Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Январь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

ОБСУЖДАЕМ НАПЕЧАТАННОЕ

ОБСУЖДАЕМ НАПЕЧАТАННОЕ Только в живом контакте с мудрыми читателями рождается истина. Ведь иначе человеку, который говорит в молчании - всё время кажется, что он прав... Отклик нашего постоянного читателя и эксперта, Николая Боброва на статью "ЗЛЫЕ ДЕЛА, ЗЛЫЕ МЫСЛИ…"(1) не просто корректирует поданную читателю информацию (а она сырая по определению - ведь речь идёт о первопроходце, только нащупывающем ткань новой науки), но и помогает эту науку развивать, открывает перед социопатологией новые горизонты...

Вот такой диалог состоялся заочно у Николая Боброва и В.Л.Авагяна:

Николай Бобров, о статье [1]: Написано классно, объясняет многое. Вот пассаж привлёк внимание: "чем ближе человек к рыночным ценностям, тем больше в нём животного, зоологического, тем забавнее (даже так!) он дублирует поведение обезьян, крыс, бобров и т.п. Кстати отмечу, животно-зоологическое происхождение рыночной идеологии обеспечивает ей притягательность, соблазнительность, укоренённость в человеке..." - я никнейм себе не сам придумал, "приклеился" - постоянно бобров копирую, по мнению группы товарищей. Готов подписаться под КДА строителей запруд и хаток. А ругательное значение слова "рынок" в меня не вмещается - надо же людям обмениваться продуктами труда. А как - иначе?

Вазген Авагян: Имеется в виду не рынок-инструмент, а рынок-идеология, так же как осуждая "молот ведьм" противники инквизиции не имели в виду кузнечный молот. Насколько я понимаю у Сани (а мы каждый день с ним по 8 часов общаемся в редакции) - рынок-идеология есть прагматика приспособленчества к конъюнктуре - а противостоит ей вера в возможность лучшего мира.

Николай Бобров: Вазген Липаритович, "по секрету" - я на самом деле понимаю, что имеется в виду в тексте. Некоторый протест вызывает то, что в финале "современный либерализм" был заменён даже не на "рынок", а на "рыночные ценности". Если под таковыми понимать признание превосходства экономических взаимоотношений над внеэкономическим принуждением - так я за них. Ценности есть ценности, (свободный труд, позволяющий в принципе человеку заработать большее, чем удовлетворение самых насущных потребностей - лучше рабства и барщины) а "современный либерализм" есть результат ценностной подмены.

Комментарий А.Леонидова к диалогу:

Николай Бобров совершенно и безусловно прав. Благодаря его мысли я, наконец, могу сформулировать давно мучившее меня определение зла, как явления. Начну с того, что зло бывает двух видов.

1. Зло исключительно из жестокости и по чистой злобе (бессмысленный садизм).

2. Зло-оборотень, принимающее облик в целом положительного явления.

Я должен объяснить нашим читателям с огромной благодарностью к Н.Боброву, который выступает, получается, соавтором этой моей идеи, что зло первого типа бесперспективно, замкнуто, тупоумно и легко подавляется. Основной формой существования зла является в социуме второй его вид, а именно "зло-оборотень".

Если нечто будет ТОЛЬКО злым, то нормальный человек его отвергнет с порога, и оно не сможет укорениться. Если же нечто будет ТОЛЬКО добрым, то злу там нечего делать. Единственная возможность существовать злу-оборотню - это выступать двуликим: по форме позитивным, а по сути - негативным. Т.е. с подменой сути явления.

Так рождается теория "хвоста" или "тени" - которое отбрасывает ЛЮБОЕ явление, включая в себя, конечно же, и рынок, как механизм, имеющий свои неоспоримые достоинства и удобства при правильном применении (как имеет их огонь - вызывающий пожары, или нож - служащий порой орудием убийства). Большинство явлений В ЯДРЕ здоровые и положительные, но в отбрасываемом хвосте ядра - патологические.

И главная задача - не в том, чтобы соревновались Ядра (скажем, социализм с капитализмом), а в том, чтобы научится отсекать хвосты, исходящие от ядер (то есть отделить и социализм и капитализм от порождаемых ими социопатологий, что, по всей видимости, и будет их конвергенцией).

Поэтому необходимо ввести в социопатологию некий условный знак - обозначения "хвоста" или "тени" явления, которое мы называем его лицевым именем. Это и будет, парламентским языком говоря, "поправка Боброва".

Мы же говорим о ПАТОЛОГИИ органа, а не о самом органе, в котором заключена эта патология. Но патологию именуем по названию породившего её органа!

Поэтому необходимо с заранее данным разъяснением помечать в трудах по социопатологии такие термины как "рынок", "рыночные ценности" и т.п. - значком ( ' ). Рынок', рыночные ценности' и т.п.

--------------------------------------------------

(1) Статья расположена по адресу: http://economicsandwe.com/6269048EE0DEDEB5/

Александр Леонидов; 26 мая 2016

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Подписка

Поиск по сайту

  • Дети, Крым, счастье, позитив...

    Дети, Крым, счастье, позитив... В нашей жизни очень много грустных новостей. И потому мы часто забываем, что кроме мрачной геополитики есть ещё и просто жизнь. Наши дети выходят в жизнь и занимаются творчеством, создают нехитрые истории о своём взрослении, создавая позитивные эмоции всякого, кто видит: жизнь продолжается! Канал без всякой политики, о замечательных и дружных детишках, об отдыхе в русском Крыму и не только - рекомендуется всем, кто устал от негатива и мечтает отдохнуть душой!

    Читать дальше
  • Геноцид армян: новая глава

    Геноцид армян: новая глава Карабахский конфликт - это одна из глав чёрной книги геноцида армян, которым с XIX века занимаются турки. В их понимании армяне "недобиты", и хотя армяне потеряли большинство своих земель, всё-таки небольшой анклав армян остаётся в турецком море Закавказья. Геноцид армян обрёл второе дыхание в годы "перестройки", в конце 1980-х, когда турки вырезали армян в ряде населённых пунктов, но снова не везде. Военное сопротивление побудило турок прекратить резню.

    Читать дальше
  • ​Самозамкнутость и Традиция

    ​Самозамкнутость и Традиция В детских книжках, которые я очень любил в детстве, поучительные картинки всегда изображали очень кучно и динозавров и электроны атома. В реальной жизни динозавры не смогли бы жить так близко друг от друга, а электрон далёк от ядра атома так же, как булавочная головка на последнем ряду гигантского стадиона была бы далека от теннисного мячика в центре стадиона. Но нарисовать так в книжке нельзя – потому рисуют кучно, сбивая масштабы. Та же беда случается всегда и с историей цивилизации. Оглядывая её ретроспективно, из неё сливают огромные пустоты разреженного протяжения, оставляя близко-близко друг от друга значимые факты духовного развития.

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения — Томас МАНН