Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Август
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

​О НОВОМ «НОВОМ МЫШЛЕНИИ»

​О НОВОМ «НОВОМ МЫШЛЕНИИ» Коэволюция — это совместная и СОВМЕСТИМАЯ эволюция биологических видов, взаимодействующих в экосистеме. Изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов. Первым концепцию коэволюции ввёл Н. В. Тимофеев-Ресовский в 1968 году. Происходит при различных типах биоценотических взаимосвязей между видами, которые реализуются при взаимодействии конкретных видов в отдельных биоценозах. Коэволюция сопровождается формированием комплекса взаимных адаптаций (коадаптаций), оптимизирующих устойчивые взаимодействия популяций разных видов.

Для социально-экономической сферы сегодня теория коэволюции необходима, и альтернатива ей – только вымирание. Человек из паразита биосферы должен превратиться в её симбиота – иначе он погубит планету, и себя на планете. Отмечу - так как экосистемы формируют сеть межвидового взаимодействия, то все виды, входящие в экосистему, должны коэволюционировать. Это относится и к человечеству…

Сегодня ему нужно новое «новое мышление». То, которое в своё время с такой помпой презентовал М.Горбачёв – вовсе не было новым. Это было безмерно-архаически-древнее мышление косматой гоминиды, склонное пожирать тех, кто слабее, и «договариваться» с теми, кто сильнее.

То «новое мышление» означало откат в регресс, где мы доселе и живём бездумно.

Главная черта выработанного «перестройкой» и рыночными реформами мышления – отказ от рационально-разумных форм в пользу инстинктов и рефлексов.

В итоге это породило систему, не умеющую не только планировать, но и вообще думать (что взаимосвязано).

Эта система жрёт себя с хвоста и гадит под себя – учитывая полное отсутствие интеллекта в ней, не поднимающейся над уровнем оценки типа «сладко-несладко», «вкусно-невкусно», и применяющую этот оценочный примитив, в том числе, и к ядам, и к токсинам. Если яд сладкий – его охотно глотают, попутно отказываясь от противоядия – если оно горько…

Поэтому я и говорю, что нам нужно НОВОЕ «НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ». Не то, низведшее нас к доисторическим временам рыночного расторгаша, а основанное на теории коэволюции.

Что главного я хотел бы отметить в новом, «зелёном» мировоззрении?

Вне-эмиссионный характер коэволюции, как экономической системы. Блага не предмет купли или продажи, а предмет наличия или отсутствия. Что есть - то есть. Чего нет - того нет. И не купишь на стороне: нет лавок на Луне и Марсе...

Нельзя «эмитировать выпуск» воды, земли, солнца, биоразнообразия и т.п. Можно только лимитировать их потребление. Их нельзя произвести – что снимает постулат о «росте производительных сил» и тем более нельзя спровоцировать их рост монетарными манипуляциями.

Вместо поглотительной и опустынивающей экономики нужна экономика охранительная и рекультивационная, в которой ущерб природе рассматривается, как ущерб обществу – и это снимает вопросы «рентабельности», «прибыльности», вообще всех рыночных конкурентных дрязг.

Невосполнимость потребления из главного мотора роста экономики – станет самым главным в ней обвинением. Потому что всё в этом мире сегодня, как социализм, так и капитализм – строились в гонке друг за другом, игнорируя невосполнимость потреблённого!

Необходимо прекратить, и как можно скорее, потребительский волюнтаризм, основанный на выкачке ресурсов с целью получить как можно больше условных знаков (денег): это - игра, и игра для сумасшедших.

Она враждебна жизни и выживанию.

Потребление должно строиться не из капризов лиц, близких к раздаче денег, а из железного приоритета рекультивации окружающей среды. Это меняет в принципе всю экономику, рекламу, маркетинг, отношения и сферу сервиса. Главными деньгами становится не доллар США, а биологическая жизнь. Соответственно, контрагенты экономики служат не доллару США, а жизни.

Многообразие потребление – вытесняется его разумной достаточностью. Всё одноразовое (от упаковки до книг) меняется на многоразовое, с целью как можно более многократного использования. Человек должен как можно больше чинить, ремонтировать – и как можно меньше выбрасывать (потребительское общество строится на обратном).

Вещь должна служить как можно дольше – потому что в неё вкладываются невосполнимые ресурсы. Потребительские оргии и вакханалии миллиардеров, привычные в наши дни, отменяются – как отменяется купание в пустыне при крайней нехватке питьевой воды.

Рыночная культура «изобилия избранных» на зависть окружающим – отменяется. Бутылки, например, нужно не выбрасывать, а бережно сдавать, машины – уменьшать, чтобы меньше сжигать топлива и т.п.

Следует на базовом уровне признать, что рыночная вакханалия изначально строилась, как иррациональная философия, отрицающая всё разумное и объяснимое во имя показухи, символизма альфа-доминирования и квази-криминального презрения к безумно расточаемым продуктам труда.

В новом «новом мышлении» этого уже не будет. Там будет принцип «нужное – скромно, нескромное – не нужно». Другого выхода у человечества из ловушки смерти нет.


Эдуард Байков

15 апреля 2016

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ​Самозамкнутость и Традиция

    ​Самозамкнутость и Традиция В детских книжках, которые я очень любил в детстве, поучительные картинки всегда изображали очень кучно и динозавров и электроны атома. В реальной жизни динозавры не смогли бы жить так близко друг от друга, а электрон далёк от ядра атома так же, как булавочная головка на последнем ряду гигантского стадиона была бы далека от теннисного мячика в центре стадиона. Но нарисовать так в книжке нельзя – потому рисуют кучно, сбивая масштабы. Та же беда случается всегда и с историей цивилизации. Оглядывая её ретроспективно, из неё сливают огромные пустоты разреженного протяжения, оставляя близко-близко друг от друга значимые факты духовного развития.

    Читать дальше
  • "...СМЫЧКАМИ СТРАДАНИЙ НА СКРИПКАХ ВРЕМЁН..."

    "...СМЫЧКАМИ СТРАДАНИЙ НА СКРИПКАХ ВРЕМЁН..." Московское издание полной версии романа А.Леонидова "Иго Человеческое" - не оставит равнодушным никого, кто думает о судьбе Отечества, да и просто об устройстве человеческой жизни. В остросюжетной форме исторического повествования автор ставит самые глубинные и "проклятые" вопросы, на которые бесстрашно, порой, может быть, опрометчиво - даёт ответы. Спорить с автором в данном случае ничуть не менее полезно, чем соглашаться: произведение ВЗРОСЛИТ, независимо от отношения читателя к заявленным идеологемам.

    Читать дальше
  • ​«Легенда о Китеже» и западная советология

    ​«Легенда о Китеже» и западная советология Чтобы понять, о чём речь, предлагаю сперва рассмотреть условную, умозрительную модель, которую пока не привязываю ни ко времени, ни к географическому месту. Модель начинается словом «Допустим». Просто допустим, что есть система, в которой житейские доходы человека неопределённые. В силу неопределённости (обозначаемой алгебраическим «х») они могут быть любыми. Есть вероятность любого значения «х». «Х» может быть равен 0, 1, 2, 5, 100 и т.п. Личные доходы человека не ограничены ни сверху, ни снизу. Они строго индивидуальны: могут быть сколь угодно большими, а могут и вообще отсутствовать (=0).

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..