Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Теория, без которой смерть!

Теория, без которой смерть! ​ПОСТРОЕНИЕ – основной принцип разворачивания цивилизации, накопления её ценностей вопреки животно-зоологической природе в человеке. Построение включает в себя идею возникновения цивилизации, и накопительный массив её раскрытия. Например – идея Бога. Далее накапливается массив её раскрытия: храм, фрески, статуи, сокровищница храма, свитки, жрецы-хранители предания, скрижали завета, и т.п. Поскольку на это покушаются – возникают стена, охрана, священный долг служения и обороны храма… И т.п. Возникновение и накопительное раскрытие потенциала идеи происходит в борьбе с биологическими стихиями и началами. Храм могут разграбить не только разбойники извне, но и растлившиеся, разуверившиеся во всём хранители изнутри, включая бывших жрецов.

- Зачем сокровищница Богу, в которого мы больше не верим? – спрашивают они себя, приступая к растащиловке (приватизации).

Постоянная угроза растаскивания материальных ценностей и забвения духовных ценностей цивилизации не даёт ей развиваться и раскрываться, и даже просто сохраняться самой по себе. ПОСТРОЕНИЕ – не только долгий и трудный, но ещё и очень конфликтный и неоднозначный процесс.

Носитель Идеи конфликтует как с безыдейными людьми, так и с собственной, внутренней безыдейностью.

Если мы примем ХРАМ (ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ) как точку отсчёта становления цивилизации, то увидим, как из этой точки откладываются вектора.

+++

Один из векторов – феномен правового мышления (ограничения и самоограничения действий, исходящее из принципов). Как рождается правовое мышление? Это не секрет. Там, где принята святость – там возникают и традиции святости. С одной стороны, они не могут возникнуть там, где нет ничего святого. С другой – они обязательно возникнут там, где святое (почитаемое вне временных рамок, принятое к почитанию навсегда) есть. Раз нечто надо вечно чтить – то складываются и методы передачи этого почитания из поколения в поколение. А это и есть Традиция.

Далее что?

А вот что: обслуживая и оберегая традицию – возникают скрижали, Завет. Из них выделяется кодифицированное право, сперва каноническое, потом и более широкое.

А из чего ещё ему выделиться? Из звериной свободы личности и полного произвола индивидуализма? Из двойной морали эгоистичных особей?

Если традиция оформилась в кодекс (и стала из личной моральной обязанности оберегаемым правом других людей) то нужно ведь как-то карать нарушителей кодекса?

Так возникает аппарат сохранения традиции. То есть возникает правоохранительная система: суды, прокуратуры, полиция, милиция и т.п.

+++

Второй вектор, логически заданный возникновением храмовой общины верующих – движение к государственности. Этапы её складывания таковы:

-Вначале в место поклонения приносят всякие ценности: материальные (сокровища, лепты) и духовные (творчество, книги, фрески, скульптуры, песнопения и т.п.).

-Ну, раз их туда носят – они там скапливаются.

-А раз в каком-то месте скапливаются сокровища, всегда найдутся желающие их грабануть, правда?

-И вот вокруг храма строят стену.

-А где стена – там и сторожевые башни. А где башни, там, считай, уже и крепость сложилась.

-Крепость вокруг храма может защищать не только сам храм, но и укрывшихся от бандитов людей. Кого угодно за стену не пустят, а вот единоверцев – не только могут, но и ОБЯЗАНЫ пускать: их Бог защищает их.

-Так складывается город вокруг крепости: под её защитой расцветают и торг, и ремесло.

-Город сложился, это уже эмбрион государства. Он расширяется, подтягивает ПОД СЕБЯ пространство, распространяет на всю территорию свои законы и сакралии.

-Так складывается государственность – из распространения унифицированных сакральных ценностей на большую территорию.

-Ну, а если государство сложилось, то оно начинает двигаться путём самосовершенствования.

-Так возникает социализм (коммунизм) как высшая форма цивилизованности государства. Подобно тому, как всякое огороженное место автоматически становится эмбрионом государства (разовьётся – не разовьётся, другой вопрос), точно так же и любое государство, уже в силу природы своей упорядоченности отношений, стремится автоматически довести эту упорядоченность до полноты. А полнота законности, когда ничто не скрыто от ока государственного коммерческой тайной – это и есть социализм-коммунизм.

Для защиты огороженного места возникает организация вооружённых людей, которая после развивается (если развивается) в армию.

+++

Ещё один вектор храмостроительства в общине – Культ. Культ – есть поклонение святыне. Умственное развитие человека совершенствует и его культовые (священные) действия. Так возникают пропаганда и эстетика культа. Культ восхваляют как умом, так и красотой. Отсюда возникают просвещение, накопление знаний, письменность, библиотеки и т.п.

В конечно счёте из культа формируется культура во всей её полноте. С этим связан ещё один важный процесс: выделение интеллигенции из жречества (лиц духовного служения). Совершенно очевидно, что ниоткуда ещё интеллигенция выделиться не может. Ибо и жрецы и интеллигенция всех видов – лица духовной занятости, что их генетически роднит.

По мере накопления собирается Культурное Наследие. Его нужно хранить и оберегать – а почему? А потому что ему присваивают звание «святыни». Задумайтесь, почему одни вещи вы выбрасываете каждый день (упаковки от пищепродуктов), а другие храните всю жизнь и по наследству передаёте?

Почему нельзя использовать собрание сочинений Л.Толстого на обёртки, как газеты, ведь газеты тоже текст? Но текст в газете – утилитарный, он служит минутно, отношение к нему прагматичное: прочитал, и на самокрутки порвал. Тексты Толстого признаны национальной святыней, их на растопку использовать – грех (естественно, только для культурного человека, дикарь использует и не моргнёт).

+++

Если все эти процессы идут при ПОСТРОЕНИИ храмовой цивилизации, то что пойдёт при её сворачивании, угасании? Очевидно, что всё двинется в обратном порядке: разматывания смотанного. Если искать единый термин демонтажа цивилизации и культуры, то это слово подсказала сама жизнь: ПРИВАТИЗАЦИЯ.

Превращение общего в частное есть превращение священного в утилитарное. В утильсырьё, которое ищут куда сбыть. Для приватизатора всё является утильсырьём: и законность, и государственность, и наука, и культура, и образование. Всё это приватизация сбывает на переработку на выгодных для сдатчика условиях, как макулатуру или металлолом.

Человек не настроен искать долгую и сложную выгоду в созидании – когда под рукой простая, нетребовательная к нему и быстрая выгода в разрушении. Это показывает нам наивность марксизма, видевшего источник развития в экономических отношениях.

Сами по себе экономические стимулы устроены так, что воровство всегда выгоднее работы. Если убрать понятие греха – то все экономические процессы стремятся вниз, подобно тому, как вода стремится вниз, если снять сдерживающую и накапливающую её плотину.

Поэтому никакой уровень развития производительных сил не гарантирует развитие или простое поддержание цивилизации. Цивилизация – есть вера в неё, а вовсе не техника вокруг нас. Человеку, который тырит цветные металлы – безразлично, из техники какого уровня он их выдирает. Если техника сложнее – то просто добыча утилизатора богаче, и не более того.

+++

Если все дороги цивилизации выходят из храма, то откуда выходит сам храм? Очевидно, что из чувства священного в человеке, иначе зачем он нужен! Но как может возникнуть в человеке чувство священного? Стремление поклоняться не самому себе со всеми своими прихотями и похотями, а чему-то вне тебя расположенному?

Так мы приходим к праматери всякой культуры – инфинитике. Человек сперва принимает идеи вечности и бесконечности, а потом отдаёт им приоритет по сравнению с временным и локальным.

Сделав так в своей голове, он видит, что сам-то, как биологическая особь – временный и локальный. Если вечное важнее временного, то нечто важнее меня – понимает человек. А что это нечто? Так человек приходит к идее Бога и идее бессмертия души (мостик между человеком и Богом).

Когда это в человеке свершилось – это даёт импульс для построения Храма, а от Храма откладываются далее все институты и направления цивилизованного образа жизни.

+++

А если в человеке этого инфинного преображения психики не случилось – ничего не будет сверх животного. И даже если что-то есть (по наследству досталось) – человек не сумеет этого сберечь. Все институты, сложившиеся вокруг, при человеке с психическим устройством локалиста начнут деградировать, выхолащиваться и выветриваться, с той или иной скоростью, но с совершенно очевидным направлением: назад, в дикую природу, в первобытность.

Уровень институтов не важен – локалист похерит и простые, и сложные. Локальная психика – это компас, неуклонно и неизменно влекущий человека в джунгли.

Ничего с этим поделать нельзя:

-Или инфинное строение психики, с приоритетом вечного над временным в душе, в голове, в сознании.
-Или локализм психики на своём биологическом месте/времени, с неизбежным одичанием человека.

+++

Если для тебя оставить полезное потомкам важнее, чем ты сам – это одна логика.

Если же приоритет временного – то совсем другая.

Там, где приоритет временного над вечным – действует центробежная логика растащиловки (приватизаций). Если человек не стремиться что-то оставить после себя – то после него остаются лишь случайные кучки мусора, да и то в лучшем случае. Как можно это совместить с преемственностью и поступательностью накопительного труда и познания многих поколений (цивилизацией)?

Нечто системно-полезное остаётся только от того, кто стремиться что-то оставить после себя, в буквальном смысле слова работает на загробную жизнь! Ибо для него важно, что будет в загробном для него, по отношению к нему, мире.

Собирающие соберут, расточающие расточат, что тут непонятного или невероятного?

Будущее есть только у тех, кто сознательно и системно строит будущее, думает о нём. А тот, кто сосредоточился только на настоящем, временном – у того будущего нет. Истечёт время временного – пропадёт и вся его важность для текущего момента.

Важным для всех текущих моментов времени является только Вечное! Любое временное действует только на отрезке своего времени и нисколько не актуально после его истечения.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Александр Леонидов; 10 сентября 2019

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • Наш сайт (ЭиМ) глушат!

    Наш сайт (ЭиМ) глушат! Одно дело - слышать про такое со стороны. Другое - лично столкнуться.В РФ начиная с 30 сентября сего года неизвестными лицами произведено техническое веерное отключение сайта ЭиМ, который для большинства пользователей вдруг стал "недоступным". У нас он работает, как ни в чём не бывало, но мы - в локальном пузыре, а с мест сообщают, что сайт нигде не открывается.

    Читать дальше
  • ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ...

    ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ... Можно спорить о художественных достоинствах или философских идеях романа «Апологет» А. Леонидова, на днях опубликованного замечательным издательством «День Литературы»[1]. Об одном спорить не приходится: с такой стороны революцию и советский строй ещё никто не осмыслял! Ни сторонники, ни противники таким образом её не рассматривали, факт. Остальное – спорно. Как, в общем-то и должно быть с художественным произведением, главное требование к которому во все времена – свежесть и оригинальность. И это есть…

    Читать дальше
  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.