Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

ИНФОПСИХИЧЕСКОЕ ПРЕПАРИРОВАНИЕ

Были ли эпохи, когда инфопсихического препарирования не велось? Можем ли рассмотреть и изучить артефакты тех времен? Ответ – да, были, и да – можем…

 ИНФОПСИХИЧЕСКОЕ ПРЕПАРИРОВАНИЕ Формулировки, привычные для популярного искусствоведения, широко используются при рассмотрении древнейших изображений ("эстетические нормы и принципы", "идейное содержание", "отражение жизни", "композиция", "чувство прекрасного" и т.д.), но они уводят в сторону от понимания специфики первобытного искусства. Если сейчас искусство является особой областью культуры, границы и специализация которой вполне осознаны как создателями, так и "пользователями" искусства, то чем глубже в древность, тем эти представления были более размытыми. В сознании первобытного человека искусство не выделялось в какую-то особую область деятельности. Способностью к созданию изображений (как и сейчас) обладали редкие люди. Им приписывались некие сверхъестественные свойства, подобно позднейшим шаманам. Вероятно, это ставило их в особые условия среди своих сородичей. О достоверных подробностях этих условий можно только догадываться.

 

Процесс осознания обществом самостоятельной роли искусства и различных его направлений начался только в поздней античности, затянулся на несколько столетий и завершился не ранее Ренессанса. Поэтому говорить о первобытном "творчестве" можно только в иносказательном смысле. 
 
Вся духовная жизнь первобытных людей проходила в единой, не расчлененной на отдельные сферы культурной среде. Наивно полагать, что в первобытном искусстве были художники и зрители, как у нас, или что тогда все люди были художниками-любителями и зрителями одновременно (нечто вроде нашей художественной самодеятельности). 
 
Неверно и представление о досуге, который древние люди якобы заполняли разными искусствами. Досуга в нашем понимании (как времени, свободного от "службы") у них просто не было, поскольку их жизнь не делилась на работу и "неработу". 
 
Если в конце эпохи верхнего палеолита у первобытного человека, в редкие часы, не занятые напряженной борьбой за существование, и появлялась возможность оглянуться по сторонам и посмотреть на небо, то это время заполнялось ритуальными и иными действиями, которые были не досужими, а направленными на благополучие своего рода и себя самого.
 
Таким образом, пользуясь понятием "искусство" по отношению к первобытной эпохе, желательно иметь в виду сказанное выше. Какое искусство считать первобытным? 
Первичное состояния отражательного потока. Психика воспринимает сигналы из мира и отражает их, сперва – как попало, в виде безсистемной кучи образов. Она ничему не отдает предпочтения, ничего особо не выделяет, и ничего ни с чем не соотносит (нет градации, классификации, иерархии).
 
Таким образом, ИНФОРМАЦИЯ НЕ ПРЕПАРИРУЕТСЯ. Никаких искусственно выделенных инфопсихических препаратов не существует – РАВНО КАК И ИСКУССТВА ИХ ВЫДЕЛЯТЬ.
В отражении жизни нет ни любви к жизни, ни отвращения к ней. В нем нет конкретного настроения - потому что переданы все настроения одновременно.
 
В нем нет композиции - то есть выделения изображения из общего потока жизни.
Самая характерная черта бездумной жизни - ВСЕВКЛЮЧЕННОСТЬ.
Нет главной мысли - потому что нет подчиненных ей мыслей. Всякая мысль равноценна другой и самоценна, не встает в иерархию смыслов.
 
Поэтому у действий нет издавна идущих мотивов - действия сами себе мотивы.
Особенности восприятия мира - ВСПЫШКИ СЛАЙДОВ. Мир - не книга и не фильм с  сюжетом, а набор случайно собранных картинок, никак не связанных между собой.
 
Потому и не выделяется препарат чистой скорби или чистой радости, чистого страха или чистого вожделения, чистого пожирательства или чистого материнства, и т.п.
МЫШЛЕНИЕ ЛИШЕНО ЖАНРОВ: это одновременно и мелодрама, и фильм ужасов, и боевик, и фантастика, и производственный роман, и т.п.
 
Затем начинается лабораторная, по сути, работа, по ПРЕПАРИРОВАНИЮ инфопсихических сигналов. Она очень похожа на работу химика, потому и названа по аналогии с ней. Настроение выделяется из безцветной совокупности. Почему в одном и том же мире возможно создать книгу(фильм) – комедию, кошмар, сказку, притчу?
 
Потому – ЧТО ХОТЯ НА САМОМ ДЕЛЕ МИР ЕДИН И ВСЕ ЭТО ПОНИМАЮТ – путем выделения и группирования инфопсихических сигналов определенного толка можно создавать искусственный препарат воздействия на сознание, передавать психике НЕКИЙ УПРОЩЕННЫЙ ДО ПРЕДЕЛА МИР – в котором остались только смех, или только ужас, или только печаль, или только вожделение.
 
Например, в порнографическом фильме (чем он отличается от более сложной комбинации сигналов- эротического фильма) – нет истории, судьбы, переживаний, сомнений и колебаний персонажа. Самого персонажа, как персоны, тоже нет: по сути, главное отличие порнографии от эротики в том, что порнография – предельно упрощенный мир, в котором существует только секс, а часто просто половые органы крупным планом, без всего остального, телесно их дополняющего в реальной жизни.
 
Порнография – классический, очень чисто выделенный (отделенный от других вытяжек) маразмогеник, то есть инфопсихический препарат, стимулирующий слабоумие через расслабление ума. Ещё З.Фрейд (не употребляя нашего термина маразмогеник) оценивал секс именно так, полагая, что сложные формы работы мышления произведены за счет ущемления простейших форм мысленной реакции, связанной с половыми актами. 
 
Мы же скажем проще – переевший (или перекормленный) маразмогеников, к сложной психической деятельности неспособен. По сути, он (как и наркоманы) сперва вылетает на периферию жизни, в сферу социальной комы (где за него все решают другие, более способные к связному мышлению), а потом – и просто погибает.
 
Собственно мир – в силу безконечности Вселенной – как таковой – нам непостижим. Антропогенный же психомир состоит из комбинаций разных инфопсихических препаратов (универсальных простейших настроений) – маразмогеников, прагмагеников, меланхогеников, фобогеников, абраксогеников, симбогеников[1] и т.п.
 
Эти препараты – и есть ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ частицы психической жизни. Из них формируются гораздо более сложные и уникальные (частные, конкретные) комбинации – МЕМЫ. Р.Докинз, придумавший сам термин «мем», ошибочно полагал, что мем – элементарная частица мышления, как бы «ген», в сочетании с другими «генами» - мемами слагающий «организм» психики.
 
Мы же полагаем, что это вовсе не так, что МЕМ – это довольно случайная конфигурация инфопсихических препаратов, выстроенная на какой-то индивидуальный случай и по определенному поводу. Мемы складываются и рассыпаются, а вот их элементарная составляющая – инфопсихические препараты – универсальны для всех мемов, применяются в каждом частном случае снова и снова.
 
Это подобно вариантам разных строений из одного и того же набора кубиков. Докинз проглядел эту особенность не от небрежности, а по принципиальным соображениям. Для него, как для дарвиниста, материалиста, атеиста не могло быть той первичной реальности, о которой мы говорим: НЕПОЗНАВАЕМОЙ В ПРИНЦИПЕ БЕЗКОНЕЧНОСТИ.
За игрой в кубики настроений стоит РЕАЛЬНОСТЬ, которой силами ума, точных наук, гностики познать невозможно[2]. Это – пространство пребывания мыслей монахов, святых, отшельников, величайших мудрецов, преодолевших СТРАСТНОСТЬ, то есть – говоря уже не церковным, а научным языком – преодолевших тяготение примитивной условности стандартных настроек психики.
 
Выстраивается такая иерархия: первобытное мышление вообще не понимает мира, связное мышление (научное) воспринимает его как упрощенную и адаптированную схему, из которой произвольно выбрасывает непонятные для неё или эмоционально неприятные компоненты. Именно так дарвинист Докинз поступил с непостижимостью безконечной Вселенной – он просто отказался её отражать в сознании, ограничившись разговором о МЕМАХ.
 
Высшая форма мышления – мало кому доступное религиозное (не путать с культовым) мышление – как выход из под одурманивающего действия инфопсихических препаратов и ОСОЗНАНИЕ БЕЗКОНЕЧНОСТИ.
Это и есть научное обоснование того удивительного феномена ИНТУИТИВНОГО ПОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ святыми – когда истина в полном объеме постигается, хотя никакими рациональными средствами (вне интуитивности святости) её ни постичь, ни тем более, передать другим невозможно.
 
 
--------------------------------------------------------------------------------
[1] МАРАЗМОГЕНИКИ – сигналы психике, способствующие расслаблению ума и состоянию слабоумия.. Необходимы психике для отдыха и переключения внимания, но в повышенных дозах порождают гибель психики. 
ПРАГМАГЕНИКИ – сигналы психике, стимулирующие пожирательный инстинкт, эгоистическое стремление к «омниофагии» - всепожиранию (частные проявления - доминирование, садизм, эгоизм, алчность, эгоцентризм и т.п.). Необходимы для выживания, но при превышении допустимой концентрации формируют социальных каннибалов. 
МЕЛАНХОГЕНИКИ – сигналы психике, стимулирующие тоску, меланхолию, сплин, хандру, эксплуатирующие вечную тему бессмысленности жизни. Способствуют состоянию грусти, печали, отчаяния и т.п. Необходимы для формирования мудрости, но при «переедании» могут привести человека к самоубийству.
ФОБОГЕНИКИ – сигналы психике, стимулирующие ощущения страха, ужаса, омерзения, отвращения, отталкивания, паники, бегства, стремления скрыться, дрожь, оторопь, неспособность к здравой, спокойной реакции, тревожность, Необходимы человеку для спасения жизни, но в слишком больших количествах доводят до безумия и суицидов. 
АБРАКСАГЕНИКИ – сигналы психике, стимулирующие любопытность, страсть к разбору и расчленению (по латыни- анализу), способствующие рождению желания перейти грань, заглянуть за горизонт, сделать то, что никто прежде не делал, узнать то, что никто прежде не узнавал. Доходящий до болезненной патологии (особенно в случае моральной неразборчивости) зуд первооткрывательства, расследования, искательства. Необходимы для научно-познавательной деятельности, но при превышении дозы превращают своих носителей в маньяков, удовлетворяющих любопытство любой ценой.  
СИМБОГЕНИКИ – сигналы психики, стимулирующие развитие инстинктов симбиоза, родительства, родства, взаимности, служения другому «эго». Необходимы для выживания общества, для социальных связей, но в слишком больших количествах формируют беспомощную и безвольную жертву, объект всеобщего обмана и поругания, лимитроф питания для хищных эгоистов.
 
[2] Например, никакие законы математики (царицы точных наук) не действуют в расчетах, если туда попадет число «ноль» или число «безконечность». Всякий расчет сразу становится безсмысленным, потому что при длине «ноль» или «безконечность» радиус круга становится равен диаметру и окружности, как вместе взятым, так и по отдельности. Они не могут быть больше радиуса, поскольку числа больше, чем «oo» не существует. Если предположить, что одна из сторон треугольника равна «0» или «оо», то все его стороны станут равны друг другу, и сумма всех их протяжений будет равна любой их части. Безконечность, сложенная с безконечностью, будет равна самой себе, как и ноль, сложенный с нолем. То же самое произойдет при любом действии с этими числами. Вычитание из безконечности любой конечной суммы не уменьшит безконечности, и вычитание 1000х не сделает исходную сумму меньше, чем вычитание всего лишь 1х. Безконечность прошлого равна безконечности будущего, но обе они – что вместе, что по отдельности – не больше и не меньше безконечности вообще. И т.д., и т.п.

А. Леонидов-Филиппов.; 7 октября 2012

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ...

    ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ... Можно спорить о художественных достоинствах или философских идеях романа «Апологет» А. Леонидова, на днях опубликованного замечательным издательством «День Литературы»[1]. Об одном спорить не приходится: с такой стороны революцию и советский строй ещё никто не осмыслял! Ни сторонники, ни противники таким образом её не рассматривали, факт. Остальное – спорно. Как, в общем-то и должно быть с художественным произведением, главное требование к которому во все времена – свежесть и оригинальность. И это есть…

    Читать дальше
  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше
  • о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье

    о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье Василий Литвинов, священник Русской Православной Церкви, написал Открытое письмо к олигархам и всем деловым людям, всех людей считая братьями. Он просит все СМИ распространять это пастырское назидание, надеясь, что оно дойдёт до адресата. Будет принято или нет – другой вопрос. Но всегда лучше попытаться решить дело миром, пробудить в человеке человека – прежде чем суровая необходимость заставить уничтожить свирепых зверей. Вот что пишет о. Василий:

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..