Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Ноябрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

​Эгоизм индивидуальный, корпоративный, национальный и общечеловеческий

​Эгоизм индивидуальный, корпоративный, национальный и общечеловеческий Эпоху, в которую мы живем, называют по-разному. Все же, думаю, правильнее всего согласиться с теми, кто окрестил ее предапокалиптической. То, что по расчетам футурологов, наша цивилизация должна прекратить свое существование к середине XXI века, было определено еще в 50-е годы прошлого столетия. Современные ученые утвердились в этом мнении с еще большими основаниями и таких ученых стало значительно больше. Каковы же причины того, что человечество приговорило само себя? Их несколько, но одной из главных является человеческий эгоизм. Конечно, не все с этим согласятся.. Дескать, не все люди такие уж отпетые эгоисты. Да и животные в этом качестве нам нисколько не уступают. Зачем же напраслину возводить?

Да, не все люди эгоисты, однако же большинство, которое все и решает. Хотелось бы альтруистам изменить мир в лучшую сторону, да силенок не хватает.

А вот в отношении животных дело обстоит несколько иначе. Конечно, каждая особь наделена инстинктом самосохранения и всегда думает о себе. Однако в животном мире действуют строгие законы, в том числе жесткие табу, через которые они не в состоянии переступить. И это табу нередко вступает в противоречие с упомянутым могучим инстинктом. Приведу несколько примеров.

Когда волки окружают стадо бизонов, последние встают в круг, в центре которого размещают молодняк и самок, а самцы снаружи принимают огонь на себя. Разве при этом самцы не думают о собственной безопасности? Думают, на закон стада заставляет их в первую очередь защищать потомство.

Когда два оленя сражаются за право быть вожаком стада, они могут элементарно вспороть рогами друг другу животы. Однако они этого не делают, ибо табу запрещает.

Известно много случаев взаимопомощи у животных. Дельфины выталкивают новорожденного на поверхность, что бы он не захлебнулся, до тех пор, пока он не научится выныривать за глотком воздуха самостоятельно. Родственные отношения здесь роли не играют.

Вороны кормят выпавшего из гнезда птенца. В родственных связях они могут не состоять.

Животные, принадлежащие одному стаду или стае, никогда и ни при каких обстоятельствах не могут ослушаться вожака, хотя это может противоречить их интересам.

В сообществах животных имеет место строгое распределение ролей и жесткая иерархия. Все живут по строго заведенному порядку.

«Ну и что, - опять кто-нибудь возразит, - разве среди людей нет того же?»

Есть, но есть и принципиальная разница. Она в том, что порядок и закон в среде животных имеют характер безусловного императива. Чтобы кто-то нарушил заведенный порядок — такого практически не бывает, это просто нонсенс. Если в сообществе животных появляется психически нездоровая особь, которая ведет себя не по правилам, на нее набрасывается все стадо. Ее изгоняют, а могут и забить до смерти.

Среди людей все совершенно иначе. Здесь кто-то считает своим долгом соблюдать общие законы, а кто-то не считает. А кто-то даже полагает себя выше законов.

Люди ставят себе в достоинство свободу выбора. Дескать, это одна из главных причин нашего превосходства над всеми животными. Однако человеческая свобода выбора очень часто приводит к неправильным решениям. Отсюда вопрос: а нужна ли она, если причиняет вред как отдельным индивидам, так и обществу в целом?

Многие предпочитают личные интересы общественным. Изобретена либеральная философия, пытающаяся доказать, что личные интересы выше общественных и государственных. И эта, разрушающая общество философия, преобладает в современном мире. Вот такого в среде животных — мире природы — не может быть никогда.

Наукой доказано, что самыми эффективными сообществами на Земле являются: пчелиный улей, муравейник и термитник, а вовсе не человеческое общество. Спрашивается, как же так, ведь у этих насекомых нет ничего, кроме мускульной силы, ни техники, ни технологий? А очень просто — зато у них есть железная организация, в которой каждый неукоснительно выполняет свою роль.

Есть ли в человеческом обществе подобная организация? Да, но чаще всего среди творческих коллективов и спортивных клубов, которые в таких случаях добиваются больших успехов. Случались в истории и политические организации, которые тоже добивались больших успехов, но терпели крах в связи с нарушениями каких-то фундаментальных законов бытия.

Все же железные организации в человеческой среде недолговечны. Их начинают раскачивать изнутри и извне чьи-то личные интересы или очень распространенная среди людей зависть. Кто-то не хочет подчиняться заведенному порядку, кто-то пытается утвердить свои, кто-то наверху считает, что этих выскочек пора задвинуть и т. д. Когда критическая масса доходит до определенной величины, образцовая организация прекращает существование. Человеческие пороки побеждают и побеждают неизменно.

В отличии от животных сообществ, человеческое — это лебедь, рак и щука. Руководство страны с помощью законов и силовых структур как-то пытается направить его в единое русло, но чаще всего неудачно. Нередко бывает и так, что само руководство являет собой одного из персонажей этой басни и отнюдь не лебедя.

Эгоизм отдельных индивидов очень часто мешает целостности семьи. Семьи либо распадаются, либо живут плохо, без душевного согласия, что крайне негативно сказывается на подрастающем поколении.

Индивидуальный и семейный эгоизм отрицательно влияют на общество. По большому счету, единым целым человеческое общество не бывает. У животных же оно едино всегда.

Глубоко засев в суть человека, эгоизм распространяется вглубь и вширь. Возникает государственный эгоизм. Тут примеров масса. США — главный эгоист современного мира. Не лучший образец представляют и нынешние Китай и Россия. Да и вообще, государства — не эгоисты нужно поискать.

Существует и еще более глобальный эгоизм — общечеловеческий. Это когда вся наша планета объявляется собственностью людей, а все животные и растения — биологическими ресурсами или объектами на потеху «покорителям» природы. Без всякого зазрения совести человек истребил многие виды животных и о них сохранились только рисунки и описания. Между тем, согласно заключения экологов, каждый биологический вид уникален и необходим биосфере.

Благодаря человеческому эгоизму многие леса планеты превратились в пустыни, а водоемы и атмосфера — в место выброса отходов производства и жизнедеятельности. Планета в целом стремительно превращается в безжизненную свалку.

Эгоизм приводит к тому, что люди травят не только окружающую среду, но и самих себя. Ради быстрой прибыли производят вредные продукты питания и бесполезные лекарства, вредные стройматериалы, одежду, обувь и мебель.

Эгоизм — причина всех войн. Для эгоиста нет ничего важнее его интересов. Так войны и возникают — один правитель захотел что-то от другого, а тот не согласился, в ход пошла грубая сила.

Когда многочисленные эгоизмы — индивидуальные, семейные, корпоративные, национальные и общечеловеческие — веками и тысячелетиями расшатывают нашу планету, они в конце концов ее угробят. И произойдет это, как уже отмечалось, не позднее середины текущего столетия.

Известно, что человек существо общественное и формой его существования является государство. Оно по сути представляет из себя социальную систему. И надо сказать, система эта, опять же в сравнении с сообществами животных, весьма и весьма несовершенна. В ней всегда присутствуют элементы, ее же и расшатывающие.

Очевидно, если мы не хотим, чтобы наши дети и внуки отправились скопом в тартарары, нужно менять систему. Как это можно сделать, описано в статье «Общечеловеческая идеология и образцовое государство».

Игорь Вайсман, Уфа; 15 июля 2019

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • Наш сайт (ЭиМ) глушат!

    Наш сайт (ЭиМ) глушат! Одно дело - слышать про такое со стороны. Другое - лично столкнуться.В РФ начиная с 30 сентября сего года неизвестными лицами произведено техническое веерное отключение сайта ЭиМ, который для большинства пользователей вдруг стал "недоступным". У нас он работает, как ни в чём не бывало, но мы - в локальном пузыре, а с мест сообщают, что сайт нигде не открывается.

    Читать дальше
  • ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ...

    ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ... Можно спорить о художественных достоинствах или философских идеях романа «Апологет» А. Леонидова, на днях опубликованного замечательным издательством «День Литературы»[1]. Об одном спорить не приходится: с такой стороны революцию и советский строй ещё никто не осмыслял! Ни сторонники, ни противники таким образом её не рассматривали, факт. Остальное – спорно. Как, в общем-то и должно быть с художественным произведением, главное требование к которому во все времена – свежесть и оригинальность. И это есть…

    Читать дальше
  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.