Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

«Ужасный дефицит» и токсичное «изобилие»

«Ужасный дефицит» и токсичное «изобилие» Сегодня даже самый чокнутый навальнист с промытыми мозгами – вынужден, скрепя сердце, признавать, что в рыночной экономике капитализма «тоже есть проблемы». Свойственный полоумному 1990-му году «образ Эдема», намертво связанный нездоровыми фантазиями обывателя с каким-то мифическим и безразмерным «Западом» (хотя ведь и Бразилия от нас на Западе находится!) – с годами крошился, и раскрошился совсем. Нет Эдема в США: есть очень проблемное и противоречивое общество. Факт, что называется, твёрдо установленный и кровью подписанный. Потому упор либералы сместили на «сравнение проблем».

Сегодня стандартный штамп, применение которого я в интернете встречаю сотнями – «а в СССР тоже не всё было хорошо». Мол, наша жизнь не малина, но ведь и там тоже… Если отбросить вкусовщину, то получается: у нас проблемы, у них проблемы, и весь вопрос, какие тяжелее. Этот «объективизм» направлен своим полемическим жалом против секты, поставившей СССР на место, где вчера сидел Запад: то есть приписавший советскому прошлому свойства Эдема, земного рая.

Это отражает шараханье людей, не умеющих думать: у них в голове есть только чёрное и белое, и нет полутонов. Вначале у этих бездумных людей США были (под влиянием топорной советской пропаганды) абсолютной тьмой и чернотой. Как только выяснилось, что там не только чёрное – тут же возник прямо противоположный взгляд: там всё светлое. Потому что у фанатиков только два цвета, и коли не один, так другой! Маятник качается обратно, «сменяя вехи»: раз в США не всё светлое, то значит… А раз там только тёмное, то всё светлое… Сами понимаете, где!

Наш общественный дискурс требует признать СССР или адом, или раем. Промежуточное для фанатиков недопустимо. Для российского либерала само предположение о подделке выборов в США кажется кощунством на образ Эдема, а для «левака» любое упоминание о советских проблемах представляется «грязной клеветой».

Поскольку оба эти взгляда полоумны, и тупиково-бесперспективны, закрывают дорогу прогрессу (раз уже есть идеал в готовом виде, то «дальше развиваться – только портить»), на солидность претендует взгляд о «различной структуре проблем» в советском и западном обществах.

А раз и там и там были проблемы, то всё сводится к делу вкуса. Одному больше нравится отсутствие дефицита, другому – отсутствие безработицы. Одному больше нравятся бесплатные стандартные квартиры – а другому – квартиры за деньги, но зато нестандартные и с любой степенью роскоши…

Конечно, и такой взгляд не может претендовать на научную объективность!

Ибо вкусы у людей разные, о вкусах не спорят, но Истина одна. Наука не изучает вкусы. Наука ищет Истину.

Приведу простой пример – на тему «о чём это я говорю?». С точки зрения научной медицины водка в больших количествах – вредна для организма. И это вердикт окончательный, обжалованию он не подлежит. Если всё время хлестать водку стаканами – то начнёшь и физически, и психически деградировать. Желающие поспорить есть? Даже среди алкоголиков таких не найдётся: никто так не ругает водку, как алкаши, когда они рассуждают теоретически.

Но с точки зрения вкуса – один человек легко обходится без водки, а другому без неё не жизнь. Люди разные, вкусы разные, личное отношение к водке разное: но объективная истина одна.

Понимаете? Тогда возьмём уровень посложнее!

Итак, перед нами абсолютно доказанный факт проблемности двух обществ: советского и западного. Оба общества имеют проблемы. Означает ли это, что они равноценны? Конечно же, нет!

Проблемы бывают разной степени тяжести: одна смертоносна, другая – горе, третья – мелкая неприятность. Комар тоже хищник, и в комарином укусе нет ничего приятного – однако же менять комара на тигра не желаю, и вам не советую. Не стоит уравнивать кошку и льва – хотя кошка тоже может в гневе и когтями поцарапать, и клычками укусить. Знавал я парня, который из-за кошки лишился глаза, что само по себе ужасная трагедия – и всё же кошка не лев. Стою на этом – и попробуйте меня опровергнуть!

Однако дело не только в разной тяжести бытовых проблем. Дело ещё и в перспективе. Как сказать о стакане – полупустой он или полный? Оптимист скажет – «полуполный», пессимист - «полупустой», а вот человек с научным типом сознания потребует уточнить тендецию. Стакан наполняется или сливается? Если стакан наполняется, то в перспективе станет полным, стало быть он полуполон. А если стакан иссякает – то в перспективе он станет совсем пустым, сейчас же он – полупустой.

Как только мы понимаем это, в общем-то, несложное правило здравого смысла – мы тут же понимаем и разницу между проблемами советского общества и западного. А именно: технический характер, очевидную временность и безусловную преодолимость советских бытовых проблем. И в то же время – безысходность проблем, свойственных западному быту, которые не преодолеваются, а усугубляются с годами.

Вообразите два одинаковых, сырых и грязных, неуютных погреба. Один другого стоит, но есть нюанс: первый погреб имеет лестницу, позволяющую из него выбраться, а второй – лестницы наверх лишён. Замкнут в себе и сверху стальным люком закрыт на три замка… Есть разница?!

Об этом даже романы стали писать, художественно осмысляя ПРИНЦИПИАЛЬНУЮ РАЗНИЦУ между советскими и западными структурами социально-бытовых проблем:

« – Плановая экономика… – продолжал докладчик, поневоле снижая темп и напор своего сообщения, – имеет перспективу решения своих проблем. Ваша экономика – нет. Что такое, например, нехватка колбасы? Когда однажды колбасы сделают достаточное количество – никто не будет жалеть о потере нехватки! Просто однажды эта проблема испарится ко всеобщей радости. А у вас? Как можно избавиться от жестокости – не избавившись от тех, кому она нравится? Тех, кто ей наслаждается? Ведь для богатого садиста жестокость – не отсутствующее благо, наподобие нашей колбасы, а наоборот, самое актуальное! Как можно избавиться от проституции или наркомании – не избавившись от тех, кто на них зарабатывает или удовольствие от них получает? По сравнению с нехваткой колбасы, которую нужно просто сделать, да и всех делов, – это совсем другая проблема… И в вашем обществе она не имеет решения. Здесь нельзя заместить отсутствие, здесь нужно удалять наличие. А рынок не даст! Ваша экономика даёт возможность купить себе за деньги право быть плохим…»[1]

От себя рекомендую прочитать «Апологет» целиком, благо, что он в открытом доступе, как говорила Сова, «бнезвозмезднно». А кому лень читать большой (хоть, на мой взгляд и увлекательный) текст – поясню содержание кратко:

Дефицит – это нехватка тех или иных предметов потребления. Ничего рокового или фатального в дефиците нет: надо просто доделать то, что не доделано, вот и всё.

Если мы производим 100 пар сапог, а нужно 200, то возникает дефицит сапог. Увеличим производство сапог в два раза (например, выстроим втору. фабрику-клон первой) – и не будет никакого дефицита сапог. То же самое и с жильём, и с колбасой, с любым недостающим потребительским благом. Его нужно просто научиться делать и сделать.

Профессиональные плакальщики по дефициту (обычно по совместительству политические проститутки) – напоминают мне школьников, которые, вместо того, чтобы сесть и выучить уроки – рыдают, бьются в истерике, потому что им и учиться неохота, и «двойку» схлопотать не хочется.

Почему так мало у нас говорят очевидные вещи? Например, то, что т.н. «хорошая жизнь» «потребительского общества» в странах, на которые уставлены полуслепые завидущие глаза наших тунеядцев – всего лишь набор вещей?

И количество этих вещей, и потребность в них – ни разу не бесконечны! Их – если не хватает – можно сделать, нужно сделать, и единственное, чего не нужно делать – так это делать из их отсутствия мистическую драму с подвываниями.

Ведь всё это, «завидное» - не манна небесная, и не благодать, снисходящая мистическим образом только на богоизбранных! Не талант в музыке, не одарённость в математике – которые есть лишь у тех, у кого они есть!

Товары широкого потребления - банальный продукт производства, слагаемый ВСЕГО ЛИШЬ из знания и применения технологий. И больше ничего! Для того, чтобы увеличить количество таких товаров – огромной стране, кроме нашей[2], ничего не нужно кроме времени и труда.

+++

Что имела в виду М. Тэтчер, когда пугала своих однопартийцев в 80-х «роковыми 20-ю годами», после которых «советское превосходство станет уже необратимым»? Как женщина умная (хоть и посвятившая себя служению силам зла), Тэтчер понимала: в производстве продуктов потребления нет ничего мистического, непостижимого и нечеловеческого.

Всякое производство включает в себя четыре стадии, две обязательно, а две других – если деградирует:

1) Запуск, отладка.
2) Плато устойчивого функционирования.
3) Паразитирование на достигнутом – когда со сложившегося производства берут больше, чем можно, а дают ему меньше, чем нужно.
4) Наконец, крах, руины.

Трагедия советского народного хозяйства – в том, что оно практически не знало второй, самой лучшей и удобной для человека стадии производственного оборота.

Очень многие советские проекты и поточные линии либо находились к 80-м годам в стадии отладки, становления, либо только-только вышли на отдачу, ещё не успели толком окупить вложенные в них колоссальные средства и силы, недёшево вставшие русскому народу.

Тэтчер посчитала, на мой взгляд, точно – что ещё 20 лет внутреннего и внешнего мира, и СССР восполнит всё, в потребительском смысле ему недостающее.

Потому что советский корабль, после тяжелейшего плавания в «идеальных штормах» - входил в гавань покоя и процветания! Любой, кто хотя бы чуть-чуть связан с реальным производством, скажет: самая тяжёлая и муторная стадия – запуск и отладка нового!

Одно дело – проложить рельсы. И совсем другое дело – кататься по ним, когда они уже проложены. Да что рельсы – даже и с лыжнёй та же история!

СССР завершал к 80-м основные (очень в бытовом смысле противные и тяжкие) процессы становления: индустриализации, урбанизации, производства средств производства, становления могучей энергетики, ядерного щита, позволяющего забыть об угрозе агрессии извне.

Если бы Брежнев прожил ещё 20 лет – даже в худшем его состоянии, и с учётом того, что он – простой, только лишь честный обыватель, далеко не гений, каким был Сталин… То даже на банальном ежегодном приросте валового продукта, безо всякой интенсификации роста экономики, пологим восходом – СССР бы уже обогнал с потребительской точки зрения тэтчерову Великобританию.

Пока мы строим и запускаем птицефабрику – у нас очень много расходов, хлопот – и при этом нет яиц и кур. А вот когда птицефабрика вышла на плато устойчивого функционирования – то расходов и хлопот с ней на порядок меньше, и при этом яиц с курами завались. Кто этого не знает?! Только тот, кто не приближался к реальному производству ближе, чем на три губернии…

+++

А потому нельзя, абсолютно некорректно сравнивать общество становления и общество устойчивого функционирования давно отлаженных и уже самоокупившихся производств, начавших нести чистую прибыль своим строителям.

Когда мы ставим и отлаживаем новое, плохо нам ещё знакомое дело (да хоть бы и хорошо знакомое!) – оно жрёт в три горла, а нас не кормит. Когда же оно поставлено на широкие рельсы – оно минимально затратно, и при этом максимально прибыльно.

Кто же может в здравом уме сравнивать страну строящихся заводов со страной заводов, давно построенных, и давно уже сидящих на плато устойчивого функционирования? Это же всё равно, что сравнивать молодого ипотечника с пенсионером в собственной квартире! Молодой много работает, выкупает своё жильё, а пенсионер вообще не работает, и за жильё платит только коммуналку…

Потому Тэтчер и подсчитала «роковые 20 лет» в течении которых англосаксы либо смогут уничтожить СССР – либо уже не смогут его уничтожить никогда, ибо его торжество (в 80-е слегка размытое незначительными дефицитами и кое-какими нехватками) станет необратимым.

И вместо того, чтобы вступить из стадии отладки в стадию отдачи, мы шагнули сразу в стадию паразитирования и краха экономики. Большая часть советских мегапроектов и многообещающих программ была доведена до запуска – и… не успела поработать для людей.

+++

Почему так получилось? Потому что между разумным решением и практическими плодами от него – существует время, требующее от человека терпения. Глуп тот, кто, посадив семечко, каждый час бегает откапывать его, потому что неспособен подождать результатов.

И чем крупнее замысел капиталовложений – тем больший срок их отладки и становления до запуска их потенциала. Пшеница вырастает через год, фруктовые сады – через десяток лет. Это не значит (подчёркиваю!), что фруктовые сады не нужно сажать! Просто одни сады уже дают плоды, а другие ещё только подрастают…

Советское общество, как модель – есть модель догоняющая, что само по себе плохо (тяжко ждать и догонять). Но с другой стороны, эта догоняющая модель – обладает историческим оптимизмом, потому что вся структура её бытовых проблем связана с нехватками. По мере их восполнения, то есть чисто технического совершенствования системы, проблемность системы сокращается.

Западное общество, как модель – страдает страшным историческим пессимизмом. Проблема не в том, что банкирам не хватает денег, а наоборот: у них слишком много финансовой власти в руках! И если у них будет ещё больше денег в частных руках – то бытовые проблемы Запада только умножатся. Проблема наркомании не в том, что наркотиков мало, а наоборот, в том, что они есть в доступной продаже. Если их станет больше и дешевле – то обществу только хуже. Это вам не колбаса, которой чем больше и дешевле – тем лучше обществу!

+++

О дефиците советских лет не нужно говорить – как о вранье или как о непреодолимой проблеме. Важно понять две вещи:

1) Это была проблема реальная.
2) Это была проблема временная.

Он был, но был преодолим, и довольно быстро преодолевался (что и пугало Тэтчер, понимавшую, что «поезд уходит», и дурачок «Горби» – последний шанс затянуть Россию в общепланетарную могилу надежд человечества). Окажись на месте Горбачёва хотя бы молодой «Брежнев 2.0.» (о новом Сталине я уж и не говорю!), то есть человек без особых талантов, со стандартным мышлением, но добросовестный и ответственный «середнячок» - о капитализме мы бы уже читали только в учебниках истории…

Но вместо учебника истории мы получили гримасу истории, доказавшую, что род человеческий до своего родового имени «человек разумный» ещё не дотягивает. Пока ещё человек, в основном, «чувственный» с очень большим влиянием животных начал в структуре личности.

Никогда «человек разумный» не посчитал бы чисто-техническую, проходную проблему дефицита – тяжелее и важнее токсичных проблем деградации разума и разложения личности, ведущих в Содом и к каннибалам.

Если у тебя сегодня нет дома – то он может появиться завтра, тем более что вон, и стройку видно!

Но если ты лишился мозгов – это не значит, что они завтра сами втекут обратно в голову. Психические заболевания, связанные с прогрессирующей иррациональностью окружающей жизни, те, которые мы называем «социопатологии» - либо совсем необратимо-неизлечимы, либо, даже если их можно излечить – очень трудно лечатся.

Отсутствие дома и безумие – неравноценны. Разум может придумать и сотворить дом. А дом, даже если находится внутри него – разум не реставрирует. В развитых странах психи находятся в отапливаемых помещениях, порой довольно комфортных, и что?! От отдельной палаты с видом на море они перестанут быть психбольными?!

+++

Потому, конечно, материальные нехватки нельзя сопоставлять с духовными изъянами.

Нельзя равнять дефицит в магазине - с внутренней ущербностью растленного или помешанного человека. Материальные нехватки огорчают, их нужно восполнять – но с ними же всё понятно! Бери да делай! Нет дома – так построй, всего и делов-то!

Но если у человека повреждён сам орган проектирования будущего, и до такой степени, что он не понимает: слова «план» и «разум» синонимы? И сам процесс здравого мышления неотделим от планирования?

Если изделие сломалось – то это производственный брак.
А если сломался изготовитель изделия – то это конец производства, как такового.

Советская модель – очень зачаточная, со множеством ошибок, с целым рядом досадных искажений – но всё же модель развития человека, как мыслящего существа, собственными силами и разумом строящего своё будущее.

Западная модель – это модель «конца истории», завершения проекта «человек», нарастающая разорванность и сумрачность сознания человека, которую никакое (к тому же по большей части «липовое») изобилие на прилавках компенсировать не может.

И это не вопрос вкуса: это единственно-объективное научное заключение, которое можно сделать, поднявшись над личными выгодами ситуации и личными предпочтениями.

-------------------------------------------------------------------------

[1][1] https://denliteraturi.ru/article/4297

[2] Сделаем тут оговорку, что маленькие страны могут быть лишены ресурсов, даров природы, но уж у нас-то в России, слава Богу, так вопрос не стоит.

Дмитрий НИКОЛАЕВ, обозреватель "ЭиМ".; 22 января 2021

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Подписка

Поиск по сайту

  • Литературные новинки - "старинки": "Певчий Кенарь"

    Литературные новинки - "старинки": "Певчий Кенарь" А вот вам экзотики, дорогой читатель! Наверняка знакомый вам разносторонний автор А. Леонидов (Филиппов) опубликовал в столице свою повесть "Певчий Кенарь". Повесть 1990-го года, она как бы от начала этого автора, на любителя: посмотреть, чем он начинал и с чего начинался как автор и публицист. "Мне кажется, что повесть не так проста" - пишет один из комментаторов - "как кажется на первый взгляд - с её линейным, бытовым почти лишённым приключений сюжетом. Существует символический план, который всё больше приоткрывается ближе к концу: порезать вены на гулянке, о банкетный стакан - согласитесь, совсем не то же самое, что в ванной...

    Читать дальше
  • Литературные новинки: "Числа" А. Леонидова

    Литературные новинки: "Числа" А. Леонидова Тому, кто уже знаком с творчеством нашего автора, будет небезынтересно прочитать его новое произведение - драматичное по сюжету, и философское по сути. Жанр его автор определил как "сентиментальный вестерн". Недавно книга выпущена в издательстве "День Литературы" в Москве. В книге мы встречаем прежнего Леонидова - человека, обеспокоенного судьбой цивилизации и человеческого Разума, но, вместе с тем, представляется, что автор "растёт", он говорит всё более ёмко и весомо, сочетает прошлые творческие успехи с совершенно новыми направлениями. "Вестернов" Леонидов доселе не писал, а суть эксперимента - посмотреть на русскую трагедию XXI века с неожиданной стороны, издалека, сопоставляя с заокеанскими реалиями. Книга получилась сложной, "просветительской", но, на наш взгляд - интересной для широкого круга читателей. Думающий человек не может не задаваться теми вопросами, которые, в меру своих сил, наш постоянный автор решает в своих "Числах"...

    Читать дальше
  • Дети, Крым, счастье, позитив...

    Дети, Крым, счастье, позитив... В нашей жизни очень много грустных новостей. И потому мы часто забываем, что кроме мрачной геополитики есть ещё и просто жизнь. Наши дети выходят в жизнь и занимаются творчеством, создают нехитрые истории о своём взрослении, создавая позитивные эмоции всякого, кто видит: жизнь продолжается! Канал без всякой политики, о замечательных и дружных детишках, об отдыхе в русском Крыму и не только - рекомендуется всем, кто устал от негатива и мечтает отдохнуть душой!

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения — Томас МАНН