Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Генетика: по библейским стопам...

Генетика: по библейским стопам... ​Святое писание издревле говорило нам о том, что сегодня раскрывают новейшие генетические исследования. Вспомним, как свидетельствует Евангелие: "И проходя увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нём явились дела Божьи…" (Иоанна 9:1-3). Из этого следует, что для евангелиста совершенно обыденно, и не требует расшифровки о генетически передаваемых пороках. Всякий род несёт на себе и в себе и добродетель, и проклятия своих родоначальников. Это не приговор, но очень сильная склонность: иногда за грех слепнет не сам грешник, а его дети.

Библия содержит в себе прямые указания на то, что грех порой наказывается уже на земле, в этой жизни. Болезни – одновременно кара за грехи родителей и шанс помочь им в загробном мире, собственными страданиями отмолить, искупить их грехи. Оттого мудрые благодарят за болезни – видя в них шанс помочь своему отцу и матери.

Библия учит, что страдание на самом деле является результатом нарушения Закона Божьего, болезнь и смерть не исходят от Бога в качестве произвола. Беда приходит рукотворно, обрушивается на род и семя по закону справедливости – но Бог может своей высшей волей отменить, снять наказание по иному закону: закону милосердия. Не от Бога болезни, от греха – но от Бога поправка, выздоровление. Это как бы «амнистия» осуждённому, который не отсидел своего срока за совершённые преступления, но, видя, что он искренне раскаялся – его выпускают раньше срока.

Генетически диагнозы встречаем мы в библейской книге Второзакония: Втор.23:3-8:

- Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки… Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его. Дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне.

Аммонитяне и Моавитяне ныне совершенно вымерли, а «прославились» они в истории Древнего Мира человеческими, особенно же детскими, младенческими жертвоприношениями, кровавыми ритуалами с элементами массового садизма, чудовищными оргиями. Их запредельные злодейства вошли у них в плоть и кровь, и потому, даже если бы их потомки решили покаяться (а возможность покаяния остаётся всегда, даже у самого страшного злодея) – им пришлось бы десять поколений исцелять ту патологию, которая в спрессованном виде родового опыта находится в их генах, в их наследственности (см. «дурная наследственность»).

У других, менее кровожадных и омерзительных народов – сроки покаяния существенно ниже. Тут важно отметить, что милосердие небесное, конечно, смягчает закон справедливости, отменяет его неумолимость – но не отменяет его. В этом отличие генетического учения христианства от табуларастии[1], с одной стороны и кармического буддизма[2], с другой. Человек в христианстве не свободен от предков, но и не привязан к ним с мёртвой обречённостью. Он сам выбирает – вверх или вниз ему идти из того, что изначально предоставил ему род (гены).

+++

Современная генетика в новейших публикациях отвергает как табуларастию, так и кармизм. Она именно христианская, сближает научное знание с религиозными постулатами.

Возможно, самое революционное генетическое исследование за последние несколько сотен лет доказывает, что мы все намного больше похожи на наших родителей, чем нам хотелось бы верить (или признавать).

Новая область поведенческой эпигенетики (в значительной степени основанная на новаторских исследованиях микробиолога Моше Шифа и нейробиолога Майкла Мини, касающихся факторов среды и психологических факторов, которые влияют на формирование и проявления ДНК) раскрыла поразительные факты о генетической основе наших личностей. Оказывается, личность, в значительной степени, генетически унаследована от наших родителей. Но есть и хорошие новости: если вам не нравится набор генов, полученных от предков, вы вполне можете обменять их на те гены, которые вам больше подходят.

Эпигенетическая революция: заложена ли личность на генном уровне?

Но чтобы по-настоящему понять, как это сделать, нужно четко понимать, что такое эпигенетика. Со времени открытия ДНК малоизвестным швейцарским физиологом Фридрихом Мишером в 1869 году, научное сообщество в основном считало ДНК статичным, что означает, что ваш генетический код, полученный при рождении, по сути, останется неизменным на протяжении всей вашей жизни, что, в свою очередь, породило идею о генетической “модели”. Считалось, что, если вы не были отравлены химическими веществами или радиацией, ваша ДНК не меняется.

Однако, по мере продолжения исследований в области генома человека, стали появляться новые открытия, которые бросали вызов всем представлениям учёных о том, как мы растем и развиваемся из крошечных клеток на ранних стадиях развития плода. В частности, именно исследование, проведенное доктором Аароном Разиным, продемонстрировало, как внешние факторы могут влиять на проявления нашей ДНК спустя много лет после нашего рождения и фактически на протяжении всей нашей жизни.

Он обнаружил, что, в ответ на ряд биохимических факторов, организм присоединяет к нашей ДНК метильные или ацетильные группы, которые изменяют его физическую структуру и, следовательно, его функцию в организме. Метильные группы сжимают спираль ДНК, а ацетильные группы разматывают ее; сочетание этих превращений производит очень реальные эффекты, которые, как обнаружили исследования, в основном довольно устойчивы до тех пор, пока дальнейшие биохимические факторы не повлияют на ДНК и не изменят ее, что, по сути, может произойти в любой момент.

В течение многих лет считалось, что эти биохимические факторы влияют, в основном, на наш организм, и, как правило, происходят бессознательно. Тем не менее, после случайной встречи в баре в Испании в начале 1990-х годов, за которой последовали годы новаторских совместных углублённых исследований в области эпигенетики, Шиф и Мини обнаружили в ходе классических научных экспериментах на крысах (с абсолютно точностью) – что влияние ДНК оказалось гораздо более гибким, чем предполагалось ранее. Настолько гибким, что поведение, а точнее, особенности личности, могут вызвать её изменение, что ставит вопрос о том, является ли личность генетически обусловленной?

Они разработали простой, но утончённый эксперимент, в котором было две группы крыс: одни, воспитанные внимательными, заботливыми матерями, и другие, воспитанные невнимательными, нервными, беспечными матерями. Исследователи обнаружили, что в группе детенышей крыс, выращенных без надзора матерей, ДНК в гиппокампальной области мозга (которая отвечает за реакцию на стресс) была сильно метилирована.

Метилирование сжимает ДНК и затрудняет чтение и копирование клетки, поэтому мозг крыс, выращенный невнимательными матерями, делает их буквально невротиками. Из-за сжатия ДНК они не могут сформировать достаточно глюкокортикоидных рецепторов в гиппокампе, чтобы снизить стресс. В группе детенышей крыс, выращенных кормящими матерями, метилирования ДНК в гиппокампе практически не было, что обусловило правильное образование глюкокортикоидных рецепторов. Как и следовало ожидать, эти крысы были намного спокойнее и сами по себе более общительными и заботливыми.

Дальнейшие исследования на крысах, проведенные нейробиологом Эриком Нестлером из Медицинской школы Икан на горе Синай в Нью-Йорке, показали, что даже опыт, полученный во взрослом возрасте, может влиять на гены крыс и их потомков: «В одном из исследований самцов мышей в течение 10 дней обижали более крупные и агрессивные мыши. В конце эксперимента, запуганные мыши стали социальными изгоями. Чтобы проверить, могут ли такие эффекты быть переданы следующему поколению, Нестлер взял одну группу запуганных мышей и спарил их с самками, но не позволял им когда-либо встречаться со своими потомками. Несмотря на то, что дети не общались со своими депрессивными отцами, они выросли сверхчувствительными к стрессу.

“Это был заметный эффект; потомки были значительно более подвержены депрессии”, – говорит он.

Эти результаты наглядное свидетельство тому, что, в значительной степени, характеристики личности передаются по наследству; это происходит на генетическом уровне, и может продолжаться в течение последующих поколений. Яблоко, как говорится, не падает далеко от яблони.

Генетика личностных характеристик: связь разума и тела

Некоторые могут сказать, что нужна большая смелость, чтобы перенести на людей результаты этого исследования генетического наследования личности, но дальнейшие новаторские исследования, проведенные специалистом по биологической эволюции, Брюсом Липтоном, среди прочего, ясно продемонстрировали, что этот эффект не уникален для крыс и проявляется у людей гораздо более изощренным образом, благодаря более сложному, мощному мозгу, которым мы наделены. Липтон пришёл к выводу, что в людях эпигенетические факторы в значительной степени определяются нашими представлениями о себе и мире вокруг нас.

Психоневрологическое исследование развития мозга в детстве показывает, что к шести годам уже сформированы почти все представления, которых мы придерживаемся на протяжении всей нашей взрослой жизни, большую их часть мы перенимаем, как вы уже догадались, от наших родителей.

Тем не менее, исследования Нестлера по генетически унаследованным чертам личности на этом не остановились. В последующем исследовании он обнаружил, что у потомства от запуганных отцов не всегда проявляются поведенческие отклонения, что доказывает, что мы не всегда ограничены наследственностью от определённого предка. Спросите любого психолога, и он подтвердит вам, что наследственные характеристики безусловно можно изменить, хотя в зависимости от конкретного человека, это бывает нелегко сделать.

И когда кажется, что ученые все выяснили, исследования природы эпигенетической мутации разбивают наше понимание сложной природы взаимодействий между разумом и телом, как, например, недавнее исследование, опубликованное в престижном журнале “PLOS One”, где говорится о том, что преимущества, связанные с регулярной практикой йоги, медитации и других подобных техник релаксации, также довольно легко изменяют нашу ДНК.

+++

Таким образом, в то время как наши личностные характеристики передаются по наследству, и мы совершенно определенно получаем очень четкий набор генов, мы можем поменять их на нечто лучшее, если захотим. Хотя еще не совсем ясно, в какой степени мы можем контролировать нашу ДНК с помощью биохимических и поведенческих факторов, очень ясно, что даже такая простая вещь, как мысль или вера, производит эффект, который влияет на наши личности и генетический код.

Наука говорит, что сила разума на самом деле работает: она сталкивается с предрасположенностью, доставшейся от рождения, но может её преодолеть (или развить, углубить). И это ещё одно важное научное доказательство верности евангельского учения.



[1] От Tabula rasa (с лат. — «Чистая доска») — латинское представление о том, что отдельный человеческий индивид рождается без врождённого или встроенного умственного содержания, то есть чистым, его ресурс знаний полностью строится из опыта и чувственного восприятия внешнего мира.

Сравнение ума с покрытой воском дощечкой для письма, которой пользовались уже в Древней Греции, появляется в сочинении Аристотеля «О душе». Широкую известность латинское словосочетание tabula rasa получило благодаря английскому философу Джону Локку, воспринявшему наследие предшествующей философской традиции и использовавшему данный термин для критики теории врождённых идей в своём трактате «Опыт о человеческом разумении».

[2] В котором нет живого Бога, а Космос – лишь автомат закона. Следовательно, в несении кармы человеку нет никакой пощады, он как бы общается с роботом, справедливо, но бессердечно взвешивающим его грехи и добродетели на весах с атомной точностью.

Александр БЕРБЕРОВ, научный обозреватель; 30 мая 2019

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ...

    ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ... Можно спорить о художественных достоинствах или философских идеях романа «Апологет» А. Леонидова, на днях опубликованного замечательным издательством «День Литературы»[1]. Об одном спорить не приходится: с такой стороны революцию и советский строй ещё никто не осмыслял! Ни сторонники, ни противники таким образом её не рассматривали, факт. Остальное – спорно. Как, в общем-то и должно быть с художественным произведением, главное требование к которому во все времена – свежесть и оригинальность. И это есть…

    Читать дальше
  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше
  • о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье

    о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье Василий Литвинов, священник Русской Православной Церкви, написал Открытое письмо к олигархам и всем деловым людям, всех людей считая братьями. Он просит все СМИ распространять это пастырское назидание, надеясь, что оно дойдёт до адресата. Будет принято или нет – другой вопрос. Но всегда лучше попытаться решить дело миром, пробудить в человеке человека – прежде чем суровая необходимость заставить уничтожить свирепых зверей. Вот что пишет о. Василий:

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.