Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

В.АВАГЯН: НЕ БЫВАЕТ ВЫПЛАТ БЕЗ ДОПЛАТ!

В.АВАГЯН: НЕ БЫВАЕТ ВЫПЛАТ БЕЗ ДОПЛАТ! ​Зарплаты – выплачиваются. Налоги – взимаются. Доходы – получаемы. Расходы – вычитаемы. Во всех этих аксиомах языка экономической науки есть одна «ахиллесова пята». Человек рассматривают как некий агрегат, который сам по себе вырабатывает деньги. Ну, вроде подсолнечника, который формирует в себе семечки. И дальше мучаются вопросом – сколько семечек забрать, не много ли будет? Или наоборот – не слишком ли мало забираем? Как у коровы молока или у пчёл мёда: хватит ли оставленного на прокормление телят (роя)?

Но если пчёлы действительно сами вырабатывают мёд, а коровы – молоко, а подсолнечник – семечки, то человек не вырабатывает деньги сам из себя. Деньги – это государственные знаки, печатаемые на ГоЗнаке, и за их самостоятельное изготовление строго карают.

Теоретически человек опосредованно вырабатывал бы деньги, если бы производил абсолютно ликвидный продукт (сколько ни сделай – гарантированно покупают) при абсолютном доступе к инструменту и конструменту[1].

В этой гипотетической ситуации деньги бы уравнялись с трудом, по принципу «1 час труда = 1 тургик». И тогда человек производил бы деньги сам из себя, как корова - молоко, а пчёлы – мёд.

Власть придержащие твёрдо бы знали, что нормально работающий человек получает 8 тугриков за 8-часовой рабочий день, а если у него столько нет – значит, он ленивый тунеядец. Из этой суммы власти могли бы рассчитывать налоги, взносы в пенсионный фонд, в фонды социального страхования, и т.п.

Но ведь созданная нами ситуация – совершенно гипотетическая. Никакого равенства между человекочасами труда и их оплатой нет и в помине. Закрыто и непонятно наполнение того резервуара, из которого выливаются зарплаты, налоги, доходы//расходы и т.п. Власть делит – но понятия не имеет о том, что делит. Она делит нечто, образовавшееся без её участия и даже без её понимания. По принципу – «черпай из моря, оно не оскудеет». Насколько разумен такой подход? Он совершенно, до патологии, неразумен.

Совершенно очевидно любому экономисту (кроме сумасшедших и проходимцев), что всё отчисляемое человеком (куда бы ни отчислял) – исходит из начисленного ему же. И человек, которому ничего не начислено – не может ничего и отчислить.

Любое отчисление (плата, взнос) в экономике – является оборотной величиной: оно уходит в третьи руки только после того, как пришло. А если не пришло – то и уйти не может. Если вы в саду не наполнили бак – что вы можете слить из пустого бака?

Потому бессмысленно обсуждать, что и сколько должен платить человек – прежде чем мы не обсудим, сколько заплатили человеку. Он должен вначале получить – потом сможет платить. Расчёты на платежи тех, кто ничего не получил – наивны и даже безумны.

Человек может заплатить деньги только в том случае, если ему самому их заплатили. Но тогда получается, что никто никому не может ничего заплатить – поскольку никто не сможет начать платить, прежде, чем ему не заплатят. А кто первый-то? С кого начинается цепочка взаимных платежей?

Этот первоплательщик – удивительная фигура. Получается, что он сам ни от кого ничего не получает. И в то же время – в состоянии платить! И это очень странно, правда?

Допустим, вам заплатили за ремонт в квартире. Кто? Хозяин квартиры. Откуда? Допустим, он тоже что-то кому-то сделал, получил за это деньги, и передал вам за ремонт. А перед этим? Что за странная, загадочная цепочка, в которой люди передают друг другу один и тот же рубль (это понятно), но при этом взявшийся непонятно откуда?

Во что упирается эта цепочка? Она же не может быть безначальной и беспричинной! Если бы тому, кто платит вам за ремонт, не заплатили в его кассе – он не смог бы вам заплатить за ремонт, и т.п.

+++

В теории В.Авагяна загадочным первоплательщиком, запускающим всю цепочку оплаты услуг деньгами, является сама природа, территория, её дары и ресурсы. Давайте в простоте и без хитрости рассмотрим его.

Рыбак выловил рыбу. Рыба – бесплатна. Она плавала в озере и рыбак её просто поймал. Рыбак может съесть рыбу сам, но может заплатить ею учителю сына, гончару, ткачу или кузнецу. Случай взят мной из практики – в средневековой Исландии сушеная треска века была деньгами. А в средневековой Японии – денежной единицей был мешочек с рисом, «коку».

Но это не важно, важно другое: всякий платёж начинается с бесплатно изъятого у природы, и далее по цепочке переходит из рук в руки. Допустим учитель не съел рыбу сам, а передал её дальше, за горшок гончару. Но и гончар её не съел, а передал в сушёном виде кузнецу за подковы.

Что тут главное? Уберите рыбу – и пропадёт вся цепочка. Погибнут и школа, и гончарный, и кузнечный, и ткацкий, и все прочие промыслы. Они погибнут не потому, что кузнец или ткач плохо (или хорошо) работали, дело совсем не в этом.

Просто их оторвали от ресурсов территории. А в оторванном виде они, сами по себе, существовать не могут. Потому и нет никакой экономики в Антарктиде или на Луне: нет исходных бесплатных ресурсов, которые могли бы запустить цепочку взаимно-полезных обменов.

То есть жизнь на территории нужно сперва организовать, замкнуть в цикл, чтобы на сторону ничего не утекало, запустить этот кругооборот вещей в экономике – и только потом «стричь купоны» с налаженного оборота. Если власть не организовала цикла воспроизводства – она сталкивается с тем, с чем столкнулась пост-советская шелупонь: с распадом и нарастающим валом банкротств.

Ибо люди, которым система не дала заработать денег – сами их никоим образом заработать не могут. А если даже каким-то чудом ухитряются – то это крайне неустойчивый и нестабильный заработок. Если нет деятельности, за которую гарантированно платят – то нет и гарантий устойчивости всех и любых платежей.

Как-то раз я, полушутя-полувсерьёз предложил создать очень доходное производство в Антарктиде, но при одном условии.

-Какое же это условие, Вазген? – спросили меня.
-Бесплатная электрическая розетка! – ответил я.

Это, конечно, шутка, имеется в виду не бытовая розетка в квартире, а неограниченный по мощности силовой кабель. Нет никаких проблем, кроме энергии, чтобы выращивать ананасы за полярным кругом. Тепличные технологии хорошо развиты – проблема лишь в том, что теплицы много энергоносителей жрут. А если бы не это – лимоны и бананы растить в Воркуте было бы - раз плюнуть…

+++

Дайте бесплатное начало – и пойдут за ним хорошо оплачиваемые продолжения. Такова теория В.Авагяна.

Из неё следует и обратная теория: из ничего не выйдет ничего.

+++

Лишённая лимитрофа экономика – мертва, как бы совершенны ни были её технологические линии. Допустим, японцы или немцы делают автомобили лучше всех в мире; но какой от этого толк, если перестанут подвозить металлические руды? Автомобиль, извините, металлический… Нет металла – нет и сборки из металла, нет и никакой инженерии. А если делать из пластика (сама по себе странная идея!) – то нужно то, из чего делают пластик, нефть. Иначе и пластиковых машин не сделаешь…

+++

Это всё хорошо хотя бы тем, что бесспорно. Но отсюда вытекает вопрос: если деньги перестали быть сушёной треской или мешочком риса по виду, перестали ли они быть таковыми по сути? Бумажная «деньга» – она что? Произведение искусства работы Пабло Пикассо? Или всё же ресурсный допуск к обработке природных даров контролируемой властью, выпустившей «деньгу» территории?

Я не знаю, как вы относитесь к Пабло Пикассо и допускаю, что не очень. Но я допускаю и то, что для некоторых людей его полотна имеют самоценность. Дензнак, хотя тоже содержит рисунок – никакой самоценностью по определению не обладает. Как произведение искусства его никто не оценивает. Все видят в нём только талончик на получение благ. Если блага перестали по этому талончику давать – то он становится макулатурой, интересной только нумизматам.

+++

Понимая основные вопросы экономической науки – вернёмся к началу статьи. Поставлена проблема платежей – скажем, от работающего человека в Пенсионный Фонд. Либеральные дегенераты, позор нашей науки – высчитывают по-бухгалтерски, сколько должен составить взнос, чтобы не было дефицита в Фонде.

Но они обходят вопрос формирования доходов плательщика!

Они говорят вам, что вы должны заплатить тугрик, а откуда и как вы этот тугрик возьмёте – им не интересно, да и вообще это (якобы) не их дело. Бухгалтерия тоже наука, и я вполне допускаю, что в некоторых случаях (не во всех) – обойтись взносами меньше 1 тугрика нереально.

Но существует принципиальная разница между:

- предлагаемой ценой коня,
- потребностью человека в коне и
- возможностью заработать запрошенную сумму.

Допустим, человеку конь нужен до смерти, и это очевидно. Продавец коня отказывается торговаться и сказал своё последнее слово. Означает ли это сделку? Ни в коей мере!

Потому что для платежа, даже самого необходимого – необходим источник платежа. То есть доступное для человека занятие, которое оплачивается в размере стоимости до смерти ему нужного коня.

Только в этом случае предложение товара не является издевательством, геноцидом – а выступает условием взаимной полезности. «Хочешь Х – сделай Y».

Главное тут – реальная доступность этого самого «Y». Только при условии его доступности – появляется экономика. Иначе это истребление, которое от ножа, топора и пистолета отличается только техническим орудием убийства.

+++

Главное для экономиста (азбука!): видеть разницу между невостребованными и не-предоставленными слагаемыми производства!

Нельзя совместить решение задачи дурного использования ресурсов трудом и решение задачи их изначального предоставления труду. Это две совершенно разных задачи, и они вообще в разных плоскостях находятся.

Если вы дали человеку поле, а он на нём ничего не вырастил, то он, может быть, лентяй, тунеядец, или имеет иные источники пропитания, или, может быть, ему не хватило техники, знаний… Но если вы человеку поля не дали – то сразу можно быть уверенными, что он ничего не вырастит ни вам, ни себе. И тут нелепо-неуместны вопросы – ленив ли он, компетентен ли он, ответственный ли он человек и т.п.

Причём тут это, если поля, на котором можно вырастить урожай – не предоставлено?

Современное производство – даже не поле – не только поле. У современного производства есть большая совокупность, именуемая «вводные» и большая совокупность «выводных».

Чтобы лампочка горела, нужно подключить её в сеть: ток входит и выходит без короткого замыкания. Если эти провода ввода-вывода обрезаны – что и зачем говорить о лампочке?! Перегорела она или не перегорела, яркая она или тусклая – да вы этого даже не узнаете, пока к сети не подключите!

+++

Что вы дали российскому производству, кроме «свободы» (то есть умывания рук от всякой заботы и помощи ему)? Если у производителя нет преимуществ ни при получении сырья, ни при сбыте – как он может с новым производством вклинится в уже существующее?

Это всё равно, что бегуну догнать другого бегуна не превышая скорости, с которой бежит догоняемый!

При прочих равных существует «преимущество раннего старта»: тот, кто делает машины давно всегда имеет преимущество над тем, кто только собирается их делать.

+++

А раз вы ничего не дали производству – то и не ждите ничего от производства. В том числе и налогов не ждите.

В нормальном обществе налоги – это проценты с предоставленного производства кредита государственной поддержки. По принципу «вы заботитесь обо мне, защищаете меня – а я за это кормлю и обслуживаю вас».

А в дебильном обществе налоги – рэкет. Поймать человека, для помощи которому государство палец о палец не ударило – и вышибить из него часть его прибылей.

А вы участвовали в создании этой прибыли, чтобы претендовать сейчас на долю в ней?!

Понятно, за что берёт хлеб князь у крестьян: если бы не его дружина, печенеги сожгли бы все поля и хлеба бы никому не понюхать. Князь с мечом нужен крестьянам даже больше, чем крестьяне князю! Он в большей степени кормилец мужика, чем мужик – его кормилец…

Государство, как коллективный организатор благополучия и сбыта – понятно и близко производителю. А государство - рэкетир –страшно далеко от него. Не видя в нём никакой пользы, производитель:

1) Уводит доходы в тень.
2) Если не получается – сокращает или вовсе закрывает производство.
3) Стремится избавиться от бесполезного, но жадного нахлебника – либерального государства.

+++

Для того, чтобы трудящиеся могли укрепить своим трудом государство – государство сперва должно укрепить положение трудящихся.

Их богатством оно и богато.

Никаких иных форм государственного величия и экономического развития научная экономика не знает.

Их «знают» только либеральные шаманы, с их бубнами пустословия. Но к научной экономике они не имеют ни малейшего отношения…



[1] Инструмент – то, чем делают. Конструмент – то, из чего делают, к чему прикладывают инструмент. Кводомент – то ради чего делают, цель действия.

Вазген АВАГЯН, специально для ЭиМ.; 12 сентября 2018

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ…

    …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ… «Можно изображать становление национальной буржуазии» – говорит герой новой книги «Волки из пепла» Александра Леонидова – «А можно национальной интеллигенции… Но когда это в одном лице – то смешно получается». И действительно, получилось смешно. Но не в том смысле, что получилось плохо, а в том, что всё произведение пронизано тонким и психологическим юмором, включило в себя сочное богатство народного анекдота, именно язык, а не сюжет анекдотической (в хорошем смысле слова) речи. Если говорить о сюжете, то действительно, персонаж не солгал: основное содержание – становление в РФ национальной буржуазии и национальной интеллигенции. Они метафизически противопоставляются космополитам и компрадорам во власти и быдловатой, худшей части народной толпы.

    Читать дальше
  • В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ"

    В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ" ​Вот представьте, что вы – производитель сковородок. Конкурентов у вас нет: продуманный протекционизм вытеснил с рынка иностранные сковородки. При этом зарплаты и пенсии в стране растут. И при этом повышать цены запрещено. Людям куда деваться? Они идут и покупают ваши сковородки. Чужих они купить не могут: чужих с рынка удалили. Не покупать – зачем тогда деньги? Продать им дороже твёрдой цены вы не имеете права. Таким образом, перекрывая все сливы капиталов (за границу, в спекуляцию и др.) вы канализируете энергию производительного труда в рост производства. Ваше производство сковородок растёт, предложение расширяется. Вы обновляете производственные фонды, обеспечиваете занятость на рынке труда, ищите новые технические решения, придумываете новые виды продуции...

    Читать дальше
  • "Нержавеющее ядро" истории человечества

    "Нержавеющее ядро" истории человечества Продолжаем публикацию глав из книги А.Леонидова "ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ: Происхождение. Значение. Перспективы". В 13 главе автор рассматривает экономические основания цивилизованного образа жизни (ЦОЖ) и доказывает, что они не могут вырастать из самой экономики. Они являются туда идеологически привнесёнными. Глава называется ​"ЭКОНОМИКА ЦИВИЛИЗАЦИИ: ЦОЖ ПРОТИВ РАЗБОЯ", и разъясняет роль идеи справедливости вне и поверх индивидуальной экономической выгоды в становлении не только социализма, но и вообще государства, права, человеческой морали и критериев психиатрии. Рекомендуется к прочтению самым широким кругом думающих людей, поскольку содержит в себя целый ряд свежих идей по проблемам междисциплинарных исследований общества, юридической сферы, экономических систем и др.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..