Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

ПРЕДСМЕРТНАЯ ГРИМАСА ЭТНОСА?!

ПСИХОВИРУС «Чайлдфри»: «пробирки» доставлены в Россию.

ПРЕДСМЕРТНАЯ ГРИМАСА ЭТНОСА?! Этот идейный комплекс по степении своей патологии, уровню содержащегося в нем безумия, мало отличается от, например, желания всей натуральной человеческой величиной залезть в бутылочку из-под кетчупа. Он – разновидность смертоносных психопатологий, для которых либерализм стал питательным бульоном. Под воздействием либерального внушения мужчины и женщины по всему миру объединяются в движение добровольно бездетных. Напомним читателю уже публиковавшуюся в нашем журнале формулу социопатологии: «социопатология – это такая мысль (идея, настрой), которые, овладев массой, толпой, приводят к той или иной форме самоуничтожения и/или самочленовредительства». «Чайлдфри» появились не вчера и не у нас. До России заокеанское поветрие 1990-х донеслось сравнительно недавно. Сегодня тысячи молодых преимущественно людей в Уфе и Самаре, Ярославле, Санкт-Петербурге, Волгограде, Твери, Озерске, Димитровграде, Москве и других городах объединяют социальные сети и общее нежелание становиться родителями. Мотивы – самого широко спектра: от «нужно жить для себя» до попытки остановить экологическую катастрофу.

 

Скажем, 16-летняя Тина примкнула к «ЧФ» из философских соображений. «Материнство, — считает она, — банальная биология, если точнее — обычный животный инстинкт размножения». Тина верит «в настоящую любовь, которая от биологии не зависит». Ее «следует искать не у той пары, где заявляют, что дети и секс — не главное в их жизни, а у той, в существовании которой ни того, ни другого в принципе нет, чьи отношения асексуальны и бездетны».
И как ни странно, только такая любовь могла бы заставить Тину пересмотреть все изложенное выше. «Я признаю, что мои взгляды на данный счет являются максималистскими, но не вижу в этом ни достоинства, ни недостатка. Не думаю, что истина всегда должна находиться в районе «золотой середины»».
Илья, 20-летний москвич, мыслит категориями более приземленными: «третий, — отрезает он, — в любви лишний». «Ребенок отвлекает на себя все внимание, высасывает все силы, — говорит студент МГУ, бесповоротно, как сам он утверждает, обрекший себя на бездетность еще в 14. – Я обожаю различного рода технику и электронику, мало того, во всем этом разбираюсь, ремонтирую и так далее. Самоучка. Я не хочу слышать по ночам детские крики, не хочу, чтобы мой ноутбук был залит соком, а в колонках торчали карандаши».
С точки зрения чистой логики такая позиция – самоотрицание. Ведь больные психовирусом «чайлдфри» сами-то как то появились на свет! Если, по максиме Канта, человек личную максиму поведения выдвигает как всеобщую норму, то выше цитированные персонажи, обратив свою идеологию на своих родителей, вообще не явились бы на свет. Что, возможно, было бы и неплохо, потому что с точки зрения политологии, социологии, истории  и психофизиологии – оии – безусловные выродки и патогены…
Ряд бытовых «не хочу», где между сломанным компьютером и испорченной фигурой партнерши затесалось недовольство воспитанием уже подрастающего поколения, Илья продолжает принципиальным «мне не нужна лишняя ответственность за чью-то жизнь». «Детей и так слишком много. Детские дома переполнены, а люди продолжают рожать», — настаивает юноша, ретранслируя страхи первых «ЧФ» по поводу перенаселенности планеты.
Ознакомленные с официальной статистикой на этом месте обычно не выдерживают. «Это утверждение далеко от истины, — поправляет нашего героя руководитель центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ Валерий Елизаров. – Оно тем более не оправданно, если учесть, что движение добровольно бездетных распространилось не в перенаселенных странах, а там, где рождаемость давно перестала обеспечивать простое воспроизводство. В странах, которые продолжают стареть. В странах, зависимых от притока мигрантов».
«Предварительные результаты последней переписи показали: численность и мужчин, и женщин в России сокращается», — уточняет Елизаров. При этом он не склонен списывать демографические проблемы на счет молодежной моды: «У нас идеология «чайлдфри» не особенно приживается: процент женщин 30-40 лет, не имевших рождений, очень и очень низок. Напротив, тысячи и тысячи ищут возможности лечиться от бесплодия, идут на экстракорпоральное оплодотворение, усыновляют детей».
Однако, по мнению эксперта, и этого недостаточно. «Коэффициент рождаемости в России – чуть больше полутора. На десять матерей у нас приходится 16 детей – мало, — сожалеет он. — Простое воспроизводство населения обеспечивается при соотношении 100 на 215». Как демографа Елизарова устроит только та статистика, согласно которой одна семья будет воспитывать двоих малышей. Иначе – стагнация, «невозможность сохранить ту страну и ту экономику, которую создавали предыдущие поколения».
Но для убежденных «ЧФ» даже один ребенок – «обуза». «В развитых странах (например, в Германии), имея двоих детей, можно вообще не работать. В России же приходится вкалывать без продыху. И какое тут счастье в жизни? Дети — гиря каторжника. Камень на шее. Бомба замедленного действия», — распаляется знакомый нам студент, комментируя пожелание ученого. — Дети могут вырасти и выжить из квартиры. Даже убить ради нее. И где гарантия, что еще один ребенок станет нужным стране, а не алкашом или наркоманом?»
Вместе с неготовностью брать на себя, юного и свободного, ответственность за воспитание чада, адекватное собственным требованиям, в словах добровольно бездетного Ильи сквозит понятный многим родителям страх финансовой зыбкости.
Либералы сами безумны, потому ничего внятного сказать не могут, и не освещают вопрос, а скорее наоборот, запутывают его ещё больше. Так,  по мнению психолога, гештальт-терапевта Татьяны Амвросимовой, и своего рода перфекционизм. «Среди тех, кто не хочет иметь детей, может быть распространен страх «неидеальности», — рассуждает она, подчеркивая, что каждый конкретный случай следует все же рассматривать индивидуально, — «я не буду лучшей мамой или лучшим папой, а на меньшее я не согласен».
«Понятно, — продолжает гештальт-специалист, — что первый ребенок – это, как правило, страх неизвестности: что будет, как изменится жизнь. Вопрос, что сильнее: боязнь нового или желание иметь детей».
«Страх, — добавляет Амвросимова, — может быть вызван детскими воспоминаниями. Речь не идет исключительно о видимых конфликтах. Скажем, человеку было в семье попросту неуютно. У него (как у всех нас) остались непрожитые эмоции по отношению к родителям: обиды, неосознанная злость, чувство вины — что-то, чего, по мнению этого человека, не должен почувствовать его сын или дочь. Но как выстроить иную модель отношений, он не знает».
Есть и те, «кто не хочет заводить ребенка за неимением спутника жизни». «Если найти его не получится, — объясняет психолог, — придется рано или поздно признать неудачу: «я не смог». Поэтому легче остановиться и вовсе не идти туда, к семейным».
Но вот что симптоматично: среди российских «ЧФ» супружеские пары не просто встречаются – их много. Ольга – москвичка, ей 30, замужем, работает переводчиком, о детях и мысли не допускает. «У меня прекрасная должность, любящий муж и четыре кошки, — говорит она. — И я не понимаю, почему должна этим всем жертвовать ради какого-то не известного мне существа, которое, кроме всего прочего, испортит мне здоровье и фигуру. Все прочее — это жизнь, прожитая не для себя и не для своих близких. Я очень сомневаюсь, что смогу полюбить ребенка, даже если выношу и рожу его. Если честно, я пытаюсь понять, чем дети вызывают положительные эмоции. Смотрю даже фото их в интернете порой... Ничего, кроме неприязни, не вызывают».
Психологи реагируют без научного анализа, со слабоумной невозмутимостью: «Некоторым достаточно роли супругов. Они не смешивают ее с родительскими функциями, потому что так им комфортнее. Это не значит, что они ущербны. Существует большая разница между человеком, который не хочет детей и пребывает в гармонии с собой, и тем, кто по этому поводу периодически переживает».
А вот глава столичного департамента здравоохранения Леонид Печатников как человек государственный, комментируя позицию «ЧФ», удивления не скрывает. «Запретить не иметь детей мы не можем, — замечает он. – Мне, единственное, не понятно: кто будет кормить этих самых несостоявшихся родителей, когда они выйдут на пенсию. Ведь, по сути, это движение означает ликвидацию пенсионных фондов как таковых. Я уж не говорю о том, что «плодитесь и размножайтесь» — не моя цитата». Впрочем, добавил он, «не такой бурный, как хотелось бы, но рост рождаемости мы отмечаем».
Напомним, как ранее сообщала заммэра Москвы по социальной политике Людмила Швецова, в прошлом году в городе родилось 123 тыс. 638 малышей. В сравнении с показателями 1994-го, когда рождаемость составила 66 тыс., свежие цифры, согласно резюме заммэра, демонстрируют «очевидные успехи семейной политики последних лет». 66% горожанок, по данным столичного управления ЗАГС, становятся мамами до 30 лет, 34% - после.
К тем, кто этого делать не планирует, отношение в экспертной среде неоднозначное. Кто-то, как Татьяна Амвросимова, настроен либерально: «Каждый человек имеет полное право решать, хочет он ребенка или нет. И не важно, о мужчине мы говорим или о женщине. Если в одной картине мира женщина обязана хотеть ребенка, то в чьей-то картине мира этого может не быть».
Другие оценивают последователей идеологии «ЧФ» с позиции снисходительного скепсиса. «Пытаться совершенно серьезно спорить со сторонниками этого движения, наверное, бессмысленно, — полагает глава центра по изучению проблем народонаселения экономфака Московского университета Валерий Елизаров. – Повзрослеют — поймут, что были неправы».
«Дети – это и есть реальное бессмертие. Это я как атеист говорю: у меня другого бессмертия нет, — добавляет демограф. — Всегда будут люди, для которых дети — самая важность ценность, и всегда будут те, кто желает прожить жизнь для себя. Но надо не забывать о том, что и для них непременно наступит тот возрастной этап, когда все мы становимся уязвимыми и зависимыми от других, более молодых групп — от врачей, социальных работников, от тех, кто будет за нами ухаживать. Французский поэт Сент-Бев сказал правильную вещь: если квартира человека к 40 годам не заполняется детскими голосами — она заполняется кошмарами. Вот эти люди, активно ратующие за «чайлдфри», дождутся своих кошмаров».
Есть еще одна точка зрения – тесно связанная с либеральным эгоизмом: «Каждый имеет право на самовыражение. Россия – демократическое государство».
 Но объединяться в движение и популяризировать лозунг «страна без детей» — это, по меньшей мере, странно, — считает заместитель директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, главный детский психиатр Минздравсоцразвития РФ, профессор Евгений Макушкин. «Если вас интересует мое мнение как родителя, то это плохо. Как общественного деятеля – тоже плохо. Как представителя системы здравоохранения – еще хуже. Есть дети-сироты, есть дети, нуждающиеся в помощи, в проживании, в питании, в патронате. А наша молодежь закрывает на это глаза: мы свободны. Мне эта позиция кажется неясной, вычурной и даже незрелой».
Мягкое возражение. Лучше бы сказать – больной, шизофренической, смертоносной. Ведь самое объективное определение безумия – способность и сконность той или иной мысли уничтожать, вести к гибели своего носителя. 

Сергей ВЯЗОВ, специально для ЭиМ; 10 августа 2012

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ...

    ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ... Можно спорить о художественных достоинствах или философских идеях романа «Апологет» А. Леонидова, на днях опубликованного замечательным издательством «День Литературы»[1]. Об одном спорить не приходится: с такой стороны революцию и советский строй ещё никто не осмыслял! Ни сторонники, ни противники таким образом её не рассматривали, факт. Остальное – спорно. Как, в общем-то и должно быть с художественным произведением, главное требование к которому во все времена – свежесть и оригинальность. И это есть…

    Читать дальше
  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше
  • о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье

    о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье Василий Литвинов, священник Русской Православной Церкви, написал Открытое письмо к олигархам и всем деловым людям, всех людей считая братьями. Он просит все СМИ распространять это пастырское назидание, надеясь, что оно дойдёт до адресата. Будет принято или нет – другой вопрос. Но всегда лучше попытаться решить дело миром, пробудить в человеке человека – прежде чем суровая необходимость заставить уничтожить свирепых зверей. Вот что пишет о. Василий:

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..