Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Январь
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

"ОНИ ТАК ВИДЯТ!"

"ОНИ ТАК ВИДЯТ!" Темы докладов на уфимском клубе интеллигенции УЛИСС становятся всё интереснее и интереснее. Например, писатель К.Андрианова рассказала с яркими примерами и иллюстрациями о том, какими уродами представляются русские на экране.На очередной встрече в рамках заседаний творческого объединения УЛИСС в Соборе русских Башкортостана состоялся увлекательный доклад редактора ТВ-программ Башкирского спутникового телевидения, поэтессы и публицистки Кристины Андриановой, посвященный теме кинематографических мемов западного кино.

Марку Твену принадлежит крылатая фраза: «Прежде всего нужны факты, а уж потом их можно перевирать». Именно таким принципом руководствуются деятели киноиндустрии стран Запада. Можно сказать, что западный кинематограф (в первую очередь Голливуд) – это машина для манипуляции общественным сознанием. Режиссеры и сценаристы заняты по-преимуществу созданием виртуального (читай – полностью вымышленного) мира, которым можно подменить мир реальный.

А всё началось с комиксов. Создание комиксов, по сути, это создание мира, которого нет. Комиксовую культуру, по мнению докладчицы, создали выходцы из Европы, прибывшие в Северную Америку и принесшие свою культуру, а точнее несколько различных культур или их обрывков. При этом шло смешивание разных мифологических систем (мифология и фольклор – основа любой культуры). В итоге получилось лоскутное одеяло культурных кодов и смыслов в рамках складывающейся американской нации.

К чему привела подобная культурная эклектика? К стереотипированию образов, к клишированию сюжетов.

Интересно сравнить традиционное российское (в прошлом советское) кино с американским. В кино мы сильны своей соборностью. Герои фильмов действуют, как правило, сообща, всем миром решая проблемы, побеждая врага и т. п. Примеры кинолент последних лет: «28 панфиловцев», «Прорыв», «Брестская крепость».

В Голливуде же (как в кино, так и в комиксах) трендовый мем – действует герой-одиночка, чаще всего супермен со сверхспособностями. Как уже говорилось, в сюжете таких фильмов/комиксов смешиваются различные мифологическо-фольклорные мотивы. Создаются разные вселенные (сеттинги) на основе компиляции множества различных сюжетов – из самых разных культур.

Интересно проследить историю создания кинематографических образов русских. Довоенное американское кино (1-я половина XX века) изображало наших соотечественников в основном в образе эмигрантов, аристократов (особенно женские персонажи). В послевоенных лентах русских показывают в основном в образе шпионов. Самый яркий пример – знаменитая бондиана.

Постепенно образы русских трансформируются (в 80-х годах) в брутально-недалеких персонажей: вышибала, боец, грубый мужик-увалень. В 90-е годы это плавно переходит в образы мафиози, бандитов, причем, поначалу это полные отморозки, сегодня же – олигархи, не менее жестокие и коварные.

Очень популярный стереотип – русский вроде неплохой парень, но полный… гм… чудак. К примеру – космонавт в шапке-ушанке, лупящий разводным ключом по дорогостоящей аппаратуре. То есть происходит самое настоящее опошление изначально нормального образа. И если русские на экране совершают героические поступки, всё равно они показываются ущербными.

Очень небрежно голливудские режиссеры и сценаристы относятся к географии стран СНГ и Восточной Европы. Перевираются слова языка, имена/фамилии, названия и, разумеется, сама история этих народов и стран. Так и с нынешним реалиями: кругом разруха, анархия, беспредел, а на Западе, прежде всего в США – «оплоте мира и демократии», всё тип-топ, ну, конечно, случаются всякие «башни-близнецы», но, как правило, с этим доблестные американские герои быстро справляются. Происходит подмена понятий: американская действительность показывается привлекательной, вся чужая – безобразной.

Присутствующие бурно обсуждали доклад – в чём-то соглашались, в чём-то нет. Главное, что не остались равнодушными.

Ренарт Шарипов напомнил, что комикс не совсем американское изобретение. Вообще его корни нужно искать в прошлых веках в Европе и России, где процветал лубок – предтеча комиксов. Другой вопрос, что у американцев комикс стал развиваться в сторону именно кинематографа и кинематографичности.

Следующая встреча намечена на 6 июня и будет посвящена теме развития литературы в эпоху интернета.

Эдуард БАЙКОВ; 18 мая 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше
  • …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ…

    …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ… «Можно изображать становление национальной буржуазии» – говорит герой новой книги «Волки из пепла» Александра Леонидова – «А можно национальной интеллигенции… Но когда это в одном лице – то смешно получается». И действительно, получилось смешно. Но не в том смысле, что получилось плохо, а в том, что всё произведение пронизано тонким и психологическим юмором, включило в себя сочное богатство народного анекдота, именно язык, а не сюжет анекдотической (в хорошем смысле слова) речи. Если говорить о сюжете, то действительно, персонаж не солгал: основное содержание – становление в РФ национальной буржуазии и национальной интеллигенции. Они метафизически противопоставляются космополитам и компрадорам во власти и быдловатой, худшей части народной толпы.

    Читать дальше
  • В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ"

    В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ" ​Вот представьте, что вы – производитель сковородок. Конкурентов у вас нет: продуманный протекционизм вытеснил с рынка иностранные сковородки. При этом зарплаты и пенсии в стране растут. И при этом повышать цены запрещено. Людям куда деваться? Они идут и покупают ваши сковородки. Чужих они купить не могут: чужих с рынка удалили. Не покупать – зачем тогда деньги? Продать им дороже твёрдой цены вы не имеете права. Таким образом, перекрывая все сливы капиталов (за границу, в спекуляцию и др.) вы канализируете энергию производительного труда в рост производства. Ваше производство сковородок растёт, предложение расширяется. Вы обновляете производственные фонды, обеспечиваете занятость на рынке труда, ищите новые технические решения, придумываете новые виды продуции...

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.