Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Август
пн вт ср чт пт сб вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

​В. АВАГЯН: «ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО ЗНАЮ!»

​В. АВАГЯН: «ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО ЗНАЮ!» Я знаю волшебное слово. Оно одно – способно раскрыть тайны экономической науки, показать причины современного кризиса, рассказать самим корнем своим и приставкой – какой должна быть экономика, а какой – она быть не может, если не хотим упасть в войны и разруху. Это слово объяснит внутреннее содержание исторического процесса, мировой и национальной истории, расскажет о целях государства и общества, объяснит агрессивность агрессивных или спокойствие спокойных. Словом, его нехудо бы всегда держать под рукой – когда ведёшь диалог или смотришь новости…

Это волшебное слово – вокруг которого вертелись вся история и любая государственная политика – ВОСПРОИЗВОДСТВО. В каждом следующем году нужно производить то же самое, что и в предыдущем. Лучше, конечно, побольше, чем в предыдущем. И поновее. Но если побольше и поновее не получается – то хотя бы то же самое. Лишь бы не меньше…

Проблема воспроизводства, его организации и осуществления связывала с реальностью и власть, и образование, и культуру, и науку, и человека, и коллективы.

Нужно было воспроизвести самого себя – в том смысле, что продолжить свой род, и в том смысле, что продолжить достижения этого рода. И всё в истории государств и обществ делалось во имя воспроизводства, расширенного или хотя бы застойного.

«Помирай – а хлеб сей!» - говорит русская поговорка, имея в виду, конечно же, не только хлеб. Все вопросы распределения благ, пользования благами – решались через нужды воспроизводства.

Это создавало устойчивое уравнение прав с обязанностями: насколько поучаствовал в воспроизводстве – настолько и пользуйся его благами.

«Кто не работает – тот не ест» - эта любимая фраза коммунистов на самом деле не из Маркса, а из древних сакральных текстов…

Воспроизводство связано с:

1. Оседлостью

2. Мирной жизнью и миролюбием

3. Цивилизацией и накоплением культуры, знаний и навыков

4. Законностью и правом.

5. Много ещё с чем другим.

Ничего этого нет и быть не может – если вы снимете вопрос о воспроизводстве, как о цикле, полностью (если не с лихвой) восстанавливающем потреблённые блага.

+++

Формула воспроизводства такова: каждый пользователь системы обязан рекультвировать её до уровня, предшествовавшего его пользованию. Как минимум: расти на "минималке" система не будет - но по крайней мере, останется стабильной. Забрал зерно или рыбу, ткань или кожу - сделай так, чтобы зерна или рыбы, ткани или кожи меньше не стало.

+++

Если сообщество жрёт больше, чем воспроизводит – оно обречено быть кочевым, воинственным, аморальным и внеправовым.

Поскольку нет устойчивого цикла (оборота) от потребления благ к их воспроизводству – нет и устойчивого цикла в образовании, изучении, познании предметов. Распадаются и школа, и культура общества, потому что наука и знания нужны только для производства блага, а для его простого (воровского) потребления – нет.

Поддерживая воспроизводство, люди поддерживали и самою цивилизацию, как таковую. Они передавали «рациональное зерно» знаний из года в год так же, как посевное зерно передаётся от урожая к урожаю.

В обществе, благодаря воспроизводству, самодостаточном, соблюдались договора – как внутренние (законодательство), так и внешние (международная система, вестфальская система национальных государств).

С потерей воспроизводства мы теряем самодостаточность, а с потерей самодостаточности – мы намертво становимся зависимы от воровского «фарта», и чисто технически даже не можем (не говоря уже о том, что и не хотим) соблюдать права человека или нормы международного права.

Лев регулярно заключает с травоядными саванны мир, пока он сыт (и они спокойно ходят рядом с ним, сонным, что фиксируют фильмы из жизни животных Африки). Столь же регулярно оголодавший лев этот мир нарушает, нападает – и снова до насыщения, нового перемирия…

При воспроизводстве блага делятся так, чтобы не помешать их дальнейшему воспроизводству (то есть нельзя обделять никого из тех, кто участвует в их изготовлении), и при этом накапливаются, не утекают на сторону.

Всякий результат дела служит его новому началу, итог цикла – подчинен нуждам нового старта. Воспроизводство может быть в масштабах деревни (русский сельский мiр в рамках натурального хозяйства) – а может быть и в мировых масштабах (позитивная глобализация), но в любом случае оно сохраняет жёсткую зависимость от нужд собственного повторения, воспроизведения.

Нельзя собрать урожай, весь его съесть – а потом сидеть на прежнем месте, на полях в бурьянах. Если цикл воспроизводства сорван – придётся или умирать, или сниматься с места, идти в поисках счастья – искать в чужих краях и людях работы или разбоя…

Следствие таких кочевий – растущая неопределённость, растущий бандитизм, вопиющая пропасть неравенства (один урвал много, а другому совсем не повезло) и т.п. «прелести» кочевого быта, из которого, надо думать, и вырастает современный паразитарно-финансовый капитализм-монетаризм.

Если вы задумаете искать первопричину современных войн, нестабильности, напряженности, чудовищных потрясений, жестокостей и несправедливостей – то не ищите. Я уже всё нашел до вас: первопричина всех кризисов – отказ от воспроизводства, прожирание потенциала.

Нельзя есть отложенное на посев зерно. А если его едят – то тем самым потенциально убивают себя – или кого-то, кем попытаются подменить себя у смерти… Нельзя прожирать капитал, выделяемый для воспроизводства образованности, культурного уровня, амортизации и обновления технических устройств, безопасности и т.п. Если этот базовый капитал, ось вращения воспроизводства, прожрать – то или сам погибнешь на обороте, или кого-то придётся убить, чтобы ты выжил.

А базовый капитал современного общества – колоссальный. А тратить его нельзя. А он много больше набегающих с него процентов (что, собственно, понимает любой, державший счет в банке). Он очень большой, этот капитал – но при этом его как бы нет. Он проявляет себя только в процентах, микроскопических по сравнению с его величиной. Проценты растратить можно, основной капитал – нельзя…

Паразиту-монетаристу трудно понять этот парадокс базового капитала воспроизводства. Всякая вещь – либо есть, либо нет. А тут – колоссальный капитал, который есть. Но его в то же время, если дело касается текущих расходов – нет! Или уж его нет – но тогда нельзя ничего на него купить… Или он есть – но тогда его можно растратить на себя, любимого…

То есть: лежит мешок отборного зерна для посевной. Очень хочется жрать. А отборного зерна как бы и нет! То есть вот оно, можно с руки на руку пересыпать, можно понюхать, потрясти… А съесть нельзя! Да кто, в конце концов, сказал, что нельзя! Возьму и съем!

Эта модель поведения лежит в основе общемирового отказа от принципа воспроизводимости благ, с которым мы сегодня столкнулись. И на Западе, и в России. Отказ от расходов на воспроизводство всего цикла жизни – представляется для бухгалтеров рыночного монетаризма гигантской экономией средств. Они начинают жить по принципу – если МОЖНО снять прибыль – значит, НУЖНО её снять. А уж там потом, как-нибудь вырулят потомки… После нас хоть потоп…

Такая модель поведения породила тот самый мировой кризис глобализма, который называют «глобализацией», хотя правильнее его назвать «утилизацией великого прошлого», фигурально выражаясь – продажей орденов и медалей, оставшихся от предков.

Пропить-прогулять великое прошлое могут только те, у кого оно есть. Англия, например, может. А Эквадор – нет. Россия может – а у Сомали не получается. Продавать ордена предков могут только те, у кого предки получали ордена…

Именно поэтому либеральные рецепты обогащения действуют далеко не везде. Они снимают прибыль там, где есть ещё чего снять. Но сами-то они ничего не создают, и потому ничего не могут снять на пустом месте.

Всемирное следствие этой политики близорукого эгоизма – распад машины воспроизводства.

А когда эта машина разваливается – то автоматически, уже не по воле, не по воле, не по желанию конкретных людей – рушатся:

1. Системы социального обеспечения, зарплат и занятости

2. Системы международных договоров и международного права

3. Системы правового сознания и правоприменения

4. Научно-образовательная и культурная среда

5. Производственные комплексы и производственные отношения.

Почему? Объясняю.

Нельзя обмануть того, у кого снова и снова надеешься получать благо. Глупо не заплатить тому, от кого зависишь: пожалеть пятачок за булку, и тем самым порвать навсегда с возможностью получить булки…

Но всё меняется, если цикл разорван, если в этом месте ты больше не собираешься покупать хлеба! Булку украл, денег не дал, пекаря разорил, пекарню угробил, и наплевать, ты тут транзитом, у тебя на руках и булка и деньги остались…

Сломав цикл воспроизводства – человечество неожиданно столкнулось с выгодностью аморального, мародёрского стиля поведения. То, что в замкнутом цикле было путём в тюрьму или бочку с дёгтем – в разомкнутом стало дорогой в депутатское кресло или к капиталам олигарха…

Нет цикла, нет возврата по итогам потребления к началу производства – и ничего, по сути, уже нет: всё становится зыбким и условным. Хитрые куражатся над глупыми, а в итоге общество начинает само себя пожирать с хвоста.

Вот, собственно, отсюда и все современные проблемы с США, НАТО, и прочими лоббистами «свободного рынка»: у них нет перспектив, потому что у них нет цикла воспроизводства, цикла репродукции – ни их демографического состава, ни культурного, ни производственного, ни прочих.

Тот путь – на который они встали – это путь неизбежно возрастающей агрессивности, нестабильности и взаимных претензий, сталкивающий человечество в пропасть дикарских разборок…

Вазген АВАГЯН, специально для ЭиМ.; 31 марта 2016

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше
  • о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье

    о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье Василий Литвинов, священник Русской Православной Церкви, написал Открытое письмо к олигархам и всем деловым людям, всех людей считая братьями. Он просит все СМИ распространять это пастырское назидание, надеясь, что оно дойдёт до адресата. Будет принято или нет – другой вопрос. Но всегда лучше попытаться решить дело миром, пробудить в человеке человека – прежде чем суровая необходимость заставить уничтожить свирепых зверей. Вот что пишет о. Василий:

    Читать дальше
  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..