Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Март
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

В.Авагян: против шаманизма!

В.Авагян: против шаманизма! ​В пространстве экономики есть собственно экономика – КАК НАУЧНОЕ И ИСКРЕНЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ экономических процессов, ЕСТЬ МОШЕННИЧЕСТВО (исследование научное, но неискреннее) И ЕСТЬ ПЛЕБЕЙСКИЕ ЕРЕСИ (исследование искреннее, но ненаучное). Очень важно отделить СОБСТВЕННО НАУКУ – как логическое построение без двойного дна, без корыстных фокусов – от фокуснической МАГИИ и от плебейской простоты (что хуже воровства).

О том, что в ряды экономистов затесались маги-фокусники, иллюзионисты, околпачивающие почтеннейшую публику ради собственного гешефта – говорил с тревогой ещё Аристотель Стагирит.

Хрематистика – это термин, которым Аристотель обозначал науку об обогащении, искусство накапливать деньги и имущество, накопление богатства как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибыли. Можно назвать хрематистику и магией: ложь, иллюзион, корыстные цели – и в итоге обогащение одних за счет других.

Аристотель противопоставлял хрематистике научную экономику как целенаправленную деятельность по созданию благ, необходимых для естественных потребностей человека.

При этом роль экономики Аристотель видел в удовлетворении насущных потребностей и в создании средств, необходимых для поддержания хозяйства.

Деньги при этом служат исключительно для обеспечения удобства обмена. Маг же, иллюзионист, рассматривает только ту ситуацию, в которой его личная (или его группы с её групповым эгоизмом) прибыль и накопление денег стало основной целью деятельности.

Обогащение частных лиц, узкого круга, здесь и сейчас – вот цель теорий и построений хрематистов, когда деньги теряют своё предназначение средства обмена. К хрематистике Аристотель относился отрицательно. И мы тоже…

Вот что писал сам Аристотель: «так как хрематистика расположена рядом с экономикой, люди принимают её за саму экономику; но она не экономика. Потому что хрематистика не следует природе, а направлена на эксплуатирование. На неё работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидится, так как оно черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых были введены деньги. Деньги должны были облегчить торговлю, но ростовщический процент увеличивает сами деньги. Поэтому этот вид обогащения самый извращённый».

Слова, согласитесь, убийственно современные – как из вчерашней коммунистической газеты. Но этой «левой газетке» 2400 лет в обед!

Интересно отметить, что поскольку современный Запад попал в руки эгоистичных магов-иллюзионистов (и их корпорации – масонерии) – в экономической науке современного Запада ВООБЩЕ НЕ ВЫДЕЛЯЮТ хрематистику в отдельную науку, а рассматривают ЕЁ ТЕМЫ В категориях «капитал», «прибыль», «рента» в рамках общей экономической теории! Ничего себе оборот!

Марксизм имел несколько более уважения к наследию отца экономики Аристотеля. Термин «хрематистика» употреблялся для обозначения капитализма в работе «Капитал» Карла Маркса. Маркс ведь не думал, что создает какой-то особый «марксизм». Маркс полагал, что пишет учебник по ОБЩЕЙ ЭКОНОМИКЕ, что создает не направление в политэкономии, а собственно научную (и потому единую) политэкономию.

Поэтому Маркс и назвал своих оппонентов «хрематистами» - мол, они только притворяются экономистами, а сами жулики и карманники. И в этом с Марксом трудно не согласится.

Вопрос в другом – в диалектике отношений марксизма как нарождавшейся науки-экономики и плебейских экономических ересей, которые марксизм частично опроверг, частично инкорпорировал в себя, а отчасти и просто не заметил.

Этим Маркс произвел большое замусоривание экономической науки, произвел в пику «лживому мракобесию справа» лживое мракобесие слева.

Научная ценность работ Маркса – именно в разоблачении хрематистов и их трудов, их идеологий с двойным дном (когда предлагается парадигма вроде бы для всех, а работает только на группу жуликов, разоряя остальных). Но опасность работ Маркса – в глубоком проникновении плебейских ересей, хилиастических сект в его методологию изложения.

Для того, чтобы мой читатель (не все из них профессиональные экономисты – в последнее время я сильно «опопсел») понял суть – поясню на пальцах простым примером.

Допустим, есть сладкий пирог. Поделить его, согласно заслугам участников выпекания и милосердия к остальным – это наука по имени Экономика.

Забрать его целиком одному из участников процесса выпечки, оставив других «с носом» - это хрематистика, или более современно – «рыночный либеральный монетаризм».

А потребовать, чтобы вместо одного имеющегося пирога разделили десять несуществующих, воображаемых пирогов – это плебейская ересь (того или иного вида) – которая тоже выдает себя за экономическое учение.

Так вот, марксизм, в значительной степени плебейская ересь, так же как рыночный либерализм – хрематистика, магия надувательства хитрецами простаков. Научная Экономика лежит аккурат между ними (так уж исторически получилось).

+++

Научная экономика – которая, что очень важно – ЕДИНА (есть только одна версия, которая научна, остальные – ненаучны) – предполагает прежде всего соответствие средств декларируемым целям (этим отсекаются варианты хрематистов) и соответствие целей возможностям (этим отсекаются плебейские ереси). Именно такая экономика и преподносится со страниц газеты «Экономика и мы».

Следите за публикациями…

Вазген АВАГЯН, специально для ЭиМ.; 15 августа 2014

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше
  • …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ…

    …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ… «Можно изображать становление национальной буржуазии» – говорит герой новой книги «Волки из пепла» Александра Леонидова – «А можно национальной интеллигенции… Но когда это в одном лице – то смешно получается». И действительно, получилось смешно. Но не в том смысле, что получилось плохо, а в том, что всё произведение пронизано тонким и психологическим юмором, включило в себя сочное богатство народного анекдота, именно язык, а не сюжет анекдотической (в хорошем смысле слова) речи. Если говорить о сюжете, то действительно, персонаж не солгал: основное содержание – становление в РФ национальной буржуазии и национальной интеллигенции. Они метафизически противопоставляются космополитам и компрадорам во власти и быдловатой, худшей части народной толпы.

    Читать дальше
  • В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ"

    В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ" ​Вот представьте, что вы – производитель сковородок. Конкурентов у вас нет: продуманный протекционизм вытеснил с рынка иностранные сковородки. При этом зарплаты и пенсии в стране растут. И при этом повышать цены запрещено. Людям куда деваться? Они идут и покупают ваши сковородки. Чужих они купить не могут: чужих с рынка удалили. Не покупать – зачем тогда деньги? Продать им дороже твёрдой цены вы не имеете права. Таким образом, перекрывая все сливы капиталов (за границу, в спекуляцию и др.) вы канализируете энергию производительного труда в рост производства. Ваше производство сковородок растёт, предложение расширяется. Вы обновляете производственные фонды, обеспечиваете занятость на рынке труда, ищите новые технические решения, придумываете новые виды продуции...

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..