Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Май
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

ВЕЛИЧАЙШАЯ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА ХХ ВЕКА

ВЕЛИЧАЙШАЯ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА ХХ ВЕКА Стало общим место говорить, что высокий уровень техники, производительных сил – неразрывно связан с общественными отношениями. Про такое говорят: «трудно представить себе развитие оранжерей в обществе, где всё время бьют стёкла». Но если связь научно-технического прогресса с общественным прогрессом стала избитой банальностью, то гораздо меньше говорят о связи общественных отношений со смыслом жизни человека. Чем выше смысл жизни у значительного числа людей – тем более высокие общественные отношения они устанавливают, а под отношения – развиваются и прикладные дисциплины: наука и техника.


Не только наука и техника, но и общественные отношения не могут развиваться в обстановке бессмысленности и бесцельности. Логическое противоречие между сложными, напряжёнными общественными, техническими практиками и бессмысленностью жизни, принятой за основу мировоззрения – совершенно очевидно.

Можно многим пожертвовать за идеалы, но никто и ничем не жертвует при отсутствии идеалов. Идеал же, технологически говоря, есть умозрительная реальность, которой с острой необходимостью стремятся заменить текущую, окружающую реальность.

Если не так, то получится: «что сложилось, то и сложилось».

Что сложилось между животными – то и между нами сложится, если складывается само собой, вне проектирующего разума и планирования.

+++

С формированием абстрактного мышления и коллективного разума[1] человечества неизбежно должны были возникнуть (и, конечно, возникли) обобшающие ценности, идеалы цивилизации.

В силу своей общей природы, не отличая своего биологического носителя от другого человека, эти нравственные нормы вступили в очень жёсткий конфликт с биологическими носителями.

Постепенно выяснилось, что есть два пути, грубо говоря, честный и лживый. Нравственные ценности человечества можно попытаться реализовать – или номинализировать их до уровня пустой формальности.

Так, чтобы норма, например, «золотого правила нравственности» стала:

- или бытовой обыденностью.

- Или, напротив, превратилась в декларацию, не имеющую к житейскому быту никакого отношения.

С попыткой реализовать нравственные нормы, выработанные всем ходом человеческой цивилизации, выступает советский проект.

Противоположный ему проект, западный, в первую очередь, американский – это забалтывание и номинализация обобщённых ценностей, превращающихся в набор ритуальных погремушек с утраченным исходным смыслом.

Собственно говоря, ВО ВСЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ существовали только две базовые модели человека:

Жить по правилам

Жить как получается

Первая модель неразрывно связана с ДОГМАТИЧЕСКИМ ЯДРОМ формирования личности. Когда нечто верно и правильно – независимо от текущих обстоятельств, выгод и ситуаций (догма). Вторая модель приспособления к обстоятельствам – естественная, животно-зоологическая.

+++

Человек, настроенный жить по правилам – исходит из принципа «если реальность не соответствует правилам, тем хуже для реальности». Он ломает и переделывает реальность под свои правила, благодаря чему мы, собственно, и выходим из пещер к космодромам. Если бы люди умели, как животные, только приспосабливаться к окружающей реальности – то они бы идеально приспособились жить… в каменном веке.

Человек, настроенный прагматично (что есть – то есть), исходит из принципа «если правила не соответствуют реальности, то тем хуже для правил».

Верующий фанатик тысячелетиями проверял реальность на соответствие его заповедям.

Прагматичный циник, наоборот, все заповеди проверит на соответствие с текущей реальностью. Обнаружив Несуществующее в текущей реальности он назовёт его не «мечтой», а «химерой».

Отсутствующее пока – посчитает (в силу краткости человеческой жизни) – отсутствующим вообще. То, что романтик зовёт «проектом» - прагматичный циник искренне считает «галлюцинациями воспалённой фантазии». И обидится на вас, если вы заподозрите его в неискренности.

Порой он пытается спасти ближних от «напрасных иллюзий» с совершенно благородными намерениями, не предполагая никакого злодейства, и наоборот – стремясь спасти от разбитых надежд и грядущих разочарований.

+++

Необходимо было признать – что, по меньшей мере, тысячелетиями всякое стремление человека к высшим началам выражалось в религиозной форме. И даже если считать, что эта форма устарела – нельзя же считать «устаревшими» тысячелетия собственного становления! Даже если вы сейчас не используете счётных палочек – это не значит, что они, как метод, неправильны для первоклашек!

А в какой форме первоклашкам преподать математику – сразу в форме интегральных исчислений?!

Вы попытались – и видите, что получилось…

Само по себе стремление жить по правилам, по книге – оно же имеет очевидно-храмовое, культовое происхождение. А есть ведь и другое – зоологическое, животное, стремление жить по собственной похоти, делать что вздумается и когда приспичит – и не просто есть. Вытесняя храмовую психологию служения – вы стимулируете, вскармливаете, раздуваете это животно-зоологическое начало в человеке, которое понимает технические преградысвоим желаниям, но в упор не видит нравственных.

У первобытного существа это начало проявляется в рычании и вое, во вспышках ярости или скотской похотливости, а у существ нашего времени – в социал-дарвинизме и разного рода теориях «борьбы за существование», «по ту сторону добра и зла», «триумфа воли» и т.п.

Попытаться на дарвинизме взрастить человека книги, человека правил – задача, которая была бы смешна, если бы не была столь страшной. Ведь здесь противоречие слишком очевидно, оно – базовое, фундаментальное, неустранимое.

Производимое от зверя – вернётся к зверю.

+++

Очень важно понять, что:

Человеческие аргументы – они только для людей. Они абсолютно неубедительны для стены или медведя.

Человеческие разговоры – они только для людей.

Человеческие законы – тоже только для людей.

Человеческие отношения бесполезно навязывать существам, не доросшим в своём внутреннем развитии до уровня абстрактного мышления, необходимого человеку.

То есть навязать-то, конечно, можно – сила солому ломит – но бесполезно: не приживётся и будет отторгнуто, изжито методом отторжения тканей чужеродного импланта.

Лучший из софистов сможет в чём угодно убедить мудреца; но даже и лучший из софистов не сможет ни в чём убедить непрошибаемую тупость.

Способность к восприятию аргумента аудиторией – не менее важна, чем абстрактно-доказуемое качество самого аргумента.

В Евангелии от Иоанна сам Христос говорит: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить»[2]. Бог не может быть исторически ограничен, но его слушатели – исторически ограничены. И, уважая свободу воли человек, Бог принимает это.

«…вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать»[3].

В этой евангельской притче в идеально-поэтичной форме отражается разная способность людей к восприятию одного и того же (пусть и абсолютно-неопровержимого) аргумента.



[1] Коллективный разум человечества – дискретный. Он располагается одновременно во многих головах, передаётся из поколения в поколение путём заучивания, использует внебиологические носители (книги, записи) для сохранения своих мыслей.Он является значительно больше индивидуального разума биологической особи человеческого вида, и его возможности значительно шире. Но в то же время он зависим от биологических особей, выступающих его носителями, хранителями и пользователями.

[2] 16:12.

[3] Мф. 13:1-8

Александр Леонидов; 16 апреля 2020

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ​Самозамкнутость и Традиция

    ​Самозамкнутость и Традиция В детских книжках, которые я очень любил в детстве, поучительные картинки всегда изображали очень кучно и динозавров и электроны атома. В реальной жизни динозавры не смогли бы жить так близко друг от друга, а электрон далёк от ядра атома так же, как булавочная головка на последнем ряду гигантского стадиона была бы далека от теннисного мячика в центре стадиона. Но нарисовать так в книжке нельзя – потому рисуют кучно, сбивая масштабы. Та же беда случается всегда и с историей цивилизации. Оглядывая её ретроспективно, из неё сливают огромные пустоты разреженного протяжения, оставляя близко-близко друг от друга значимые факты духовного развития.

    Читать дальше
  • "...СМЫЧКАМИ СТРАДАНИЙ НА СКРИПКАХ ВРЕМЁН..."

    "...СМЫЧКАМИ СТРАДАНИЙ НА СКРИПКАХ ВРЕМЁН..." Московское издание полной версии романа А.Леонидова "Иго Человеческое" - не оставит равнодушным никого, кто думает о судьбе Отечества, да и просто об устройстве человеческой жизни. В остросюжетной форме исторического повествования автор ставит самые глубинные и "проклятые" вопросы, на которые бесстрашно, порой, может быть, опрометчиво - даёт ответы. Спорить с автором в данном случае ничуть не менее полезно, чем соглашаться: произведение ВЗРОСЛИТ, независимо от отношения читателя к заявленным идеологемам.

    Читать дальше
  • ​«Легенда о Китеже» и западная советология

    ​«Легенда о Китеже» и западная советология Чтобы понять, о чём речь, предлагаю сперва рассмотреть условную, умозрительную модель, которую пока не привязываю ни ко времени, ни к географическому месту. Модель начинается словом «Допустим». Просто допустим, что есть система, в которой житейские доходы человека неопределённые. В силу неопределённости (обозначаемой алгебраическим «х») они могут быть любыми. Есть вероятность любого значения «х». «Х» может быть равен 0, 1, 2, 5, 100 и т.п. Личные доходы человека не ограничены ни сверху, ни снизу. Они строго индивидуальны: могут быть сколь угодно большими, а могут и вообще отсутствовать (=0).

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..