Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Август
пн вт ср чт пт сб вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

РАСПЫЛЕНИЕ ОРИЕНТИРОВ

РАСПЫЛЕНИЕ ОРИЕНТИРОВ ​Естественно, много и углубленно знакомлюсь с отзывами и рецензиями на мои работы. Они пугают меня не обилием ругани и неприятия – ибо это, напротив, отрадно: значит, люди читают и думают, а я совсем не против критики. Они пугают другим: принимаясь комментировать мои статьи, мыслящее меньшинство страны (которое и задаёт повестку мышления 99% большинству) в буквальном смысле, расползается, как гнилая ткань, во все стороны.

В огромной массе остро-критических рецензий я так и не смог выделить какого-либо типового направления или нескольких направлений. Каждый критик настолько индивидуален и самобытен, что его претензии и упрёки совсем не похожи на другие, а о «принципе партийности» не может быть и речи.

Поясню, что имею в виду: «принцип партийности» - это когда тот или иной автор осуждается не одиноким рецензентом, а определенным коллективом совместно. Автор, например, признаётся «антикоммунистом» и за то сообща осуждается всеми коммунистами, или либералом – за что коллективно осуждается всеми антиглобалистами, и т.п.

Обычно в нашей свободолюбивой стране интеллигенция принцип партийности мнения осуждала, а его практические проявления осмеивала, как стадность. Мол, возражай лично, а не от «группы товарищей» и т.д.

Однако социопсихические процессы «освободительных движений» последних полутора веков в России привели к тому, что вместе со «стадностью» пропала и концептуальная внятность, вменяемость, предметность.

Общество потеряло те ЕДИНЫЕ ВЕХИ, относительно которых оно осуждает или одобряет. Люди гомонят – в буквальном смысле слова – «кто в лес, кто по дрова». С точки зрения научной социопатологии мы вошли в стадию взаимного и перекрестного несогласия мнений.

Стало ясно, что происходит распыление (пульверизация) мыслительных ориентиров, при которой разные мыслящие индивиды не имеют даже некой грубой, приблизительной общности ценностей и представлений о мире. Хуже пульверизации эталонов ничего нет: это уже распад общества, как коллективно-мыслящего организма с нарастающими центробежными траекториями «бегунов-странников»[1].

Конечно, есть понятие оригинальности. Но есть и понятие «оригинальничания», при котором «критически мыслящая личность» не себя через протест выражает, а протест через себя. Непохожесть на других становится для такой «критически мыслящей личности» гораздо важнее идентичности с самим собой.

Каждый норовит выставить собственную теорию, пренебрегая предлагаемыми, что приводит к дроблению мотивационных центров.

Следствием этого является неспособность к мобилизации, согласованным действиям, неспособность из двух зол выбрать меньшее, попытки «противостоять всем злам сразу» с утратой приоритетности (когда главное от второстепенного уже не умеют отличить).

В сущности, следующая за этим процессом стадия – полный распад формальных институтов общества (в которые никто из бегунов-странников, в лучшем случае просто не верит, а в худшем – ненавидит их), превращение нации и государства в навоз для произрастания других культур и наций.

Никаких секретов или таинств успеха в жизни нет. Всякий успех приходит лишь к тому, кто научился действовать коллективно, и более сплочен со своим коллективом, чем его конкуренты.

Борьба, лежащая в основе соревнования наций, заключается в проверке на прочность СПОСОБНОСТИ К КОЛЛЕКТИВНОМУ ДЕЙСТВИЮ, коллективной реакции.

На практике это проявляется в скорости мобилизации группы по тому или иному вопросу. Кто быстрее соберётся на сигнал – тот по жизни и победитель. Кто промедлит бежать, выручать своих товарищей – тот сам останется без товарищей, когда ему потребуется помощь…

Вы ищите тайн успеха евреев, шотландских масонов (подмявших Англию), китайцев Юго-Восточной Азии, коммунистов-большевиков и т.п.? Да не нужно их искать – это тайна полишинеля, и она на поверхности.

Успех нации (или партии, группы, клана) – это повышенная сплочённость, повышенная скорость реагирования, повышенная способность к мобилизации.

Тот, кто в нужное время умеет МОМЕНТАЛЬНО собраться в нужной точке – будет в бою иметь перевес, даже если в целом он в меньшинстве.

Именно на этом, кстати, строилась стратегия генерала Брусилова во время знаменитого «брусиловского прорыва»: множеством точек прорыва по всему фронту он парализовал немецкую способность перебрасывать подавляющие резервы моментально к точке прорыва.

Немецкая армия, не имея в целом численного перевеса, за счет мобильности (высокая организованность плюс отличный транспорт) создать на ключевых направлениях подавляющий перевес своих сил. Только поэтому ей удавалось весь 1915 год бить русскую армию, и отражать её ответные удары.

Но ведь евреи (например) делают то же самое! Будучи меньшинством населения, они в момент решающего противостояния, за счет своей сверхмобильности, организуют на узком участке колоссальный перевес сил – и «берут сражение», торжествуют! Не так важна величина твоих сил – как важно их распределение, согласованность их действий.

Прямая противоположность согласованности действий (доходящей в крайних случаях до зомбированности, одержимости волей коллектива) – все эти наши многочисленные толки бегунства и странничества.


Пока человек кривляется, испражняясь тоннами оригинальности и личной самобытности, его страну, его землю, его жизнь – прибирают к рукам «серые и безликие пешки» хорошо организованных кланов.

Так догматическая неустойчивость приводит к социальной несостоятельности.

Если люди не верят в общие идеалы, значит, они и действовать коллективно не мотивированы. Один к попадье, другой за свиным хрящиком, а в итоге ударного кулака-то нет! Голыми руками бери, любой сплочённый враг…

В войне 1905 года с Японией Россия обладала подавляющим численным, техническим, финансовым, продовольственным и т.п. превосходством. Смешно звучит, но война 1905 года была единственной в истории России, к которой Россия подготовилась в материальном плане «на отлично», и не вела её с раздетыми, разутыми, плохо вооруженными и голодными. Но с первых же дней войны сразу же выявилась сплочённость (народ – как один человек) императорской Японии и разброд в революционной России. Этот фактор оказался в русско-японской войне решающим. Хотя солдатская масса и боготворила главкома Куропаткина, всё сделавшего для солдатского снабжения, ни одной победы в той войне Россия так и не одержала.

Вывод: если низы не верят в то, что их заставляют делать их верхи, если они имеют свои ориентиры (причем у каждого – свой отдельный ориентир) – то их будут страшно и жестоко бить конкуренты извне.

Разобщённым не помогут ни размеры страны, ни её богатства, ни суперсовременная техника – вообще ничего, если они «кто в лес, кто по дрова», и каждый имеет свою идеологическую программу.

Но именно это явление (пульверизацию мотиваций) я и обнаружил при обсуждении моих тезисов в интернете. Это, возможно, самая грозная опасность для России: если люди не могут договориться между собой, что считать идеалом – если НЕ УМЕЮТ СТАТЬ ЕДИНОВЕРЦАМИ ХОТЯ БЫ НА ВРЕМЯ ВОЙНЫ – то их ждет пульверизация территории, жизненных благ, прав и достижений, ресурсов и потенциала – словом, всего.

Вот это я прошу учесть. Не потому, конечно, что я обиделся на многочисленные отрицательные отзывы. А потому, что я опасаюсь удивительной бессистемности утверждаемого негатива. За ней – тьма небытия.

Помните.



[1] Бегуны-странники — одно из беспоповских направлений старообрядчества. В разных районах России именовались скрытниками, сопелковцами, подпольниками, голбешниками. Автором термин используется в переносном смысле, для обозначения гибрида предельного нонконформизма с предельной асоциальностью.

А. Леонидов-Филиппов.; 14 сентября 2015

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше
  • о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье

    о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье Василий Литвинов, священник Русской Православной Церкви, написал Открытое письмо к олигархам и всем деловым людям, всех людей считая братьями. Он просит все СМИ распространять это пастырское назидание, надеясь, что оно дойдёт до адресата. Будет принято или нет – другой вопрос. Но всегда лучше попытаться решить дело миром, пробудить в человеке человека – прежде чем суровая необходимость заставить уничтожить свирепых зверей. Вот что пишет о. Василий:

    Читать дальше
  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.