Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Январь
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

​В. МАКЕЕВ. А ТАК ЖИТЬ МОЖНО?

​В. МАКЕЕВ. А ТАК ЖИТЬ МОЖНО? У меня неоднозначное отношение к Станиславу Сергеевичу Говорухину. Недавно маститый кинорежиссёр, снявший немало добротных, в том числе и противоречивых фильмов, а ныне крупный политический деятель от партии «Единая Россия» – депутат Государственной Думы и сопредседатель Центрального штаба Общероссийского Народного фронта заявил, что фильмов больше снимать не будет. По словам Говорухина, картина «Конец прекрасной эпохи», вышедшая в прокат в 2015 году, является его лучшей режиссерской работой. «Более того, я решил больше вообще ничего не снимать, потому, что мне кажется, что лучше уже не сделать», – цитирует Говорухина «Интерфакс».

Ну что ж, не будет – так не будет. Человек он пожилой, устал от творческих исканий, его право решать, чем заниматься дальше…

Я ещё не смотрел этот не слишком разрекламированный фильм, если сравнивать с голливудскими новинками, и решил не откладывать просмотра, даже не подозревая, что меня ждёт.

И что же я увидел. Фильм был снят по мотивам произведений Сергея Довлатова. С этим писателем, которого не печатали в СССР, но обласкали в США, куда он перебрался в 1978 году, ещё до перестройки, и где издавалось всё, что было способно опошлить нашу страну и наш народ, я был знаком лишь по повести «Заповедник», но и этого оказалось вполне достаточно.

Эту, весьма заурядную, повесть на примитивно-бытовые темы я заставил себя прочитать до конца, несмотря на множественные упоминания о евреях, что настораживало – зачем же так? и множество довольно-таки грязных, нецензурных слов и отвратительных сцен. Ну как ещё назвать описание полового акта подростка с нечистоплотной пожилой женщиной, напоившей мальчика, а после развратных с ним действий вдруг заявившей: «Гляди-ка, маленький, а ёбкий…».

Читать какое-либо другое произведение писателя-диссидента, ненавидевшего свою страну и её народ, что уже выражалось в унизительном описании простых людей с их ужасным и нарочито безграмотным языком – предел пошлейшего натурализма, недопустимого в настоящей литературе, уже не хотелось.

Да ну его, Довлатова, которого у нас теперь преподносят как непримиримого борца с советским режимом. Ставят наравне с другими почившими и ныне здравствующими «деятелями от культуры», которые продолжают бороться уже с современной Россией, в которой от прошлого социализма не осталось и следа. Остался лишь обманутый народ, которому пообещали по две «Волги», а не досталось ни шиша.

Вот и Кирилл Серебреников и Константин Райкин с их спектаклями, от которых отворачивается нормальный русский зритель, и Алексей Учитель с его «Матильдой», взбудоражившей православное сообщество, и прочие «деятели от культуры» и словоблуды – все они из таких современных борцов…

Но вернёмся к фильму Станислава Говорухина о конце «прекрасной эпохи», который вопреки его личным оценкам, никак не лучший и это подтвердит всякий, кто хоть раз посмотрел «Место встречи изменить нельзя» с Владимиром Высоцким в главной роли – талантливым актёром, который и сделал этот фильм поистине культовым.

События в фильме «Конец прекрасной эпохи», происходят в конце 60-х годов в Эстонии – самой прозападной республике СССР, разъедаемой уже тогда «либеральными ценностями», а каких-то четверть века до той «прекрасной эпохи» активно сотрудничавшей с гитлеровским нацизмом.

Сформировали профашистские власти оккупированной Эстонии из своего небольшого населения целую 20-ю дивизию Ваффен-СС, отличившуюся зверствами на Псковской земле и поголовным истреблением евреев, которых на территории Эстонии к 1942 году не осталось ни одного, о чём с радостью было доложено в Берлин.

Признаюсь, в последнем и «лучшем» по признанию маститого режиссёра фильме вдоволь насмотрелся на отвратительных чиновников, на пьянство, бытовую и сексуальную грязь, блуд комсомольских и иных работниц, так и не поняв, что же это за такая «прекрасная эпоха» и почему в названии фильма эти слова не были заключены в кавычки?

Станислав Сергеевич, неужели это и в самом деле ваш лучший фильм? Ну зачем же вам насквозь американизированный Довлатов, неужели же для вашего лучшего фильма не нашлось другого настоящего русского писателя?

Вспоминаю ваш головокружительный творческий путь, отмеченный фильмом «Так жить нельзя» (1990), созданном на финальной стадии перестройки, о которой в народе уже тогда поговаривали: «перестройка – перестрелка – перекличка…». Как же вас тогда хвалили за этот фильм либеральные СМИ и так называемые «прорабы перестройки»!

Теперь, спустя годы, сплошной негатив, к которому, к великому сожалению, вынуждены привыкать. И режут, и стреляют, и взрывают едва ли не повсюду. На Кавказе, в российских городах, и даже в школах. А на востоке Украины ежедневно бьют по жилым кварталам из миномётов, танков и тяжёлых орудий. Так что уже недалеко и до переклички…

В том уже далёком и подзабытом фильме был собран весь негатив последних лет существования СССР и не замечено ничего позитивного. Это и отсутствие терактов, отсутствие безработицы, отсутствие жуткой коррупции в верхних эшелонах власти (как пример Сердюков, Хорошавин, Реймер, Хризман, Улюкаев, а теперь и Серебреников). Не было и нищеты, как теперь у четверти населения страны при сверхбогатстве олигархов и жён губернаторов, ставших успешными бизнесвумен при покровительстве властных супругов. Не было рейдерских захватов предприятий, обманутых дольщиков, сексуального рабства, измывательства над стариками в частных домах престарелых и так далее, и тому подобное…

А чего только стоят современные вызывающие тяжёлые заболевания и даже смерть сфальсифицированные лекарства или продукты питания, о которых рассказывают на всех телевизионных каналах, однако по-прежнему практически ничего не меняется. Да и как бороться с оголтелой полукриминальной рыночной экономикой?

Всё хорошее, что у нас было до саботажа, вызванного перестройкой, которой руководили из «вашингтонского обкома», либо замалчивалось, либо охаивалось распоясавшимися на волне перестройки либеральными СМИ, разрушавшими Великую страну, о чём теперь говорят даже те, кто косвенно или прямо в том повинен, как о величайшей трагедии.

Потом была ваша кинолента «Россия, которую мы потеряли» (1992) – плач по разрушенной Российской империи, – которая тоже приветствовалась, но уже частью далеко не либеральной интеллигенции. В это время вы состояли в консервативной, правого толка Демократической партии России (ДПР) и после выборов 1993 года стали депутатом Государственной Думы. Но уже после октябрьского переворота 1993, совершённого под залпы танковых орудий по Верховному Совету Российской Федерации, возвестивших о наступающем времени «дикого капитализма» при абсолютном господстве олигархов, вы неожиданно написали книжку «Великая криминальная революция» (1993). Что это было? Прозрение или же нечто иное?

Помнится, в одной из телепередач на 1-м канале вместе с «телевизионным академиком», набиравшемся телеопыта на Западе, и мэром Москвы вы взяли да заявили: «Прежде богатствами страны владела лучшая часть общества, теперь – худшая, выросшая из криминала…».

Вот так и заявили, мэтр от политики и кино, введя в смущение многих известных персон, как в студии, так и вне её, и были правы.

За это вас уже не хвалили, а ругали те же СМИ, да и настоящего фильма о кровавых событиях осени 1993 года вам сделать так и не дали. Как бы то ни было, но вас после всего пережитого потянуло в стан лево-патриотической оппозиции правящему режиму. В 1996 году на выборах президента во втором туре вы поддержали кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова, который и одержал победу, что спустя годы признают едва ли не все, но тогда набравшиеся сил олигархи смены власти не допустили жёсточайшим давлением на победившего кандидата и его партию.

В 1999 году вы были избраны в Госдуму третьего созыва уже по спискам блока Лужкова – Примакова «Отечество – Вся Россия» – главного оппонента властной вертикали, а в марте 2000 года приняли участие в президентских выборах, на которых одержал победу Владимир Путин. Говорят, что от огорчения набрали менее 0,5% голосов избирателей. Оттого вы в сердцах и заявили: «Путин обязан своей победой рабской психологии народа: покажи ему нового царя, он за него и проголосует».

Но уже пять лет спустя вы окончательно порвали со всякого рода оппозициями и перешли на сторону власти, вступив в правящую партию «Единая Россия». Вы вновь вошли в Госдуму, но уже по списку «Единой России».

Такова разноступенчатая «политическая лестница» заслуженного мастера отечественного кино, продолжавшего снимать кинофильмы, среди которых можно отметить предельно жёсткий фильм «Weekend» (2011), в котором режиссёр уже обличает кровавые формы дичайшего капитализма, что не могло порадовать изголодавшегося по правде зрителя. Но вот ваша последняя работа – «Конец прекрасной эпохи». Что же, неужели всё насмарку? Неужели именно таким отвратительным, как его видел Довлатов, был социализм в нашей стране? Неужели лучше то, что у нас сейчас творится и что исправить крайне трудно, но жизненно необходимо во имя спасения страны?

Нет, Станислав Сергеевич, рано вы завершаете карьеру режиссёра. Хотелось бы вам посоветовать снять ещё один завершающий фильм с названием «А так жить можно?» и обязательно с вопросительным знаком.

В. Макеев

2 октября 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше
  • …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ…

    …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ… «Можно изображать становление национальной буржуазии» – говорит герой новой книги «Волки из пепла» Александра Леонидова – «А можно национальной интеллигенции… Но когда это в одном лице – то смешно получается». И действительно, получилось смешно. Но не в том смысле, что получилось плохо, а в том, что всё произведение пронизано тонким и психологическим юмором, включило в себя сочное богатство народного анекдота, именно язык, а не сюжет анекдотической (в хорошем смысле слова) речи. Если говорить о сюжете, то действительно, персонаж не солгал: основное содержание – становление в РФ национальной буржуазии и национальной интеллигенции. Они метафизически противопоставляются космополитам и компрадорам во власти и быдловатой, худшей части народной толпы.

    Читать дальше
  • В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ"

    В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ" ​Вот представьте, что вы – производитель сковородок. Конкурентов у вас нет: продуманный протекционизм вытеснил с рынка иностранные сковородки. При этом зарплаты и пенсии в стране растут. И при этом повышать цены запрещено. Людям куда деваться? Они идут и покупают ваши сковородки. Чужих они купить не могут: чужих с рынка удалили. Не покупать – зачем тогда деньги? Продать им дороже твёрдой цены вы не имеете права. Таким образом, перекрывая все сливы капиталов (за границу, в спекуляцию и др.) вы канализируете энергию производительного труда в рост производства. Ваше производство сковородок растёт, предложение расширяется. Вы обновляете производственные фонды, обеспечиваете занятость на рынке труда, ищите новые технические решения, придумываете новые виды продуции...

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..