Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

КОРНИ СОВРЕМЕННОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: «ДОБЫТЧИКИ»

КОРНИ СОВРЕМЕННОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: «ДОБЫТЧИКИ» Повсюду, очаг за очагом, мир погружается в нестабильность и военную катастрофу. Все разговоры о мире заканчиваются войнами – снова и снова, то там, то здесь, лишаи и язвы насилий и геноцидов расползаются, разрастаются, люди убивают людей, народы убивают народы, новостные ленты пестрят сенсациями самого чёрного толка. Не успели осветить заваруху в одном месте – бац! – полыхнуло в другой точке. Что это такое? Что происходит?! Из какого ядра вырываются все эти огненные протуберанцы управляемого и неуправляемого хаоса? Почему всё яростнее день ото дня, и повсюду – люди атакуют людей?!

Очевидно, что за множественными фактами гниющих мятежевойн, геноцидов и очагов напряжённости стоит общий закон нагнетания. Мы ощущаем очень мощный приток кислорода в этот тигель взаимной ненависти, где продолжает раскаляться температура. Общая нестабильность складывается из людей, из их расчётов и планов, из индивидуальных проектов. Корни большого конфликта – в семейном бюджете, река начинается с маленьких родников.

Чтобы понять, почему война идёт на человека – надо понять, почему человек идёт на войну…

+++

Для полноты и ясности позвольте сперва ввести философскую категорию, от которой оттолкнётся наш анализ:

«ДОБЫВАНИЕ».

Что это такое?

Добывание:

- вначале средств к существованию,

- а затем и материальных благ типа «роскошь» (многое из разряда роскоши потом переходит в разряд необходимого на новом витке бытового обустройства).

Это:

1) Необходимость для человека.

2) Удовольствие, эмоциональный мотиватор, драйвер.

Можно ругать тех, кому нравятся деньги, однако нетрудно путём простейшего эксперимента установить, что сидя дома безвыходно, без добывания средств к существованию – попросту не выжить.

То есть полагаемое низменным человеческое удовольствие при ДОБЫВАНИИ средств – вырастает из принудительной необходимости их добывать для выживания на Земле.

+++

От философской категории ДОБЫВАНИЯ (средств, ресурсов) мы переходим к фундаментальному вопросу добывательской всеядности.

Могут ли блага (одновременно и необходимые, и желанные) быть добыты путём производства? Безусловно, да. А могут ли они быть получены в результате насилия, конфискации? Тоже – сколько угодно примеров.

Если хищник есть только мясо, а травоядное существо – строгий вегетарианец, то человек, как существо всеядное, стоит на развилке выбора.

Перед ним два пути добывания благ:

-Извлечение

-Отбирание

Люди испокон веков занимаются и тем, и другим. Урожай можно вырастить – а можно отобрать, налетев набегом.

Если выращивать – то это долгая и трудная возня, как минимум год ожидания (и это самый короткий цикл агрооборота, ведь садов или говядину ждут по нескольку лет!), это ограниченная, и довольно скромная, скудная прибыль (никак не 100%, как у мародёра, который берёт блага бесплатно).

Если отбирать – то это ненависть, кровь, война, разрушение материально-технической базы «благоизвлечения из природы», это руины и пепелища по итогам. Зато – как подтвердит вам любой мародёр – это быстро, азартно, много и сразу.

+++

Путь созидания лишён конфликта, перспективен, обладает преемственной поступательностью. Человек восходит по лестнице созидания всё выше и выше. Но у пути созидания есть ряд минусов: он долгий, с точки зрения труда – тяжёлый и нудный, с точки зрения развития интеллекта – требует упорного развития мышления. Если на длинной дистанции созидание очевидным образом выигрывает у мародёрства, то на короткой дистанции столь же очевидным образом ему проигрывает.

Если вы собираетесь обустроить жизнь на века и тысячелетия вперёд (инфинитика) – то вы, безусловно, рассчитаете усилия в пользу созидания. Но если вы собираетесь жить «здесь и сейчас», будоража себя мыслью о скорой кончине (локализм) – то ваши расчёты сложатся в пользу мародёрства, как ни крути. Логика – дама строгая!

Это и обусловило тесную и неразрывную связь созидания, прогресса с религией в истории мировой цивилизации. Чтобы работать вдолгую – надо иметь психическую перспективу долговременного восприятия бытия, лучше всего – иметь в голове взгляд на вечность.

+++

Сводя человека к биологической особи, атеизм стремительно и страшно схлопывает перспективу у психического восприятия мира. Вечность в психике, как молоко – сворачивается в простоквашу полувека. Мыслить дальше полувека бессмысленно с такой картиной мира, да и 50 лет – почти запредельная уже долгота.

Вопросы ДОБЫВАНИЯ (а это фундаментальные вопросы человеческого выживания и удовольствия, радости) сводятся к «истерике считанных лет», за которыми нет ничего. Это производит в психике крайнюю стяжательскую экзальтацию, истерию алчности, приводит к маниакальности идей срочно и любым путём обогатиться.

Это – психическая основа капитализма. Та фундаментальная основа всех алгоритмов поведения, на которой он работает, от которой он «запитан».

Поскольку психика первична, а всё остальное вторично – то вторичны и экономические реалии.

Теоретически человек может заниматься сложным созиданием долговременных систем производства где угодно, но практически это невозможно по соседству с мародёрами. Теоретически никто не запрещает вам строить оранжерею там, где всё время кидают камнями в стёкла, но практически – вы же понимаете, что ничего в таком месте из затеи с оранжереей не выйдет!

Поэтому свобода выбора между созиданием и мародёрством при капитализме остаётся только формальной. Она, конечно, есть – никто не заставляет заниматься только и исключительно мародёрством. Но, хоть она и есть – её на практике не выберешь. Только начнёшь созидать, так сказать, входить во вкус конструирования – налетит та или эта шобла, и всё тебе поломает.

+++

Человек поневоле вовлекается в процесс силового перераспределения благ, которое в корне отличается от трудового их распределения.

При трудовом распределении разумно организованный труд вознаграждает сам себя: если ты что-то делаешь, и тебе не мешают, то что-то в итоге будет сделано и послужит делателю.

При силовом перераспределении труд сам себя не вознаграждает, чаще всего оказывается пустым и холостым. Это и делает труд предметом отвержения, проклятия и грубого принуждения в угнетательских обществах.

Потому что сила всё время норовит перераспределить плоды труда не по вкладу в труд, а по вкладу в вооружённость.

Итогом этих фундаментальных процессов оказывается очевидный факт современного пост-советского мира, неокапитализма, набирающего обороты:

-НЕСАМОДОСТАТОЧНОСТЬ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.

Всякая хозяйственная деятельность человека по добыванию средств к существованию вместо самоценности (нужна – оплачиваема) получает вменённую ценность, и вменённую извне.

То, что ты работал, что-то делал, что-то сделал – ещё ничего не значит. Твой труд оценивается извне, высоко или низко, или вообще никак, или даже отрицательной шкалой[1].

Итог: не важно, что и как ты делаешь. Важно – как тебя оценивают и в каких отношениях ты с оценщиком.

Правовое хозяйствование видит в продукте труда факт. Гвоздь или винтик – есть факт, и если они произведены (не сами же возникли!) – то их производство тоже факт.

Договорное хозяйство не видит факта ни в труде, ни в продукте труда. Здесь объективная реальность (гвоздь или винтик) вытесняется условностью договора (как договорились считать). То, что ты делал гвоздь или винт, потратил время, силы, сырьё, энергию – ничего ещё не значит. Сам по себе гвоздь – экономический ноль. Его как бы и нет – пока его не приобрели (не купили, оценив рыночной плавающей оценкой).

Это создаёт возможности как для колоссальных недоплат, скупке благ методами шантажа и террора подешёвке, бесплатной их конфискации, так и встречных возможностей колоссальных переплат для фаворитов, поощрения фаворитизма в рыночных системах распределения.

+++

Когда социал-дарвинисты ввергают людские сообщества в «борьбу за существование» - тем самым они снимают тему коллективной жизнеорганизации, неделимо-общего созидания.

Тонкий мастер может сколько угодно презирать питекантропа с дубиной. Но – если он не отразит нападения зверочеловека с дубиной – то будет, если не убит, то дочиста ограблен. Всё, что сделано с тонким мастерством – будет захвачено у производителя мародёром.

А потому на наших глазах народы и государства вовлекаются в жуткую и бешеную борьбу за существование, сцепившись на всех театрах военных действий, как хищные звери.

В современной глобальной экономике вести себя тихо и мирно – гарантированно подпасть под конфискацию, когда тебя превратят в инструмент чужого обогащения, в ресурсно-сырьевой придаток чужой жизни.

+++

Рыночный человек перестаёт думать категориями созидания, изобретательства, открытий, организации, наладки. Это бессмысленно. Все его мысли скатываются к «победе», «слому», «перелому», «отстаиванию», «принуждению» - потому что без этих бесконечных «наездов» ничего не сохранишь и не получишь.

Чем меньше способность в пост-советском бантустане наладить внутреннюю жизнь, организовать цикл продуктооборота – тем выше его агрессивность и внешние захватнические аппетиты.

Нет денег – иди работать – говорят в социалистическом обществе.

Но в капиталистическом так ведь не скажешь! Вы понимаете?!

Какой смысл идти работать, если, во-первых, некуда, а во-вторых, даже если есть куда – там оплата крайне мала и крайне нестабильна?!

Нет денег – иди на войну – говорят в капиталистическом, рыночном обществе.

Очень часто – в прямом смысле на классическую войну, которые мы и видим в огромных количествах вокруг себя. Но кроме классических «горячих» есть и много иных латентных форм войны и воинственности, того перераспределительного шантажа или террора, самая примитивная из которых – банальный криминал!

-Давай нам всё твоё предельно дёшево! – требуют США у какой-нибудь Колумбии или Боливии.

-Не хочу! – пищит та в ответ – Мои граждане будут нищенствовать, если всё вам отдавать подешёвке!

- Ах так?! Тогда свергну твоё правительство и посажу ребят более покладистых!

Ну, вы же видите, что и структура и смысл такой политики – перераспределительный шантаж, переходящий в перераспределительный террор, а потом обратно.

Бананы или какао-бобы, нефть или медь, что угодно – не имеют объективной обменной меры, какую имели бы в правовом хозяйствовании. Их отпускная цена в интервале от ноля до бесконечности!

Говорят, что она «устанавливается». Врут.

Сам по себе человек не установит снижение цен на бананы. Если цены на бананы снижаются – то кто-то заставляет их снижать. Ну, не станете же вы сами, без принуждения со стороны, снижать себе заработок и собственный уровень жизни!

Шантаж – это когда пугают за непослушность.

Террор – когда наказывают за непослушание непосредственно.

Чем жёстче террор – тем эффективнее потом шантаж. Мол, смотри, что вышло со строптивым Каддафи или Милошевичем, и с тобой то же самое выйдет, если здесь и здесь не подпишешься…

+++

Итогом рыночных отношений становится то, что появляются конфигурации обменов, имеющих краткосрочную экономическую целесообразность, но не имеющих никакой долгосрочной, перспективной целесообразности.

Понятно, что взять дорогое дёшево лично мне, здесь и сейчас – очень и очень экономически целесообразно.

Но понятно, что для мирового производства такой «обмен», замешанный на шантаже и терроре – производит чудовищные перекосы производственных структур и мощностей, дичайшие дисбалансы в производственных отношениях.

По сути, в современном мире сильный производит конфискационные процедуры над слабым.

Это выгодно сильному.

Это невыгодно слабому.

Но, главное дело – это их обоих отучает от созидательной повестки. Зачем делать, если можно украсть? – думает один. Зачем делать, если всё равно украдут? – спрашивает себя другой.

+++

Но примитивные люди (вроде нашей актёрской тусовки) этого, главного, не видят. Все эти «живобелорусы» примыкают к сильному, питаясь от его щедрот (включая и IT-шников) и грубо, резко, бесстыдно отстаивают прямую и сиюминутную выгоду кормящей их хозяйской руки.

Схема такая: олигарх отбирает миллиард у миллиона рядовых безымянных рабочих и селян, а потом, играя в покровителя искусств или «высоких технологий» - из украденного миллиарда швыряет миллиончик известному актёру, певцу, клоуну или компьютерному умельцу. Тот радуется подле олигарха и живёт подле олигарха, получая свою долю с грабежа.

И не без основания полагая, что олигарху есть чем заплатить, а у этих чумазых нищих внизу – платить певцу или веб-дизайнеру нечем. А потому и выбор всей этой публики либерален: выбирают платежеспособного спонсора, а не скудного средствами бедолагу.

+++

Но в итоге человек труда, преданный интеллигенцией, преданный интеллектуалами – сам совершает месть над ними, и не расправу, а постепенное, ползучее, за ненадобностью и невостребованностью, разрушение производительных сил.

Чтобы легче было понять формулу – прибегну к аллегории.

Вообразите, что в Заполярье было тепличное хозяйство, и такое развитое – что аж ананасы выращивало.

Потом деньги у его работников стали воровать – и хозяйство постепенно пришло в упадок.

Люди перестали поддерживать теплицы – и теплицы перестали давать ананасы.

Итог: производство ананасов, как реального, фактического продукта в этих играх условными значками (деньгами) прекратилось.

Дело не в том, что кто-то получил денежную выгоду, а кто-то денежные убытки. А в том, что за этим, денежным уровнем игры – находится гораздо более важный уровень, уровень реальных, материальных производительных сил.

Который может либо восходить, совершенствуясь, при одной системе распределения благ. Либо деградировать, сходить к нолю первичного естества, при другой.

+++

Любая система распределения готовых благ плодит недовольных. Почему? Да потому что любое распределение – всегда кому-то невыгодно.

Наивно думать, что какая-то модель экономики устроит всех.

То, что выгодно созидателям – невыгодно паразитам. То, что выгодно паразитам – катастрофически невыгодно созидателям. Из этого антагонизма нельзя выйти. Не будут у вас волки сыты, если овцы целы (если только не за счёт третьих стран или лиц).

А если говорить о научности, объективности – то нужно, конечно же, изучать развитие производительных сил, а не эмоции разных горожан неизвестного происхождения, вечно чем-то недовольных.

Потому что человек, как только оказался в роли городского паразита (явление деклассирования у нас в современном обществе колоссальное) – тут же инстинктивно, автоматически впитывает в себя (особенно если умишком слаб) все символы, интересы и ориентиры паразитарных слоёв, все их симпатии и антипатии.

+++

А в чём симпатии паразита? Все они вокруг ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕССА, который выжимает блага. Если хозяин выжмет много – то и мне (думает паразит) перепадёт с барского стола. Поэтому пресс не должен ломаться или отключаться, скидывать мощность давления! Эффективность оборудования масляничного жома заключается в том, что он выжимает маслины досуха. Во всяком ином случае оборудование рассматривается как неисправное.

Вот причина, по которой у нас выросла чудовищная «интеллигенция», не только чуждая народам своих стран, но и прямо им враждебная, остро их ненавидящая (как маслины, не желающие отжиматься досуха). Эта чудовищная интеллигенция окормляет и воспевает всех диктаторов-нацистов с их колониальными войнами, будь то Донбасс или Карабах. Она уповает на самые жесткие и дикие меры давления на производительные силы, не задумываясь, что чрезмерная эксплуатация этих сил может их (как оборудование) попросту изломать, износить.

+++

Смысл перераспределительного экстаза либерально-бесноватых очень прост: «у них заберите, нам отдайте».

У кого «у них»? Кому «нам»? – это каждый понимает по-своему. В основе либеральных дрязг лежит жажда чёрного передела в игре с нулевой суммой.

Тусовка утратила как желание, так, собственно, и представление о развитии производительных сил. О том, что пирог не только делим по итогам, но и выпекаем по факту.

И о том, что чрезмерные шалости с «перераспределением в пользу…», для которых используются уже и танки, и реактивные установки, не говоря об игрушках террора помельче – обрушат в итоге саму способность человечества к сложному воспроизводству материальных благ.

Когда заработок человека полностью отвязался от его труда, личного усердия, прилежания, добросовестности, и целиком стал зависеть только от его положения в обществе, когда желание человека трудится не может получить разрешение в возможности трудится – возникает трагическая самонедостаточность хозяйствования.

А за нею война.

А за войной – тьма.

Потому что средства разрушения теперь технически-такие, что первобытные способы перераспределения выработки дубиной (свойственные рыночным насильникам) вполне способны уничтожить человечество.

-----------------------------------------------------

[1] Это распространённая ситуация банкротов, когда они, вложив огромное количество труда, времени, средств в какое-то дело не только не получают в итоге выгоды, но ещё и оказываются в долгах, с отрицательным балансом итогов деятельности.

Александр Леонидов; 9 октября 2020

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Подписка

Поиск по сайту

  • Литературные новинки - "старинки": "Певчий Кенарь"

    Литературные новинки - "старинки": "Певчий Кенарь" А вот вам экзотики, дорогой читатель! Наверняка знакомый вам разносторонний автор А. Леонидов (Филиппов) опубликовал в столице свою повесть "Певчий Кенарь". Повесть 1990-го года, она как бы от начала этого автора, на любителя: посмотреть, чем он начинал и с чего начинался как автор и публицист. "Мне кажется, что повесть не так проста" - пишет один из комментаторов - "как кажется на первый взгляд - с её линейным, бытовым почти лишённым приключений сюжетом. Существует символический план, который всё больше приоткрывается ближе к концу: порезать вены на гулянке, о банкетный стакан - согласитесь, совсем не то же самое, что в ванной...

    Читать дальше
  • Литературные новинки: "Числа" А. Леонидова

    Литературные новинки: "Числа" А. Леонидова Тому, кто уже знаком с творчеством нашего автора, будет небезынтересно прочитать его новое произведение - драматичное по сюжету, и философское по сути. Жанр его автор определил как "сентиментальный вестерн". Недавно книга выпущена в издательстве "День Литературы" в Москве. В книге мы встречаем прежнего Леонидова - человека, обеспокоенного судьбой цивилизации и человеческого Разума, но, вместе с тем, представляется, что автор "растёт", он говорит всё более ёмко и весомо, сочетает прошлые творческие успехи с совершенно новыми направлениями. "Вестернов" Леонидов доселе не писал, а суть эксперимента - посмотреть на русскую трагедию XXI века с неожиданной стороны, издалека, сопоставляя с заокеанскими реалиями. Книга получилась сложной, "просветительской", но, на наш взгляд - интересной для широкого круга читателей. Думающий человек не может не задаваться теми вопросами, которые, в меру своих сил, наш постоянный автор решает в своих "Числах"...

    Читать дальше
  • Дети, Крым, счастье, позитив...

    Дети, Крым, счастье, позитив... В нашей жизни очень много грустных новостей. И потому мы часто забываем, что кроме мрачной геополитики есть ещё и просто жизнь. Наши дети выходят в жизнь и занимаются творчеством, создают нехитрые истории о своём взрослении, создавая позитивные эмоции всякого, кто видит: жизнь продолжается! Канал без всякой политики, о замечательных и дружных детишках, об отдыхе в русском Крыму и не только - рекомендуется всем, кто устал от негатива и мечтает отдохнуть душой!

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин