Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Март
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

А.Леонидов: ОТ РЯЖЕНЫХ ДО ПАЛАЧЕЙ...

А.Леонидов: ОТ РЯЖЕНЫХ ДО ПАЛАЧЕЙ... ​Был у нашей компании в Уфе один такой знакомый «толкинутый» юноша. Он учился на химфаке БашГосУниверситета, а в свободное от учебы время шил себе средневековые одеяния, строгал из деревяшек мечи – и упоённо фехтовал с себе подобными. И вот как-то раз он говорит нам с Тимуром Витальевичем Савченко: «химфак очень трудный факультет, тяжело совмещать учёбу и игру». Мы обрадовались – вот, человек на глазах за ум берётся. А он и продолжает: «Пора уже бросить университет и заняться хоббитством по-настоящему…»

Он так и сделал. Потом я встречал его годы спустя. Он работал в какой-то строительной бригаде отделочников-«обделочников». И выглядел очень истощённым, исхудавшим до костей. Потом я совсем потерял его из виду, и не знаю, что с ним сталось…

Странная (но клянусь – совершенно правдивая) история с мальчиком, который решил бросить университет, чтобы «заняться хоббитством по-настоящему» постоянно приходит мне на память, когда я получаю новости с Украины.

Наверное, социопатологу необходимо провести линию между «толкинутыми» начала 90-х (безобидными, бегущими от жизни в фэнтези эскапистами) – и киевскими толпами выродков, не имеющих ни малейшего понятия о человеческом. Посев социопатий дал обильные всходы, пока цветочки – а впереди ягодки.

Выросло целое поколение (и одно ли?) социальных дегенератов, для которых вся цивилизация – банан, который кидает сверху в их загон хозяин в колониальном пробковом шлеме. Кинет хозяин технологии – будем пользоваться… А не кинет… Тогда по старинке, по-звериному…

Но нам нужно не сетовать по этому поводу, как бабушки на лавочке. Нам нужно понять природу и причины торжества НЕНАСТОЯЩНОСТИ: ситуации, в которой жизнь и игра меняются местами. Игра становится обязательной и кровавой, а жизнь – игнорируется, как чужая нелепая выдумка.

Ненастоящность – химеричность и патологическая надуманность – в украинизме нашли своё хрестоматийное, какое-то даже гомерическое разрешение.

Принцип «если чего-то нет, но его очень хочется, то оно как будто есть» - вообще шарахнул по человечеству в XXI веке из всех калибров, переделывая мужчин в женщин, а бумагу – в золото.

Поэтому дегенератов сегодня по всему миру много, и у всех народов их количество умножается не по дням, а по часам. Их и у нас хватает, о "чистоте рядов" говорить просто смешно...

Однако ценность Украины для социопатолога в том, что он должен пристально всматриваться именно в места наибольшего скопления, наибольшей концентрации дегенератов.

Чтобы, учась на ошибках конченных земель, остановить процесс распада человеческого в нас самих, в себе.

Объясню главное, как социопатолог. Цивилизация – это разделение труда при производстве Добра.

Поэтому у цивилизации есть несколько необходимых стадий:

1. Стадия самоопределения: что есть Добро, кто такие мы и где мы находимся. Определившееся – застывает и высекается на камне. Здесь возникает НЕСВОБОДА РОЛИ – человек перестаёт играть статусами, подобно тому, как повзрослевший ребёнок перестаёт воображать в игрушках живых существ и собеседников. Дикарь же играет статусами – именно как ребёнок[1]. Он не получает роль от общества, подчиняясь чувству долга, а выдумывает её себе сам, как дитя в игре.

2. Когда Добро ясно и недвусмысленно определено – его начинают делать (иначе, как вы понимаете, приступить к деланию невозможно). Каждый делает его сам – от фундамента до крыши, как умеет. Ориентируясь на образ Добра, записанный в священных скрижалях…

3. Постепенно люди в Цивилизации начинают разделять труд. Скрижаль на всех одна: проект Добра един. Разумнее и быстрее построить добро, разделив функции. Один будет делать для всех двери, а другой – для всех дверей шарниры… Так у цивилизованных людей возникают ОБЯЗАННОСТИ, В КОТОРЫХ ОНИ НЕ ВОЛЬНЫ: иначе они подведут смежников по строительству Добра.

Цивилизованные люди знают: КТО они, ЧТО строят, С КЕМ на паях, КОМУ И СКОЛЬКО ДОЛЖНЫ, КАК проверять любое новшество.

Это не игра, в которой можно «самому себя выдумать», напялив хоть адмиральскую, хоть генеральскую фуражку. Это – служба, где все роли – всерьёз и объективно расписаны.

Цивилизация – это сложный, и не зависящий от желаний, прихотей, капризов человека, от его симпатий и антипатий – подбор объективно-лучших средств для неизменных, высеченных на камне и в сердцах целей.

Тут нет такого слова – «не хочу», а есть такое слово – «надо».

Принцип целесообразности – чужд и враждебен животной эмоциональности. Из-за него приятное, но несообразное цели, цивилизованные люди отвергают, а неприятное, но сообразное – вынуждены принимать.

Например: хочется играть в футбол, но нужно писать доклад. А - очень хочется! Но - очень нужно! Что выберет человек: "хочется" или "нужно"? Это и есть водораздел между цивилизованностью и дикостью. Если все будут делать только то, что хочется (как советуют либералы) - то каменный век наступит необратимо...

Это любого человека утомляет, мучает. Всякий, кто ребёнка учил читать или таблице умножения – знает, сколько слёз прольёт эмоциональное маленькое существо, прежде чем начнёт наслаждаться счастьем чтения или счета…

И всякий знает, что если ребёнка не контролировать – он либо сразу навсегда сбежит из школы, либо будет ходить в неё с возрастающей редкостью, год от года всё меньше и меньше.

Именно поэтому ИЗБАЛОВАННОСТЬ – ВРАГ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ. Она (избалованность) – делает человека животным, заменяющим эмоциональной привязанностью чувство целесообразности и чувство долга.

Формула поведения живого существа вне цивилизации тоже известна: буйство бессвязных эмоций на куче случайно стащенных под себя вещей.

Если набор вещей достаточен для выживания – существо выживает. Если недостаточен – то умирает. Но в любом случае неизменным остаётся принцип случайного доступа к вещам.

Обезьяна шла по джунглям, случайно наткнулась на банан, съела и выжила.

Случайно наткнулась на много бананов… Или – в другом случае – не наткнулась ни на что съедобное…

Игра случая – отражающаяся в бессвязной игре эмоций: радости, печали, наслаждения, страха, влечения - и т.п.

Цивилизация принимает реальность - чтобы ПЕРЕДЕЛАТЬ. По настоящему переделать, объективно - а не в воспалённых фантазиях. Раз так, то она обязана практикой проверять соответствие средств – целям.

Если порошок не лечит болезни – значит, это не лекарство. Отсюда и традиции рационализма, и закон достаточного основания в логике, как, впрочем, и сама логика: у нас есть цели, для их достижения нужны средства, средства нужно проверить на пригодность и т.п.

Всё это может быть подменено (и подменяется) переносом преобразования реальности из внешнего мира во внутренний, психический мир. Когда вместо производства реальных перемен - производятся фантазии, миражи и галлюцинации.

При этом внешне Реальность не меняется - но она меняется в восприятии человека. Мир дикаря снаружи примитивен, но с точки зрения выдумок и фантазий - причудлив, сложен, оригинален.

У дикаря - вне цивилизации - реальность не делается. Дикарь не понимает реальности, не знает, как к ней подступиться, не понимает связи последствий с причинами, принимает случайное совпадение - за основание, и т.п.

Например, человек с психикой примитивного дикаря (вторичный социальный дегрод) - "перемещается" в "Эуропу" не путём воспроизведения европейской реальности (из камня, металла, пластика и т.п.) - а путём магических скачков, ритуальных прыжков, "радений" на площадях.

Он не умеет разобрать - из каких элементов собрана реальная "Эуропа" - точно так же, как австралийский абориген не понимал, что корабль англичан собран из дерева, железа, стекла, парусины и т.п. Обретение "Эуропы" воспринимается не как технологический процесс, а как некое "схождение благодати". Благодать - она ведь и на идиотов может сойти, а вот технологию идиоты не осилят...

Реальность дикаря – ДАР окружающей среды существу. Он благой или опасный, счастливый или убийственный - но ДАР.

Поэтому у дикаря нет никакой необходимости сопрягать эмоции с объективной реальностью.

Хочется не подчинятся, а господствовать – выдумывают себе «страну».

И пусть достаточного основания для её существования нет, пусть она будет убивать собой население и служить ужасом, притчей и посмешищем для народов – зато дикари, играющие в «правительство» и «парламентариев» вдоволь насладятся независимой ролью.

Один мой знакомый, пожилой военный - был в советское время с миссией в республике островов Зелёного Мыса. По моде времени эта республика возникла волей амбициозных проходимцев, и её "президент" предлагал советскому спецу остаться на должности главного военного советника. Тот возразил: какое же вы государство, у вас нет даже собственных источников пресной воды, возите воду с материка! А туда же: "суверенные, независимые"... На что негр-"президент" вполне резонно возразил: "Ты не волнуйся, президенту и его советнику пресной воды хватит!" Такова вот логика: пусть все с голоду подохнут, лишь бы несколько горилл в альфа-доминирование наигрались досыта!

И так во всём: правила игры важнее объективной реальности. Не получается добиться успеха в большой, настоящей нации, не хватает ума и культуры, чтобы ТАМ блистать? Так выдумаем маленькую нацию, собственную – и будем блистать звёздами первой величины…

+++

Конечно, в рамках цивилизованного общества такое игровое мифотворчество невозможно: там оно и постыдно, и наказуемо, и доведёт в итоге до тюрьмы или психушки.

Если я выряжусь генералом, увешаю грудь орденами и в таком виде пойду по улице, то меня остановят сотрудники правопорядка, проверят документы – и отправят в итоге сами знаете куда. Если я напокупаю себе дипломов в подземном переходе, и с этой «липой» пойду трудоустраиваться – велик риск «сесть» по статье «подделка документов»…

Такого рода отношение к «липачам» и «социальному фентези» - неотъемлемая и необходимая часть ЦИВИЛИЗАЦИИ. Кризис цивилизации как раз и проявляется ярче всего в наши дни – в ослаблении ролевого контроля.

Кроме подлинника и «липы» появляется и расширяется огромная серая зона «негосударственных аккредитаций» - когда генеральские погоны, дипломы ВУЗов, должности и звания – вроде бы не совсем фальшивые – но очевидным образом не совсем настоящие.

И страны – такие, как Украина – не сказать, что совсем уж выдуманные, но видно ведь – что не подлинные. Это – игра эмоций и патологической фантазии, обернувшаяся полным вытеснением объективной реальности из игрового пространства. То есть для тех, кто в игре – реальности не существует, а правила игры – единственное, что считается реалистичным.

Это как если бы наши предки сказали: «хотим считать пещерного медведя сусликом! Хотим и всё! А если он кого-нибудь загрызёт – не будем верить глазам своим – потому что суслики для человека безопасны, а мы ХОТИМ видеть в медведе суслика!!!»

Хочет вот Надя Савченко «служить народу Украины». Орёт об этом так, что уши закладывает (кто видел церемонию её награждения). И наплевать ей, что нет такого народа. Она давно и прочно выпала из реальности.

Если потакать психопаткам вроде Надии Савченко, не лечить их электрошоком или чем там у психиатров принято лечить навязчивые психозы – то это обернётся большой кровью.

Заигравшийся хоббит Надя будет снова и снова убивать, как в компьютерной игре, потому что её «понарошку» слишком далеко зашло. Но это – ещё не вся беда.

Террор был, есть и будет – пока существует человеческое общество. Главное – чтобы террор не становился бессмысленным, не вырождался в игру по придуманным, далёким от реальности правилам[2]. Чтобы террором во имя своих больных фантазий не занимались бы украинцы, хоббиты, эльфы, орки и прочие сказочные существа, подселившиеся в душу живых носителей.

Потакание ролевым фантазиям полоумных – верный путь к развалу всей архитектуры цивилизации, к демонтажу её конструкций и провалу в дикий, первобытный, зоологический мир отношений и практик.

Цивилизации – угрожает вольность выбора человека. Когда в современном мире нет целей – нет и поиска средств. Вместо представления объективной реальности – жизнь представляется игрой, в которой существо (пока не погибло) – само себе выдумывает правила «квеста». Это – СВОБОДА РЕАКЦИИ, то есть произвол реагирования на внешние вызовы.

«Хочу воображать себя летающим»… Разбежался, со скалы прыгнул – пока донизу не долетел, «твой мир – твои правила». Игра – такая штука, всё «понарошку». Можешь воображать себя кем угодно, где угодно, когда угодно, и ничего проверять на соответствие объективной реальности не требуется.

И в итоге всякие сумасшедшие служат «народу Украины», нимало не смущаясь отсутствием предмета служения. И не задавая напрашивающихся вопросов: а почему не полянам, древлянам, уличам, тиверцам? Почему не легендарным белым хорватам?! Почему не «народу Скифии»? И не «народу Швамбрании»?

И вообще – есть ли какие-то ограничения адекватности в свободе выбора?

В нашем понимании, например, народ – это объективный фактор происхождения и состава крови, геном.

А у Толкиена народы висели на кончике пера… Но он хотя бы признавался, что пишет фантастику.

А современные «липачи» пишут истории про эльфов и гномов в виде конституций и хартий. И это, на мой взгляд, как социопатолога – очень далеко зашедшая, и изначально нездоровая игра…



[1] Например, когда в степи и горы к отсталым племенам советская власть принесла понятия «партком», «кафедра», «академик» - то местные туземцы охотно примеряли их на себя, стремясь получить их, как красивую игрушку, и категорически не понимая, что за ними стоят долг, обязанность, необходимые основания и т.п.

[2] Есть такая пионерская «страшилка у костра», я её в детстве слушал: мол, играли мальчики в войну, и бегали по заброшенному дому с игрушечными пистолетиками: «пиу-пиу». И приходит к ним какая-то странная девочка, говорит – возьмите и меня поиграть. Мальчишки её взяли в игру, а у неё пистолет оказался НАСТОЯЩИМ! Это уже не «пиу-пиу», не игровое «ты убит», а бегство от настоящего убийцы…

А. Леонидов-Филиппов.; 30 мая 2016

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше
  • …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ…

    …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ… «Можно изображать становление национальной буржуазии» – говорит герой новой книги «Волки из пепла» Александра Леонидова – «А можно национальной интеллигенции… Но когда это в одном лице – то смешно получается». И действительно, получилось смешно. Но не в том смысле, что получилось плохо, а в том, что всё произведение пронизано тонким и психологическим юмором, включило в себя сочное богатство народного анекдота, именно язык, а не сюжет анекдотической (в хорошем смысле слова) речи. Если говорить о сюжете, то действительно, персонаж не солгал: основное содержание – становление в РФ национальной буржуазии и национальной интеллигенции. Они метафизически противопоставляются космополитам и компрадорам во власти и быдловатой, худшей части народной толпы.

    Читать дальше
  • В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ"

    В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ" ​Вот представьте, что вы – производитель сковородок. Конкурентов у вас нет: продуманный протекционизм вытеснил с рынка иностранные сковородки. При этом зарплаты и пенсии в стране растут. И при этом повышать цены запрещено. Людям куда деваться? Они идут и покупают ваши сковородки. Чужих они купить не могут: чужих с рынка удалили. Не покупать – зачем тогда деньги? Продать им дороже твёрдой цены вы не имеете права. Таким образом, перекрывая все сливы капиталов (за границу, в спекуляцию и др.) вы канализируете энергию производительного труда в рост производства. Ваше производство сковородок растёт, предложение расширяется. Вы обновляете производственные фонды, обеспечиваете занятость на рынке труда, ищите новые технические решения, придумываете новые виды продуции...

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..