Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Непонимание причин в "не ведают, что творят"

Непонимание причин в "не ведают, что творят" Люди живут плохо – не потому, что они хотят плохо жить. Готов с кем угодно спорить на что угодно – нет у людей желания жить плохо! Реальность есть, а желания – нет. Если бы люди могли жить, как им хочется – мы давно бы уже жили в земном раю. Но люди живут не так, как они хотят, а так, как у них получается. Качество жизни отражает умственные способности населения. Люди живут плохо – потому что не понимают причинно-следственной связи между своими действиями – и плачевным итогом. Людям кажется, что их поведение безупречно, их выбор и поступки всегда верны, а плачевный итог, разбивающий надежды – какие-то козни извне, победа врага – всемогущего и непостижимого в его мотивациях «всегда вреди».

Враг это сделал с нами! Как – мы не понимаем. Зачем – тоже не понимаем! И не пытаемся понять. Главное – что мы не сами с собой это сделали! Потому что мы совсем не такого хотели, совсем не об этой жизни мечтали!

Глупый человек не хочет жить плохо (ручаюсь!) – но это нежелание не спасает его жестокой реальности. 

Умные люди отговаривают глупого человека делать то, что он делает (пилить сук, на котором сидит) – но это тоже не спасает от жестоких цепей детерминизма, обусловленности следствия поступком.

Качество жизни прямо пропорционально длине цепочки понятых причин и следствий. Понимая, к каким результатам приведут его действия, человек строит свою жизнь по своей воле.

Не понимая, он оказывается заложником непонятных ему процессов, а все его действия, какими бы энергичными ни были – или ухудшают его положение, или, в лучшем случае, никак не влияют на его жизнь.

Учтённая неповторяемость отрицательного опыта.

Сознательная повторяемость положительного опыта.

В обоих случаях речь идёт о способности корректировать своё поведение в соответствии с памятью предыдущих опытов. В этом случае людям не приходится снова и снова начинать с ноля, снова и снова «изобретать велосипед».

Таким образом, именно через «протокол опыта» жизнь имеет начало и продолжение, развитие и смысл, а не стартует каждое утро с ноля, повторяя все ошибки предыдущего дня в прежней последовательности.

Но то, что мы назвали «протоколом опыта» - в обыденной речи называется «традицией», «культурой» и «образованием». Это, в сущности три разных формы протоколирования опыта:

1) Устный и народный (традиционные ценности)

2) Книжный и письменный (культурное наследие)

3) Личных исследований в контексте общих исследований (образование).

В первом случае опыт не имеет автора, он народный, фольклорный, и в буквальном смысле слова написан кровью ошибавшихся на протяжении многих поколений. Во втором – установлен тем или иным автором, и очень важно познакомиться с ним. В третьем – установлен лично в рамках участия в процессах познания.

Традиция, культура и образование – традиционные мишени для либеральных реформ и либеральных кругов. И неспроста, потому что сила этих кругов – в деградации человеческого разума, духа, и, как следствие, поведения. Как правило, всё перечисленное записывается в «предрассудки» и предлагается к выбрасыванию как «нудное» и «многа букф». «Предрассудком» оказывается даже отказ от употребления молодёжью наркотиков, не говоря уж о большем.

Попав в категорию «предрассудков», традиционные ценности, ценности письменной культуры и личная образованность удаляются из повседневного быта людей, что ведёт к озверению и оскотиниванию человека.

Главный признак этого – отсутствие всякой логической связи между желаниями, декларациями одичавшего человека и его действиями. Он совершенно не умеет составить «дорожную карту», «пошаговый маршрут» из своего положения в своё желание.

Вместо логически объяснимых действий предпринимаются действия магические, лишённые представления о причинности, выдумывающие и сочиняющие разные экзотические «причины» для достижения своих желаний (в науке такое поведение называется «карго-культ»).

Если не понимать связи причин и следствий, то тогда можно магически наделить любой поступок званием «причины» желательного итога.

+++

Если этого нет, то человек разучится делать любые полезные вещи, по причине сложности их изготовления, «зато» будет бурлить на майданах каждый год, снова и снова забывая об итогах предыдущей смуты.

Тот замкнутый круг животности, в который мы, по сути, и свалились в «ненастоящее» настоящее время…

Александр Леонидов; 4 марта 2021

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Подписка

Поиск по сайту

  • Литературные новинки - "старинки": "Певчий Кенарь"

    Литературные новинки - "старинки": "Певчий Кенарь" А вот вам экзотики, дорогой читатель! Наверняка знакомый вам разносторонний автор А. Леонидов (Филиппов) опубликовал в столице свою повесть "Певчий Кенарь". Повесть 1990-го года, она как бы от начала этого автора, на любителя: посмотреть, чем он начинал и с чего начинался как автор и публицист. "Мне кажется, что повесть не так проста" - пишет один из комментаторов - "как кажется на первый взгляд - с её линейным, бытовым почти лишённым приключений сюжетом. Существует символический план, который всё больше приоткрывается ближе к концу: порезать вены на гулянке, о банкетный стакан - согласитесь, совсем не то же самое, что в ванной...

    Читать дальше
  • Литературные новинки: "Числа" А. Леонидова

    Литературные новинки: "Числа" А. Леонидова Тому, кто уже знаком с творчеством нашего автора, будет небезынтересно прочитать его новое произведение - драматичное по сюжету, и философское по сути. Жанр его автор определил как "сентиментальный вестерн". Недавно книга выпущена в издательстве "День Литературы" в Москве. В книге мы встречаем прежнего Леонидова - человека, обеспокоенного судьбой цивилизации и человеческого Разума, но, вместе с тем, представляется, что автор "растёт", он говорит всё более ёмко и весомо, сочетает прошлые творческие успехи с совершенно новыми направлениями. "Вестернов" Леонидов доселе не писал, а суть эксперимента - посмотреть на русскую трагедию XXI века с неожиданной стороны, издалека, сопоставляя с заокеанскими реалиями. Книга получилась сложной, "просветительской", но, на наш взгляд - интересной для широкого круга читателей. Думающий человек не может не задаваться теми вопросами, которые, в меру своих сил, наш постоянный автор решает в своих "Числах"...

    Читать дальше
  • Дети, Крым, счастье, позитив...

    Дети, Крым, счастье, позитив... В нашей жизни очень много грустных новостей. И потому мы часто забываем, что кроме мрачной геополитики есть ещё и просто жизнь. Наши дети выходят в жизнь и занимаются творчеством, создают нехитрые истории о своём взрослении, создавая позитивные эмоции всякого, кто видит: жизнь продолжается! Канал без всякой политики, о замечательных и дружных детишках, об отдыхе в русском Крыму и не только - рекомендуется всем, кто устал от негатива и мечтает отдохнуть душой!

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения — Томас МАНН