Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Август
пн вт ср чт пт сб вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

​Собственность: пользование, владение порча

​Собственность: пользование, владение порча Отношения личного домена (частного владения) с государством и законом всегда были весьма сложны, и явно недооценены в марксизме. Частное владение (домовладение, земельный участок, ловы, гаражные боксы, заводы, фабрики, пароходы, редакции и т.п.) – это ВЛАСТЬ. Точнее говоря – это элемент системы власти. А именно: это нижняя территориальная и административная единица власти. Такая же, как область, край, губерния, волость, район, муниципалитет, и т.п. Где есть иерархия властей – там есть и угроза сепаратизма. Есть соблазн области, краю или муниципалитету выйти из под контроля центра державы. И сосредоточить всю власть полностью в своих руках (понятно зачем). Угроза сепаратизма частного владения против государственности и законности – пожалуй, наиболее острая: частное владение и централизованная власть противостоят друг другу, «как два враждебных полюса». Они и онтологически, и диалектически противоположны: альфа и омега, низшая и высшая, и т.п.

Личный домен человека выражает свой исконный и врождённый антигосударственный и антиправовой сепаратизм путём огораживаний. Заборы и изгороди, двери и замки, решётки и колючая проволока обозначают вполне конкретную границу между территорией государства и территорией частного собственника. Они подчёркивают, что законы государства внутри частного владения не действуют (либертарианство) или действуют не в полной мере (либерализм, более мягкая версия частнособственнического сепаратизма и правового нигилизма).

Вы идёте по улице общего пользования, и тут одни законы: например, они разрешают вам свободно тут ходить. Упираетесь в забор или ворота, и там уже другие законы: ваши права на улице – туда не распространяются. Чем больше либерализма в стране – тем меньше они вхожи за ограду личного домена, где свой хозяин, своя власть, свои порядки…

Может ли частная собственность разрушить государство полностью? Да, если её поощрять и раздувать. Пример – феодальная раздробленность. Это мы называем её «феодальной», а современники называли её «владельческой». Владельцы доменов полностью освободились от центральной власти, делая всё, что им вздумается, признавая королей только формально, или вообще никак. По большому счёту феодалы – были лишь частными собственниками крупных земельных участков (а порой и не очень крупных). Это показывает нам, как опасна частная собственность, когда её не подавляют, и она развивается до полноты.

И государственность, и законность с самого своего рождения вступили в жесточайшую борьбу с частной собственностью, из которой выделялись. Государство – это верховная власть, ограничивающая власть хозяина предприятия. То есть лишающая собственника полноты владения собственностью.

А законность – ограничения произвола, подменяющие господство на подчинение. Хозяин господствует над собственностью (в том и смысл собственности), а закон требует, чтобы этот человек, переставая быть хозяином, подчинялся бы какой-то общей писаной норме!

Понятен конфликт между господством и подчинением: или ты сам всё решаешь, или за тебя решает кто-то другой, посторонний!

И что же получается? Один и тот же человек:

-В роли частного собственника всё решает сам;
-В роли законопослушного гражданина выполняет решения правительства и законодателей.

Конфликт этих двух ролей одного и того же человека неизбежен, он запрограммирован в их кричащем противоречии.

Цивилизация настаивает, что биологический человек обязан ей служить самоотверженно. Приоритет долга над прихотью связан с тем, что цивилизация (культура, государство, правовое поле и т.п.) возникли до биологической особи человека, и будут после неё. Потому – особь является в мир служить, а не кривляться. Этика служения доводит порой до полного самоотрицания.

Но биологический человек (зверь в человеке) настаивает на обратном: на том, что всё в мире явлено, дабы его обслуживать. Он стремиться не к служению, а к порабощению окружающих сред.

Государство и законность рождаются и живут в жестокой борьбе, прежде всего, с частной собственностью и тем произволом личности, который стоит за немотивированным средствами разума, наследственным владением собственностью. Причём занимаются этим не только социалистические государственность и законность, но и вообще любые – за исключением пребывающих в стадии необратимого распада и деградации.

Мира между Законом и Частной Собственностью быть не может[1], но между ними бывают перемирия, затишья в их (метафизической, по сути, то есть неискоренимой) борьбе.

Компромисс отражён в разделении времени жизни на рабочее (служебное) и «свободное» время (т.е. досуг). Компромисс отражён в принципах вассалитета, сохраняющихся и в современном буржуазном обществе.
Суть вассалитета в том, что частный собственник получает от верхновой гарантии сохранения части своей власти над собственностью в обмен на отказ от полноты личной свободы распоряжения ею. «Ты останешься законом для своих крепостных» - говорит король барону – «если признаешь, что я закон для тебя». По сути, это сговор крупного преступника с мелкой преступностью: «Ты не лезь в мои королевские дела, а я не буду лезть в твои деревенские».

Власть собственника над собственностью в государстве и под законом – неизбежно отличается неполнотой. Оттого неискоренимо её стремление к полноте, к обретению полноты – в сопротивлении государству и праву.

Напротив, любое развитие как государственности, так и законодательства приводят к девальвации всякой частной собственности до аренды и назначенчества. Пытаются превратить собственника в подотчётного менеджера, назначаемого и сменяемого по воле закона. В кого-то, подобного советскому директору завода или начальнику главка!

Органичение рабовладения во всех известных нам исторических случаях начиналось с запрета убивать раба по воле владельца. Сегодня и в буржуазном обществе могут привлечь к суду не только за убийство рабочего на частной плантации, но даже и за убийство собаки, кошки. Общество на высоте правосознания пытается контролировать не только жестокое обращение с людьми, но даже и жестокое обращение с животными, по сути, взламывая огораживание частных доменов с их внутренней монархической властью собственника над собственностью.

Тем удивительнее видеть соседство обществ охраны прав животных – и акционерных обществ, бесчеловечно жестоких к гастарбайтерам! Кошку защищают от жестокости – а человек на капиталистической фабрике подвергается неслыханным жестокостям и циничному разрушению души и тела. Гробит здоровье в невыносимых условиях труда и быта, сходит с ума под воздействием буржуазных СМИ, пропагандирующих безумие, алкоголизм и наркоманию.

Реванш фронды частных собственников (остающихся по своей природе феодальными баронами) – не может носить только антисоветский характер. Он неизбежно скатывается к антигосударственной программе и правовому нигилизму. Частная собственность желает не только разрушения СССР (давно уж состоявшегося), а ещё и разрушения всякой государственности и замены правового поля на хартию феодальных вольностей, в стиле британской «Великой Хартии Вольностей».

+++

Собственность начинается как пользование предметами внешнего, материального (иногда и интеллектуального) пространства. Это её изначальная и рациональная часть. «Я болею – мне нужно лекарство». Разумно? Конечно же…

Далее в собственности под влиянием зоологических инстинктов и тёмных демонов подсознания рациональное вытесняется иррациональным. Наступает стадия владения.

Владение строится по формуле «я не болею, но лекарство всё равно заберу: вдруг потом пригодиться, или выгодно продам больному!». Болезни нет – а лекарство всё равно нужно. В итоге лекарство получает не больной, а здоровый. Здоровые расхищают запасы лекарств «на всякий случай», а больные, у которых случай уже налицо – остаются без лекарств.

Дальнейшее нагнетание звериной иррациональности приводит к апогею частной собственности: порче.

Предмет материального мира уже не нужен человеку ни объективно (физиологически), ни субъективно (психологически). Страсть заключается не в том, чтобы им владеть, а в том, чтобы его испортить. На этой стадии (заставляющей капиталистов топить продукты питания в море – чтобы держать цены на них) иррациональность собственности приобретает черты откровенного вредительства и человеконенавистничества.

Человек покупает завод или фабрику даже не для того, чтобы ими владеть единолично, а чтобы за взятки и откаты иностранных конкурентов – закрыть завод или фабрику. Знакомая ситуация? Люди, обременяющие страну и нацию безумными и бессмысленными расходами – вдруг «отменяют пенсии», подрывая и без того небогатую платежеспособность населения, и тем оказывая медвежью услугу бизнесу, производству…

Если с рационального пользования вещами собственность начинается (и в таком виде вполне приемлема разумом, если действует норма «хлеба к обеду в меру бери»), то постепенно превращаясь в психическое расстройство навязчивой идеи, раскрывается в бессмысленную и беспощадную порчу всех окружающих сред: природной, социальной, культурно-образовательной и т.п.

Человек на этой стадии уже не собирается пользоваться тем, что захватил. Он даже не собирается гордиться обладанием захваченным. Он стремится испортить и сломать всё захваченное на стадии, напоминающей забесовление, бесноватость.

Сами понимаете, чем чревато такое либеральное извращение идеи собственности, потерявшей и границы и берега, и здравый смысл, и совесть с инстинктом самосохранения…



[1] «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матф.6:24).

Вазген АВАГЯН, специально для ЭиМ.; 25 июля 2019

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше
  • о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье

    о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье Василий Литвинов, священник Русской Православной Церкви, написал Открытое письмо к олигархам и всем деловым людям, всех людей считая братьями. Он просит все СМИ распространять это пастырское назидание, надеясь, что оно дойдёт до адресата. Будет принято или нет – другой вопрос. Но всегда лучше попытаться решить дело миром, пробудить в человеке человека – прежде чем суровая необходимость заставить уничтожить свирепых зверей. Вот что пишет о. Василий:

    Читать дальше
  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..