Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Модель отчуждения и "надежда на заграницу"

Модель отчуждения и "надежда на заграницу" Я пытаюсь понять, пусть и запоздало, но лучше поздно, чем никогда: откуда вообще появилась эта странная мысль в головах людей, что Запад поможет нам обустроить жизнь, наладить экономику, пришлёт советников, которые организуют у нас высокий уровень, и т.п. Ну вот откуда?! А ведь эта мысль имеет место, и у многих, и устойчиво, уже больше 30 лет вожделеющих ожиданий… «У них хорошо, и они у нас сделают хорошо, как у себя»! Кто это первый придумал, с какого перепою и почему?! Я даже не берусь разбирать вопроса – действительно ли у них хорошо? Большие сомнения, но допустим… Почему они нам-то помогут до своего уровня добраться?! Своими руками конкурента себе слепят?!

И я понял, что наше доморощенное западничество – гибрид между впечатлениями туриста и советским целеполаганием, совместившимся в голове! Гибрид уродливый, противоестественный, и мертворожденный. Вы побывали в гостях в чужом доме, ахнули роскоши – и вбили себе в голову, что хозяин этого дома спит и видит, мечтает вам точно такой же построить…

Что советского в нашем антисоветизме? Взращенная в СССР с молоком матери идея об организации жизни всех людей, всего общества и всех народов. «Совет Экономической Взаимопомощи».

Социализм и капитализм завлекают вкусняшками. И в этом их общий корень, кстати говоря, равно отсечённый от глубинной метафизики, мистических глубин бытия. Вкусняшка – она и есть вкусняшка, нечто материальное и потребительское, это не церковная утварь, а ширпотреб.

Но, поскольку социализм адресован абстрактному мышлению, способному обобщать идеи, понятия, строить сложные обобщения, опознавать подобия – то он говорит:

-Вот такая вкусняшка у вас будет!

Капитализм более примитивен, он – с точки зрения теории познания – на широкие обобщения неспособен. Он близок к зоопсихологии. И потому он завлекает без абстрактного расширения:

-Вот такая вкусняшка у тебя будет!

То есть социализм испекает опытный сладкий калач с прицелом в те или иные сроки этот калач растиражировать на всех (у вас будет).

А капитализму это не нужно, это кажется нелепым и крайне расточительным. Самому себе калач – рупь, а если миллиону людей по калачу, так это ж миллион рублей надо, убытки-то какие, убытки!

А поскольку локалисту нужен один калач, больше он не съест – то он и ограничивается выпеканием калача для себя. Без какого-то расширительного и обобщающего продолжения-тиражирования.

У капитализма и человеческого вида коренное противоречие в том, что у человечества, конечно, есть общие для всех людей проблемы. А у капитализм общих проблем вида нет.

В нём любая проблема – «твоя проблема», она не получает статуса общественной.

Если тебе не хватает сосисок в СССР – то это общественная проблема, порождающая общегосударственную «Продовольственную программу».

А если тебе не хватает мяса в Боливии или Перу, или в Англии (где такое тоже часто случается) – то это не выходит на политический уровень, и никого, кроме тебя не беспокоит. Принято считать, что кто достоин мяса – тот его получает достаточно. А кто не получает – сам виноват. Солидное западное СМИ «Die Welt»(ФРГ) сообщает, что «греческие школьники падают в обморок от голода» - но кроме родственников этих школьников их проблемы никого не беспокоят.

Вкусняшки не тиражируются во всеобщий доступ: они при капитализме эксклюзив. Оттого, что у тебя они есть – вовсе не факт, что у других появятся. И наоборот.

У людей, разделённых взаимоистребительной конкурентной борьбой за «место под солнцем» нет общих проблем: беда покупателя – радость для продавца, а беда продавца – успех покупателя.

Именно поэтому рыночная экономика и бессильна решать глобальные проблемы, какими бы они ни были: от экологической до проблемы голода. Здесь каждый сам за себя. И монополизация ничего не меняет: нет конкуренции производителей, но есть конкуренция за место внутри монополии. Общего же дела нет: моё не твоё, твоё не моё. От тебя убыло, ко мне прибыло, тебя назначили – меня обошли и т.п.

+++

Понимая, что западный образ жизни – это погоня за личным успехом («американская мечта») – мы понимаем и то, насколько абсурдны и нелепы влажные мечты западников о Западе как жизнеустроителе. Организаторе и вдохновителе лучшей жизни для кого-то, кроме него самого (да и сам он отнюдь не монолит, то есть для кого-то в нём, правильнее говорить).

Козёл, конечно, с удовольствием посетит огород с капустой, но ведь не для занятий огородничеством! Медведь очень любит мёд, лезет на пасеку – но ведь не для пчеловодства!

Цель западного человека, выпестованного рыночной экономикой – воспользоваться ситуацией. Той или иной. В режиме приспособления к реальности. То есть найти слабое место у собеседника по любому диалогу и обыграть его, обвести вокруг пальца. Чтобы в одном месте убыло, а в другом прибыло. Догадайтесь, в каких?

+++

Естественно, богатый сосед не станет строить вам дом – копию собственного, хотя бы потому, что его собственный дом (в единственном экземпляре) к нему не с неба упал и не просто так возник. Богатый дом – продукт хищений, и остаётся только установить – откуда? Кто остался на Земле бездомным ради второго этажа вашего соседа, а кто – ради третьего? И не вы ли тот «спонсор», за счёт которого, сжевав ему судьбу, сосед роскошествует?

Если богатый сосед вздумает всем выстроить такие же дома, как у себя, то никакого богатства не хватит. Когда кусочек масла размазывают по широкому ломтю – слой масла всё тоньше и тоньше – разве вы с этим никогда не сталкивались?!

Поэтому никому в Эквадоре или в Португалии и в голову не пришла бы странная мысль, что США или ещё кто-то помогут им обустроить жизнь! В Эквадоре все прекрасно понимают, зачем США приходят к ним, ставят очередную хунту. «Было ваше – стало наше» - закон рыночного «захватного права». А если вы отбились – и ваше осталось вашим? Тогда нашего меньше, мы беднее, у нас «упущенная прибыль». Чем дороже Эквадор отпускает свои бананы – тем ниже прибыль корпорации «Юнайтер фруит», продающих их в США и Европе.

Поэтому идеальная ситуация для ЮФ – чтобы бананы вообще забирать бесплатно. Например, как проценты от какого-то давно украденного местной хунтой кредита…

В формуле Х-Y < Z величина Х приближается к Z по мере уменьшения Y. И если Y = 0, то Х = Z, то есть текущее равно максимально возможному.

Если вам бананы или завод во время приватизации достались бесплатно, то ваша личная прибыль равна выручке при сбыте. А если пришлось что-то заплатить поставщикам, подрядчикам – то ваша личная прибыль снизилась относительно суммы общей выручки. Чем дороже какао или картофель оптом – тем меньше прибыли при торговле им в розницу, чего тут непонятного?!

Ведь именно для этого богатым корпорациям и нужен почти бесплатный каторжный детский труд в Азии! Или вы думаете, они просто так, из садизма, от нечего делать, косоглазых детишек мучают на конвейерах?!

Недаром же Стивен Кинг в одном из недавних романов пишет: «Кукла… чего… я мог ожидать от тряпок, засунутых в розовое тело каким-нибудь несчастным ребенком, которого заставляли трудиться и нещадно эксплуатировали где-то в Камбодже или в гребаном Уругвае».

Именно там делают куклы, которые потом продают американцам, и чем хуже дела ТАМ – тем доступнее куклы американскому покупателю и тем выше прибыль их американского продавца.

+++

Наш западник, контуженный советским коллективизмом, совершенно превратно и извращённо понятым, именно в силу советской ментальности понимает чужое богатство как обещание собственного. А простейшей, первоклашковой формулки Х-Y < Z – не понимает.

Не понимает того, что западному человеку обустраивать чужую жизнь, в первую очередь, опасно (растишь конкурента), а во вторых – попросту неэкономно, невыгодно. Рост уровня жизни у соседа делает его услуги дороже, а его спесь и гонор – выше.

Ему не только приходится больше платить, но он ещё и менее покорен, менее управляем. Голодный за краюху хлеба перед тобой будет на голове ходить, а с сытым такой фокус не проделаешь…

Дело не только в том, что ребёнок в Уругвае, перестав быть несчастным и обездоленным, потребует плату выше за набивку кукол. Дело ещё и в том, что ребёнок, перестав быть обездоленным, вообще перестанет набивать кукол, а будет, например, как и положено ребёнку, ходить в школу, играть в футбол и т.п.

Так как же можно было додуматься – что при покорности Западу его благосостояние станет нашим?! Разве нанимаясь в слуги к богатому хозяину, ты становишься, как он, богат? Ровней ему становишься – оттого что лакействовать перед ним согласился?!

+++

Обустройство быта всем и каждому – любимая забава СССР. Вот уж кто действительно был – чем богат, тем и рад, каждому встречному-поперечному! На чём всего себя и растратил…

Кому только СССР не дарил и свою рыбу, и свои удочки – в широком, метафизическом смысле слов! Если советские люди умели что-то полезное – они из кожи вон лезли, чтобы это стали бы вместе с ними уметь в Анголе или Монголии.

Чего только мы не передавали разным сомнительным «братьям», вместо того, чтобы воспользоваться их бедностью, беспомощностью и слабостью перед нашими технологиями!

Потому что социализм – продукт высшего развития абстрактного мышления: «у нас всё будет». А у нас – стало быть, у всех, у землян. С одной стороны, это высшая форма разума, вершина цивилизации. С другой – чем выше залез, тем больнее падать (диалектика). Высшее развитие абстрактного мышления не только содержит в себе великие перспективы, но и таит в себе великие угрозы.

Раздаришь всё своё всем – «и пусть никто не уйдёт обиженным» - а сам с чем останешься?

Капитализм попроще, ближе к животному миру. В силу своей мыслительной примитивности – устойчивее. «У тебя всё будет» - шепчет он на ухо каждому в качестве соблазна. А дальше объясняет, как сделать так, чтобы у тебя было всё, а у других – ничего. Дерзай, это общество больших возможностей! Правда, нулевых перспектив.

Ибо от того, что тебе лично хорошо – человечеству в целом ни жарко, ни холодно. Ты пришёл, покуражился, побухал, поплясал – и умер. А поскольку твоё было только твоим – оно умерло вместе с тобой. А человечество в целом не сдвинулось вверх ни на миллиметр (чаще, впрочем, сдвинулось в худшую сторону) – потому что ему, как своему виду, ты ничего от особи своей не выделил, не предоставил, не сберёг.

Посмотрите на ворон: умные птицы с начальными формами интеллекта. Страшно подумать, сколько лет (наверное, миллионы!) они одинаково вьют гнёзда, одинаково рождаются, и каждое воронье поколение начинает с инстинктного ноля. Именно с той точки, с какой начинали родители вороны, а до неё родители родителей, и т.д.

Это замкнутый круг: вороны не накапливают цивилизацию, они не умеют передавать опыт предков. Какие гнёзда они миллион лет назад вили – такие и сегодня вьют. Как не умели плавать миллион лет назад – так и не научились.

Но живут вороны по-разному. Кто-то очень сытно и радостно. Иногда находят очень сытные помойки и пируют блистательно…

Ворона осознаёт себя, может понять стаю – но она бессильна абстрагироваться до видового сознания, преодолевающее биологическую смерть бессмертием нематериальных идей.

Человек при капитализме (в рыночных дрязгах) такая же ворона. Например, коммунистам Космос нужен, а для капиталистов он затратная обуза и прорва. Коммунисты втянули их в «гонку престижа», а как только коммунисты кончились – капиталисты с удовольствием избавились от бремени космических исканий. Рей Брэдбери, классик американской литературы, пронзительно до слёз описывает крушение своей мечты: как космодром в США стал музеем, заглох, будущее поменялось местами с прошлым…

+++

При всех опасностях, которые таит в себе развитие абстрактного мышления (способности обобщать, и замечать подобие в кажущихся уникальностях) – у цивилизации нет иного пути. Психический локализм, замкнутость особи на себе и своих хотелках-болячках – звериный тупик, конец «человека разумного», вырождение вида в «человека приспособляющегося».

Важно понимать: сколько бы ни было у локалиста возможностей и средств – он их потратит только на себя. И на всякую примитивную фигню, которая не имеет цивилизационной ценности.

Локалист не делится своим превосходством, наоборот, тщательно оберегает монополию на него. Коммерческой тайной или копирайтом, засекречиванием наук и технологий, мегатонами лжи и путаницы, химерогонии, идущей на внешний мир – локалист стремится остаться уникальным в личном успехе.

…И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!

Чему может научить локалист другого человека?

Только плохому…

Александр Леонидов; 6 октября 2020

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Подписка

Поиск по сайту

  • Литературные новинки - "старинки": "Певчий Кенарь"

    Литературные новинки - "старинки": "Певчий Кенарь" А вот вам экзотики, дорогой читатель! Наверняка знакомый вам разносторонний автор А. Леонидов (Филиппов) опубликовал в столице свою повесть "Певчий Кенарь". Повесть 1990-го года, она как бы от начала этого автора, на любителя: посмотреть, чем он начинал и с чего начинался как автор и публицист. "Мне кажется, что повесть не так проста" - пишет один из комментаторов - "как кажется на первый взгляд - с её линейным, бытовым почти лишённым приключений сюжетом. Существует символический план, который всё больше приоткрывается ближе к концу: порезать вены на гулянке, о банкетный стакан - согласитесь, совсем не то же самое, что в ванной...

    Читать дальше
  • Литературные новинки: "Числа" А. Леонидова

    Литературные новинки: "Числа" А. Леонидова Тому, кто уже знаком с творчеством нашего автора, будет небезынтересно прочитать его новое произведение - драматичное по сюжету, и философское по сути. Жанр его автор определил как "сентиментальный вестерн". Недавно книга выпущена в издательстве "День Литературы" в Москве. В книге мы встречаем прежнего Леонидова - человека, обеспокоенного судьбой цивилизации и человеческого Разума, но, вместе с тем, представляется, что автор "растёт", он говорит всё более ёмко и весомо, сочетает прошлые творческие успехи с совершенно новыми направлениями. "Вестернов" Леонидов доселе не писал, а суть эксперимента - посмотреть на русскую трагедию XXI века с неожиданной стороны, издалека, сопоставляя с заокеанскими реалиями. Книга получилась сложной, "просветительской", но, на наш взгляд - интересной для широкого круга читателей. Думающий человек не может не задаваться теми вопросами, которые, в меру своих сил, наш постоянный автор решает в своих "Числах"...

    Читать дальше
  • Дети, Крым, счастье, позитив...

    Дети, Крым, счастье, позитив... В нашей жизни очень много грустных новостей. И потому мы часто забываем, что кроме мрачной геополитики есть ещё и просто жизнь. Наши дети выходят в жизнь и занимаются творчеством, создают нехитрые истории о своём взрослении, создавая позитивные эмоции всякого, кто видит: жизнь продолжается! Канал без всякой политики, о замечательных и дружных детишках, об отдыхе в русском Крыму и не только - рекомендуется всем, кто устал от негатива и мечтает отдохнуть душой!

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин