Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Август
пн вт ср чт пт сб вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

ЗЛЫЕ ДЕЛА, ЗЛЫЕ МЫСЛИ…

ЗЛЫЕ ДЕЛА, ЗЛЫЕ МЫСЛИ… Одной из самых главных опасностей, с которой столкнулась современная цивилизация (как в России, так и на Западе, процесс идёт с разной скоростью, но в одном направлении) – это МЫСЛИТЕЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ДЕСТРУКЦИЯ. Причин этого процесса до конца никто пока (включая и меня) не понимает, но существующая версия об «окнах Овертона», управляемых и направляемых злыми силами, сплотившимися во вполне структурный, вполне оформленный заговор – меня, как социопатолога, не совсем устраивает.

Я отнюдь не отрицаю ВОЛИ ГРУПП, как ведущего фактора в общественной жизни. Однако я считаю упрощением рассматривать массы исключительно в роли «беспомощных жертв» злонамеренных группировок, узурпировавших власть. Масса всегда «соавтор» любого политического и бытового процесса, её нельзя ни возвысить, ни унизить – без её участия.

Поэтому мыслительно-поведенческая деструкция, прежде всего, связана не с управляемыми врагом «окнами Овертона», а с неконтролируемым спонтанным процессом развала КОЛЛЕКТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (КДА).

Что такое КДА? Это предваряющей действия людей договор о намерениях. Я против людоедов, ты против людоедов, он против людоедов – из этого вырастает выстроенное на нашем единстве МЫ. МЫ против людоедов (например). Это «Мы» - расшифровывая – есть коллективный договор о намерениях.

Суть КДА в данном случае – всякий, кто докажет, что он преследует людоедов – получает от нас помощь, поддержку и посильное содействие. Аналогичную роль имеет знамя в бою: в Средние Века по знамени ориентировались на поле сражения – где свои, где центр моей армии?

Коллективный договор о намерениях «упаковывается» в символику, простейший из символов – уже упомянутое знамя. В рамках КДА существует система паролей, оповещений, подтверждающих жестов и т.п. В итоге всей этом СИМВОЛИЗАЦИИ формируется СИМФОНИЯ, о которой любят говорить наши традиционалисты (симфония властей, соборность и т.п.)

Суть симфонии – в иерархии ценностей, подобной, но не тождественной иерархии власти.

В иерархии власти действует хорошо нам знакомое правило: «я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак». Рыночная экономика адаптировала это общеатеистическое правило так: «я богатый – ты дурак, ты богатый – я дурак»[1].

Конечно, вся эта «рыночная мудрость» социал-дарвинистского приспособленчества – вне-цивилизационна и анти-цивилизационна.

Она не просто паразитирует на цивилизации, но в окончательном виде попросту несовместима с цивилизацией. Восходит она к первобытным джунглям, к законам зоологического альфа-доминирования, о которых рекомендую почитать очень интересные книги целого ряда зоопсихологов[2].

Скажу уже как историк (по первому образованию): опасность «свалится в рынок» - вечно преследовала все мировые цивилизации, великие и не очень великие. Рыночная идеология, либерализм – константа угрозы для любой цивилизации.

Это связано с ЭНТРОПИЧЕСКИМ СВИЩОМ в психоанатомии человека, с тем, что пройденные и «снятые» примитивные стадии не исчезают, не испаряются, а ложатся на дно подсознания. Там они ждут своего часа, оттуда они периодически всплывают в смутные времена. Церковники говорят об этом так: «древние «боги»-демоны – жаждут крови».

Цивилизованное общество отличается от зоологического альфа-доминирования. Чем? Иерархией ценностей, символов, абстракций, которая не совпадает с иерархией власти. Цивилизация пытается поработить альфа-самцов – отсюда понятия «должность» (начальник должен подчинённым?!), «служба» (хозяин положения служит, а не господствует?!), «Отечество» (подчинение детей отцам есть подчинение живых похотей умершим авторитетам) и т.п. Сюда же относится и физически-немощная власть старейшин, аксакалов и др. Борьба с зоологическим альфа-доминированием (церковным языком говоря – «Гордыней, матерью грехов») – едва ли ни главное содержание истории цивилизаций.

Но тогда главной опорой цивилизации мы вынуждены будем считать КДА – тот договор о намерениях, который заранее (до всяких действий) согласовали члены общества. Коллективная двигательная активность:

1. Ведёт общество к намеченной коллективно цели.
2. Противостоит всем, кто коллективных намерений не разделяет (порой очень жёстко, доходя до убийства).
3. Формирует живую внутреннюю иерархию авторитетов, не совпадающую с политической, формальной[3].
4. Преобразует зоологическую энергию состязательности в полезную энергию созидания.

Всё это совершенно, совершенно очевидно, не пугайтесь кажущейся сложности текста!

Всякий, кто ходил куда-нибудь строем или колонной – понимает, что невозможно никуда двигаться всем – если каждый движется в свою сторону.

Точно так же и общество, потеряв сплочение в движении, никуда идти в принципе не может: ведь его члены пошли в разные, порой противоположные стороны!

Так же любой нормальный человек понимает – что ЦЕННОСТЕЙ, НЕ ЗАЩИЩАЕМЫХ ТЕРРОРОМ – ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Или что-то ценно – или брошено без охраны. По настоящему ценное без охраны не бросят.

Если вы не дерётесь с Некто за яблоко – значит, яблоко, для вас не ценность. Оно перейдёт к Некто «автоматом», а вы останетесь без яблока, которое, выходит, не больно-то и нужно вам было.

Человек, который никого ни за что не уничтожает – не имеет никаких идеалов, ценностей. Он, помимо всего прочего, ещё и не жилец на белом свете, поскольку собственных убийц он ведь тоже не уничтожает (по определению «никого ни за что»).

Далее, человек от природы СОСТЯЗАТЕЛЬНОЕ существо. Пока он жив – он обязательно будет соревноваться с себе подобными, в этом заключен азарт жизни, этим насыщена биологическая природа живого существа. И вопрос не в том, будет ли человек состязаться с другими. Вопрос в другом: какой именно предмет он выберет для состязаний?

Он захочет стать лучшим аскетом, чемпионом по недоеданию? Или лучшим бандитом, чемпионом по «крутости»? Или лучшим скрягой? Или наоборот, лучшим мотом? Он захочет быть первым в прорыве в Космос – или первым в числе мародёров, громящих магазин?

Поэтому мы и говорим, что важнейшая задача цивилизации – создать правила соревнований, перенаправить зоологическую энергию состязательность (в животном мире выражаемую формулой «я вам всем по шее дам!») – на созидание сложных, ажурных, антропогенных конструкций культуры и прогресса.

А что такое – создать условия соревнований, правила состязаний? Это как раз и есть коллективный договор о намерениях. В данной группе людей победителем следует считать за «это», а неудачником – за «то».

Отсюда – КДА, коллективная двигательная активность: раз направление 1 –намечено, 2 – утверждено, 3 – согласовано, то двигаться по нему более или менее плотной колонной единства.

+++

Мы начинали разговор с МЫСЛИТЕЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ДЕСТРУКЦИИ в современном обществе. Она порождает (как разные грани) – аномию[4], экзократию[5], деградацию (дегенерацию)[6], лудоманию[7] и другие довольно мрачные явления.

Но всё это – лишь разные стороны мыслительно-поведенческой деструкции членов общества.

Почему?

Согласитесь, интересный вопрос! Стабилизатором человеческой мысли, психики, как таковой, мешающей человеку пойти во всех смыслах вразнос – является ДОЛГ.

Естественно, речь идёт не о сумме, взятой с отдачей. Немного неудачно «ДОЛГОМ» люди назвали чувство сопричастности с иерархией ценностей.

Той самой, что, с одной стороны – противостоит произволу власти, но, с другой стороны, поддерживает насилие власти, если оно чуждо произвола и самодурства. Ещё раз: противостоит произволу, но не насилию, как таковому (пацифизм – похоронный продукт слабоумия).

Чувство долга – чувство сопричастности к единству многих.

На практике это сводится вот к чему: «мой долг – помогать тем, кто делает «А», «В», «С»… «N».

Обратите внимание: мы, как это принято в алгебре, не раскрываем, что скрывается под «А» или «С». Просто для цивилизованного человека в разных цивилизациях есть разный набор поступков, которым он должен помогать. Пока он это делает – он остаётся цивилизованным человеком в рамках своей цивилизации. Перестав это делать – он вступает в стадию мыслительно-поведенческой деструкции.

Такой развал социальной психики существенно отличен от зла, злодейства. Понятие «зло» возникает в противопоставлении четко и ясно выраженному «Добру». То есть всё тому же набору поведенческих ценностей, идеалов, эталонов.

Уберите Добро – исчезнет и сознательное, осмысленное злодейство. Паразитарное античеловечество, как паразит человечества, исчезнет вместе с человечеством. Если убрать и Добро и зло – останется то единственное, изначальное, из которого они выкристаллизовались в своё время. В церкви это нечто называют «Хаосом», «тьмой над бездной».

В науке это уместнее назвать БЕЗУМИЕМ. Невменяемость исключает разделение на добрых и злых. Но истоки невменяемости, как таковой – в крушении распознавательных механизмов общепринятых ценностей.

Зло, как и Добро – сгусток психоволи. А это – концентрация. В основе же хаоса лежит безволие, и это – обратный процесс, распыление.

Цивилизованное общество (и это легко проследить на страницах Всемирной Истории) возникает как Единство, вдохновляемое общей Целью, и в связи с этим вырабатывающее набор обязательной эрудированности (культуру).

Всякий человек знает что-то своё, но есть некий набор знаний, который обязаны знать все. Без него в ЭТОМ обществе будешь считаться маргиналом.

Набор обязательной эрудиции маркирует Единство, а Единство придаёт ему смысл.

+++

Вы видите, что это довольно сложные механизмы, не дающие человеку вести себя как скоту и зверю. У цивилизованного человека мыслительный процесс фильтруется, причем фильтруется как на входе, так и на выходе. Человек, оставаясь человеком, не думает о чем попало где попало. Как получаемую, так и излагаемую информацию человек разделяет на добрую и злую.

Это и препятствует мыслительно-поведенческой деструкции, с которой столкнулся XXI век в общепланетарном масштабе.

В православной традиции накоплен огромный опыт сортировки мыслей, старцами Православия описаны «мысли-прилоги» - т.е. инородные вкрапления в сознание, которые стремятся сперва угнездиться там, а потом толкнуть человека ко греху.

Если «Добротолюбие» - опыт многих веков святых отцов -переводить на язык современной науки, то получится вот что: злые (инородные культуре) мысли приходят или не приходят. Если они пришли – они отвергаются – или сохраняются. Если сохранены – они или сдерживаются внутри – или воплощаются в поведении. Так человек идёт от злой мысли к злому действию.

Поэтому первая стадия защиты цивилизации – отсекать мысли о зле на самом раннем этапе, в момент возникновения образа. Вторая стадия – если они проникли в сознание – блокировать и купировать их: воображать – но на практике не делать того, что воображаешь. Третья стадия защиты цивилизации – покаяние – т.е. возврат к совершенному поступку с меркой культуры.

+++

Теперь вообразите, какие чудовищные разрушения наносит в этом тонком механизме, отделяющем человека от мира зверства и скотства, либерализм современного образца!

Не одна деталь механизма, а сразу все тают в этой едкой кислоте. Исчезает синоним слова «точность» - Строгость. Всё становится расплывчатым и зыбким. Исчезают и Цель, и Единство, и Набор, ранее признававшийся необходимым каждому. Исчезают представления о Добре и зле. Отключены фильтры на входе в сознание, и отключены на выходе.

Тончайшая машина, веками и тысячелетиями формировавшая «человека культуры» из человекообразного био-материала – разваливается. Что в этом случае произойдёт?

Вы и сами прекрасно понимаете: вне Строгости (она же точность), вне жёстких рамок – человекообразный материал расползётся во все щели сбежавшей квашнёй, становясь всё менее человекообразным. Именно это мы и наблюдаем. Именно это и есть процесс мыслительно-поведенческой деструкции.

У культуры большая инерция. Многое ещё пока выглядит устойчивым.

Но, не остановив процесса разложения социопсихики, мы узнаем, что эта «кроличья нора» уходит очень и очень глубоко. Причем вниз.



[1] Отсюда и знаменитое американское «если ты такой умный, то почему тогда такой бедный?» Предполагается, что захват власти, денег является и самоценностью и единственной ценностью. Это пунктирно намечалось уже в советском обществе по мере его атеизации, и совсем уж жирной линией проступило в обществе пост-советском, в котором убеждение «деньги не пахнут» - едва ли ни единственная национальная идея рыночных наций.

[2] А кому лень читать узкоспециальные монографии – сразу озвучу то, что я у зоопсихологов понял: чем ближе человек к рыночным ценностям, тем больше в нём животного, зоологического, тем забавнее (даже так!) он дублирует поведение обезьян, крыс, бобров и т.п. Кстати отмечу, животно-зоологическое происхождение рыночной идеологии обеспечивает ей притягательность, соблазнительность, укоренённость в человеке.

[3] Отчего царь и вынужден был говорить про себя с Львом Толстым – «В России два царя».

[4] Т.е. ОСКОТИНИВАНИЕ, Полная неряшливость непредсказуемого поведения, отсутствие у человека норм, правил и принципов.

[5] Внешняя власть, т.е. господство чуждой, и даже враждебной, чужеродной для данного общества группы. В этой ситуации меньшинство побеждает своей сплочённостью рыхлое и аморфное большинство, что мы и называем феноменом «ЭКЗОКРАТИИ» - ВЛАСТИ ВНЕШНЕЙ, ЧУЖОЙ И ЭКЗОТИЧЕСКОЙ.

[6] Утрата личностью или коллективом ранее имевшихся у него возможностей, навыков, умений, знаний, способностей.

[7] В данном случае мы рассматриваем термин шире обычного его применения: ЛУДОМАНИЯ – КАК ЖАЖДА ИГРЫ и стремление к ИГРОВОМУ ПОВЕДЕНИЮ – поступкам, выдуманным без достаточного основания, без связи с реальностью, по внутренним правилам игры.

А. Леонидов-Филиппов.; 25 мая 2016

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше
  • о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье

    о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье Василий Литвинов, священник Русской Православной Церкви, написал Открытое письмо к олигархам и всем деловым людям, всех людей считая братьями. Он просит все СМИ распространять это пастырское назидание, надеясь, что оно дойдёт до адресата. Будет принято или нет – другой вопрос. Но всегда лучше попытаться решить дело миром, пробудить в человеке человека – прежде чем суровая необходимость заставить уничтожить свирепых зверей. Вот что пишет о. Василий:

    Читать дальше
  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..