Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Январь
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Т. Савченко: "МОРГ ПОНАРОШКУ..."

​В «морге» было весело и немного грустно… (На фото: Вера и Виктория знакомятся)...

Т. Савченко: "МОРГ ПОНАРОШКУ..." Вот уж, как говориться, охота – пуще неволи! Ни штормовое предупреждение, ни порывистый ветер, вновь обрушившийся на район, не помешали посетить нам, зрителям, в памятную субботу 28 марта премьеру спектакля «Однажды в морге». Сначала зацепило название, которое увидел на афише Дома офицеров за несколько дней до спектакля – даже прочел ее дважды – может не так понял… Выяснилось, что спектакль, ко всему прочему, еще и комедия - стало совсем любопытно. Когда же узнал, что это постановка Татьяны Юревич – желание сходить на премьеру еще больше усилилось.

Но не менее интересно было пообщаться с режиссером «за кулисами», посмотреть на игру актеров без зрителей. Такой случай представился накануне спектакля во время генеральной репетиции.

Полутемный зрительный зал Дома офицеров. Прекрасное, но обветшавшее до предела здание, словно символизирует смену исторических ролей. Бывшая экономическая и культурная столица Юга России - Ейск, ныне – заштатный небогатый городок… На сцене всего две актрисы. Татьяна Сергеевна внимательно наблюдает за ними из-за режиссерского пульта. Правда, сидеть спокойно у маэстро не поучается – то и дело, она сама присоединяется к актерам, внося последние штрихи в почти «дорисованную» картину. Воспользовавшись небольшой паузой, представлю кратко Татьяну Юревич тем ейчанам, которые не слишком знакомы с театральной жизнью города.

Татьяна Сергеевна родом из Калининграда, и ветер перемен занес ее в Ейск четыре года назад – сюда перевели ее мужа военнослужащего. Но за этот промежуток времени, Юревич так гармонично вписалась в культурную жизнь города, что кажется, будто она и созданный ей театр современной пьесы «Лица» были в Ейске всегда. На третий год существования, «Лицам» уже было присвоено звание народного театра, в активе труппы более 10 серьезных постановок, не считая всевозможных утренников и праздничных программ. А занимается сегодня в театре, и созданной вместе с ним театральной студии, около сорока человек. Как говорит сама режиссер, она искренне привязалась ко всем своим артистам, и очень радуется их успехам. Кроме того, очень тепло относится Татьяна Сергеевна и к руководителю Дома офицеров, Наталье Москалевой, которая и «втянула» ее в театральную и культурную жизнь Ейска.

Но вот, наступает перерыв в репетиции. Режиссер и артисты, в целом довольны, хотя нет пределов совершенству. Тем более что и «Тот, кто открывает дверь» украинского драматурга Надежды Нежданы, по мотивам которой Татьяна Юревич и поставила «Однажды в морге» - вещь достаточно сложная. Это не мексиканский сериал, но серьезное произведение, заставляющее задуматься о многих глобальных проблемах.

- Этим меня пьеса и привлекла, - говорит Татьяна Сергеевна. Она не развлекает зрителя, а как бы втягивает его в сам процесс, делая его соучастником происходящего. При этом за каждым остается право личной трактовки произведения – мы не стали навязывать собственного видения…

Наш разговор прерывает смс – сообщение из Краснодара от Елены Григорьевны Сидоренко – желает режиссеру успешной премьеры. От себя добавлю: очень жаль, что госпожа Сидоренко покинула Ейск! Да, непросто было с ней! Но это настоящий эстет, и она делала все для поднятия престижа и признания нашего города. Именно Елена Григорьевна во многом смогла вернуть Ейску тот шарм и респектабельность, который, боюсь, мы скоро потеряем… Однако, вернемся к спектаклю.

С мнением режиссера согласны и Надежда Христенко, которая играет бывалую даму Викторию, попавшую в морг в роли «труппа» после изрядной попойки, и Агнешка Новицкая, которая играет скромную, живущую в мире своих фантазий санитарку Веру.

Обе актрисы пришли в «Лица» недавно, но именно им режиссер доверила исполнение главных ролей. Насколько это им удалось, мы узнали на следующий вечер…

Занавес открывается, и мы оказываемся в морге. Тишина и покой. Санитарка Вера, полистав модный журнал, отправляется вздремнуть, и тут «оживает» мертвец! Покачиваясь, на сцене появляется Виктория. В белом саване с приколотой к нему биркой (№ 13). С этого мгновения внимание зрителей полностью фокусируется на происходящем на сцене действе. Смолкают шепотки, зал замирает.

Время словно спрессовывается, и события начинают сменять друг друга, как в калейдоскопе. Сначала, ошарашенные героини, пытаются понять, что произошло – живы они, или уже нет… Безуспешно. Вообще, в пьесе присутствует элемент гротеска, но он не раздражает. Наоборот, как-то приукрашивает ситуацию, подчеркивая талантливую игру актеров. За какие-то два часа, героини превращаются из посторонних людей в близких подруг, которые, оказавшись в сложной ситуации, открывают друг другу душу. А ситуация, действительно, сложна – по ходу пьесы выясняется, что обе заперты в морге, света нет, часы не работают, телефонная связь оживает лишь тогда, когда звонит неизвестный, и дает двум растерянным женщинам краткие непонятные инструкции… У героинь возникают всевозможные догадки и предположения: загробная жизнь, война, политика, маньяк… Но основным рефреном пьесы звучит тема покаяния и тезис о том, что нет ничего невозможного при нашей жизни – после смерти-то уже не о чем будет беспокоиться!

Финал настигает зрителя совершенно неожиданно. Вроде бы ничего особенного не произошло, но все оживает. Загорается свет, начинают работать часы, раскрываются заблокированные двери… Видимо, героини сделали что-то правильно? Тут полная свобода для фантазии и трактовки спектакля. Кто-то воспринял пьесу буквально, как бытовую комедию, кто-то удалился в туманную область мистики и символизма…

Одно можно сказать точно – премьера удалась! Наперед знаю, что «Однажды в морге» еще не раз соберет зрителей на просмотр. Но сам, с большим нетерпением, ожидаю новых премьер.

Есть существенное отличие между столичными и провинциальными театрами: в «центре» больше заученного, отрепетированного мастерства. В провинции – больше души и естественности. Здесь, артисты, скорее, не играют, а живут на сцене. Думаю даже, что заглянув на премьеру «Однажды в морге», Станиславский, сказал бы – «Верю!»

Тимур САВЧЕНКО, аналитик "ЭиМ", Южный федеральный округ.; 30 марта 2015

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше
  • …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ…

    …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ… «Можно изображать становление национальной буржуазии» – говорит герой новой книги «Волки из пепла» Александра Леонидова – «А можно национальной интеллигенции… Но когда это в одном лице – то смешно получается». И действительно, получилось смешно. Но не в том смысле, что получилось плохо, а в том, что всё произведение пронизано тонким и психологическим юмором, включило в себя сочное богатство народного анекдота, именно язык, а не сюжет анекдотической (в хорошем смысле слова) речи. Если говорить о сюжете, то действительно, персонаж не солгал: основное содержание – становление в РФ национальной буржуазии и национальной интеллигенции. Они метафизически противопоставляются космополитам и компрадорам во власти и быдловатой, худшей части народной толпы.

    Читать дальше
  • В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ"

    В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ" ​Вот представьте, что вы – производитель сковородок. Конкурентов у вас нет: продуманный протекционизм вытеснил с рынка иностранные сковородки. При этом зарплаты и пенсии в стране растут. И при этом повышать цены запрещено. Людям куда деваться? Они идут и покупают ваши сковородки. Чужих они купить не могут: чужих с рынка удалили. Не покупать – зачем тогда деньги? Продать им дороже твёрдой цены вы не имеете права. Таким образом, перекрывая все сливы капиталов (за границу, в спекуляцию и др.) вы канализируете энергию производительного труда в рост производства. Ваше производство сковородок растёт, предложение расширяется. Вы обновляете производственные фонды, обеспечиваете занятость на рынке труда, ищите новые технические решения, придумываете новые виды продуции...

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.