Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Март
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

ДОЛГОЕ ЭХО СОБИБОРА...

ДОЛГОЕ ЭХО СОБИБОРА... Одна из самых обсуждаемых сейчас тем в области культуры, кроме Евровидения, - режиссерский дебют Константина Хабенского, биографическая военная драма "Собибор". Это российский фильм в жанре военной драмы, полнометражный режиссёрский дебют Константина Хабенского. В главных ролях Константин Хабенский и Кристофер Ламберт. Премьера фильма в России состоялась 3 мая 2018 года.

До того, на закрытом показе, фильм был представлен 29 января 2018 года на мероприятии, посвящённом Международному дню памяти жертв Холокоста и годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в Еврейском музее и центре толерантности.

На показе присутствовали президент России Владимир Путин, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, ветераны Великой Отечественной войны, творческая группа фильма. Затем первый российский показ фильма состоялся в родном городе Александра Печерского, Ростове-на-Дону, 24 апреля.

В основе фильма лежит реальная история, случившаяся в 1943 году в нацистском лагере смерти Собибор на территории Польши. Главный герой фильма — советский еврей Александр Печёрский (Константин Хабенский), интендант, армейский снабженец, дослужившийся до звания лейтенанта.

В октябре 1943 года он попадает в плен и оказывается в концлагере Собибор, куда евреев свозили уже не на работы, а в последний путь — до газовых камер. Ему, Александру, сильному духом и крепкому морально, удастся всего за 3 недели спланировать интернациональное восстание силами заключённых из стран Западной Европы и Польши.

Это восстание станет единственным успешным за всё время войны, оно завершится массовым побегом узников из нацистского лагеря смерти.

Фильм основан на книге Ильи Васильева «Александр Печерский: прорыв в бессмертие». Основные съёмки прошли в Литве, где были выстроены декорации концлагеря по чертежам, сделанным участниками археологических раскопок в Собиборе.

Ныне выходит немало кинодрам на военную тематику: одни захватывают зрителя, другие оставляют равнодушным. Неофашизм стремиться кинолентами убедить зрителя, что «всё было не так однозначно», антифашисты разных стран противопоставляют этому художественное видение зверств нацистов…

Очень мало фильмов для всех – и обо всех. Чаще всего фильм про войну делается под местную аудиторию, и вызывает серьёзный протест, если показывать его в другой стране. И смысл сводится к тому, что «мы молодцы, все остальные подлецы». У американцев побеждали и страдали только американцы, у поляков – только поляки, у немцев – преступления свалены на бандеровцев (фильм «Наши отцы, наши матери»), у бандеровцев – на немцев. Хорошо, что Хабенскому удалось подняться над узкими рамками «кино для своих» и сделать «кино для всех».

История Собибора — это еще и завет гуманизма и достоинства, триумф человечности". Помогло этому как талантливое исполнение главной роли самим Хабенским, так и весь звездный состав картины, который гармонично пополнил франко-американский актер Кристофер Ламберт, воплотивший на экране образ унтер-офицера СС Карла Френцеля.

Многие после просмотра сравнивали персонаж Ламберта с другим знаменитым злодеем — комендантом концентрационного лагеря в Плашове Амоном Гетом, которого в свое время блестяще сыграл Рэйф Файнс в оскароносном "Списке Шидлера" Стивена Спилберга.

Между тем – Хабенский, сам того не ожидая, разворошил палкой поганый муравейник. Или, можно сказать, залез в пчелиное гнездо. Картина сразу попала под перекрёстный огонь неофашистов, сионистов, тесно связанных с теми и другими прозападных либералов, квасных патриотов в русских или украинских вышиванках (с одинаково сельским мышлением) и многих прочих.

Удивляет вал недоброжелательность к фильму, за которым стоит острое недоброжелательство к событию и к подвигу советского человека. Либеральные СМИ буквально изошли слюной, обсуждая:

- Действительно ли восстанием руководил Печерский? Действительно ли восстание первое или единственное успешное? Правда ли оттуда сбежало около пятисот человек? Действительно ли потом поляки сдали беглецов немцам?

В этом возмущённом гуле всех, кто хотел бы ревизировать историю и плоды Победы остаётся в стороне то, что фильм действительно трогательный, мощный и в художественном смысле - удачный.

Одной из первых права на демонстрацию приобрела Франция, устроившая в Страсбурге премьеру, в рамках которой в резиденции Совета Европы обсуждался вопрос о возможном утверждении Европарламентом дня восстания —14 октября, как особой общеевропейской даты.

А вот широкого проката на Украине у этой картины не будет – по крайней мере на киносайтах дата ее премьеры в сей чудо-стране не указана. Климат не тот: оккупантами немцев теперь в Киеве не числят… Да и герой - лейтенант Красной армии Александр Печерский – для Украины нынче не герой….

Между тем, Хабенский обошёл многочисленные идеологические штампы. Фильм "Собибор" интересен тем, что создатели избежали соблазна подыграть в картине существующим политическим установкам. Например, фильм мог сделать жирный акцент на том, что его герой, Александр Печерский, не просто еврей, но именно "русский еврей".

Но вышло наоборот. "Я такой же, как вы", – кричит Печерский колеблющимся заключенным. Также Хабенский мог подчеркнуть, что среди охранников Собибора были украинцы, в том числе знаменитый палач Иван Демьянюк, судебные процессы над которым в Европе, Израиле и США не прекращались до самой его смерти в 2012 году. Демьянюка перевели из "Собибора" за месяц до начала восстания. Однако охранников Хабенский изображает подчеркнуто обезличенными.

Фильм не о современной сваре мнений, а о миновавшей грандиозной трагедии, достойной всех кругов ада Данте. Режиссер-Хабенский пытается разобраться и в причинах зверств со стороны немцев. Он подробно раскрывает образы офицеров-садистов.

Один считает себя элитой из-за арийского происхождения, а друзья подтрунивают над ним – "ты же простой рабочий". Другой – алкоголик, который пытается напоить еврея, постоянно стегая его хлыстом. И, наконец, начальник лагеря, некогда влюбленный в еврейку, с которой его разлучил властный отец-антисемит. "Кто виноват в том, что я уничтожаю евреев?" – кричит он, обращаясь к родителю.

У Хабенского-режиссера выявился особый метод: показывать большие группы заключенных, снимать общие планы таким образом, чтобы казалось, что нет никого поодиночке, а есть единый колосс. Он подчеркивает, что выжить по отдельности невозможно, а только всем вместе.

Ярче всего это проявляется в кадре, когда на станцию приезжает поезд, груженый трупами. Заключенным Собибора предстоит разгружать вагоны. Камера сначала показывает спрессованные тела в вагонах, а потом в кадр попадают затылки узников лагеря – их кепки, плечи, и зритель невольно начинает чувствовать себя членом этой группы, переживая страх, отчаяние и ненависть, как все они.

Фильм вызывает эмоции, которые второй раз переживать не хочется. И все-таки потребность пересмотреть "Собибор" может возникнуть. Потому что одни и те же моменты вызывают разные мысли и чувства, как и должно быть в хорошем, глубоком кино.

Виктор ЕВЛОГИН, обозреватель "ЭиМ".; 20 мая 2018

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше
  • …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ…

    …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ… «Можно изображать становление национальной буржуазии» – говорит герой новой книги «Волки из пепла» Александра Леонидова – «А можно национальной интеллигенции… Но когда это в одном лице – то смешно получается». И действительно, получилось смешно. Но не в том смысле, что получилось плохо, а в том, что всё произведение пронизано тонким и психологическим юмором, включило в себя сочное богатство народного анекдота, именно язык, а не сюжет анекдотической (в хорошем смысле слова) речи. Если говорить о сюжете, то действительно, персонаж не солгал: основное содержание – становление в РФ национальной буржуазии и национальной интеллигенции. Они метафизически противопоставляются космополитам и компрадорам во власти и быдловатой, худшей части народной толпы.

    Читать дальше
  • В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ"

    В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ" ​Вот представьте, что вы – производитель сковородок. Конкурентов у вас нет: продуманный протекционизм вытеснил с рынка иностранные сковородки. При этом зарплаты и пенсии в стране растут. И при этом повышать цены запрещено. Людям куда деваться? Они идут и покупают ваши сковородки. Чужих они купить не могут: чужих с рынка удалили. Не покупать – зачем тогда деньги? Продать им дороже твёрдой цены вы не имеете права. Таким образом, перекрывая все сливы капиталов (за границу, в спекуляцию и др.) вы канализируете энергию производительного труда в рост производства. Ваше производство сковородок растёт, предложение расширяется. Вы обновляете производственные фонды, обеспечиваете занятость на рынке труда, ищите новые технические решения, придумываете новые виды продуции...

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.