Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ОБЩЕЕ И ПРОЧЕЕ...

ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ОБЩЕЕ И ПРОЧЕЕ... ​Никто не может отрицать, что обобщение – высшая школа мышления. Обобщая, мы сводим множества к единству. Например (из простейшего): существует очень много самых разных униформ. Их шьют для той или иной профессии, они разного цвета, разного покроя… Но ведь есть же что-то, заставляющее всё это многообразие относить к слову «униформа»? Есть множество самых разных мундиров, пышных и скромных. Однако любой из мундиров – это унифицированная одежда со знаками отличия иерархической вертикали. Конечно, мундир на людоеде Бакассе отличается от мундира генерала Роммеля. Однако есть и те ОБЩИЕ черты, которые говорят нам: и то и это есть военный мундир.

Это всем понятно и азбучно. Но давайте подумаем дальше: а разве государство не имеет таких же общих черт со всеми другими государствами, как и мундир со всеми иными мундирами? Они, конечно, все разные, государства мира, но в чём-то они одинаковые, так ведь?

И далее: цивилизованные общества тоже имеют массу отличий друг от друга. В России мужик в юбке – это позор, а в Шотландии – нормально. В США нет короля, а в Англии – есть. Во Франции благословенных 70-х годов разрешена частная торговля, а в СССР – запрещена.

Различий много, но почему мы всё время зацикливаемся только на различиях? Почему мы не стремимся отыскать общее ядро цивилизации, объединяющее и русских, и шотландцев, и американцев, и англичан, и французов и австралийцев? И противопоставляющее их первобытным племенам дальних пустынь и глухих джунглей Амазонки...

+++

Никто не спорит, что история человечества переполнена капризами отдельно взятых вождей и правящих масонерий[1], которые валяют "специфически-своего дурака", вне контекста общего прогресса и вне общей логики истории.

Но нельзя же сводить всю историю к кривляниям доминирующих хищников!

Ведь есть электрификация всего человечества, смена парусников на теплоходы, телеграф, телефон, интернет, победы над прежде неизлечимыми болезнями! Есть как факт урбанизация, механизация, автоматизация, наука и образование, мировая культура и т.п.

И это такой же непреложный факт, как и то, что отдельные вожди и олигархии куражатся и паясничают каждый на свой манер! То есть человечество, как ни крути, сколько бы ни шарахалось из стороны в сторону, КРОМЕ ЭТОГО ещё и движется в общем для всех восходящем направлении.

В этом смысл придуманной мной (как название, а не как явление) ОТЦ (Общей Теории Цивилизации): отделить исторические гримасы от общеисторической логики прогресса, выделить те стороны и свойства систем, которые присущи ВСЕМ развивающимся, динамичным странам во все периоды.

+++

Как отличить гримасу истории конкретного "места-времени" от общего цивилизационного наследия?

Не так уж это трудно – если есть мозги.

То, что присуще только одной стране, одной эпохе, одному режиму, и не встречается в других – гримаса истории.

То, что сопровождает развитие (исторический взлёт) всех успешных государств во все эпохи, переходя из века в век как устойчивый атрибут – есть общее цивилизационное наследие человечества.

Этот метод ОТЦ (стирания случайных черт и удаления посторонних примесей) можно применить к любой стране в любое время. Например, есть советский атеизм, являющийся ярко выраженной гримасой истории, есть ещё ряд специфических черт, касающихся только советского уклада.

В то же время есть общие для любой власти дела, которыми занималась и советская власть тоже. Не потому, что она советская - а потому что она суверенная. Она занималась НЕОБХОДИМЫМ ФУНКЦИОНАЛОМ ВЛАСТИ - вместе со всеми другими представителями человеческой цивилизации, противостоящей дикости и варварству.

Письменность и грамотность, словесность – исключительно советская черта, или всё же общая ценность любой формы цивилизованного бытия? Медицина – это советское наследие, или же необходимая отрасль цивилизации, как таковой? Борьба с воровством, погромами и бандитизмом – только советская черта – или же всякая иная власть, претендующая на развитие, вынуждена этим заниматься?!

+++

У цивилизации, как у прерывистого (увы!) процесса духовного и технического возмужания человечества - два основных врага: незнание и частная выгода. Трудно сказать, какой из них опаснее - они неразрывно взаимосвязаны друг с другом, вытекают одно из другого, но имеют совершенно разные природы происхождения.

НЕЗНАНИЕ

Незнание - это незнание. Я не знаю, как построить трактор. Не потому что я кого-то хочу обделить, заставить пахать деревянной сохой и насмехаться над его лаптями! Просто я неумеха: и хотел бы добро сделать, да не знаю как. Если животное опирается на прирождённые инстинкты, которые всегда с ним, то человек - продукт сложного искусственного возделывания личности на ниве просвещения.

Человека нужно научить тому, что он от природы не умеет (бобры строят плотины по инстинкту, человека нужно обучать) - и (многие упускают этот важнейший аспект ОТЦ - "Общей Теории Цивилизации") мотивировать в нём желание заучивать всё это. Так, чтобы не только из-под палки он променял танцпол на читальный зал, но и внутреннюю какую-то мотивацию на такой размен имел!

Потому что если только из-под палки, то вскоре не останется энтузиастов этой палки, культура умрёт, не встречая внутренних мотиваций человека хранить и развивать её. Это важнейший вопрос соотношения веры (мотивации познавать) и науки (технической стороны познания).

Вопрос ведь не только в том, есть у меня учебник электротехники, или нет! Ну, допустим, есть, предки позаботились, написали его, издали, мне на стол положили. Но ведь этого мало. Вопрос в том, захочу ли я его читать? И если даже стану читать, побуждаемый смутным желанием сохранить достижения предков - где гарантия, что не возникнет ситуация "смотрит в книгу - видит фигу"?

Сказать, что трагедия советского общества в 90-х годах вырастает из его безверия - правильные, но общие слова. Их нужно аналитически вскрыть, показав, что у осознающего себя биологически-локальной, случайно возникшей, и безвозвратно исчезающей особью человека нет мотивации хранить преемственность макропроектам.

Всё есть, всё под рукой - и оружие лучшее в мире, и образование лучшее в мире... А в итоге развал без единого выстрела и полное, доходящее до идиотизма, непонимание (нежелание понимать) происходящих глобальных процессов! Мало дать человеку возможность (плоды науки); нужно ещё дать ему желание (а это уже - продукт религии).

ЧАСТНАЯ ВЫГОДА

Частная выгода, и отражающая её частная собственность - вечный враг цивилизации. Все институты цивилизации носят обобщающий и обобществляющий характер. Возьмём ли мы государство или законность, культуру или науку - все они выстроены на приоритете общего над частным.

Частная выгода в корне отличается от незнания (хотя активно его использует): она всё знает, всё понимает, и делает цивилизации вопреки, потому что на весах интересов "Я<=> Цивилизация" личная чаша перевешивает.

-Ну и пусть всем будет плохо, зато мне будет хорошо!

Выкорчевать такую позицию до конца цивилизация не может; смириться с ней тоже не может, потому что тогда кончится, сменившись доисторическими разборками зверолюдей.

+++

Попытки примирить блага цивилизации и личный эгоизм - породили рабовладение и колониализм. Смысл угнетательского общества очень простой:

-Мне нужны плоды труда; но мне ненавистен сам труд. Поэтому плоды мне, а труд - рабу!

Такая позиция - основа основ того антикоммунизма (коммуна = община) и антисоциализма (социум=общество), который мы встречаем в истории с самых древних её эпох. Человек понимает, в принципе, что не обрабатывать поле = голодать. Поэтому он хочет, чтобы поле обрабатывалось. Он обеими руками за продукт труда. Но он не хочет сам обрабатывать поле. Бегать с дубиной по дикой саванне, как его далёкий косматый предок - тоже не хочет.

Как примирить два нежелания - нежелание обрабатывать поле и нежелание, чтобы оно осталось необработанным? Очевидно, только одним путём: взвалив обработку на других людей, но приватизировав плоды их труда...

Если кто-то думает, что "десоветизация" - продукт ХХ века, то он сильно заблуждается. Десоветизация - ровесник цивилизации. Это сплав двух духовных металлов (образующийся, кстати, естественным путём в душе всякого недоросля) - потребительской алчности и животной свободы.

-Хочу потреблять много, всё самое лучшее - но хочу, чтобы это давалось легко...

Не всякий понимает, что руководствуется именно этим, человеку свойственно себя обманывать хитрыми психологическими трюизмами, но в основе - именно это двуединое начало. Когда дворянин не хочет служить в армии, но хочет при этом оставаться помещиком, то он из аристократа (меченосца-защитника) перерождается в паразита ("Указ о вольности дворянства", и т.п.).

+++

Суверенная власть (всякая, если суверенна) - борется (и обречена бороться) с частной выгодой и частной собственностью. Она не может позволить, чтобы страну, единое культурное и административное пространство - растащили приватизаторы.

Колониальная власть - антипод суверенной. Она как раз и создана, чтобы растаскивать колониальную территорию, экспортируя хищность частных собственников за океан из метрополии. Чтобы хищник не разбойничал возле дома - ему дают заморскую площадку для разбоя. При этом связь рабовладения и колониализма - железна и нерушима: это рабство человека и рабство целого народа, территории.

Колониальное порабощение народов мира – всего лишь экспорт формулы угнетательского общества на другие континенты. Выстраивая счастье на чужой беде, гробовщик жаждет повышения смертности в своём городке, а европеец – обнищания Африки. Нация угнетает нацию так же, как хозяин фабрики угнетает наёмного работника. Уровни и масштабы, конечно, разные, но принцип один: обогащение одного неразрывно связано с обнищанием другого.

+++

Человек, который в рыночном обществе (не только капиталистическом) стремится к обогащению – вынужден и обречён искать истощаемые лимитрофы своей удачи, те системы-доноры, которые будут хиреть и гибнуть, пока он, как клоп, наливается их кровью.

Из природы колониального угнетения происходили смысл и суть антиколониальной освободительной борьбы народов. Это была борьба не против цивилизации, а против недопуска в цивилизацию.

Существовал (и существует) у народов мира вполне ясный и чёткий «список обделённости» - тех прав и возможностей, которыми колонизаторы сами пользуются, а колонизированным не дают. Антиколониальная борьба требует равенства условий и возможностей, равного допуска ко всему наследию цивилизации, чтобы колонизаторы на чужом горбу в рай не ездили.

Главная черта колонии – правовая неполноценность, отсутствие у жителей прав граждан той страны, которой колония принадлежит. В метрополии и колонии разные законы. То, что можно представителю господствующей нации – запрещено и закрыто для представителя порабощённой нации.

+++

Суть же такова: или люди делают что-то ВМЕСТЕ - взаимно ограничивая друг друга в возможностях произвола и обогащения. Или же они давят, пожирают друг друга. Во втором случае они уже не могут делать что-то "вместе", у них возникает антагонизм интересов: всё, что хорошо для одних, для других плохо, и наоборот.

Всякая суверенная власть обязана последовать строкам царского гимна, которым царизм, к сожалению, не последовал на практике:

Гордых смирителю:
Слабых хранителю,
Всех утешителю -
Всё ниспошли!
...
Царство ей стройное,
В силе спокойное, -
Все ж недостойное,
Прочь отжени!
...
К благу стремление,
В счастье смирение,
В скорби терпение
Дай на земли!


Хоть царизм и не последовал собственной идеологии на практике (за что и страшно расплатился) - этот текст, в авторстве гениального поэта (В. Жуковского, при участии А.С. Пушкина), я считаю образным кратким изложением Общей Теории Цивилизации.

Красной нитью проходит мотив подавления ЧАСТНОЙ ВЫГОДЫ: гордных должно смирять, слабых - защищать от сильных, сохранять стройность рядов и спокойствие силы, стремиться к благу - терпеливо деля со своей державой её горести, скорби, с благодарностью принимая счастье (смирение)...

Лучшее, что было в советском периоде - парадоксальным образом изложено в царском гимне. Что и говорит: гримасы истории приходят и уходят, а смысловое ядро цивилизации - пребывает во всех её эпохах.

Это единое для всех периодов истории смысловое ядро - и есть Общая Теория Цивилизации!



[1] Масонерия – авторский термин, имеющий целью обозначить правящий заговор, действующий сверх формальных законов общества, сосредоточивший в своих руках все финансовые, карьерные, информационные потоки, являющийся вышестоящей разрешительной инстанцией для формально-конституционных властей (КПСС для советской власти до брежневской конституции, впервые легализовавшей статус правящей партии, «100 семейств» для американской системы, Бильдербергский клуб для европейских номинальных правительств и т.п.)



Александр Леонидов; 23 августа 2018

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ...

    ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ... Можно спорить о художественных достоинствах или философских идеях романа «Апологет» А. Леонидова, на днях опубликованного замечательным издательством «День Литературы»[1]. Об одном спорить не приходится: с такой стороны революцию и советский строй ещё никто не осмыслял! Ни сторонники, ни противники таким образом её не рассматривали, факт. Остальное – спорно. Как, в общем-то и должно быть с художественным произведением, главное требование к которому во все времена – свежесть и оригинальность. И это есть…

    Читать дальше
  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше
  • о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье

    о. Василий (Литвинов): ​Слово о счастье Василий Литвинов, священник Русской Православной Церкви, написал Открытое письмо к олигархам и всем деловым людям, всех людей считая братьями. Он просит все СМИ распространять это пастырское назидание, надеясь, что оно дойдёт до адресата. Будет принято или нет – другой вопрос. Но всегда лучше попытаться решить дело миром, пробудить в человеке человека – прежде чем суровая необходимость заставить уничтожить свирепых зверей. Вот что пишет о. Василий:

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.