Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Апрель
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

БЕЗГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И РЕВОЛЮЦИЯ

БЕЗГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И РЕВОЛЮЦИЯ ​Для любого разумного человека народное восстание может рассматриваться как средство или неизбежность, но не может оно рассматриваться как самоцель. Видеть самоцель в смуте – верх безответственности и морального помешательства. Именно поэтому мы упорно предупреждаем об угрозе подмены понятий: когда вместо РЕВОЛЮЦИИ массам подсунут НЕКРОЛЮЦИЮ. Некролюция – это слом старого мира без строительства нового: ломать не строить, обычно управляются быстро, после чего проваливаются на уровень… ниже предшествовавшего! Если власть свергается силой, не имеющей цивилизационной повестки, то итогом всегда является ухудшение и примитивизация жизни, какой бы плохой жизнь до некролюции не была. Ибо есть пределы роста – но нет пределов падению. Из любого «плохого» всегда есть шанс сделать худшее!

Революции в ОТЦ (Общей Теории Цивилизации) рассматриваются не как перелом, а как возобновление заглохшего движения. Они, подобно дефибриллятору[1], заводят остановившееся сердце прогресса. Помните, из фильмов:

-Мы теряем его! Разряд! Ещё разряд!

Тело дёргается от разряда тока – и, если медикам повезёт, остановившееся сердце снова обретает предусмотренный природой пульс. Это отношение изначально внесено в саму корнесловицу слова «РЕ*ВОЛЮЦИЯ»[2]. Ре*волюция – перезапуск (Re-*) некоей Voluntas[3]. С которой, очевидно, что-то страшное случилось, раз её приходится перезапускать «с толкача».

Ошибка многих в том, что революция (если она революция, а не пьяный погромный путч) не создаёт нового общества, а реставрирует вечное общество, которое до революции разрушено процессами гниения и деградации.

В рамках ОТЦ как норму мы видим непрерывный и преемственный процесс восхождения цивилизации. Он в целом соответствует своим отраслям и секторам: норма развития физики - есть накопление знаний по физике от Аристотеля до Алферова, норма развития литературы - составление единого свода от "Слова о полку Игореве" до современных романов. Сбои и переломы в непрерывном процессе восхождения цивилизации - это аномалии, патологии процесса. Когда пишут новые книги, в дополнение к старым, это нормально; а когда книги сжигают - это аномалия и патология общества.

У идеального вечного общества – вечные ценности, идеалы, вечное направление движения[4], если оно не испортилось. Потому о революциях уместно сказать словами Евангелия: «не здоровым нужен врач, но больным». Революция должна не переделать базовые основы общественной нравственности, а вернуть их на прежнее место, откуда они выпали (если они очевидным образом выпали). ВПРАВИТЬ ВЫВИХ - ЕСЛИ ВЫВИХ НАЛИЦО И НЕОПЕРАБЕЛЬНО НЕ ЛЕЧИТСЯ.

И потому, например, исторический большевизм говорит с массами о попранной справедливости, хорошо известной этим массам, хотя теоретически марксизм отказывается рассматривать революцию, как возрождение, реставрацию, и рассматривает её (без должных оснований) – как конструирование чего-то принципиально нового, противоположного прежним эпохам.

Это, мягко говоря, странно: если в прежние эпохи утверждалась любовь к детям, культ семьи – что же тут можно изменить? Призывать ненавидеть детей и отрицать семью?! Но это же безумие! Понятно, что революция говорит – «не нарушить закон я пришла, а исполнить».

Понимая это, мы поймём и качественное, фундаментальное отличие революции от её антипода с чертами близнеца, некролюции. Некролюция для Революции то же самое, что антихрист для Христа: внешне похожи, по сути – противоположны.

Примеры революционного действия мы можем найти в Евангелии, где они апеллируют к Ветхому завету. Как известно, Христос, «…сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня»[5]. Слова, которые вспомнили ученики Христа, записаны в Псалме 68:10 Ветхого Завета.

То есть: имеется прямое и очевидное революционное действие. Но оно вписано в традицию, восходящую к началу времён и истории. «Не нарушить пришёл, но исполнить», «Ревность по доме твоём снедает меня» - именно эти принципы делают революционера настоящим, и отделяют его от бесноватого левака.

Отметим, что действия Христа прямо-революционны. Именно поэтому иудеи и пристают к нему: «каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?». Если человек видит вопиющую несправедливость, неправду. И возмущается не только на словах, как «розовые» социал-демократы, а подняв «дубину народной войны»[6], как «красные» - то ведь он отталкивается от хорошо уже ему и окружающим знакомого представления о справедливости!

Если бы он не опирался на хорошо УЖЕ знакомую традицию – он был бы просто хулиганом, «безобразником, и никем больше» (как говорил Ф.М. Достоевский). Толстовская «дубина народной войны» поднимается во имя попранной справедливости, с детства знакомой борцам, а не просто так, от нечего делать! А если не так, если дубину подняли без ясных оснований в традиции – то перед нами разбойники, бандиты. Которых, конечно, тоже хватает в истории любой революции. И вопрос в том, что революция не может исчерпываться одним разбоем, что она – по сути – вовсе не в разрушении старого состоит, а в восстановлении попранной справедливости.

Если некоторые марксисты этого не понимают – то тем хуже для этих «некоторых марксистов». Ибо со своей «новой моралью» они выпадают из ОТЦ, из единства цивилизации и её движения вверх, прогресса. Нет никаких старой или новой морали, а есть мораль – и аморализм.

+++

Улучшить жизнь можно, лишь вернув обществу утраченные и растоптанные идеалы, а не придумывая новые. Ибо цель – сделать всё для человека, а не для таинственного мутанта, которого собираются произвести на месте человека. А человек – как феномен – УЖЕ состоялся. Это мутант может быть или не быть, а человек – есть. Раз есть человек (как вид), значит, есть и базовые установки оптимальности для его бытия (высшая справедливость). Верните человеку его родовые нормы – тогда честь вам и хвала. Иные пути – для мутантов и безумцев…



[1] Дефибриллятор — прибор, использующийся в медицине для электроимпульсной терапии нарушений сердечного ритма. Первая попытка завести остановившееся сердце электрическим ударом (дефибрилляция) начинается с 4000 В, при последующих попытках напряжение увеличивается до 5000—7000 В.

[2] Ре* - приставки возобновления (реконкиста, реванш, репост и т.п.), «волюция» - в латинском языке «воля», «движение» (отсюда «волюнтаризм», «деволюция», «эволюция и т.п.) Получается, в сочетании, в переводе на русский язык: РЕВОЛЮЦИЯ = ВОЗОБНОВЛЕНИЕ УГАСШЕЙ ВОЛИ. Воли кого? Чего? С нашей точки зрения – воли к прогрессу, к развитию цивилизации. Это дело было поручено власти, но власть сгнила, не справилась, стала непреодолимой преградой развитию – и потому, чтобы запустить остановившееся сердце цивилизации, применяется (в крайних и экстренных случаях, в условиях клинической смерти государства и народа, никак не ранее) - дефибриллятор по имени «революция».

[3] Voluntas – лат. «воля», может так же рассматриваться как «осознанное движение в определённой волей направлении».

[4] Суть вечного движения от пещер и дубин к Звёздам и атомным электростанциям – в возможности для каждого человека и исторической необходимости для человека вообще обрести космическое могущество в обладании самим собой и природным миром вокруг себя в органическом единстве с Вечностью.

[5] Ин 2:15-17

[6] Выражение Л.Н. Толстого.

Александр БЕРБЕРОВ, научный обозреватель; 18 марта 2019

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше
  • …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ…

    …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ… «Можно изображать становление национальной буржуазии» – говорит герой новой книги «Волки из пепла» Александра Леонидова – «А можно национальной интеллигенции… Но когда это в одном лице – то смешно получается». И действительно, получилось смешно. Но не в том смысле, что получилось плохо, а в том, что всё произведение пронизано тонким и психологическим юмором, включило в себя сочное богатство народного анекдота, именно язык, а не сюжет анекдотической (в хорошем смысле слова) речи. Если говорить о сюжете, то действительно, персонаж не солгал: основное содержание – становление в РФ национальной буржуазии и национальной интеллигенции. Они метафизически противопоставляются космополитам и компрадорам во власти и быдловатой, худшей части народной толпы.

    Читать дальше
  • В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ"

    В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ" ​Вот представьте, что вы – производитель сковородок. Конкурентов у вас нет: продуманный протекционизм вытеснил с рынка иностранные сковородки. При этом зарплаты и пенсии в стране растут. И при этом повышать цены запрещено. Людям куда деваться? Они идут и покупают ваши сковородки. Чужих они купить не могут: чужих с рынка удалили. Не покупать – зачем тогда деньги? Продать им дороже твёрдой цены вы не имеете права. Таким образом, перекрывая все сливы капиталов (за границу, в спекуляцию и др.) вы канализируете энергию производительного труда в рост производства. Ваше производство сковородок растёт, предложение расширяется. Вы обновляете производственные фонды, обеспечиваете занятость на рынке труда, ищите новые технические решения, придумываете новые виды продуции...

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..