевская в Мариинско-Посадском районе и товарищество по возделыванию хмеля «Свияга» в Батыревском районе.

   В 1930-е годы началась плановая заготовка хмеля по установленным правительством ценам. С этого времени в селе Октябрьское Мариинско-Посадского района начал действовать специальный заготовительный пункт по переработке хмеля.  В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов площади под хмелем сокращаются. Однако после ее окончания начинается закладка новых хмельников.

   В 1950-1970-е годы хмелеводство в Чувашской АССР начало развиваться усиленными темпами.

А с началом 90-х годов отрасль постиг паралич и развал. Хмель не то чтобы стал не нужен – страна менее хмельной не стала, скорее наоборот. Но хлынул через раскрытые хмельным Ельциным границы ИМПОРТНЫЙ ХМЕЛЬ И ЕГО ЗАМЕНИТЕЛИ. Кругооборот продукта оказался разорванным, в итоге крестьяне потеряли доход (хмельные деньги утекли в более климатически мягкий, южный Китай, тамошним хмелеводам), а страна – отрасль народного хозяйства.

Страсть покупать на мировом рынке, вместо того, чтобы делать самим, за минувшие 20 лет только росла и ширилась. Но, тем не менее, в 1990-2001 годы 66,8% плодоносящей площади хмелеплантаций в Российской Федерации приходились на Чувашскую Республику.

В этот период валовой сбор чувашского хмеля составил 72% российского – правда, ставшего микроскопическим рядом с показателями 80-х годов. На сегодняшний день Чувашская Республика является одним из основных хмелепроизводящих регионов России. Для знакомства с традицией пивоварения, историей возделывания хмеля в Чувашии в 1997 году был открыт комплекс «Музей пива». В музее посетители могут ознакомиться с биографией пива, начиная с первых упоминаний об этом напитке на глиняных табличках Древних Шумер и завершая нашими днями. Беда в том, что все отечественное хмелеводство может в итоге оказаться музейным экспонатом…

Искандер Арсланов; 14 ноября 2012

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ​Самозамкнутость и Традиция

    ​Самозамкнутость и Традиция В детских книжках, которые я очень любил в детстве, поучительные картинки всегда изображали очень кучно и динозавров и электроны атома. В реальной жизни динозавры не смогли бы жить так близко друг от друга, а электрон далёк от ядра атома так же, как булавочная головка на последнем ряду гигантского стадиона была бы далека от теннисного мячика в центре стадиона. Но нарисовать так в книжке нельзя – потому рисуют кучно, сбивая масштабы. Та же беда случается всегда и с историей цивилизации. Оглядывая её ретроспективно, из неё сливают огромные пустоты разреженного протяжения, оставляя близко-близко друг от друга значимые факты духовного развития.

    Читать дальше
  • "...СМЫЧКАМИ СТРАДАНИЙ НА СКРИПКАХ ВРЕМЁН..."

    "...СМЫЧКАМИ СТРАДАНИЙ НА СКРИПКАХ ВРЕМЁН..." Московское издание полной версии романа А.Леонидова "Иго Человеческое" - не оставит равнодушным никого, кто думает о судьбе Отечества, да и просто об устройстве человеческой жизни. В остросюжетной форме исторического повествования автор ставит самые глубинные и "проклятые" вопросы, на которые бесстрашно, порой, может быть, опрометчиво - даёт ответы. Спорить с автором в данном случае ничуть не менее полезно, чем соглашаться: произведение ВЗРОСЛИТ, независимо от отношения читателя к заявленным идеологемам.

    Читать дальше
  • ​«Легенда о Китеже» и западная советология

    ​«Легенда о Китеже» и западная советология Чтобы понять, о чём речь, предлагаю сперва рассмотреть условную, умозрительную модель, которую пока не привязываю ни ко времени, ни к географическому месту. Модель начинается словом «Допустим». Просто допустим, что есть система, в которой житейские доходы человека неопределённые. В силу неопределённости (обозначаемой алгебраическим «х») они могут быть любыми. Есть вероятность любого значения «х». «Х» может быть равен 0, 1, 2, 5, 100 и т.п. Личные доходы человека не ограничены ни сверху, ни снизу. Они строго индивидуальны: могут быть сколь угодно большими, а могут и вообще отсутствовать (=0).

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.