Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Май
пн вт ср чт пт сб вс
    01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

МРАЧНЫЕ ТЕНИ: УПЫРЬ НЕГОДУЕТ

МРАЧНЫЕ ТЕНИ: УПЫРЬ НЕГОДУЕТ Широко известный в кругах выживших «свидетелей рыночных реформ» Анатолий Чубайс[1] широкими лаконичными мазками обрисовал всю либеральную мифологию, призванную объяснить, почему «значительная часть населения живет бедно или очень бедно». Вообще-то циник Чубайс – человек неглупый (другое дело, что очень жестокий) – и формулировать мысли умеет. Но тут видимо эмоции сыграли свою роль, и Чубайс решительно порвал как с общей, так и внутренней логикой изложения либеральной мифологии.

Он пишет: «Когда мы начинали, в 1991 году… средняя зарплата была около 12 долларов в месяц, деревянный рубль неконвертируемым, частнопредпринимательская деятельность была преступлением, Сбербанк со сбережениями населения банкротом, годовое падение экономики 10-12%, реальная инфляция свыше 100%, а магазины пустыми».

Возникнет вопрос даже у того, кто вообще не сведущ в наших делах: если был «деревянный рубль неконвертируемым», то как же тогда «средняя зарплата была около 12 долларов в месяц»? Тут уж, извините, или то, или другое: или зарплату можно рассчитать в иностранной валюте, или она неконвертируемая. А Чубайс её лихо сконвертировал, и тут же смазал свой «подвиг» отрицанием собственного утверждения.

Если же смотреть шире, то «оговорка по Фрейду», отражающая колониальное мышление либералов: зарплата непременно должна измеряться в долларах! А почему не в тугриках? Цену любому продукту называет его производитель – какую вздумается. В частности, цену американскому доллару назначает ФРС США. А уже наше дело – соглашаться с заломленной ценой или сказать – «дороговато просите, брать не будем».

Если мы идиоты (какими мы были в 1991 году) – то, конечно, мы принимаем цену продавца будто скрижали с Небес. А вообще-то мы, каждый раз заходя в магазин и видя цены, выставленные продавцом, решаем для себя – нужно ли нам это по такой цене или не нужно?

Если я стану вам продавать использованные после обеда салфетки по тысяче рублей штука, а вы – покупать, то это не мои проблемы; это ваши проблемы. Не я сумасшедший, назначая за грязную салфетку 1000 рублей, а вы – если её по такой цене покупаете. Я-то, соглашаясь вам продать мусор за большие деньги – как-раз таки хитрый и умный человек, целиком и полностью блюдущий свой интерес.

А проблема вовсе не у меня – а у вас, и с головой, и в жизни. Если аферист предлагает составить гороскоп за какие-то бешеные деньги, и кто-то соглашается, то это ведь не значит, что гороскоп столько стоит. Он ничего не стоит – для тех, кто не покупает гороскопов. И доллар США не стоит ничего для тех, кто обходится без него.

Проблема вовсе не в том, что США измерили среднюю зарплату советского человека в 12 долларов в месяц, а в чубайсах, которые такую оценку лакейски и покорно приняли, даже не пытаясь оспаривать. Ещё раз повторю: согласно законам рынка цену заламывает продавец. Покупатель торгуется, сбивая цену. А наш покупатель-идиот, огорошив думавшего долго торговаться спекулянта, согласился на первое же озвученное предложение!

Согласитесь, что у любого продавца, не только у могучих вороватых США, но и у самого замызганного продавца рыбы на углу есть право назвать СВОЮ цену! Так чем же гордится Чубайс? Тем, что США, пользуясь истерией советских граждан, вздули цену доллара до небес, а он, член правительства, с этим безропотно согласился?

А мог он сказать – «нет, по такой цене мы конвертировать рубль не будем!». Мог – но не сказал. А теперь нас упрекает в собственной бездарной оценке…

Чубайс не был бы Чубайсом, если бы не врал беззастенчиво и гомерически. В 1991 году не было падения экономики на 10-12%. Оно случилось годом позже, но Чубайс «перепутал» годы, не по забывчивости, а чтобы снять вину с себя и своей команды. Подумаешь, на годик разница-то всего! Кто вспомнит? Зато падение представляется прологом, а не результатом деятельности чубайсов…

«Частнопредпринимательская деятельность» в 1991 году не «была преступлением», как он врёт. Она бурно развивалась в конце 80-х, когда и возникли банки и корпорации, существующие и сегодня. Другое дело – хорошо это или плохо, но отнюдь не Чубайс и не Ельцин «развязали руки» предпринимательской инициативе. Их «развязал» Горбачёв. Чубайс и Ельцин туда ничего, кроме криминала и беспредела не принесли.

Я готов обсуждать, хороша или плоха «частнопредпринимательская деятельность», но присвоение её запуска реформаторам после 1991 года – верх наглости и фальсификации.

От злости Чубайс проговаривается о нравах страны, в которой начинал свою деятельность:

- Мы в С-Петербурге на заседании Исполкома обсуждали — хватит мяса городу на двое суток или все-таки на четверо. Хорошо помню уже позже, в 1992 в Правительстве, как заседания начинались с доклада Министра хлебопродуктов (было такое министерство) о продвижении судов с импортным зерном в Россию из Канады и Австралии.

Если немножко смыть сепию очернительства, то проглянет реальность: до реформ правительство беспокоилось о снабжении каждого гражданина как мясом, так и хлебом в достаточных количествах! Да, к 1991 году Горбачёв явно не справлялся с этой обязанностью, но её ЕЩЁ не отменили.

Эта позиция советской власти не идентична, но близка к нашей теории «оклада-надела» человека, наделённости гражданина, прилагаемой в качестве его законного права к паспорту, к самому факту гражданства. Человек с паспортом имеет право хоть на что-то, или же паспорт даёт защиту только от «телесных наказаний», не предполагая за собой никаких средств к существованию?

Сегодня, как всем прекрасно известно ни городские власти, ни «министры хлебопродуктов» не обсуждают количества мяса и хлеба в городах. И не потому, что у всех мяса и хлеба вдоволь, а лишь потому, что они СНЯЛИ С СЕБЯ ЭТУ ОБЯЗАННОСТЬ.

Государственная власть нового типа вообще не интересуется, что и сколько кушает горожанин: этим занимается рыночная торговля, и мяса в ней отнюдь не больше, чем в 1991 году. Наоборот, существенно меньше. И качество его куда хуже (вместе с советской властью ушла и эпоха натуральных продуктов питания). Но «исполком» не станет теперь считать, сколько в городе мяса, и сколько жителей, и сколько мяса приходится на каждого горожанина. Кому не хватает – тот тихо сдохнет, и таковых (померших от нехваток) – накопились уже «тихие миллионы»…

Так что же пытается высмеять Чубайс, насмехаясь над должностью министра хлебопродуктов? Он пытается высмеять сам принцип, по которому ГОСУДАРСТВО ЧЕГО-ТО ДОЛЖНО ГРАЖДАНИНУ. Государство освободило себя от этой «обузы» цивилизованного образа жизни. Есть у тебя деньги – иди и купи на рынке. Нет денег – сдохни. И никаких «министерств хлебопродуктов» - только частные холдинги…

+++

Вопрос же для определения цивилизованности общества очень важен: существует ли государство, как система, обеспечивающая жизнь человека? Или оно существует лишь как паразит, как «налоговый рэкетир», никого ничем не обеспечивая, никому ничего не предоставляя – и наоборот, обеспечивая себя за счёт самостоятельно выживающих граждан?

Можно представить себе государство, как организатора полевых работ. И это один цивилизационный уровень. Можно представить себе государство, как организатора полевых работ, предоставившего комбайны, иную технику, удобрения, сортовые элитные семена, мелиорацию и т.п. В этом случае труд конкретного труженика становится многократно производительнее – по сути, государство доплачивает ему 9 из 10 рублей его получки.

Как? – удивитесь вы. А вот как: если бы он, как Робинзон, работал в одиночку, то получил бы рубль за то, за что в высокопродуктивной трудовой кооперации получает 10 или даже 100. Цивилизованное государство кормит людей, а не наоборот. Оно создаёт такие условия труда, при котором продуктивность человеческого труда в разы выше, чем была бы, если бы граждан предоставили самим себе. В этом случае государство вправе брать большие налоги, и они не являются банальным рэкетом. Они выступают «членскими взносами» в организации, членство в которой даёт человеку куда больше, чем сумма членских взносов.

А можно представить себе государство как чубайсятину, как банального нахлебника, который ничего не дал, и даже ничего не организовывал – а лишь к обеду подоспел с большой ложкой. И вот это представление о государстве – самое варварское, самое дикое. Это – низший уровень цивилизованности отношений, ставящий ребром вопрос о существовании самого государства. А зачем оно вообще нужно – если оно и не защищает, и не организует, и не предоставляет, и вообще ничем, кроме вымогательства, не занимается?

+++

Трагедия либерала не только в его цинизме и жестокости, его равнодушии к человеческим судьбам – всем, кроме собственной. Трагедия либерала в очень низком уровне цивилизационного развития, когда все поступки и мотивации зверины.

Будучи очень примитивным существом, либерал думает, что знает о жизни «всё» (чем уже кругозор человека, тем больше ему кажется, что он всё понимает). Но все мотивации сверх звериных инстинктов либералу непостижимы, и потому Чубайс бодро пишет:

- Начав с этой точки строительство и государства и экономики (ведь ни того, ни другого по сути уже не существовало)…

То есть сложные, и проблемные именно в силу своей сложности формы государства и экономики им не воспринимаются. Он не понимает, что компьютер гораздо чаще «глючит», чем кувалда, которая вообще не глючит. Ибо нечему в ней «зависать».

Чубайс сам вряд ли осознаёт, насколько он тождественен булгаковскому Шарикову, гениально предсказанному в первой половине ХХ века:

- А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Мясо на душу населения, министерство хлебопродуктов… Голова пухнет… Взять всё, да и поделить…

Он ведь так и сделал, Чубайс-то! Взял всё и поделил, чтобы голова с конгрессами не пухла!

А кого обделил – тот сдох. Чубайс ведь не понимает, что наиболее бесперебойно работают наиболее примитивные системы, в которых просто нечему ломаться. И если человек сложен, и цивилизация его сложна – то и в экономике у него «мильон проблем». То там дефицит, то тут дыра, то сбоку очередь… А ежели, как Шариков, взять всё да и поделить – то и проблем никаких.

А какие проблемы у этих джунглей имени Чубайса? У кого есть деньги – тот себе всё купит, а у кого нет – про тех забыли и наплевали: ни очередей, ни пустых магазинов. Благодать!

У Чубайса, по его собственным словам, «экономика в стране росла, рубль был конвертируемым, инфляция резко снизилась, дефицит исчез полностью».

А как он исчез, дефицит-то? Все, кто нуждался – получили то, в чём нуждались? Или просто их вопли слушать перестали, а их права – учитывать бросили? Грубо говоря – отсекли дверью тех, кому не хватает «дефициту» - оставшимся внутри помещения сразу стало всего хватать…

Что хорошего в бездарно конвертированном рубле, недооцененном на 70%? Куда и как «росла» экономика у Чубайса – если доселе уровня производства 1988 года не достигла даже по отлакированным данным казённого госстата?

У Чубайса это бесполезно спрашивать – как и вообще у либералов. Они не видят, не понимают разницы между проблемами страны, народа, взятыми в целом, как макро-величина, и проблемами собственными, личными, узкого круга своих близких. Решив собственные проблемы, либералы думают, что успешно решили проблемы всего народа и всей страны…

-Но ведь мы взяли деньги, Пью! – как говаривал малоумный пират, отказываясь искать карту Флинта.

Вся эта сказочная благодать, если следовать тексту Чубайса, «получилась не само по себе, а благодаря созданной в стране рыночной экономике, возрождённой в России частной собственности, построенной практически заново системе государственной власти на основе Конституции Российской Федерации (которую страна получила, пройдя по грани Гражданской войны)».

Перевожу с чубайсианского на русский: «рыночная экономика» в его понимании есть отказ государства от всех обязательств перед населением, заветы которого доныне продолжаются (пенсионная реформа и др.). «Частная собственность» - сегрегация воров на крупных и мелких: мелких сажают, крупных «выбирают» в высшие органы власти.

Выстроено «новое» паразитарное государство – которое и не хочет, и не может и не умеет помогать своему населению ни в чём: только собирает налоги, да и это довольно неумело. Насчёт «гражданской войны» я бы не был таким оптимистом, «ещё не вечер», а очаги гражданской полыхают во многих «горячих точках» бывшего СССР именно благодаря Ельцину и Чубайсу («заслуг» Горбачёва тоже забывать не будем).

+++

Но всё это я написал не с целью поругать Чубайса, на котором и так пробы ставить негде. Я написал эту статью, стремясь показать структуру и анатомию либерального мифа, особой, и особо примитивной картины мира, отражающей паразитарное мышление.

Созданной довольно целостно: людьми глупыми для людей глупых. Глупые творцы либерального мифа не задают себе неудобных вопросов, а глупые потребители мифа – не умеют спрашивать.

А как задумаешься – так сразу и полезут нестыковки, противоречия из каждой щели! Что мы и продемонстрировали…



[1] В заметке «Популистская риторика и дворовые аргументы»

Дмитрий НИКОЛАЕВ, обозреватель "ЭиМ".; 22 января 2019

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье

    о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье Василий Литвинов, священник Русской Православной Церкви, написал Открытое письмо к олигархам и всем деловым людям, всех людей считая братьями. Он просит все СМИ распространять это пастырское назидание, надеясь, что оно дойдёт до адресата. Будет принято или нет – другой вопрос. Но всегда лучше попытаться решить дело миром, пробудить в человеке человека – прежде чем суровая необходимость заставить уничтожить свирепых зверей. Вот что пишет о. Василий:

    Читать дальше
  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше
  • …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ…

    …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ… «Можно изображать становление национальной буржуазии» – говорит герой новой книги «Волки из пепла» Александра Леонидова – «А можно национальной интеллигенции… Но когда это в одном лице – то смешно получается». И действительно, получилось смешно. Но не в том смысле, что получилось плохо, а в том, что всё произведение пронизано тонким и психологическим юмором, включило в себя сочное богатство народного анекдота, именно язык, а не сюжет анекдотической (в хорошем смысле слова) речи. Если говорить о сюжете, то действительно, персонаж не солгал: основное содержание – становление в РФ национальной буржуазии и национальной интеллигенции. Они метафизически противопоставляются космополитам и компрадорам во власти и быдловатой, худшей части народной толпы.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..