Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Март
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

КОЩУНСТВО СТАЛО ПОМЕХОЙ КАРЬЕРЕ...

«Мездрич уволен за нежелание учитывать сложившиеся в обществе ценности»

КОЩУНСТВО СТАЛО ПОМЕХОЙ КАРЬЕРЕ... «В результате конфликта вокруг постановки оперы "Тангейзер" в Новосибирске возникла нездоровая ситуация, которая, к нашему глубокому сожалению, потребовала вмешательства Министерства культуры РФ, - говорится в сообщении. - Б.М.Мездрич уволен с должности директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета за нежелание учитывать в своей деятельности сложившиеся в обществе ценности, за неуважение к мнению граждан и невыполнение рекомендаций учредителя. В своей деятельности Министерство культуры исходит из безусловного уважения права на свободу художественного творчества — и из безусловного признания права граждан на уважение значимых для них ценностных оснований».

Известные общественные деятели приветствуют решение Министерства культуры изгнать из Новосибирского театра покровителя кощунства …

«К сожалению, - посетовали в Минкульте, - уже в самой постановке "Тангейзера" содержались сцены, вызвавшие публичные и острые протесты. В течение нескольких месяцев Министерство пыталось добиться от Б.М.Мездрича понимания некорректности допущенных им действий, в течение нескольких месяцев пыталось сохранить его как руководителя театра. Несмотря на неоднократные требования со стороны общественности, многих деятелей культуры, членов Общественного совета принять административные, финансовые, кадровые решения, Минкультуры России, как учредитель, фактически взяло театр под защиту, предоставив руководству шанс исправить ситуацию и призвав стороны к урегулированию конфликта. Но бывший директор так и не смог осознать, что вне зависимости от своего отношения к той или иной религии чувства верующих имеют право на уважение. Ситуация, когда они подвергаются демонстративному глумлению, оборачивается жестким противостоянием в обществе, нередко приводящим, как мы недавно видели, к человеческим жертвам. Общество, зрители так и не увидели со стороны руководства театра понимания ситуации, не услышали извинений».

«И главное — не увидели понимания простой вещи: федеральный академический театр — это в первую очередь институт просвещения, - подчеркнули в Минкульте, - а не заведение для эпатажа и провокационной саморекламы за государственный счет. Упрямое высокомерие, неготовность к диалогу и нежелание разъяснять свой замысел недопустимы для руководителя федерального академического учреждения».

«С другой стороны, и представителям конфессий необходимо понимать, что уважение к Церкви достигается не через обращения в правоохранительные органы, а через терпеливую, вдумчивую проповедь и разъяснение своей системы ценностей. Вопросы творчества и художественных образов не должны обсуждаться ни на массовых митингах, ни тем более в судах. Надеемся, что все стороны извлекут из "дела о постановке "Тангейзера"" правильные уроки. Призываем руководство Новосибирской епархии отозвать свое обращение в прокуратуру, ведя в дальнейшем дискуссии в формате взаимоуважительного диалога», - призвали в Министерстве культуры.

Это обращение прокомментировали известные общественные деятели.

«Поддерживаю решение руководства Минкультуры России, - заявил председатель Комиссии Московской городской думы по культуре Евгений Герасимов. - Надо уважать людей, для которых ставишь спектакли, снимаешь кино. Да, режиссер, как правило, увлекается своей постановкой, замыслом. И не всегда способен со стороны взглянуть на свое детище. И тут должен брать на себя ответственность руководитель театра. Ответственность за то, что делается. Особенно в учреждениях, которые финансируются из бюджета, то есть на деньги налогоплательщиков, зрителей. И если зрители негодуют от того, что видят на сцене, значит, руководитель должен иметь смелость признать ошибку и, конечно, найти в себе силы извиниться перед теми, чьи чувства были оскорблены. Насколько я понимаю, он этого не сделал».

В свою очередь, режиссер Андрей Кончаловский считает, что «события, которые разворачиваются вокруг постановки оперы "Тангейзер", являются симптоматичным, знаковым явлением. У меня не вызывает возражения решение Министерства культуры о назначении новым директором театра Владимира Кехмана. Кехман — уважаемый театральный менеджер, и, наверное, это назначение правомерно, но меня волнуют более глубокие причины театрального скандала в Новосибирске».

«Нельзя не видеть, что назревает глубочайший разрыв между рядовым зрителем и эстетикой молодых художников, ищущих новые формы, - отметил он. - Это происходит не только в изобразительном искусстве, но и в театре. Этот разрыв начался не сегодня, а где-то в начале прошлого века, когда выработалась формула успеха — скандал важнее художественной ценности замысла. Этот разрыв в России принимает иногда странные, такие уродливые формы, как выставки с иконами в экскрементах или перформанс с прибитыми к брусчатке Красной площади гениталиями. Папа Франциск в своем выступлении перед Европарламентом в Страсбурге очень проницательно выявил главную причину глобального кризиса европейской цивилизации. Европа перепутала цели и средства: материальные ценности, деньги, вместо того чтобы быть только средством, стали целью, подменив человека, — средством же стал человек».

«В искусстве эта подмена выражается в том, что целью стал успех у критики, скандал, а средством стал автор, который безжалостно приносится в жертву. Вопиющее пренебрежение к замыслу автора мне видится и в так называемой афише "Тангейзера". Но главной жертвой становится все-таки зритель, который, может, в первый раз пришел послушать Вагнера и погрузиться в мир, волновавший великого композитора. Не исключаю, что решение Минкультуры встретит яростное сопротивление ратующих за неограниченную свободу творчества, - полагает режиссер. - Им я хочу напомнить слова Андре Жида: "Когда искусство теряет свои цепи, оно становится прибежищем химер"».

Ректор Новосибирской государственной консерватории Константин Курленя заявил, что приказы начальства не обсуждаются, а выполняются. «Это решение нельзя назвать неожиданным, потому что в контексте той ситуации, которая продолжает раскручиваться вокруг "Тангейзера", оно является абсолютно мотивированным, оправданным, - уверен он. - Других решений быть не может, поэтому с ним надо согласиться и продолжать работать дальше».

Председатель Синодального информационного отдела Русской Церкви Владимир Легойда считает, что «Владимир Мединский принял все возможные меры для налаживания диалога. Полагаю, что в данной ситуации Министерство культуры старалось сделать все возможное для предотвращения необходимости принятия кадровых решений. По существу, Министр культуры сам выполнил все функции, ответственность за которые лежала на директоре театра Б.Мездриче. В условиях дефицита диалога между Новосибирским театром и местной общественностью Министерство культуры инициировало обсуждение этой очевидно конфликтной ситуации. Затем, по итогам открытой дискуссии, в пределах своих полномочий сформулировало компромиссные рекомендации и направило их в театр. Когда эти рекомендации не были выполнены, Министр принял решение в рамках своей компетенции, которое, как я слышал, не оспаривается бывшим директором театра».

Заместитель руководителя Администрации Президента России Магомедсалам Магомедов считает, что «решение Министерства культуры в этой ситуации — единственно правильное и верное». «Новосибирская постановка оперы "Тангейзер" привела к противостоянию светской и религиозной общественности, - отметил он. - Здесь такая интерпретация Вагнера, что она не понравилась большому количеству людей, задела чувства верующих, а этого допускать нельзя. Считаю, что мы не имеем права, особенно государственное творческое учреждение, ставить такие произведения, которые возмущают какую-то часть населения и наносят оскорбление чувствам. Этого допускать нельзя. Здесь, как на лакмусовой бумажке, отражаются трудности нашей работы в реализации государственной национальной политики. Из любой, казалось бы, мелочи можно путем манипулирования общественным сознанием раздуть межконфессиональное противостояние. Надо будет и дальше прослеживать, чтобы на площадках важных и общероссийских были произведения, которые направлены на сплочение наших людей, на единство народов страны, а не те, которые раскалывают общество».

Директор Новосибирской специальной музыкальной школы Александр Марченко полагает, что «подобная линия на "осовременивание" в соответствии с режиссерскими представлениями классических произведений, к сожалению, прослеживается в театре на протяжении ряда лет. Безусловно, театр имеет право на эксперимент. Но только, на мой взгляд, на художественно оправданный эксперимент. А не как попытку использовать шедевр для того, чтобы преподать публике свою якобы отличную от общепринятой версию, интересную по большей части лишь режиссеру-постановщику. А это уже область ответственности руководства театра и за экономику, и за репертуарную политику. Ссылки на свободу творчества и авторского самовыражения в данном случае неуместны. Необходимо учитывать ответственность руководства театра за возможные последствия осуществленной постановки».

Режиссер, замдиректора Театра на Таганке Рената Сотириади сказала: «Сначала я увидела фотографии, затем — видеозапись. Как профессионал посмотрела весь спектакль. Очевидно — там есть контекст, оскорбляющий чувства верующих людей. Новосибирский театр оперы и балета — это величина, это знаковый театр не только для нашей страны. И его репертуар должен быть профессионально выверен, здесь ключевой подход — аккуратное отношение к содержанию, здравый смысл в подборе спектаклей. А для экспериментов есть малые сцены и лаборатории. Решение Министра — абсолютно закономерный шаг, он не должен оправдываться».

Режиссер, зампредседателя Совета по культуре при Президенте Росси Карен Шахназаровзаявил: «Новосибирский театр — государственное учреждение культуры. И государство, финансируя его деятельность, в том числе и театральные постановки, имеет право не только высказывать пожелания и замечания к сценарию, трактовке произведений, но и, в случае разночтений с руководством театра, невыполнения со стороны руководителя требований Министерства культуры, уволить директора. Хотя до этого, конечно, лучше не доводить. Всегда можно найти необходимый компромисс».

Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) считает, что принято «совершенно правильное и закономерное решение». «Определенно, без экивоков обозначена позиция руководства Министерства культуры России. Появилась робкая надежда, что, быть может, будет положен хотя бы какой-то предел вивисекции классики, бесстыдным скандалам, эпатажу, безответственным провокациям социальных конфликтов как чудовищно пошлым и бездарно-занудным методам подмены настоящего искусства агрессией так называемого личного видения и самовыражения», - заключил отец Тихон.

Алексей КУЗНЕЦОВ, обозреватель "ЭиМ".; 31 марта 2015

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше
  • …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ…

    …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ… «Можно изображать становление национальной буржуазии» – говорит герой новой книги «Волки из пепла» Александра Леонидова – «А можно национальной интеллигенции… Но когда это в одном лице – то смешно получается». И действительно, получилось смешно. Но не в том смысле, что получилось плохо, а в том, что всё произведение пронизано тонким и психологическим юмором, включило в себя сочное богатство народного анекдота, именно язык, а не сюжет анекдотической (в хорошем смысле слова) речи. Если говорить о сюжете, то действительно, персонаж не солгал: основное содержание – становление в РФ национальной буржуазии и национальной интеллигенции. Они метафизически противопоставляются космополитам и компрадорам во власти и быдловатой, худшей части народной толпы.

    Читать дальше
  • В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ"

    В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ" ​Вот представьте, что вы – производитель сковородок. Конкурентов у вас нет: продуманный протекционизм вытеснил с рынка иностранные сковородки. При этом зарплаты и пенсии в стране растут. И при этом повышать цены запрещено. Людям куда деваться? Они идут и покупают ваши сковородки. Чужих они купить не могут: чужих с рынка удалили. Не покупать – зачем тогда деньги? Продать им дороже твёрдой цены вы не имеете права. Таким образом, перекрывая все сливы капиталов (за границу, в спекуляцию и др.) вы канализируете энергию производительного труда в рост производства. Ваше производство сковородок растёт, предложение расширяется. Вы обновляете производственные фонды, обеспечиваете занятость на рынке труда, ищите новые технические решения, придумываете новые виды продуции...

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..