Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Август
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

​НА КОРАБЛЕ ИЗ ВРЕМЕНИ В ВЕЧНОСТЬ

​НА КОРАБЛЕ ИЗ ВРЕМЕНИ В ВЕЧНОСТЬ В издательстве «Мир Печати» в рамках книгоиздательских проектов УЛИСС[1] вышла замечательная книга на все времена – том избранных произведений Ренарта Глюсовича Шарипова[2]. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: золотоискатель Шарипов собирал уральские самородки для этого ларца, сама обложка которого напоминает тёмную полировку старинных шкатулок, многие годы. А можно сказать – и всю жизнь. Трудную, и далеко не гладкую. И собранное не только сверкает драгоценными гранями; оно омыто кровью сердца талантливого автора, оно поистине плод, как сказал поэт – «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет»…

Книга состоит из двух частей, одна из которых вмешает в себя сагу о Великой Степи, предания и легенды, причудливые фантастические образы далёких предков. Сага поёт устами старого гунна, воет волками, жжёт нас огненными глазами ифрита.

Все истории одновременно и фольклорны, традиционны, и в то же время осовременены, синхронизированы с духом и восприятием современного читателя. Это большая, самобытная и яркая школа фентези, связанная с именем Ренарта Шарипова. Все истории отличаются ярким национальным колоритом, тонким юмором, живым, острым языком и рассказывают о быте и представлениях, мечтах и чаяниях, фантазиях и образах кочевников великой степи далёких эпох.

Вообще все произведения Шарипова (а ему все жанры покорны) - отличаются прекрасным слогом, проработанными мирами, запоминающимися персонажами и фирменным особым стилем. И соединённая Сага совмещает в себе все эти достоинства автора, показывает в концентрированном виде невиданные для постсоветских писателей уровень мастерства.

Чередой проходят перед нами эпические, героические, мрачные и жестокие приключения в магических мирах. Сага читается на одном дыхании от начала и до конца. Как живые, предстают персонажи, их образы выпуклы, в них веришь, и переживаешь их проблемы и их радости. К тому же все очень тонко и с юмором. Это – книга на века: ее надо именно читать, а не просто пробегать глазами в поисках привычных штампов, которых, кстати сказать, в этом образце высокостильного фентези и не будет.

Это темное, жестокое, эпическое и брутальное неосказительство пронизывает душу читателя и берет за живое. Давно уже не припомню, чтобы так рвала сердце книга темного эпического фэнтези? Демоны и могущественные артефакты, сама Вселенная Шарипова захватывает воображение, пугает и будоражит сознание. Все истории «Саги» достойны находится в лучших представителях нового поколения фэнтези произведений.

Любая из них содержит тонны афоризмов, которые впору записывать и цитировать. Но вместе с тем Шарипов не учит читателя жизни, а просто передает мудрость жизни через призму понятных и живых главных героев.

Вторая часть «Избранного» ошеломляющим маневром переносит нас из седого прошлого во вчерашний день. Обозначена она как «Сага о России» и снова демонстрирует мастерство маститого литератора, но уже на совершенно ином материале. Это правдивые и горькие, полные осколков разбитой романтики картины пережитого нашим поколением в последние годы. Трагедия эпохи, трагедия судеб, и вера – вопреки всему – в лучшее завтра, которой дышит каждая строка.


«Демоны грядущего», «Сказка об Ущербной чашке», «Почка», «Уфа семидесятых» - это произведения разных лет, разных жанров, но парадоксально они сходятся в одном, даже художественная и документальная проза: в точке ответственного, напряжённого нерва современника.

А ещё - в протяжном стоне упавшей в мрачный погреб и сломавшей там обе ноги добродетели, которой нас учили в наших светлых и радостных школах былого, обрушившегося мира. Мира, в котором мы наивно думали, что с нами ничего плохого не может случиться – и в котором именно потому с нами случилось всё плохое…

Шарипов – не судья, он – пострадавший, он истец на суде истории. Его страстность оправдана его личной вовлечённостью в описываемое, сопереживание и персонажам, и предметам документалистики.

Такие разные истории, такие разные герои, такой разный посыл каждой повести или рассказа, но их объединяет одно: желание помочь читателю стать добрее, милосерднее, сочувственнее и внимательнее к другим.

На фото: писатели Р.Шарипов и С.Лукьяненко

Произведения заставляют задуматься о месте и роли каждого элемента в живой системе мира, об осознании понятия меры ответственности, как следствия свободы воли выбора, о встрече с осознанием «побочных эффектов» представления о собственном превосходстве или всемогуществе.

В книге Ренарта Шарипова показана жестокая правда смутных дней. Он изобразил жизнь такой, как она есть, без идеологических ярлыков. Оттого его шедевры обречены, я полагаю, быть популярны во все времена. Проходит жизнь человеческая, уходит эпоха, забываются её страсти. Книги же эпохи остаются людям таинственного грядущего, словно драгоценные камни со дна ушедших морей.

Всё проходит: остаётся только книга. И это особенно остро чувствуешь, когда вчитываешься в проникновенные строки «Саги старого гунна». Маленький кораблик с логотипа «УЛИССа» отплыл из гавани времени в 2018 году, и сквозь шторма смутного времени держит курс на Вечность. Пожелаем же ему достичь заветной гавани!



[1] Уфимское литературное созидательное содружество (УЛИСС) было создано в 2012 году по инициативе членов творческого объединения "Арт-артель" и инициативной группой из русскоязычной секции Союза Писателей Республики Башкортостан. В него вошли свободные творческие люди из разных литературных и культурных течений - писатели, поэты, музыканты, художники - все те, кому небезразлична судьба духовной культуры города Уфы и кто решил что дело возрождения и созидания зависит только от них

[2] Ренарт Шарипов, творческий псевдоним – Ральф Шеппард и другие. Родился в Уфе 14 ноября 1972 г. После окончания средней школы, в начале 90-х годов проходил обучение на историческом факультете Башкирского государственного университета. Окончил БашГУ в 1995-м. Дипломированный историк, преподаватель истории. Окончил аспирантуру, кандидат философских наук. Поэт. Писатель. Публицист. Основатель направления «тюрско-башкирское фэнтези». В 2003–2005 гг. – главный редактор и издатель литературного альманаха «Универсум». Автор ряда романов, самые известные из которых: «Конан и Зло Валузии» (С-Пб, Северо-запад, 1997), «Меч Урала» (Уфа, Гилем, 2000), многих повестей и рассказов. Председатель творческого объединения УЛИСС.

Александр Леонидов; 10 октября 2018

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ​Самозамкнутость и Традиция

    ​Самозамкнутость и Традиция В детских книжках, которые я очень любил в детстве, поучительные картинки всегда изображали очень кучно и динозавров и электроны атома. В реальной жизни динозавры не смогли бы жить так близко друг от друга, а электрон далёк от ядра атома так же, как булавочная головка на последнем ряду гигантского стадиона была бы далека от теннисного мячика в центре стадиона. Но нарисовать так в книжке нельзя – потому рисуют кучно, сбивая масштабы. Та же беда случается всегда и с историей цивилизации. Оглядывая её ретроспективно, из неё сливают огромные пустоты разреженного протяжения, оставляя близко-близко друг от друга значимые факты духовного развития.

    Читать дальше
  • "...СМЫЧКАМИ СТРАДАНИЙ НА СКРИПКАХ ВРЕМЁН..."

    "...СМЫЧКАМИ СТРАДАНИЙ НА СКРИПКАХ ВРЕМЁН..." Московское издание полной версии романа А.Леонидова "Иго Человеческое" - не оставит равнодушным никого, кто думает о судьбе Отечества, да и просто об устройстве человеческой жизни. В остросюжетной форме исторического повествования автор ставит самые глубинные и "проклятые" вопросы, на которые бесстрашно, порой, может быть, опрометчиво - даёт ответы. Спорить с автором в данном случае ничуть не менее полезно, чем соглашаться: произведение ВЗРОСЛИТ, независимо от отношения читателя к заявленным идеологемам.

    Читать дальше
  • ​«Легенда о Китеже» и западная советология

    ​«Легенда о Китеже» и западная советология Чтобы понять, о чём речь, предлагаю сперва рассмотреть условную, умозрительную модель, которую пока не привязываю ни ко времени, ни к географическому месту. Модель начинается словом «Допустим». Просто допустим, что есть система, в которой житейские доходы человека неопределённые. В силу неопределённости (обозначаемой алгебраическим «х») они могут быть любыми. Есть вероятность любого значения «х». «Х» может быть равен 0, 1, 2, 5, 100 и т.п. Личные доходы человека не ограничены ни сверху, ни снизу. Они строго индивидуальны: могут быть сколь угодно большими, а могут и вообще отсутствовать (=0).

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..